Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большеремонтненская средняя школа
«Утверждаю»
Директор
МБОУ Большеремонтненская СШ
Приказ от «___» №_________
Подпись руководителя________ Г.А. Торбенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению
«Юный пожарный»
для 4 класса
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель:
Балабина Людмила Николаевна
с. Большое Ремонтное
2019 г.
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Юный пожарный» составлена в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2014.
Актуальность курса
История пожарного дела знает многие печальные примеры пожаров в школах, имевших своим последствием гибель большого количества учащихся, преимущественно детей младшего школьного возраста. Опасность пожаров является вполне реальной для школы и в настоящее время, а поэтому остается далеко не безразличный вопрос о том, как бороться с этой опасностью и её жестокими последствиями. Ужасные последствия несёт с собой пожар, вспыхнувший в школе во время занятий, паника, если педагогический персонал и учащиеся, не обучены правилам пожарной безопасности. Следует отметить, что возрастает удельный вес убытков от пожаров, являющихся результатом детской шалости с огнём. Проблема детской шалости с огнем возникла не случайно, она обусловлена большими материальными потерями, а также устойчивой динамикой нарастания негативных явлений, что подчеркивает неэффективность проводимой с детьми разъяснительной работы в школьных учреждениях. Примелькавшиеся лозунги «Спички детям - не игрушка, шалость с огнем опасна» и т.п. не дают желаемых результатов. Очевидно, пришла пора провидений противопожарной работы не только в рамках внеклассной и внешкольной работы, но и средствами школьных дисциплин. Большое значение приобретает изучение в школах правил пожарной безопасности и формирование навыков их неукоснительного выполнения.
Таким образом, в ряду первейших задач, составляющих обеспечения пожарной безопасности – это задача обучения детей правилам пожарной безопасности, ведение систематического обучения правилам пожарной безопасности, применение мер, направленных, прежде всего к предупреждению возникновения пожара.
Борьба с огнем требует от человека больших усилий. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделять воспитанию морально – психологических качеств школьников, необходимых для подготовки пожарных. Стремление решить обозначенные проблемы стало основанием для разработки программы кружка «Юный пожарный». Участие в движении юных пожарных способствует формированию у подрастающего поколения моральных принципов, приобщает детей и подростков к общественно – полезным мероприятиям, отвлекает их от порочного влияния улицы, способствует положительному решению важной социальной задачи – сокращению детской преступности. Юные пожарные на принципах соуправления активно участвует в познании пожарной опасности окружающей среды, вырабатывают у себя и своих сверстников бережное отношение к собственности, высокие морально – волевые и гражданские качества, самостоятельность и коллективизм. ДЮП – хорошая школа воспитания у детей и подростков коллективизма и творчества, гражданственности, мужества и находчивости, физической закалки, профессиональной ориентации.
При переходе на Федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать внимание на формирование у детей культуры личной безопасности.
Цель программы:
профилактика борьбы с огнем, обучение обучающихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Основные задачи:
обучение правилам пожарной безопасности;
привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных
действий в случае возникновения пожара;
формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих;
овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля;
формирование активной гражданской позиции в процессе интеллектуального,
духовно-нравственного и физического развития;
патриотическое воспитание подрастающего поколения;
социальное становление личности ребенка;
создание основы для осознанного выбора профессии;
формирование устойчивого навыка безопасного поведения в различных ситуациях, личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения.
РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика курса
Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед школой, педагогами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. В последнее время уже не вызывает сомнения важность задачи научить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя.
Сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу испытываем мы за самых беззащитных граждан – детей.
Пожары не знают ни границ государств, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых. Это обязывает знать о них как можно больше, чтобы защитить себя. Пожарная безопасность, как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещённости, в том числе осведомлённости о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях.
Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности.
Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.
Очень важным является поиск путей обучения и воспитания школьников, способных обеспечить привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения в современных условиях. Задача взрослых, и родителей, и педагогов, состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Программа данного курса имеет цель не механическое заучивание правил безопасности, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
- обучение воспитанников теоретическим знаниям (правилам пожарной безопасности и электробезопасности) происходит на основе современных педагогических технологий;
- творческие работы воспитанников (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые для правильной и безопасной ориентации в окружающей среде, в чрезвычайных ситуациях);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Обоснование выбора программы.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса обучающихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Виды учебной деятельности: тематические занятия, беседы, игровые и практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины, настольные, ролевые, дидактические игры.
Формы организации и проведения занятий: занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов; на улице; организуются экскурсии.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают воспитаннику возможность включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения в различных ситуациях, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа рассчитанна на обучающихся 7-11 лет.
В младшем школьном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка.
В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый возрастной период школьника отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а, следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность. В младшем школьном возрасте дети больше ориентируются на мнение учителя, родителей и других ребят, старших по возрасту.
Школа, объединяя учеников и учителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие учащимся навыков пожарной безопасной жизнедеятельности должно стать нормой школьной жизни.
В процессе учёбы для ребенка должно быть значимо, интересно познание нового. Обучение наиболее успешно тогда, когда в нём учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей определенной возрастной или индивидуально-типологической группы. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному, а следовательно, требует и разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка, его положения в семье, места проживания. Например, в сельской школе детям можно рассказать об опасности пользоваться спичками для освещения сарая с сеном, в то время как для городских школьников эта проблема будет не столь уж актуальна. Одним детям приходится, пока родители на работе, самим разогревать еду, другим же это делают бабушки или неработающие мамы и т.д. И то, что для одних является уже давно знакомым, для других полно новизны. В процессе усвоения ребёнок проявляется как личность с присущими ей особенностями направленности, сознания и деятельности. Развитие основных сторон личности ребенка обусловливает изменение механизмов усвоения, что должно отражаться в методах обучения.
Общая закономерность развития познания младших школьников состоит в том, что оно формируется на основе деятельности субъекта. Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под руководством взрослого. Помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребёнка. Если у одних учеников огонь вызывает страх, то у других – интерес к нестандартной ситуации. Обучаясь, дети не повторяют путь, пройденный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не открываются детям заново, а передаются извне и усваиваются. Наиболее эффективный метод передачи нового содержания такой, при котором данное содержание специально выделяется для ребёнка. Оно усваивается в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими, безобидными на первый взгляд, палочками. Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которого непосредственно "не видно" в конкретных предметах: пожары от привычных бытовых вещей – утюг, плита, обогреватель и т.д.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай, так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы – общечеловеческая ценность жизни, на осознании себя как части природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включённых в учебники русского языка.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека; развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом, к творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию других культур и языков.
Место курса в учебном плане
Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года в 4 классе составляет 34 недели. На изучение курса внеурочной деятельности «Юный пожарный» в 4 классе отводится 1 час в неделю. Распределение времени представлено в таблице.
Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ | Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2019-2020 учебный год | Потеря учебного времени | Причины потери учебного времени |
4 | 1 час в неделю – 34 часа в год | 34 часа (среда) | 1 час | _____ |
РАЗДЕЛ 3. Результаты изучения курса
Предметные результаты: Обучающиеся будут знать:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
- приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
Обучающиеся научатся:
- применять и эффективно использовать специальную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Обучающиеся будут иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
- о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
по плану | фактически |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | 04.09. | |
2. | Цели и задачи пожарной охраны. | 1 | 11.09. | |
3. | Причины пожаров в жилом доме. | 1 | 18.09. | |
4. | Конкурс «Огонь не игра». | 1 | 25.09. | |
5. | Спички - детям не игрушка. | 1 | 02.10. | |
6. | Действия при возникновении пожара. | 1 | 09.10. | |
7. | Противопожарная безопасность. | 1 | 16.10. | |
8. | Противопожарная безопасность в школе. | 1 | 23.10. | |
9. | Эвакуация при пожаре. | 1 | 06.11. | |
10. | Эвакуация при пожаре из здания школы. | 1 | 13.11. | |
11. | Подготовка к конкурсу. | 1 | 20.11. | |
12. | Конкурс «Служба спасения 01». | 1 | 27.11. | |
13. | Первичные средства пожаротушения. | 1 | 04.12. | |
14. | Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. | 1 | 11.12. | |
15. | Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. | 1 | 18.12. | |
16. | Правила пользования первичными средствами пожаротушения. | 1 | 25.12. | |
17. | Правила пользования первичными средствами пожаротушения. | 1 | 15.01. | |
18. | Виды и назначение огнетушителей. | 1 | 22.01. | |
19. | Виды и назначение огнетушителей. | 1 | 29.01. | |
20. | Виды и назначение огнетушителей. | 1 | 05.02. | |
21. | Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. | 1 | 12.02. | |
22. | Травмы, полученные при пожаре. | 1 | 19.02. | |
23. | Викторина «Знаешь ли ты?» | 1 | 26.02. | |
24. | Экскурсия в пожарную часть. (заочная). | 1 | 04.03. | |
25. | Катастрофические пожары на территории РФ. | 1 | 11.03. | |
26. | Знаки пожарной безопасности. | 1 | 18.03. | |
27. | Знаки для использования на путях эвакуации. | 1 | 01.04. | |
28. | Пожарно-прикладной вид спорта. | 1 | 08.04. | |
29. | Противопожарная профилактика. | 1 | 15.04. | |
30. | Соревновательная деятельность. | 1 | 22.04. | |
31. | Соревновательная деятельность. | 1 | 29.04. | |
32. | Соревновательная деятельность. | 1 | 06.05. | |
33. | Соревновательная деятельность. | 1 | 13.05. | |
34. | Итоговое занятие. Противопожарная профилактика в летнее время. | 1 | 20.05. | |
РАЗДЕЛ 5. Содержание курса
Пожарная охрана.
Вводное занятие. Цели и задачи пожарной охраны. Причины пожаров в жилом доме. Конкурс «Огонь не игра». Спички - детям не игрушка. Действия при возникновении пожара. Противопожарная безопасность. Противопожарная безопасность в школе. Эвакуация при пожаре. Эвакуация при пожаре из здания школы.
Средства пожаротушения.
Конкурс «Служба спасения 01». Первичные средства пожаротушения. Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей.
Пожарная безопасность.
Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре. Викторина «Знаешь ли ты?» Экскурсия в пожарную часть. (заочная). Катастрофические пожары на территории РФ. Знаки пожарной безопасности. Знаки для использования на путях эвакуации. Пожарно-прикладной вид спорта. Виды пожарной техники.
Противопожарная профилактика.
Противопожарная профилактика. Соревновательная деятельность. Противопожарная профилактика в летнее время.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического совета
МБОУ Большеремонтненская СШ _____________ Липаева М.В.
от __________ 2019 года № _______ ______________ 2019 года
___________ Скиданова Л. В.