СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности учителя русского языка в 5 классе. Направлена  на подготовку учащихся с ОВЗ к сдаче ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38 г. Шахты»


рассмотрено

Руководитель МО

________/ /

Протокол №

от « » августа 2019 г.

согласовано


«___»_____________ 2016 г.

утверждаю

Заместитель директора по ВР

____________/Е.В. Сазонова/


Приказ № _________ от

«___»_____________ 2016г.







ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Говорим и пишем правильно»

(для обучающихся с задержкой психического развития)

5-Г класс











Составил: А.В. Белогура

учитель русского языка и

литературы







г.Шахты 2019

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа является модифицированной. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общеинтеллектуального направления.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает создание условий для расширения языкового кругозора и развития мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от урочных занятий русского языка внеурочные занятия направлены на углубленное изучение данного предмета в разделах: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика».

Данная программа актуальна, так как соответствует Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, предполагает решение некоторых проблем, связанных с изучением русского языка: прививать любовь к слову, к языку, совершенствовать уровень владения устной и письменной речью.

Цель:

- создание условий для развития личности;

- создание основ творческого потенциала обучающихся.





Задачи:

- развитие познавательного интереса к изучению русского языка;

- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;

- формирование способности к организации деятельности и управления ею;

- формирование умения решать творческие задачи;

- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

В организации внеурочной деятельности в рамках реализации данной программы предпочтение отдается практической направленности, творческим работам, игровым элементам, применениию информационных комммуникационных технологий.

Формы проведения занятий:

  • лекции учителя и интерактивные лекции;

  • практические занятия с применением игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей и т.п.

  • анализ текстов произведений литературы и фольклора;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов и т.п.

В каждом занятии прослеживаются три направления деятельности:

  1. игровая;

  2. теоретическая;

  3. практическая.







Основные методы и технологии:

  • технология развивающего обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • проектная деятельность.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Срок реализации: 1 год

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 34 часа







































Результаты освоения курса внеурочной деятельности

2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3) достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;


Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) опознавание и анализ основных единиц языка;







Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (4 ч)

Тема 1.1. Язык и речь – чудо из чудес.

Тема 1.2. Слышится и пишется.

Тема 1.3. «Пульс» в слове. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говори – сеет, кто слушает – собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.



Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (5 ч)

Тема 2.1. «Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Строение слога.

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4. «Чужие» слова.

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.



Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит.

Тема3.2. Приятное соседство звуков.

Тема3.3. «Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (4 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (8ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема 5.2 Стойкость существительных

Тема 5.3Всего полно: чулочки-носочки (категория числа)

Тема 5.4 Живость глагола

Тема 5.5 Цветные сны. Глаголы звуков и цветов

Тема 5.6 Преданность прилагательных.

Тема 5.7 Прилагательные-эпитеты

Тема 5.8 Грамматике учиться всегда пригодится.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.(4 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Тема 6.3 Поведение человека и культура общения.

Тема 6.4 Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающие занятия. (2ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Тема 7.2 «По силе разума»

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

На занятиях проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.



Формы организации и виды деятельности

  1. по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  2. по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

  3. по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная.

Программа рассчитана на обучающихся 5 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 34 ч.

Тематическое планирование

Учебно – тематический план№ занятия

№ занятия по теме

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

1

Организационное занятие



Раздел 1. Секреты устной речи. (Фонетика.Интонация.)

2

1

Язык и речь – чудо из чудес.




3

2

Слышится и пишется.




4

3

«Пульс» в слове. Какова роль интонации в устной речи



5

4

Обобщающее занятие «Кто говори – сеет, кто слушает – собирает»




Раздел 2. Загадки русского словообразования.


6

1

«Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова.




7

2

Строение слога.



8

3

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова




9

4

«Чужие» слова



10

5

Сказочные превращения.




Раздел 3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

11

1

Зачем нужно знать алфавит



12

2

Приятное соседство звуков.




13

3

«Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания




14

4

Не пером пишут – умом. Тайны письма.



15

5

Бенефис знаний.



Раздел 4. Тайны русского слова. (Лексика.Фразеология)

16

1

На какие группы делится словарный состав русского языка




17

2

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.




18

3

О чём рассказывают фразеологизмы



19

4

Фразеология в художественных произведениях.



Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология.Синтаксис.)

20

1

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.



21

2

Стойкость существительных




22

3

Всего полно: чулочки-носочки (категория числа)



23

4

Живость глагола




24

5

Цветные сны. Глаголы звуков и цветов



25

6

Преданность прилагательных.




27

7

Прилагательные-эпитеты



28

8

Грамматике учиться всегда пригодится.



Раздел 6. Речевой этикет.


29

1

Правила речевого этикета.




30

2

Формулы речевого этикета.




31

3

Поведение человека и культура общения.



32

4

Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.




Раздел 7. Обобщающие занятия.


34

1

Аукцион знаний.




34

2

«По силе разума»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!