СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истокам» составлена на основании:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)

2. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

3. Авторской программы по истокам А.М.Камкина, И.А.Кузьмина Программа учебного курса «Истоки»(1-4 классы) Истоковедение. Том 1. Издание 3-е, дополненное, 2010, Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2009.

4. Образовательной программы МБОУ «Средняя школа №83»

5. Учебного плана МБОУ «Средняя школа №83»

6. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Средняя школа №83»

Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом и, в особенности, для педагогической деятельности.

Вокруг нас так много прекрасного! Но в нашем современном обществе людей с малых лет окружает всё больше безнравственных, аморальных, безобразных вещей. Научить детей отличить одно от другого, сохранять и создавать первое, бороться со вторым – одна из основных задач всей воспитательной работы. Одним из главных решений этой задачи является создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.


Перспективность планируемой работы:

  1. Продолжение работы по созданию условий развития духовно-нравственных ценностей младших школьников.

  2. Воспитание чувства патриотизма через  разнообразные формы внеурочной деятельности с использованием устного народного творчества.

  3. Приобщение учащихся к таланту и мастерству предков, формирование бережного и уважительного отношения ко всему тому, что они создали.

  4. Пробуждение интереса и уважения к семейным традициям и ценностям через разные формы работы с семьёй.

Цель: введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.



Задачи:

- подведение учащихся к пониманию сути Истоков;

- развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);

– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, духовного опыта ребёнка;

– присоединение семьи к школе;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, духовного опыта ребенка;

– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации

Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда раз вития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Возраст детей: с 7 лет.

Режим занятий:

Занятия проходят 1 раз в неделю по 35 минут (32 часа)

Формы и методы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.





Планируемые результаты освоения основной образовательной программы. 

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

- овладение  предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;

-   приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие управленческих способностей;

- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;

- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;

- создание условий для  успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» (целенаправленное и последовательное освоение программы, рассчитанной на 4 года начальной школы)  и основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Тематическое планирование:

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану/по факту


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1


МИР

(8 часов)

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.

Родители. Мама. Папа. Сер­дечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.


1



МИР И ЛАД.

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.


1



ИСТОКИ И ШКОЛА.

Истоки глазами детей. Рождественский дар.


1



ИСТОКИ И РАДУГА.

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.


1



СКАЗКИ ПУШКИНА.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.


1



РОДНОЙ КРАЙ.

Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.


1



ЩИТ И ГЕРБ.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.


1



ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

1


СЛОВО

(8 часов)

СЛОВО.

Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.


1



ВЕСНА И СЛОВО.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.


1



ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Груд и подвиг. Святое Слово.


1



СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ.

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.


1



ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.


1



СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.


1



АЛЕША ПОПОВИЧ.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.


1



ЧАША ЖИЗНИ.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.


1


ОБРАЗ

(8 часов)

РОДНИК.

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.


2



ОБРАЗ РОДИНЫ.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.


2



ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА.

Святой Александр Невский - сол­нце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.


2



ОБРАЗ ПРАЗДНИКА.

День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

2


КНИГА

(8 часов)

КНИГА.

Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.


2



КНИГА КНИГ.

Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объ­яснению книг в семью - библиотеку.


2



ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ.

Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.


2



ПЕРВАЯ КНИГА. Мир книги.

Первая книга соединяет труд семьи и школы.


2




Содержание программы



Программа курса «Азбука истоков» охватывает период обучения в 1 классе, рассчитана на 32 часа. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.

В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».

Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих.

Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию курса, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической, социально-правовой и другими надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.

Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.

Начинает первый класс раздел «Мир», который помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры нашего города, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта.

Раздел «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по разделу «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы.

Третий раздел первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным (без-образным). Раздел наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».

Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертый раздел позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.

Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической и культурно-исторической содержательным линиям в единстве и целостности их взаимосвязей с другими линиями.



Формы контроля:

Входной, текущий, тематический, итоговый.

Методы контроля:

  1. наблюдение,

  2. анкетирование,

  3. интервью,

  4. диагностика «Уровень воспитанности младших школьников»,

  5. диагностика сферы познавательных интересов учащихся,

  6. диагностика школьной мотивации.

Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Дополнительная литература:

Методические пособия:



Автор, издание

1

Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Азбука Истоков «Золотое сердечко» 1 класс. Учебное пособие

2

Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина

3

О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте».

1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка







Цифровые образовательные ресурсы:

Электронное пособие «Азбука Истоков. 1-3 класс»,которое является цифровым образовательным ресурсом, было создано как дополнением к бумажным учебникам.

Главной целью пособия является обеспечение освоения знаний, составляющих основу для формирования духовно-нравственной и социокультурной российских традиций.

Кроме этого, применение цифрового ресурса способствует не только развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, но и овладению умениями работать с различными видами информации с помощью ИКТ, и организации педагогом собственной информационной деятельности, тем самым сформировать навыки

применения средств ИКТ в учебной деятельности.

Содержание диска не только поддерживает учебники, но и предоставляет в распоряжение педагогов и обучающихся необходимую им электронную поддержку, что позволяет реализовывать личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании.


Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!