Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебный пластилин» составлена на основе:
- научить свободно пользоваться способами и приемами лепки, создавать форму предмета на основе восприятия исамостоятельного наблюдения;
- привить детям навыки трудолюбия и ответственности, воспитывать мастерство, чувство красоты и гармонии;
- развить творческие способности учащихся, наблюдательность, расширить кругозор.
Внеурочная деятельность «Волшебный пластилин» адресована обучающимся 2 класса (на изучение отводится 34 часа по 1 часу в неделю (34 учебные недели). Основная идея, заключается в том, что занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
*правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
*названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
*последовательность технологических операций.
*культуру поведения и труда.
*пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
* заботиться о своем здоровье.
Знакомство с классом. Знакомство с основными предметами и инструментами, используемыми в процессе лепки им основными правилами работы с пластилином. Инструктаж по технике безопасности.
Загадки об утконосе. Рассказ об утконосе. Выполнение изделия «Утконос». Загадки о коале. Интересные факты о коале. Выполнение изделия «Коала».
Загадки о бегемоте. Рассказ о бегемоте. Выполнение изделия «Гиппопотам». Загадка о льве. Беседа о сказках, персонажем которых является лев. Выполнение изделия «Лев». Загадка о носороге. Беседа с использованием интересных фактов о носороге. Выполнение изделия «Носорог». Загадка о слоне. Беседа с использованием интересных фактов о слонах. Выполнение изделия «Слон». Загадка о жирафе. Рассказ о жирафе. Выполнение изделия «Жираф». Загадка о верблюде. Рассказ о верблюде. Выполнение изделия «Верблюд». Загадка о хамелеоне. Рассказ о хамелеоне. Выполнение изделия «Хамелеон». Загадка о дикобразе. Интересные факты о дикобразе. Выполнение изделия «Дикобраз».
Загадка о пингвине. Интересные факты о пингвинах. Выполнение изделия «Пингвин».
Загадка о тюлене. Беседа о тюлене. Выполнение изделия «Тюлень».
Загадка о черепахе. Интересные факты о черепахах. Выполнение изделия «Черепаха». Загадка о крокодиле. Беседа о крокодиле. Выполнение изделия «Крокодил». Загадка об осьминоге. Рассказ об осьминоге. Выполнение изделия «Осьминог». Загадка о ките. Рассказ о ките. Выполнение изделия «Кит». Загадка о дельфине. Рассказ о дельфине. Выполнение изделия «Дельфин». Загадка о рыбе. Интересные факты о рыбах. Рассказ о рыбе. Выполнение изделия «Рыба». Загадка о крабе. Интересные факты о крабах. Выполнение изделия «Краб».
Композиция «Путешествуем по материкам». Композиция «Путешествие в подводное царство». Композиция «Путешествие с любимыми героями из мультфильмов». Составление композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Выставка.
№ урока Наименование раздела программы | Тема урока | Основные виды деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся |
метапредметные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Урок 1. Вводное занятие. Правила работы с пластилином. | Правила работы с пластилином. | Знать основные предметы и инструменты, используемые в процессе лепки и основные правила работы с пластилином. Инструктаж по технике безопасности. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструкциями. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 2. Путешествуем по материкам: Австралия | Утконос | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциям Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструментом и материалом. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 3. | Коала | Развивать пространственное мышлении. Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 4. Путешествуем по материкам: Африка | Гиппопотам | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 5. | Лев | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) |
Урок 6. | Носорог | Развивать пространственное мышлении. Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциям Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструментом и материалом. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. |
Урок 7. | Слон | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 8. | Жираф | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 9. | Верблюд | Развивать пространственное мышлении. Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 10. | Хамелеон | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 11. | Дикобраз | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) |
Урок 12. Путешествуем по материкам: Антарктида и Арктика | Пингвин | Развивать пространственное мышлении. Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 13. | Тюлень | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 14. Путешествуем по воде и под водой | Черепаха | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 15. | Крокодил | Развивать пространственное мышлении. Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 16. | Осьминог | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) |
Урок 17. | Кит | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 18. | Дельфин | Развивать пространственное мышлении. Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 19. | Рыба | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Развивать пространственное мышлении | Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет и вопрос. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 20. | Краб | Развивать пространственное мышлении | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 21. Композиции | Композиция «Путешествуем по материкам» | Составлять композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению изделия Выставка. | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 22. | Композиция «Путешествуем по материкам» | Составлять композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению изделия Выставка. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог. | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 23. | Композиция «Путешествуем по материкам» | Составлять композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению изделия Выставка. | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 24. | Композиция «Путешествие в подводное царство» | Составлять композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Выставка. | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 25. | Композиция «Путешествие в подводное царство» | Составлять композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению изделия Выставка. | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 26. | Композиция «Путешествие в подводное царство» | Составлять композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению изделия Выставка. | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 27. | Композиция «Путешествие с любимыми героями из мультфильмов» | Составлять композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Выставка | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 28. | Композиция «Путешествие с любимыми героями из мультфильмов» | Составлять композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Выставка. | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 29. | Композиция «Путешествие с любимыми героями из мультфильмов» | Составлять композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Выставка | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 30. | Композиция «Путешествие с любимыми героями из мультфильмов» | Составлять композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Выставка. | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 31. | Композиция «Путешествие с любимыми героями из мультфильмов» | Составлять композиции с использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Выставка | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 32. | Подготовка проектов. | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог. | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 33. | Защита проектов. | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Урок 34. | Защита проектов. | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.
- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.