СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Волонтеры" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " Волонтеры" 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новониколаевская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено


Протокол заседания методического совета МБОУ Новониколаевской сош

от 28 августа 2019 года № 1

_______________ Качура Н.Н.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по ВР

______________ Гладких Т.В..

подпись Ф.И.О.

29 августа 2019 года

дата

«Утверждаю»

Приказ от 30.08.2019 № 183

И.о. Директора МБОУ Новониколаевской сош

_____________Н.В. Мышак

М.П.




Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – волонтер

Направление: духовно-нравственное

для обучающихся 5 класса








Составитель:

Учитель технологии

Мышак Руслан Павлович












2019-2020 уч.год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер!»

1.Пояснительная записка.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды.

Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.  Поэтому программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» является актуальной.

Волонтерские или добровольческие организации досуга обучающихся и изменивщаяся социально – экономическая обстановка в стране, требует появления новых подходов и методов активизации подростков . Волонтёрское движение является одним из таких форм работы.

Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединённые каким-либо общим, специальным интересом. Их деятельность связана с благотворительностью, милосердием.

 Главная цель внеурочной деятельности «Я волонтер!» – внести вклад в физическое и духовно-нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Нормативная база:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ); .

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, ) Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

  3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594.

  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

  6. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;

  7. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);

  8. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

  9. Устав МБОУ Новониколаевской сош;

  10. Положение о внеурочной деятельности в МБОУ Новониколаевской сош.

  11. Учебный план Календарный учебный график МБОУ Новониколаевской сош на 2019-2020 уч год.( приказ №148 от 14.06.2019г )

  12. План внеурочной деятельности МБОУ Новониколаевской сош на 2019-2020 уч год . ( Приказ №177 от 02.09.2019г)


Цель программы:

  1. Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.

  2. Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

  3. Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.

  4. Возродение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

  5. Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи:

Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.

Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)

Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.

Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;

Создание условий, позволяющих обучающимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.

Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете. .



2. Содержание курса внеурочной деятельности

 Обучащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров

Обучащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.

Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное портфолио.

Учащиеся разрабатывают Акции и мероприятия спортивно-массового характера, с привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.

Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.


Программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» в МБОУ Новониколаевской сош преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.  Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:

во-первых, взаимодействуют между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);

во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводят Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.


Направления работы:

  • духовно-нравственное воспитание –просветительская деятельность;

  • патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села;

  • здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

  • формирование толерантности – организация досуга школьников;

  • профилактика правонарушений ;

  • профессиональное становление – организация досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.


Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся.

Программа "Я волонтер!" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 5 – 6 классов.

Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю.

Курс рассчитан на 35 часов.

Возраст – 10 – 12 лет.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, экологических десантов.

3. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Личностные результаты освоения программы «Я волонтёр!»:

  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

Метапредметные и предметные результаты освоения программы « Я волонтёр!» проявляются в:

  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

  • умении организовывать волонтёрскую деятельность;

  • способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

4. Ожидаемые результаты.

Обучающиеся будут знать:

· историю волонтерского движения в России и в мире;

· права и обязанности волонтеров,

· основные направления деятельности волонтерских отрядов,

· основные формы работы волонтеров,

Обучающиеся будут уметь:

· организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

· проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;

· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;

· аргументировано отстаивать свою позицию;

· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

· издавать агитационную печатную продукцию;

· формировать собственное портфолио;

· принимать общечеловеческие ценности.


5. Календарно – тематическое планирование.

п/п

Темы занятия

Формы проведения занятий

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Орг. заседание волонтерского отряда. Распределение поручений.

Беседа КТД

1

02.09


2

Значение волонтёрского движения. Акция «Белый цветок».

Беседа КТД

1

09.09


3

Беседа «Граница между добром и злом». Подготовка и раздача памяток по безопасности жизнедеятельности детей.

Беседа КТД

1

16.09


4

Беседа «Долг и совесть». Подготовка и раздача буклетов «День добра и уважения».(день пожил. Людей)

Беседа КТД

1

23.09


5

Беседа «Счастье и смысл жизни».Сбор материала о выпускниках школы выпуска 1969г. и 1994г.

Беседа КТД

1

30.09


6

Беседа «Справедливость и милосердие».

Беседа КТД

1

07.10


7

Общешкольная линейка. «Мы за ЗОЖ. Курить – здоровью вредить»с вручением буклетов о вреде курения.


1

14.10


8

Беседа «Полезные и вредные привычки»

Беседа КТД

1

21.10


9

Общешкольная линейка «Права ребенка»-небольшие сообщения волонтеров с вручением буклетов.


1

11.11


10

Акция «Живи книга!» .Помощь шк.библиотеке-подклеить книги.

Акция

1

18.11


11

Акция «Дом без одиночества»(поздравление на дому). Подготовить и вручить буклеты «День матери» и цветы.

Акция

1

25.11


12

Разучивание подвижных игр для обучающихся нач. классов во время перемен.

Игра

1

02.12


13

Общешкольная линейка.»Вред пива и пивной алкоголизм» с вручением буклетов.


1

09.12


14

Час в музее.

экскурсия

1

16.12


15

Общешкольная линейка «Безопасная ёлка». Вручение буклетов.


1

23.12


16

Сбор материала о выпускниках школы выпуска 1968г. и 1994г.


1

30.12


17

Проведение подвижных игр на переменах с обучающимися нач. классов .

Игра

1

13.01


18

Операция «Творим добро своими руками» (помощь ветеранам и пожилым людям в уборке снега».

Акция

1

20.01


19

Проведение подвижных игр на переменах с обучающимися нач. классов .

Игра

1

27.01


20

Общешк. линейка. «Употребление алкоголя – опасная болезнь».Буклеты.


1

03.02


21

Подбор материла и выпуск праздничной стенгазеты о тружениках тыла.

Акция

1

10.02


22

Изготовление из бумаги цветов (оригами) , открыток поздравительных.

Акция

1

17.02


23

Праздничное поздравление сверстниц и женщин «Пришла весна». Буклеты.

Акция

1

02.03


24

Сбор материала о выпускниках школы выпуска 1968г. и 1994г.


1

16.03


25

Беседа «Традиции моей семьи»

беседа

1

30.03


26

Проведение подвижных игр на переменах с обучающимися нач. классов .

Игра

1

06.04


27

Акция «Родное село -чистое село» -сбор мусора.

Акция

1

13.04


28

Акция «Забота»

Акция

1

20.04


29

Ветеран живет рядом ( встречи с ветеранами войны и труд, тружениками тыла)

Акция

1

27.04


30

Подведение итогов работы отряда.

Беседа КТД

1

18.05


31

Подготовить и раздать памятки «Безопасность детей во время летних каникул».

Беседа КТД

1

25.05




6. Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся

Активность участия.

Умение спланировать работу.

Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе.

Самостоятельность.

 

7.Интернет-ресурсы:

1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:

http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82

2."Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua

3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319

  1. «Донорство» сайт: http://www.donors.ru

  2. http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/programma-vneurochnoy-deyatel-nostilaquo-my-ndash-volontery-raquo-5-klassy-756554

6. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/03/22/programma-shkolnogo-kruzhka-volontyorov-tvorim-dobro

8.Литература

Ильина И. Волонтерство в России. Интернет советы – http//www/isovet.ru

Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам.СПб,200

Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе.М., 2012.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях:от 11.08.1995г. «135 – ФЗ (ред. от 30.12.08).