СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса. Данный курс расчитан на 33 учебных часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №364

Фрунзенского района Санкт-Петербурга





Рассмотрена

методическим объединением

Протокол № 7 от 06.06.2018

Принята

педсоветом школы

Протокол № 1 от 30.08.2018

«Утверждаю»

Приказ № 220-2/0от 31.08.2018

Директор ГБОУ СОШ № 364

______________ Круглова О.А.











Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

1б класс

на 2019-2020 учебный год




Составила

учитель начальных классов

Дризовская Виктория Ильинична









Санкт-Петербург

2019



Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Направление: общеинтеллектуальное

Вид программы: нелинейная.

При составлении программы «Умники и умницы» были учтены запросы и интересы участников образовательного процесса. Программа адресована учащимся 1 класса и рассчитана на 66 часов в год, по 2 занятия в неделю.


Цели и задачи курса
Цель данного курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по предметам; развитие познавательных способностей учащихся через организацию внеурочной работы (олимпиады, конкурсы и т.д.)

Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Формы работы: познавательные беседы, предметные олимпиады, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, экскурсии, исследовательская деятельность (работа с текстом), «лингвистические лаборатории», научные семинары, практикумы по комплексному анализу текста, конкурсы знатоков, игровые занятия, КВН, игра-соревнование, знакомство с литературой.

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Основная форма проведения занятий – групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Вид деятельности: познавательная.

Методы: словесные, наглядные, демонстрационные, использование технических средств, практические (практические задания, игры, анализ и решение ситуаций), проблемные, исследовательские.


Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

При получении начального общего образования в ходе реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Умницы и умники» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования планируемых результатов.


Личностными результатами является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В ситуациях общения и сотрудничества, предложенных педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- читать и пересказывать текст;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях, выявлять противоречия;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять родо - видовые отношения между предметами;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе следующих видов деятельности:

1) выполнение ими проектных работ, внедрение продуктов проектной деятельности и публичная защита проектов;

2) подготовка и участие в школьной учебно-исследовательской конференции


II. Содержание программы


  1. Подготовка и проведение предметной декады, всероссийских и международных конкурсов по предметам, олимпиадам. (17ч.)

Подготовка к конкурсу "Разукрасим мир стихами" -2ч. Конкурс "Разукрасим мир стихами" -1ч. " Великий и могучий" конкурс знатоков -1ч. Подготовка и проведение конкурса "Русский медвежонок" -3ч. Олимпиада по окружающему миру -1ч. Подготовка и проведение предметной недели по окружающему миру -3ч.Подготовка и проведение конкурса "Пегас" -1ч. Подготовка и проведение Всероссийской метапредметной олимпиады "Новые знания" -2ч. Подготовка и проведение конкурса "Кенгуру" -3ч.

  1. Проектная деятельность. Формирование исследовательских умений. Исследовательская практика. Защита проектов исследовательской работы. (21ч)

  • Проект «Город букв» (9 часа)

  • Выбор буквы

  • Подготовительная работа к конкурсу

  • 1 этап конкурса «Лексовичок»

  • Подготовительная работа к конкурсу

  • 2 этап конкурса «Лексовичок»

  • Подготовительная работа к олимпиаде

  • 3 этап конкурса «Лексовичок»

  • Конкурс «Шаги к успеху» (12часов)

  • Выбор темы, постановка цели и задач -1ч

  • Выдвижение гипотез, составление плана, подбор информации -1ч

  • Работа над проектом -2ч

  • Организация исследования, работа над проектом =4ч.

  • Работа над проектом, подготовка к защите -2ч.

  • Защита ппроекта

  • Рефлексия

  1. Развитие познавательной сферы (28 часов)

  • Задания на развитие внимания

Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произволь­ного внимания детей.

Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.

Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.

Выполнение заданий подобного типа способствует форми­рованию таких жизненно важных умений, как умение целе­направленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Практическая работа: участие детей в школьной олимпиаде.

  • Задания, развивающие память

  • Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.

  • Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.

Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определе­ния. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, вос­приятие и наблюдательность, закладывается основа для раци­онального использования сил и времени.

Практическая работа: тренинги, тестирование, участие в конкурсах.

  • Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометричес­ких тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо I начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну 1и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построе­ние заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

  • складывание и перекладывание спичек с целью составле­ния заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Практическая работа: участие в празднике «В стране Вообразилии»

  • Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью взяты упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правиль­ные суждения и проводить доказательства без предваритель­ного теоретического освоения самих законов и правил логи­ки. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся:

  • сравнивать различные объекты,

  • выполнять простые виды анализа и синтеза,

  • устанавливать связи между понятиями,

  • учат­ся комбинировать и планировать.

Предлагаются задания, на­правленные на формирование умений работать с алгоритми­ческими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Практическая работа: участие в «Интеллектуальных играх»

.

III. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Дата

Тема занятия



Сентябрь

8 часов

02.09.

03.09.

  1. 2

Выявление уровня сформированности памяти. Выявление уровня сформированности внимания.

09.09.


3

Проект «Город букв». Выбор буквы

10.09.16.09.

4,5

Проект «Город букв» Подготовительная работа к конкурсу

17.09.

23.09.

6, 7

Проект «Город букв» Подготовительная работа к конкурсу


Октябрь


24.09.

8

Подготовка к конкурсу «Разукрасим мир стихами»

30.09.

9

Подготовка к конкурсу «Разукрасим мир стихами»

01.10.

10

Конкурс «Разукрасим мир стихами»

07.10.

11

Задания, развивающие память


Октябрь

08.10.

12

Задания на развитие внимания

14.10.

13

Задания, развивающие мышление.

15.10.

14

Великий и могучий…Конкурс знатоков



Ноябрь

21.10.

22.10.

15, 16

Проект «Город букв» Подготовительная работа к районному конкурсу

.05.11

17

Логические задачи на развитие способности рассуждать

11.11.

18

Конкурс "Шаги к успеху"Выбор темы. Постановка цели и задач.

12.11.

19

"Задания, на развитие воображения


Ноябрь



Декабрь

18.11.

20

Подготовка к конкурсу "Русский медвежонок"

19.11.

21

Задания, развивающие внимание

25.11.

22

Конкурс "Шаги к успеху"Выдвижение гипотез, составление плана., подбор информации

26.11.

02.12..

23, 24

Задания развивающие воображение

Задания развивающие мышление

03.12.

25

Подготовка к конкурсу "Русский медвежонок"Задания разного уровня сложности


Декабрь

09.12.

26

Проведение конкурса "Русский медвежонок"Задания разного уровня сложности

10.12..

16.12.

27, 28

Задания на развитие воображения. Задания на развитие памяти

17.12..

23.12.

29, 30

Конкурс "Шаги к успеху"Работа над проектом




Январь

24.12.

13.01.

31, 32

Проект «Город букв» Подготовительная работа к олимпиаде

14.01.

20.01.

33, 34

Конкурс «Шаги к успеху» Организация исследования, работа над проектом

21.01.

27.01.\\

35, 36

Конкурс "Шаги к успеху"Организация исследования, работа над проектом

28.01.

37

Олимпиады по окружающему миру Задания повышенной трудности



Февраль

03.02.

04.02.

38

39

Подготовка и проведение предметной декады: окружающий мир Конкурсы, кроссворды, поделки, плакаты.

10.02.

40

Подготовка и проведение предметной декады:Сообщения по теме окружающий мир


11.02.

17.02.

41, 42

Ребусы. Задания разного уровня.

18.02.

25.02.

43, 44

Развитие логического мышления. Конкурс задач

Март

02.03.

03.03.

45, 46

Конкурс "Шаги к успеху"Работа над проектом, подготовка к защите


10.03.

16.03.

47, 48

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Апрель

17.03.

30.03.

49, 50

Конкурс "Шаги к успеху"Защита проекта

Рефлексия


31.03.

06.04.

51, 52

Светофор мысли: включаем внимание!

Светофор мысли: включаем память


07.04.

13.04.

53, 54

Светофор мысли: включаем логику! Логическая игра "Молодцы и хитрецы"

Светофор мысли: учимся наблюдать.


14.04.

20.04.

55, 56

Учимся сравнивать.

Искусство выдумывания историй.


21.04.

27.04.

57, 58

Графический тренинг, развитие пространственного воображения.

Развитие речи и мышления: упражнения "Пословицы"

Май

28.04.

04.05.

59, 60

Маиематика вокруг нас.

Решение логических задач.


05.05.

61

Подготовка и проведение конкурса "Пегас"Задания повышенной сложности


12.05.

18.05.

62

63

Подготовка и проведение Всероссийской метапредметной олимпиады "Новые знания"Задания повышенной сложности


19.05.

25.05.

64 -66

Подготовка и проведение конкурса "Кенгуру"Задания повышенной сложности


Учащиеся получат возможность научиться:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Контроль и оценка планируемых результатов
Результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

1 уровень результата. Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

2 уровень результата. Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

3 уровень результата. Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов. Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиад, игр, конкурсов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Форма подведения итогов освоения программы - итоговая выставка "Наши достижения".


V. Ресурсное обеспечение

Список литературы

1.Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

3.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

4.Развитие исследовательских умений младших кольников: пособие для учителя/ [Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В.Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой – М.: Просвещение, 2011.

5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

7.Дементьева Л.С. «В мире занимательной математики» - Волгоград, «Учи-тель», 2011г.

8.Мельникова Т.А. «Математика. Развитие логического мышления 1-4классы: комплекс упражнений и задач». – Волгоград, «Учитель», 2009г.

9.Тамберг Ю.Г. «Учись соображать: 10 тренингов развития творческого мышления у детей». – Екатеринбург, У-Фактория, 2007г.

10.Субботина О.В. «Олимпиадные задания по математике 1-4 классы». Выпуск – 2. – Волгоград, «Учитель», 2010г.

11.Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 4 класс. – 5-е изд, перераб. – М.:Росткнига, 2014. – 240 с.

12.Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Рабочие тетради. В 2-х частях.4 класс. – 5-е изд, перераб. – М.:Росткнига, 2014.

13.

14.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021056-0.

15.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. : ил. – ISBN 978-5-09-022831-2.



СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СПб.: 1996.

  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. – М.: РОСТ, 1999.

  • Волкова С. И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями. – М.: Просвещение, 1999.

  • Голубь В. Т. Графические диктанты. – М.: Вко, 2004

  • Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. – Ярославль: 1998.

  • Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: 2000.

  • Сборник загадок / Сост.М.Т. Карпенко. – М.: Просвящение, 1998.

  • Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: 2006

  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. – М.: РОСТ, 1999.