Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Протокол заседания методического совета МБОУ Новониколаевской сош от 28 августа 2019 года № 1 _______________ Качура Н.Н. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________ Гладких Т.В.. подпись Ф.И.О. 29 августа 2019 года дата | «Утверждаю» Приказ от 30.08.2019 № 183 И.о. Директора МБОУ Новониколаевской сош _____________Н.В. Мышак М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Направление: духовно-нравственное
9 класс (ФГОС ООО)
Составитель:
Учитель технологии
Мышак Руслан Павлович
2019-2020 уч.год
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Волонтёрское движение»
Раздел 1. Пояснительная записка
В контексте реализации стандартов нового поколения существует потребность в развитии различных направлений нравственного воспитания, в том числе и социализация личности. На сегодняшний день актуальным становится развитие волонтерского движения, т.к. решать проблемы снижения уровня воспитанности детей, утраты любви к человеку и равнодушия, проблемы асоциального образа жизни подростка и употребления им наркотических веществ, проблема алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИДа среди молодежи только силами кадров специализированных учреждений практически невозможно. В связи с этим возникает потребность привлечения к этой работе широких слоев общественности. Одним из направлений профилактической работы является подготовка волонтеров – лиц, имеющих активную жизненную позицию, умеющих взаимодействовать и включаться в проект, получать и передавать информацию.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волонтёрское движение» составлена с учетом:
- Учебного плана МБОУ Новониколаевской сош
- Федерального образовательного стандарта основного общего образования;
Цель программы:
Развитие нового направления внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, формирование личностных и коммуникативных качеств.
Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Организация занятости детей для развития их самостоятельной, познавательной, социально-значимой деятельности.
Создание условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.
Создание условий для развития и реализации организаторского, творческого и интеллектуального потенциала социально-активных подростков.
Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Снижение уровня социальной напряженности учащихся, благодаря получению позитивных эмоций при участии в мероприятиях кружка.
Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.
Овладение универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением программы внеурочной деятельности предусматривает решение следующих основных задач:
Наполнение досуга детей содержанием, имеющим социально- общественный характер.
Разработка плана и определение деятельности волонтера.
Создание условий для развития коммуникативных навыков у подростков, навыков в организации содержательного досуга.
Формирование лидерской компетентности.
Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Привлечение общественного внимания к социально значимым проблемам.
Обучение навыкам проведения профилактической работы в молодежной среде.
Вовлекать учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды.
Развитие позитивной мотивации подростков и молодежи к ведению здорового образа жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.).
Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
Повышения уровня информированности молодежи о наркомании, табакокурении, алкоголизме и ВИЧ/СПИДе.
Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни.
Программа «Волонтёрское движение» создана для обучающихся 9 классов. На реализацию программы учебный план образовательного учреждения выделяет 35 часов. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю и делятся на теоретические и практические. Практические занятия проводится в форме игр, в работе с населением, экологические десанты и другие.
К основным направлениям работы относятся:
Валеологическое (пропаганда здорового образа жизни).
Профилактическое (профилактика употребления психоактивных веществ подростками и молодежью)
Досуговое (организация полноценного досуга подростков и молодежи).
«Милосердие» (оказание адресной помощи детям из неблагополучных семей, инвалидам и участникам ВОВ )
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования.
При организации внеурочной деятельности используются несистемные занятия (тематические) на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя.
Несистемные занятия реализуются в рамках плана (воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы).
В данных занятиях отсутствует расписание занятий внеурочной деятельности, так как проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений плана внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с группой учащихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.
Несистемный (тематический) курс «Волонтерское движение» разработан из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности.
Образовательная нагрузка несистемного (тематического) курса «Всем обо всем» распределяется в рамках четвертей. Для оптимизации занятий внеурочной деятельности и с учётом требований норм СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» эти занятия отсутствуют в сетке расписания занятий внеурочной деятельности. В журнале указывается количество часов, затраченных на проведение каждого занятия.
Раздел 2. Содержание учебного курса «Волонтёрское движение»
Основы добровольческой деятельности
Организационное заседание «Мы волонтёры». Значение волонтёрского движения. «Кто такие волонтеры?» Возникновение и развитие волонтёрского движения. Мифы о волонтёрстве. Кодекс волонтёров. Составление плана работы. Распределение поручений. Международное добровольчество. Деятельность основных международных волонтёрских программ.
Школа волонтёра
Тренинг: «Я и команда». Беседа «Граница между добром и злом». Задушевный разговор, невыдуманные рассказы «Что такое делать добро?».Круглый стол «Долг и совесть». Творческая игра «Послание человечеству».
Все различны – все равны
Специфика добровольческой помощи пожилым людям. Подготовка к Дню пожилого человека Изготовление открыток для педагогов –пенсионеров с Днём пожилого человека. Поздравление педагогов-пенсионеров с Днём пожилого человека. Изготовление поздравительных буклетов ко Дню Учителя. Обсуждение актуальных социальных проблем современного общества. Беседа: «На свете нет чужих детей». Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями. Толерантность.Тренинг по развитию толерантности: «Основы успешных коммуникаций».Изготовление буклета «Толерантное отношение к детям-инвалидам». День служения добру. Акция «День добра – поделись улыбкою своей» (распространение смайликов). Донорство. Знакомство со службой крови в России и за рубежом. Круглый стол «Что я знаю о донорстве».Акции: «Будем милосердны к старости». Оказание помощи одиноким пенсионерам, ветеранам труда. «Поздравление» ко Дню Учителя. «Крик души». Обращение детей к родителям, злоупотребляющих алкоголь. Выпуск листовок. «Круговая порука добра» (сбор гуманитарной помощи детям из многодетных, малообеспеченных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию). «Нуждающимся детям – мою игрушку».
Основы безопасности
Школьнику об электробезопасности. Создание презентации. Профилактика безопасного поведения с огнем «С огнем шутить нельзя!»(выпуск листовок).
Составление листовок на тему: «Знай и непременно соблюдай правила дорожного движения». Акция распространение листовок на тему: «Знай и непременно соблюдай правила дорожного движения».
Формирование здорового образа жизни
Дискуссия «Мы за здоровый образ жизни». Агитбригада «Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и нравственных ценностей. Выпуск листовок.
Фотоконкурс «Мы и наше здоровье». Выставка. Беседа « Полезные и вредные привычки». Анкетирование в 5 – 6 классах по теме: «Вредные привычки», «Что я знаю о наркотиках». Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья». Акция против табакокурения «Брось сигарету – получи конфету». Употребление алкоголя – опасная болезнь. Причины и последствия употребления наркотических веществ. Выпуск листовок «Мы против наркотиков!». Создание презентации «Твой выбор». Спид – чума ХХ века. Информационный семинар «Работа волонтеров в области профилактики ВИЧ/СПИДА среди молодежи». Подготовка к Всемирному Дню против СПИДа. Выпуск листовок «Жизнь ради жизни». Акция «Красная лента», посвященная всемирному Дню против СПИДа.
Экологический дозор
Я люблю свой город! Создание рисунков, презентаций «Мой город».
Создание проекта «Мой город в будущем». Разработка социальной рекламы «Чистый город – наше будущее». Выход в город. Акции «Очистим наш город», «Дом, в котором я живу» (благоустройство дворов), «Береги природу!» Конкурс рисунков
Мы помним
Сбор информации о тружениках тыла. Посещение пожилых людей тружеников тыла, ветеранов. Календарь Победы, подготовка к 9 Мая
Акция «Бессмертный полк» годовщина Победы. Трудовой десант «Ветеран живёт рядом» (оказание адресной помощи)
Подведение итогов работы.
Раздел 3. Планируемые результаты внеурочной деятельности «Волонтёрское движение»
Личностные результаты освоения программы «Волонтёрское движение»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
Метапредметные результаты освоения программы «Волонтёрское движение»:
умение структурировать материал;
умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
умение организовывать волонтёрскую деятельность;
способность оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
умение строить сообщение исследовательского характера в устной форме;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал;
Обучающиеся должны научиться:
владеть знаниями о ЗОЖ; формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
стремиться быть более ответственными, адаптированными к формированию к здоровой, нравственной личности;
формировать у сверстников чувства нужности в этом непростом мире, нравственных качеств и чувства патриотизма.
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для создания творческих работ, проектов, организации дискуссий;
вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
уметь аргументировано отстаивать свою позицию;
уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах;
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
Активность участия.
Умение спланировать работу.
Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе.
Самостоятельность.
Раздел 4 Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов |
теория | практика |
1 | Основы добровольческой деятельности | 2 | 2 | |
2 | Школа волонтёра | 3 | 2 | 1 |
3 | Все различны – все равны | 12 | 3 | 9 |
4 | Основы безопасности | 3 | 1 | 2 |
5 | Формирование здорового образа жизни | 10 | 3 | 7 |
6 | Экологический дозор | 1 | | 1 |
7 | Мы помним | 3 | | 3 |
Номер занятия | Содержание (разделы, темы) | Формы проведения занятий | Планируемые результаты | Количество часов | Даты проведения |
план | факт |
Основы добровольческой деятельности 2 |
1. | Организационное заседание «Мы волонтёры». Значение волонтёрского движения. «Кто такие волонтеры?» Возникновение и развитие волонтёрского движения. Мифы о волонтёрстве. Кодекс волонтёров. | беседа | умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; | 1 | сентябрь | |
2 | Международное добровольчество. Деятельность основных международных волонтёрских программ. Составление плана работы. Распределение поручений. | дискуссии, | самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; | 1 | |
Школа волонтёра 3 часа |
3 | Тренинг : «Я и команда». | тренинг | Приобретение школьником социальных знаний | 1 | сентябрь | |
4 | Беседа «Граница между добром и злом».Задушевный разговор, невыдуманные рассказы «Что такое делать добро?» | беседа | умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | 1 | |
5 | Круглый стол «Долг и совесть» Творческая игра «Послание человечеству». | дискуссия | умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | 1 | сентябрь | |
Все различны – все равны 12 часа |
6 | Специфика добровольческой помощи пожилым людям. | беседа | умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | 1 | октябрь | |
7 | Подготовка к Дню пожилого человека Изготовление открыток для педагогов -пенсионеров с Днём пожилого человека | Создание листовок, акция | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | 1 | |
8 | Акция «Будем милосердны к старости». Оказание помощи одиноким пенсионерам, ветеранам труда. | Акция, выступление школьной агитбригады | Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия | 1 | |
9 | Акция «Будем милосердны к старости». Оказание помощи одиноким пенсионерам, ветеранам труда. | акция | ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; | 1 | |
10 | Изготовление поздравительных буклетов ко Дню Учителя | акция | умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | 1 | |
11. | Обсуждение актуальных социальных проблем современного общества. Беседа: «На свете нет чужих детей». | беседа | умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | 1 | |
12 | Акция «Крик души». Обращение детей к родителям, злоупотребляющих алкоголь. Выпуск листовок. | акция | ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; | 1 | |
13 | Акция «Круговая порука добра» (сбор гуманитарной помощи детям из многодетных, малообеспеченных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию) | акция | ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; | 1 | ноябрь | |
14 | Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями. Толерантность. Тренинг по развитию толерантности: «Основы успешных коммуникаций». | Беседа, тренинг | умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | 1 | декабрь | |
15 | Изготовление буклета «Толерантное отношение к детям-инвалидам». | Изготовление буклета | умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | 1 | декабрь | |
16 | День служения добру. Акция «День добра – поделись улыбкою своей» (распространение смайликов) | акция | ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; | 1 | декабрь | |
17 | Донорство. Знакомство со службой крови в России и за рубежом. Круглый стол «Что я знаю о донорстве» | Создание презентаций, круглый стол | Приобретение школьником социальных знаний | 1 | декабрь | |
Основы безопасности 3 часа |
18 | Школьнику об электробезопасности. Создание презентации. | Беседа, Создание презентации. | Приобретение школьником социальных знаний | 1 | январь | |
19 | Профилактика безопасного поведения с огнем. «С огнем шутить нельзя!». Выпуск листовок. | Выпуск листовок | Приобретение школьником социальных знаний | 1 | январь | |
20 | Составление и распространение листовок на тему: «Знай и непременно соблюдай правила дорожного движения». | Выпуск листовок | Приобретение школьником социальных знаний | 1 | январь | |
Формирование здорового образа жизни 10 часов |
21 | Дискуссия «Мы за здоровый образ жизни». Агитбригада «Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и нравственных ценностей. Выпуск листовок. | дискусия | ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; | 1 | январь | |
22 | Беседа « Полезные и вредные привычки». | беседа | Приобретение школьником социальных знаний | 1 | январь | |
23 | Анкетирование в 9 классе по теме: «Вредные привычки». | анкетирование | Приобретение школьником социальных знаний | 1 | февраль | |
24 | Акция против табакокурения «Брось сигарету – получи конфету». | акция | ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; | 1 | февраль | |
25 | Причины и последствия употребления наркотических веществ. | беседа | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | 1 | февраль | |
26 | Употребление алкоголя – опасная болезнь. Анкетирование в 9 классах «Что я знаю о наркотиках» | анкетирование | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | 1 | март | |
27 | Выпуск листовок «Мы против наркотиков!» | Изготовление листовок | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | 1 | март | |
28 | Создание презентации «Твой выбор». | Создание презентаций | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | 1 | март | |
29 | Подготовка к Всемирному Дню против СПИДа. Выпуск листовок «Жизнь ради жизни» | Выпуск листовок, буклетов | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | 1 | апрель | |
30 | Акция «Красная лента», посвященная всемирному Дню против СПИДа. | акция | ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; | 1 | апрель | |
Экологический дозор 1час |
31 | Выход в село. Акция «Очистим наш город». Участие в акциях «Береги природу!». | акция | ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; | 1 | апрель | |
Мы помним 3 часа |
32 | Посещение пожилых людей тружеников тыла, ветеранов. | акция | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | 1 | май | |
33 | Акция «Бессмертный полк» годовщина Победы | акция | ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; | 1 | май | |
34 | Трудовой десант «Ветеран живёт рядом» (оказание адресной помощи) | акция | ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; | 1 | май | |
Информационно-методическое обеспечение
7.Интернет-ресурсы:
1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:
http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
2."Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua
3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
«Донорство» сайт: http://www.donors.ru
http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/programma-vneurochnoy-deyatel-nostilaquo-my-ndash-volontery-raquo-5-klassy-756554
6. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/03/22/programma-shkolnogo-kruzhka-volontyorov-tvorim-dobro
8.Литература
Ильина И. Волонтерство в России. Интернет советы – http//www/isovet.ru
Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам.СПб,200
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе.М., 2012.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях:от 11.08.1995г. «135 – ФЗ (ред. от 30.12.08).