СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа рассчитана на 35 часов. Один раз в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе»

АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ»

УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН

hуралсалай талаар хороон

Муниципальна автономито юрэнхи hуралсалай эмхи зургаан
"Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули"





«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-математическогоцикла

Руководитель МО

______ С.Б.Маланова

Протокол № ___ от

«____»____________2017 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Э.П.Данчинова


«____»____________2017 г.


«Утверждаю»

Директор школы

__________В.С.Турунхаева

Приказ № ______

«___»_______ 2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Живая математика»










Составитель:

Цыдыпова Е.О, высшая категория














2017- 2018 учебный год

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Живая математика», составлена на основе: примерной программы по математике и авторского тематического планирования спецкурса «Развитие интеллекта и творческого мышления»

Закона Российской Федерации «Об образовании»,

Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, письма Министерства образования РФ от 02.04.2002 № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в образовательных учреждениях.

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Курс рассчитан на 35 часов.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Это определило цели курса внеурочной деятельности:

формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;

воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

приобретение математических знаний и умений;

овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование математических навыков.

Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения из истории математики. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся.

В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие информационную компетенцию и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритетом воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личности, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно-математической культуре, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Программа ориентирована на обучение детей 11–13 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей. При организации учебного процесса надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.

В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

Соответственно действующему учебному плану, программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 5 классах: базовый уровень обучения в объеме 35 часов, в неделю – 1 час.

В том числе для проведения исследовательской деятельности – 5 учебных часов.

С учетом уровневой специфики 5 класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения. Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании курса:

– технологии обучения на основе решения задач;

– технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;

– технологии проблемного обучения.




Календарно-тематическое планирование.

Тема занятий

Кол-во

часов

Описание

примерного содержания занятий

1

Вводное занятие

«Математика-царица наук»

1

Разгадка математических фокусов

2

Решение нестандартных задач

1

Решение нестандартных задач

3-4

Задачи со спичками

2

Решение задач со спичками

5-6

Школьный этап олимпиады

2

Выполнение заданий

школьной олимпиады

7

Преобразование фигур на плоскости

1

Конструирование из различного материала

8

Симметрия фигур

1

Создание миниальбома «Узоры геометрии»

9

Познавательная игра «Семь верст»

1

Решение нестандартных задач на меры длины

10

Вычисление площадей фигур

1

Создание мини проекта «Наш школьный стадион»

11-12

Задачи международного конкурса

« Кенгуру»

2

Решение задач этого конкурса прошлых лет

13

Экскурсия в компьютерный класс

1

Конкурс рисунков «Наш компьютерный класс»

14-15

Конкурс знатоков

2

Решение нестандартных задач

16

Проектная деятельность «Великие

математики»

1

Работа со словарями и энциклопедиями.

Знакомство с трудами великих математиков

17

Задачи-смекалки

1

Решение задач на смекалку

18-19

Математические ребусы

2

Составление и отгадывание математических ребусов

20-21

Конкурс « Кенгуру»

2

Участие в конкурсе

22-23

Задачи на переливание

2

Решение задач на переливание

24-25

Выпуск газеты « Живая математика»

2

Сбор материалов и выпуск газеты

26-27

Задачи-шутки

2

Решение нестандартных задач

28-29

Интересные приемы устного счета

2

Быстрый счет

30-31

Математический поезд

2

Игра-путешествие

32-34

Комбинаторные задачи

3

Решение комбинаторных задач

35

Сочинение « Место математики в моей жизни»

1

Творческая работа






















Информационно-методическое обеспечение

Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

•1С: Репетитор. Математика (КиМ) (CD).

•АЛГЕБРА не для отличников (НИИ экономики авиационной промышленности) (CD).

•1С: Математика. 5–11 классы. Практикум (2 CD).

•Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»: http://mat.1september.ru.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:

•Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа : http://www.mon.gov.ru/

  • Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». – Режим доступа : http://www.informika.ru/

•Тестирование on-line: 5–11 классы. – Режим доступа: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

•Путеводитель «В мире науки» для школьников. – Режим доступа : http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

•Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://mega.km.ru/

•Сайт энциклопедий.–Режим доступа: http://www.ency