Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №364
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Рассмотрена методическим объединением Протокол № 7 от 06.06.2018 | Принята педсоветом школы Протокол № 1 от 30.08.2018 | «Утверждаю» Приказ № 220-2/0от 31.08.2018 Директор ГБОУ СОШ № 364 ______________ Круглова О.А. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
1б класс
на 2019-2020 учебный год
Составила
учитель начальных классов
Дризовская Виктория Ильинична
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направление: общеинтеллектуальное
Вид программы: нелинейная.
При составлении программы «Умники и умницы» были учтены запросы и интересы участников образовательного процесса. Программа адресована учащимся 1 класса и рассчитана на 66 часов в год, по 2 занятия в неделю.
Цели и задачи курса
Цель данного курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по предметам; развитие познавательных способностей учащихся через организацию внеурочной работы (олимпиады, конкурсы и т.д.)
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Формы работы: познавательные беседы, предметные олимпиады, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, экскурсии, исследовательская деятельность (работа с текстом), «лингвистические лаборатории», научные семинары, практикумы по комплексному анализу текста, конкурсы знатоков, игровые занятия, КВН, игра-соревнование, знакомство с литературой.
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Основная форма проведения занятий – групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Вид деятельности: познавательная.
Методы: словесные, наглядные, демонстрационные, использование технических средств, практические (практические задания, игры, анализ и решение ситуаций), проблемные, исследовательские.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
При получении начального общего образования в ходе реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Умницы и умники» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования планируемых результатов.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В ситуациях общения и сотрудничества, предложенных педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях, выявлять противоречия;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять родо - видовые отношения между предметами;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе следующих видов деятельности:
1) выполнение ими проектных работ, внедрение продуктов проектной деятельности и публичная защита проектов;
2) подготовка и участие в школьной учебно-исследовательской конференции
II. Содержание программы
Подготовка и проведение предметной декады, всероссийских и международных конкурсов по предметам, олимпиадам. (17ч.)
Подготовка к конкурсу "Разукрасим мир стихами" -2ч. Конкурс "Разукрасим мир стихами" -1ч. " Великий и могучий" конкурс знатоков -1ч. Подготовка и проведение конкурса "Русский медвежонок" -3ч. Олимпиада по окружающему миру -1ч. Подготовка и проведение предметной недели по окружающему миру -3ч.Подготовка и проведение конкурса "Пегас" -1ч. Подготовка и проведение Всероссийской метапредметной олимпиады "Новые знания" -2ч. Подготовка и проведение конкурса "Кенгуру" -3ч.
Проектная деятельность. Формирование исследовательских умений. Исследовательская практика. Защита проектов исследовательской работы. (21ч)
Выбор буквы
Подготовительная работа к конкурсу
1 этап конкурса «Лексовичок»
Подготовительная работа к конкурсу
2 этап конкурса «Лексовичок»
Подготовительная работа к олимпиаде
3 этап конкурса «Лексовичок»
Выбор темы, постановка цели и задач -1ч
Выдвижение гипотез, составление плана, подбор информации -1ч
Работа над проектом -2ч
Организация исследования, работа над проектом =4ч.
Работа над проектом, подготовка к защите -2ч.
Защита ппроекта
Рефлексия
Развитие познавательной сферы (28 часов)
Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей.
Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Практическая работа: участие детей в школьной олимпиаде.
Задания, развивающие память
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.
Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.
Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Практическая работа: тренинги, тестирование, участие в конкурсах.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо I начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну 1и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Практическая работа: участие в празднике «В стране Вообразилии»
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью взяты упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся:
сравнивать различные объекты,
выполнять простые виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между понятиями,
учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Практическая работа: участие в «Интеллектуальных играх»
.
III. Календарно-тематическое планирование
Месяц | Дата | № | Тема занятия |
Сентябрь 8 часов | 02.09. 03.09. | 2 | Выявление уровня сформированности памяти. Выявление уровня сформированности внимания. |
09.09. | 3 | Проект «Город букв». Выбор буквы |
10.09.16.09. | 4,5 | Проект «Город букв» Подготовительная работа к конкурсу |
17.09. 23.09. | 6, 7 | Проект «Город букв» Подготовительная работа к конкурсу |
Октябрь | 24.09. | 8 | Подготовка к конкурсу «Разукрасим мир стихами» |
30.09. | 9 | Подготовка к конкурсу «Разукрасим мир стихами» |
01.10. | 10 | Конкурс «Разукрасим мир стихами» |
07.10. | 11 | Задания, развивающие память |
Октябрь | 08.10. | 12 | Задания на развитие внимания |
14.10. | 13 | Задания, развивающие мышление. |
15.10. | 14 | Великий и могучий…Конкурс знатоков |
Ноябрь | 21.10. 22.10. | 15, 16 | Проект «Город букв» Подготовительная работа к районному конкурсу |
.05.11 | 17 | Логические задачи на развитие способности рассуждать |
11.11. | 18 | Конкурс "Шаги к успеху"Выбор темы. Постановка цели и задач. |
12.11. | 19 | "Задания, на развитие воображения |
Ноябрь Декабрь | 18.11. | 20 | Подготовка к конкурсу "Русский медвежонок" |
19.11. | 21 | Задания, развивающие внимание |
25.11. | 22 | Конкурс "Шаги к успеху"Выдвижение гипотез, составление плана., подбор информации |
26.11. 02.12.. | 23, 24 | Задания развивающие воображение Задания развивающие мышление |
03.12. | 25 | Подготовка к конкурсу "Русский медвежонок"Задания разного уровня сложности |
Декабрь | 09.12. | 26 | Проведение конкурса "Русский медвежонок"Задания разного уровня сложности |
10.12.. 16.12. | 27, 28 | Задания на развитие воображения. Задания на развитие памяти |
17.12.. 23.12. | 29, 30 | Конкурс "Шаги к успеху"Работа над проектом |
Январь | 24.12. 13.01. | 31, 32 | Проект «Город букв» Подготовительная работа к олимпиаде |
14.01. 20.01. | 33, 34 | Конкурс «Шаги к успеху» Организация исследования, работа над проектом |
21.01. 27.01.\\ | 35, 36 | Конкурс "Шаги к успеху"Организация исследования, работа над проектом |
28.01. | 37 | Олимпиады по окружающему миру Задания повышенной трудности |
Февраль | 03.02. 04.02. | 38 39 | Подготовка и проведение предметной декады: окружающий мир Конкурсы, кроссворды, поделки, плакаты. |
10.02. | 40 | Подготовка и проведение предметной декады:Сообщения по теме окружающий мир |
| 11.02. 17.02. | 41, 42 | Ребусы. Задания разного уровня. |
18.02. 25.02. | 43, 44 | Развитие логического мышления. Конкурс задач |
Март | 02.03. 03.03. | 45, 46 | Конкурс "Шаги к успеху"Работа над проектом, подготовка к защите |
| 10.03. 16.03. | 47, 48 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
Апрель | 17.03. 30.03. | 49, 50 | Конкурс "Шаги к успеху"Защита проекта Рефлексия |
| 31.03. 06.04. | 51, 52 | Светофор мысли: включаем внимание! Светофор мысли: включаем память |
| 07.04. 13.04. | 53, 54 | Светофор мысли: включаем логику! Логическая игра "Молодцы и хитрецы" Светофор мысли: учимся наблюдать. |
| 14.04. 20.04. | 55, 56 | Учимся сравнивать. Искусство выдумывания историй. |
| 21.04. 27.04. | 57, 58 | Графический тренинг, развитие пространственного воображения. Развитие речи и мышления: упражнения "Пословицы" |
Май | 28.04. 04.05. | 59, 60 | Маиематика вокруг нас. Решение логических задач. |
| 05.05. | 61 | Подготовка и проведение конкурса "Пегас"Задания повышенной сложности |
| 12.05. 18.05. | 62 63 | Подготовка и проведение Всероссийской метапредметной олимпиады "Новые знания"Задания повышенной сложности |
| 19.05. 25.05. | 64 -66 | Подготовка и проведение конкурса "Кенгуру"Задания повышенной сложности |
Учащиеся получат возможность научиться:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Контроль и оценка планируемых результатов
Результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
1 уровень результата. Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.
2 уровень результата. Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.
3 уровень результата. Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов. Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, олимпиад, игр, конкурсов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Форма подведения итогов освоения программы - итоговая выставка "Наши достижения".
V. Ресурсное обеспечение
Список литературы
1.Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
3.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
4.Развитие исследовательских умений младших кольников: пособие для учителя/ [Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В.Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой – М.: Просвещение, 2011.
5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
7.Дементьева Л.С. «В мире занимательной математики» - Волгоград, «Учи-тель», 2011г.
8.Мельникова Т.А. «Математика. Развитие логического мышления 1-4классы: комплекс упражнений и задач». – Волгоград, «Учитель», 2009г.
9.Тамберг Ю.Г. «Учись соображать: 10 тренингов развития творческого мышления у детей». – Екатеринбург, У-Фактория, 2007г.
10.Субботина О.В. «Олимпиадные задания по математике 1-4 классы». Выпуск – 2. – Волгоград, «Учитель», 2010г.
11.Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 4 класс. – 5-е изд, перераб. – М.:Росткнига, 2014. – 240 с.
12.Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Рабочие тетради. В 2-х частях.4 класс. – 5-е изд, перераб. – М.:Росткнига, 2014.
13.
14.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021056-0.
15.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. : ил. – ISBN 978-5-09-022831-2.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СПб.: 1996.
Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. – М.: РОСТ, 1999.
Волкова С. И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями. – М.: Просвещение, 1999.
Голубь В. Т. Графические диктанты. – М.: Вко, 2004
Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. – Ярославль: 1998.
Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: 2000.
Сборник загадок / Сост.М.Т. Карпенко. – М.: Просвящение, 1998.
Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: 2006
Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. – М.: РОСТ, 1999.