Павлова Зоя Николаевна учитель первой категории
МБОУ ООШ №2 р. п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1-4 классов «Уроки нравственности». Разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373, с изменениями и дополнениями) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий;
на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы Э.Козлова, В.Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности».
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
№ п/п | Темы разделов | Основные виды и формы деятельности |
1. | Правила поведения в школе | Беседа. |
2. | О добром отношении к людям | Беседа, игра. |
3. | Как стать трудолюбивым | Беседа. |
4. | Правила опрятности и аккуратности | Беседа. |
5. | Правила поведения на улице и дома | Беседа. |
6. | Школьный этикет | Беседа, игра. |
2 класс
№ п/п | Темы разделов | Основные виды и формы деятельности |
1. | Культура общения | Беседа. |
2. | Общечеловеческие нормы нравственности | Беседа. |
3. | Дружеские отношения | Беседа. |
4. | Понять другого | Беседа. |
3 класс
№ п/п | Темы разделов | Основные виды и формы деятельности |
1. | Культура общения | Беседа. |
2. | Самовоспитание | Беседа. |
3. | Общечеловеческие нормы нравственности | Беседа. |
4. | Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | Беседа. |
4 класс
№ п/п | Темы разделов | Основные виды и формы деятельности |
1. | Культура общения | Беседа. |
2. | Самовоспитание | Беседа. |
3. | Общечеловеческие нормы нравственности | Беседа. |
4. | Искусство и нравственность | Беседа. |
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Правила поведения в школе | 6 |
1. | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 |
2. | Правила поведения в общественных местах. | 1 |
3. | Правила поведения в гардеробе. | 1 |
4. | Правила поведения в столовой. | 1 |
5. | Правила поведения в библиотеке. | 1 |
6. | Правила поведения в школьном дворе. | 1 |
2 | О добром отношении к людям | 10 |
7. | Что такое «добро и зло». | 1 |
8. | Что такое «добро и зло». | 1 |
9. | «Ежели вы вежливы». | 1 |
10. | «Ежели вы вежливы». | 1 |
11. | Добрые и не добрые дела. | 1 |
12. | Добрые и не добрые дела. | 1 |
13. | Ты и твои друзья. | 1 |
14. | Ты и твои друзья. | 1 |
15. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 |
16. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 |
3 | Как стать трудолюбивым | 7 |
17. | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | 1 |
18. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 |
19. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 |
20. | Наш труд в классе. | 1 |
21. | Наш труд в классе. | 1 |
22. | Мой труд каждый день дома. | 1 |
23. | Мой труд каждый день дома. | 1 |
4 | Правила опрятности и аккуратности | 5 |
24. | Культура внешнего вида. | 1 |
25. | Культура внешнего вида. | 1 |
26. | Каждой вещи своё место. | 1 |
27. | Каждой вещи своё место. | 1 |
28. | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 |
5 | Правила поведения на улице и дома | 2 |
29. | Как вести себя на улице и дома. | 1 |
30. | Как вести себя на улице и дома. | 1 |
6 | Школьный этикет | 3 |
31. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 |
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 |
33. | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 |
| Итого: | 33 |
2 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Культура общения | 9 |
1. | Этикет (повторение). | 1 |
2. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 |
3. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 |
4. | Встреча и развлечение гостей. | 1 |
5. | Встреча и развлечение гостей. | 1 |
6. | Поведение в гостях. | 1 |
7. | Поведение в гостях. | 1 |
8. | Как дарить подарки. | 1 |
9. | Как дарить подарки. | 1 |
2 | Общечеловеческие нормы нравственности | 4 |
10. | Заповеди. | 1 |
11. | Заповеди. | 1 |
12. | Дал слово держи. | 1 |
13. | Дал слово держи. | 1 |
3 | Дружеские отношения | 11 |
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 |
15. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 |
16. | Преданный друг. | 1 |
17. | О доброте и бессердечие. | 1 |
18. | О доброте и бессердечие. | 1 |
19. | Об уважительном отношении к старшим. | 1 |
20. | О зависти и скромности. | 1 |
21. | О зависти и скромности. | 1 |
22. | О доброте и жестокосердии. | 1 |
23. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
24. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
4 | Понять другого | 10 |
25. | Золотые правила. | 1 |
26. | Золотые правила. | 1 |
27. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 |
28. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 |
29. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 |
30. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 |
31. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 |
32. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 |
33. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
34 | Обзор курса этики за год. | 1 |
| Всего | 34 |
3 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Культура общения | 9 |
1. | Этикет разговора. | 1 |
2. | Обращение к разным людям. | 1 |
3. | Обращение к разным людям. | 1 |
4. | Вежливый отказ, несогласие. | 1 |
5. | Этикетные ситуации. | 1 |
6. | Этикетные ситуации. | 1 |
7. | Афоризмы. | 1 |
8. | Разговор по телефону. | 1 |
9. | Играем роль воспитанного человека. | 1 |
2 | Самовоспитание | 7 |
10. | Что значит быть вежливым? | 1 |
11. | Мои достоинства и недостатки. | 1 |
12. | Мои достоинства и недостатки. | 1 |
13. | Большое значение маленьких радостей. | 1 |
14. | О хороших и дурных привычках. | 1 |
15. | О хороших и дурных привычках. | 1 |
16. | Афоризмы о самовоспитании. | 1 |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности | 10 |
17. | Заповеди: как мы их исполняем. | 1 |
18. | О сострадании и жестокосердии. | 1 |
19. | О сострадании и жестокосердии. | 1 |
20. | Лгать нельзя, но если...? | 1 |
21. | Лгать нельзя, но если...? | 1 |
22. | Всегда ли богатство счастье? | 1 |
23. | Всегда ли богатство счастье? | 1 |
24. | Спешите делать добро. | 1 |
25. | Спешите делать добро. | 1 |
26. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 1 |
4 | Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | 8 |
27. | «Как сердцу высказать себя?» | 1 |
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 |
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 |
30. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | 1 |
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | 1 |
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 1 |
33. | Афоризмы. | 1 |
34. | Чему мы научились на уроках этики. | 1 |
| Всего | 34 |
4 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Культура общения | 9 |
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | 1 |
2. | Культура общения в современной семье. | 1 |
3. | Культура общения в современной семье. | 1 |
4. | О терпимости к ближним. | 1 |
5. | О терпимости к ближним. | 1 |
6. | Культура спора. | 1 |
7. | Этикетные ситуации. | 1 |
8. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
9. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
2 | Самовоспитание | 7 |
10. | «Познай самого себя». | 1 |
11. | Самовоспитание. | 1 |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 1 |
13. | Как я работаю над собой. | 1 |
14. | О терпении. | 1 |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 1 |
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | 1 |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности | 10 |
17. | Об источниках наших нравственных знаний. | 1 |
18. | Совесть - основа нравственности. | 1 |
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 1 |
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто». | 1 |
21. | Заветы предков. | 1 |
22. | Россияне о любви к Родине. | 1 |
23. | Твоя малая родина. | 1 |
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | 1 |
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 1 |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | 1 |
4 | Искусство и нравственность | 8 |
27. | Нравственное содержание древних мифов. | 1 |
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | 1 |
29. | Положительные герои в былинах и сказках. | 1 |
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях. | 1 |
31. | «Зло, как и добро, имеет своих героев». | 1 |
32. | Искусство и нравственность. | 1 |
33. | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 1 |
34. | Обзор курса этикета. | 1 |
| Всего | 34 |