ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.
Актуальность данной программы в том, что она создает предпосылки к социализации подрастающего поколения, формирует общезначимые качества личности. Данный программный материал способствует сохранению и укреплению здоровья, усиливает умственные способности, развивает речь, расширяет их политехнический кругозор, т.е. соблюдение пропорций при соединении частей и содействует формированию творческого отношения к окружающему миру.
Новизна программы. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.
Цели: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами, формирование творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
– развивать воображение, фантазию, художественный вкус;
– сформировать знания о технике, формах и приемах лепки (скульптуре) изпластилина и умения создавать изделия и целые композиции
– расширить методы познания окружающей действительности;
– формировать культуру личности ребёнка во всех проявлениях;
– научить приёмам исполнительского мастерства;
– отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
– развивать мелкую моторику рук и глазомер;
– воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально – ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру, любовь к родине.
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35минут. Данная программа расчитана на детей 7-8 лет.Программа реализует общекультурное направление.Направление выбрано с учетом пожелания родителей и самих обучающихся.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации работы:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные
- практические
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
Метапредметные:
Регулятивные:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Первый раздел. Исходные формы (8ч).
Задача: научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Практическая работа: выполнение изделий простых форм: шара, конуса, цилиндра, жгута.
Второй раздел. Доработка исходных форм (13ч).
Задача: научить усложнять изделие при помощи различных приемов.
Практическая работа: создание многопредметных композиций на основе доработки и усложнения исходных форм.
Третий раздел. Сложные изделия(11ч).
Задача: закрепить навыки изготовления исходных форм, их доработку, соблюдение пропорций, соединение частей в композицию.
Практическая работа: выполнение сложных композиций состоящих из 2-5 новых предметов, размещенных на плоскости.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, творческая деятельность, связанная с наблюдением окружающей жизни, использование полученных на занятиях знаний на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Исходные формы | 8 | 4 | 4 |
2 | Доработка исходных форм | 13 | 6 | 7 |
3 | Сложные изделия | 12 | 5 | 7 |
| Итого | 33 | 15 | 18 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата |
1 | С чего начать?Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | | |
I раздел. Исходные формы |
2 | Исходная форма – шар. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Изделие «Неваляшка». | 1 | | 1 | |
4 | Исходная форма – цилиндр. Изделие «Дерево». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Исходная форма – шар, цилиндр | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Исходная форма – жгут цилиндрический.Пирамидка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Исходная форма – конус. Пирамидка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Композиция «Магазин игрушек». | 1 | | 1 | |
II раздел. Доработка исходных форм. |
9 | Доработка простых форм. Изделие «Гусеница». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Изделие «Улитка». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Изделие «Бабочка». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Композиция «Кто на листике живет». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Изделия из цилиндров и конусов. Снеговик. | 1 | | 1 | |
14 | Изделия из конусов и жгутов. Елочка пушистая. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Изделия из конусов и жгутов. Дед Мороз. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Композиция «С Новым годом!» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Изделие из конуса и жгута. Кувшин. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | Изделие «Нарцисс». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | Изделие «Тюльпан» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | Изделие «Роза» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Композиция «Подарок маме». | 1 | | 1 | |
III раздел. Сложные изделия. |
22 | Выполнение сложного изделия. Морская звезда. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | Изделие «Осьминог». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | Изделие «Рыбка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | Композиция «Море». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | Изделия сложной формы. Чашка и блюдце. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | Изделия сложной формы. Чайник. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | Изделия сложной формы. Сахарница. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | Композиция «Чаепитие». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | Пластилин вместо карандаша и красок. «Ночное небо». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | Создание картины «Ночное небо». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | Итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | Промежуточная аттестация. Творческий отчет. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Итого : 33 15 18 |
ЛИТЕРАТУРА
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа – М.:Просвещение, 2010
Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование – М.: Просвещение, 2010
Д.В. Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор-М.:Просвещение 2011.223 с.