Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Протокол заседания методического совета МБОУ Новониколаевской сош от 28 августа 2019 года № 1 _______________ Качура Н.Н. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________ Гладких Т.В.. подпись Ф.И.О. 29 августа 2019 года дата | «Утверждаю» Приказ от 30.08.2019 № 183 И.о. Директора МБОУ Новониколаевской сош _____________Н.В. Мышак М.П. |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – волонтер!»
Направление: духовно-нравственное
для обучающихся 5 класса
Составитель:
Учитель технологии
Мышак Руслан Павлович
2019-2020 уч.год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер!»
1.Пояснительная записка.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды.
Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» является актуальной.
Волонтерские или добровольческие организации досуга обучающихся и изменивщаяся социально – экономическая обстановка в стране, требует появления новых подходов и методов активизации подростков . Волонтёрское движение является одним из таких форм работы.
Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединённые каким-либо общим, специальным интересом. Их деятельность связана с благотворительностью, милосердием.
Главная цель внеурочной деятельности «Я волонтер!» – внести вклад в физическое и духовно-нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Нормативная база:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ); .
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, ) Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
Устав МБОУ Новониколаевской сош;
Положение о внеурочной деятельности в МБОУ Новониколаевской сош.
Учебный план Календарный учебный график МБОУ Новониколаевской сош на 2019-2020 уч год.( приказ №148 от 14.06.2019г )
План внеурочной деятельности МБОУ Новониколаевской сош на 2019-2020 уч год . ( Приказ №177 от 02.09.2019г)
Цель программы:
Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.
Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.
Возродение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи:
Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;
Создание условий, позволяющих обучающимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.
Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете. .
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Обучащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров
Обучащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное портфолио.
Учащиеся разрабатывают Акции и мероприятия спортивно-массового характера, с привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.
Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» в МБОУ Новониколаевской сош преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
во-первых, взаимодействуют между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);
во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводят Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.
Направления работы:
духовно-нравственное воспитание –просветительская деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга школьников;
профилактика правонарушений ;
профессиональное становление – организация досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся.
Программа "Я волонтер!" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 5 – 6 классов.
Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю.
Курс рассчитан на 35 часов.
Возраст – 10 – 12 лет.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, экологических десантов.
3. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы «Я волонтёр!»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные и предметные результаты освоения программы « Я волонтёр!» проявляются в:
умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
умении организовывать волонтёрскую деятельность;
способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
4. Ожидаемые результаты.
Обучающиеся будут знать:
· историю волонтерского движения в России и в мире;
· права и обязанности волонтеров,
· основные направления деятельности волонтерских отрядов,
· основные формы работы волонтеров,
Обучающиеся будут уметь:
· организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
· проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
· аргументировано отстаивать свою позицию;
· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
· издавать агитационную печатную продукцию;
· формировать собственное портфолио;
· принимать общечеловеческие ценности.
5. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Темы занятия | Формы проведения занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Орг. заседание волонтерского отряда. Распределение поручений. | Беседа КТД | 1 | 02.09 | |
2 | Значение волонтёрского движения. Акция «Белый цветок». | Беседа КТД | 1 | 09.09 | |
3 | Беседа «Граница между добром и злом». Подготовка и раздача памяток по безопасности жизнедеятельности детей. | Беседа КТД | 1 | 16.09 | |
4 | Беседа «Долг и совесть». Подготовка и раздача буклетов «День добра и уважения».(день пожил. Людей) | Беседа КТД | 1 | 23.09 | |
5 | Беседа «Счастье и смысл жизни».Сбор материала о выпускниках школы выпуска 1969г. и 1994г. | Беседа КТД | 1 | 30.09 | |
6 | Беседа «Справедливость и милосердие». | Беседа КТД | 1 | 07.10 | |
7 | Общешкольная линейка. «Мы за ЗОЖ. Курить – здоровью вредить»с вручением буклетов о вреде курения. | | 1 | 14.10 | |
8 | Беседа «Полезные и вредные привычки» | Беседа КТД | 1 | 21.10 | |
9 | Общешкольная линейка «Права ребенка»-небольшие сообщения волонтеров с вручением буклетов. | | 1 | 11.11 | |
10 | Акция «Живи книга!» .Помощь шк.библиотеке-подклеить книги. | Акция | 1 | 18.11 | |
11 | Акция «Дом без одиночества»(поздравление на дому). Подготовить и вручить буклеты «День матери» и цветы. | Акция | 1 | 25.11 | |
12 | Разучивание подвижных игр для обучающихся нач. классов во время перемен. | Игра | 1 | 02.12 | |
13 | Общешкольная линейка.»Вред пива и пивной алкоголизм» с вручением буклетов. | | 1 | 09.12 | |
14 | Час в музее. | экскурсия | 1 | 16.12 | |
15 | Общешкольная линейка «Безопасная ёлка». Вручение буклетов. | | 1 | 23.12 | |
16 | Сбор материала о выпускниках школы выпуска 1968г. и 1994г. | | 1 | 30.12 | |
17 | Проведение подвижных игр на переменах с обучающимися нач. классов . | Игра | 1 | 13.01 | |
18 | Операция «Творим добро своими руками» (помощь ветеранам и пожилым людям в уборке снега». | Акция | 1 | 20.01 | |
19 | Проведение подвижных игр на переменах с обучающимися нач. классов . | Игра | 1 | 27.01 | |
20 | Общешк. линейка. «Употребление алкоголя – опасная болезнь».Буклеты. | | 1 | 03.02 | |
21 | Подбор материла и выпуск праздничной стенгазеты о тружениках тыла. | Акция | 1 | 10.02 | |
22 | Изготовление из бумаги цветов (оригами) , открыток поздравительных. | Акция | 1 | 17.02 | |
23 | Праздничное поздравление сверстниц и женщин «Пришла весна». Буклеты. | Акция | 1 | 02.03 | |
24 | Сбор материала о выпускниках школы выпуска 1968г. и 1994г. | | 1 | 16.03 | |
25 | Беседа «Традиции моей семьи» | беседа | 1 | 30.03 | |
26 | Проведение подвижных игр на переменах с обучающимися нач. классов . | Игра | 1 | 06.04 | |
27 | Акция «Родное село -чистое село» -сбор мусора. | Акция | 1 | 13.04 | |
28 | Акция «Забота» | Акция | 1 | 20.04 | |
29 | Ветеран живет рядом ( встречи с ветеранами войны и труд, тружениками тыла) | Акция | 1 | 27.04 | |
30 | Подведение итогов работы отряда. | Беседа КТД | 1 | 18.05 | |
31 | Подготовить и раздать памятки «Безопасность детей во время летних каникул». | Беседа КТД | 1 | 25.05 | |
6. Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
Активность участия.
Умение спланировать работу.
Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе.
Самостоятельность.
7.Интернет-ресурсы:
1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:
http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
2."Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua
3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
«Донорство» сайт: http://www.donors.ru
http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/programma-vneurochnoy-deyatel-nostilaquo-my-ndash-volontery-raquo-5-klassy-756554
6. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/03/22/programma-shkolnogo-kruzhka-volontyorov-tvorim-dobro
8.Литература
Ильина И. Волонтерство в России. Интернет советы – http//www/isovet.ru
Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам.СПб,200
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе.М., 2012.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях:от 11.08.1995г. «135 – ФЗ (ред. от 30.12.08).