17
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
4 класс
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД
Обучающийся научится:
проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метепредметные УУД
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Обучающийся получит возможность для формирования:
-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
-отрабатывать вычислительные навыки;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-аналогии:
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить способы решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
-принимать самостоятельно решения;
-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников
Содержание курса внеурочной деятельности
Разделы:
Числа. Арифметические действия. Величины.(10 часов)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач.(18 часов)
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика. (7 часов)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Основное содержание тем с определением видов деятельности
1тема: Интеллектуальная разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
2 тема: Числа-великаны
Как велик миллион? Что такое гугол?
3 тема: Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
4 тема: Кто что увидит?
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
5 тема: Римские цифры
Занимательные задания с римскими цифрами.
6 тема: Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
7 тема: Секреты задач
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
8 тема: В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)
9 тема: Математический марафон
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
10-11 тема: «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
12 тема: Выбери маршрут
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.
13 тема: Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
14 тема: Математические фокусы
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
15-17 тема: Занимательное моделирование
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
18 тема: Математическая копилка
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
19 тема: Какие слова спрятаны в таблице?
Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.
20 тема: «Математика — наш друг!»
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
21тема: Решай, отгадывай, считай
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
22-23 тема: В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
24 тема: Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
25-26 тема: Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.
27 тема: Математические фокусы
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
28-29 тема: Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
30 тема: Блиц-турнир по решению задач Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.
31 тема Математическая копилка Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач
32 тема Геометрические фигуры вокруг нас Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
33 тема Математический лабиринт Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
34-35 тема Математический праздник
Формы контроля по итогам деятельности
- викторины;
- КВНы
;- утренники;
- путешествия по страницам математики
;-проекты
-конкурсы;
устные математические журналы;
-экскурсии;
-турниры
-математические соревнования;
- игровые занятия;
- олимпиады;
- математические инсценировки;
- выпуск стенгазет
Формы организации деятельности детей:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- коллективная
Тематическое планирование
Раздел | Наименование тем | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 четверть -8 часов | Интеллектуальная разминка | 1 | | |
Числа-великаны | 1 | | |
Мир занимательных задач | 1 | | |
Кто что увидит? | 1 | | |
Римские цифры | 1 | | |
Числовые головоломки | 1 | | |
Секреты задач | 1 | | |
В царстве смекалки | 1 | | |
2 четверть 9 часов | Математический марафон | 1 | | |
«Спичечный» конструктор | 2 | | |
Выбери маршрут | 1 | | |
Интеллектуальная разминка | 1 | | |
Математические фокусы | 1 | | |
Занимательное моделирование | 3 | | |
3 четверть 10 часов | Математическая копилка | 1 | | |
Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | | |
«Математика — наш друг!» | 1 | | |
Решай, отгадывай, считай | 1 | | |
В царстве смекалки | 2 | | |
Числовые головоломки | 1 | | |
Мир занимательных задач | 2 | | |
4 четверть 9 часов | Математические фокусы | 1 | | |
Интеллектуальная разминка | 2 | | |
Блиц-турнир по решению задач | 1 | | |
Математическая копилка | 1 | | |
Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | | |
Математический лабиринт | 1 | | |
Математический праздник | 2 | | |
| Итого | 35 | | |