Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16
имени Романа Георгиевича Цецульникова»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Путь к успеху»
10 класс
Составитель:
Степанова Елена Юрьевна,
педагог-психолог
МБОУ «СОШ№16» им. Р. Г. Цецульникова
Кемерово 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 6
2.Содержание курса внеурочной деятельности 8
3.Тематическое планирование 10
Литература 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной России проблема профессионализма является проблемой государственной важности. Только компетентный, хорошо подготовленный специалист, может решить те глобальные задачи, которые стоят перед страной в период перехода к рыночной экономике. Изучение конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду является актуальной проблемой в настоящее время.
Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Профессиональная ориентировка обучающихся школы является составной частью педагогической деятельности и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.
Для овладения определенной профессией обучающихся необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности и развивать способность к осознанной регуляции трудовой деятельности. На достижение этих задач направлена непосредственно внеурочная деятельность, где уже в начальной школе воспитываются, а в среднем звене закрепляются, такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда. Сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, во внеурочное время у школьников с помощью активных средств про ориентационные деятельности (деловые игры, общественно-полезный труд, экскурсии, индивидуальная работа и др.) формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к трудовой деятельности.
Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, в школе введена программа внеурочной деятельности «Путь к успеху». Программа позволяет стимулировать интерес обучающихся к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.
В среднем звене и старших классах организация курса внеурочной деятельности «Путь к успеху» обеспечивает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и вообще трудовых умений.
Работа со школьниками 10 класса направлена на формирование представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Оказанием, обучающимся индивидуальной консультационной помощи в выборе профессии, определение стратегии действий по освоению запасного варианта.
Проблема выбора профессии обучающимися всегда была, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание школьников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.
Цель программы: описать совокупность условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию школьников на ступени основного общего образования.
При постановке цели профориентации важно учесть, что цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Поэтому целью программы является создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
К числу основных задач программы относятся:
1. Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий.
2. Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии.
Оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей.
Научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования.
Развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся.
Формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации.
Создать условия для формирования у школьников единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Выбор профессии — важный этап в жизни молодого человека, от которого зависит его дальнейшая судьба. Как сориентироваться в многообразии профессий? Как сопоставить свои желания и склонности с потребностями рынка труда? Эти вопросы очень важны, как важны вопросы о дальнейшем построении образовательной и карьерной траекторий развития. Как правильно выбрать учебное заведение или найти хорошую работу? Это, как ни странно, тоже волнует молодых людей. Данная программа внеурочной деятельности «Путь к успеху» поможет ответить на эти вопросы.
Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается программа:
1. «Конвенция ООН о правах ребенка».
2. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
3. Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
5. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
6. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2016-2017 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года.
7. О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной программы «Путь к успеху» можно считать следующее:
1. Самооценка способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации.
2. Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности.
3. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;самостоятельная организация и выполнение различных работ;рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии.
Познавательные универсальные учебные действия: перерабатывать полученную информацию: приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; выявление потребностей профессии; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; проведение различных исследований и социального опроса по потребностям в различных профессиях; документирование результатов исследований и опросов;оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии.
Коммуникативные универсальные учебные действия: согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками; оценивание своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм; диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
По завершению программы «Путь к успеху» у обучающихся будут сформированы следующих качества личности: развитие интереса к профессиям; осознанному выбору профессии; стремление к активной деятельности; интерес к трудовой и учебной деятельности; желание выполнять трудовые поручения; воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности; настойчивость в доведении дела до конца; бережное отношение к результатам своего труда; дисциплинированность; любовь к труду. Школьники получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии. Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации. Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально – жизненный путь, опираясь на полученные знания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 класс (34 час)
Введение. Вводные понятия (2ч)
Потребность в трудовых знаниях и профессиональных взаимоотношениях людей в настоящее время. Индивидуальные особенности личности как работника. Характеристика профессиональной деятельности. Основные понятия становления профессионализма. Характеристика деятельности в качестве социально-психологической проблемы. Психологическая готовность к деятельности.
Раздел 1. Психология профессиональной работоспособности ифункциональных состояний
Тема. Основные понятия работоспособности. Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний. Профессиональное утомление и переутомление. Состояние монотонии и психического пресыщения в труде. Понятие стресса в труде. Показатели психического здоровья и самочувствия в условиях стресса. Управление и контроль стрессовых состояний. Режим труда и отдыха. Активный отдых.
Практическая работа №1. Викторина «Путешествие по морям профессий».
Практическая работа №2. Презентация о профессиях в городе и на селе.
Практическая работа №3. Конкурс «Строители». Конкурс «Маляров».
Практическая работа №4. Выполнить задание. Сделать рекламу выбранного товара.
Практическая работа №5. Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем».
Раздел 2. Психология группового субъекта труда
Тема. Признаки группового субъекта труда. Групповые формы трудовой деятельности. Способы организации совместной деятельности, межличностные отношения и эффективность.
Практическая работа №6. Выполнить упражнение Детектив».
Практическая работа №7. Организация и проведение встреч с людьми разных профессий «Мое место в государстве».
Практическая работа №8. Создание профориентационного стенда «Профессия – специальность».
Тема. Психология производственного травматизма и аварийности
Правовые гарантии безопасности труда в промышленности. Личный(человеческий) фактор в происшествиях. Концепция безопасности. Методы изучения происшествий.
Практическая работа №9. Защита творческих работ. Оценка творческих работ включает содержание работы, техническое выполнение, а также эстетическую сторону. Подведение итогов.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Раздел, темы, раскрывающие основное содержание программы | Основное содержание по темам | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля |
Введение. 1-2. Вводные понятия (2ч) | Потребность в трудовых знаниях, проф.взаимоотношениях людей | Анализировать потребность в трудовых знаниях | Устный опрос |
Раздел I (16 ч) Психология проф.работоспособности и функциональных состояний 3-4.Основные понятия работоспособности (2ч) | Динамика работоспособности человека в труде | Называть основные понятия работоспособности | Устный опрос |
5-6. Профессиональный стресс (2ч) | Понятие стресса в труде. | Писать под диктовку | Оценка выполнение тестовых заданий |
7-8. Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда (2ч) | Желательные и неблагоприятные функциональные состояния человека в труде | Отвечать на вопросы учителя. Комментиро- вать ответы | Анализ и оценка выполнения и подготовки докладов, рефератов. |
9-10. Практическая работа №1 «Путешествие по морям профессий» (2ч) | Профессионально важные качества в избранном виде труда | Отвечать на вопросы викторины | Анализ выполнения результатов практических заданий |
11-12. Практическая работа №2 «Профессии в городе и на селе» (2ч) | Устойчивый профессиональный интерес к избранной профессии | Создавать презентацию | Оценка и анализ выполненной работы |
13-14. Практическая работа №3 «Строители». «Маляры» (2ч) | Познавательный интерес, потребность получать новые знания | Участвовать в конкурсах | Анализ выполнения результатов практических заданий |
15-16. Практическая работа №4 «Сделать рекламу выбранного товара» (2ч) | Креативное мышление и практические навыки | Создавать презентацию | Оценка подготовки и выполнения творческой работы |
17-18. Практическая работа №5 «Профессии, которые мы выбираем» (2ч) | Выбор профессии – это значит выбрать работу, которая будет нужна людям, обществу | Отвечать на вопросы преподавателя Комментиро- ватьпо очереди ответы | Анализ и оценка выполнения докладов, практических заданий |
Раздел II (16ч) Психология группового субъекта труда. 19-20. Признаки группового субъекта труда (2ч) | Групповые формы трудовой деятельности | Составлять опорный конспект. Отвечать на вопросы по групповым формам трудовой деятельности | Письменный опрос |
21-22. Практическая работа №6 «Детектив» (2ч) | Значимые ценности, устремления | Выполнять групповые упражнения | Анализ выполнения результатов практических заданий |
23-24. Практическая работа № 7 «Мое место в государстве» (2ч) | Место в мире – это, прежде всего, профессия. | Задавать вопросы людям разных профессий | Наблюдение и оценка подготовленных сообщений |
25-26. Практическая работа №8 «Профессия – специальность» (2ч) | Различие профессии и специальности. | Создавать профориентацион-ный стенд | Наблюдение и анализ проделанной творческой работы |
27-28. Психология производственного травматизма и аварийности (2ч) | Личный (человеческий) фактор в происшествиях. | Определять причины произв.травматизма | Устный опрос |
29-30. Влияние социально-психологического климата на эффективность группового труда (2ч) | Механизмы влияния социально-психологического климата на взаимоотношения в коллективе | Отвечать на вопросы преподавателя. Комментировать по очереди. Приводить примеры | Анализ и оценка выполнения и подготовки докладов, рефератов |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Муратова С. Как выбрать свою будущую профессию: технологии самоопределения / С. Муратова // День города. - 2014. - 17-23 сент. (№ 72). - С. 12-13.
2. Работа мечты. Как выбрать профессию по душе? // Аргументы и факты. - 2014. - 13- 19 авг. (№ 33). - С. 14.
3. Ипатова О. Где лучше работать: в офисе или на заводе? / О. Ипатова // День города. - 2014. - 21-27 мая (№ 40).
4. Иваньшина И. Идем в производство! [востребованные профессии на рынке труда] / И. Иваньшина // День города. - 2014. - 9-15 апр. (№ 27).
5. Казанцева А. Издержки профессии: [опасные факторы профессий] / А. Казанцева // Вокруг света. - 2014. - № 3. - С. 130-134.
6. Будущее вашего ребенка: [думать о будущей профессии можно уже с трех лет] // Домашняя энциклопедия для Вас. - 2013. - № 8. - С. 35.
7. Как помочь ребенку определиться с будущим? // Домашний очаг. - 2013. - № 5. - С. 140-142.
8. Карпеченко Т. Востребованность: [профессии на рынке труда] / Т. Карпеченко // - 2013. - № 5. - С. 35-37.
10. Сибукин А. Сегодня лицеисты, завтра - востребованные специалисты / А. Сибукин // День города. - 2014. - 10-16 сент. (№ 72).
11. Сидорова К. Сдача ЕГЭ - это первый шаг на пути к будущему профессии / К. Сидорова // День города. - 2014. - 23-29 апр. (№ 31).
12. Травникова С. Библиотечное закулисье. Постигаем азы профессии / С. Травникова // Библиотечное дело. - 2014. - Янв. (№ 2).
13. Я б в спасатели пошел // Геоленок. - 2014. - № 1. - С. 28-32.
13