АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ Комитет по образованию г.Улан-Удэ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ» | УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН hуралсалай талаар хороон Муниципальна автономито юрэнхи hуралсалай эмхи зургаан "Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули" |
| «Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-математическогоцикла Руководитель МО ______ С.Б.Маланова Протокол № ___ от «____»____________2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Э.П.Данчинова «____»____________2017 г. | «Утверждаю» Директор школы __________В.С.Турунхаева Приказ № ______ «___»_______ 2017 г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Живая математика»
Составитель:
Цыдыпова Е.О, высшая категория
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Живая математика», составлена на основе: примерной программы по математике и авторского тематического планирования спецкурса «Развитие интеллекта и творческого мышления»
Закона Российской Федерации «Об образовании»,
Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, письма Министерства образования РФ от 02.04.2002 № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в образовательных учреждениях.
Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.
Курс рассчитан на 35 часов.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Это определило цели курса внеурочной деятельности:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.
В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование математических навыков.
Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения из истории математики. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся.
В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие информационную компетенцию и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритетом воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личности, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно-математической культуре, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Программа ориентирована на обучение детей 11–13 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей. При организации учебного процесса надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.
В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Соответственно действующему учебному плану, программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 5 классах: базовый уровень обучения в объеме 35 часов, в неделю – 1 час.
В том числе для проведения исследовательской деятельности – 5 учебных часов.
С учетом уровневой специфики 5 класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения. Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании курса:
– технологии обучения на основе решения задач;
– технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
– технологии проблемного обучения.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
1 | Вводное занятие «Математика-царица наук» | 1 | Разгадка математических фокусов |
2 | Решение нестандартных задач | 1 | Решение нестандартных задач |
3-4 | Задачи со спичками | 2 | Решение задач со спичками |
5-6 | Школьный этап олимпиады | 2 | Выполнение заданий школьной олимпиады |
7 | Преобразование фигур на плоскости | 1 | Конструирование из различного материала |
8 | Симметрия фигур | 1 | Создание миниальбома «Узоры геометрии» |
9 | Познавательная игра «Семь верст» | 1 | Решение нестандартных задач на меры длины |
10 | Вычисление площадей фигур | 1 | Создание мини проекта «Наш школьный стадион» |
11-12 | Задачи международного конкурса « Кенгуру» | 2 | Решение задач этого конкурса прошлых лет |
13 | Экскурсия в компьютерный класс | 1 | Конкурс рисунков «Наш компьютерный класс» |
14-15 | Конкурс знатоков | 2 | Решение нестандартных задач |
16 | Проектная деятельность «Великие математики» | 1 | Работа со словарями и энциклопедиями. Знакомство с трудами великих математиков |
17 | Задачи-смекалки | 1 | Решение задач на смекалку |
18-19 | Математические ребусы | 2 | Составление и отгадывание математических ребусов |
20-21 | Конкурс « Кенгуру» | 2 | Участие в конкурсе |
22-23 | Задачи на переливание | 2 | Решение задач на переливание |
24-25 | Выпуск газеты « Живая математика» | 2 | Сбор материалов и выпуск газеты |
26-27 | Задачи-шутки | 2 | Решение нестандартных задач |
28-29 | Интересные приемы устного счета | 2 | Быстрый счет |
30-31 | Математический поезд | 2 | Игра-путешествие |
32-34 | Комбинаторные задачи | 3 | Решение комбинаторных задач |
35 | Сочинение « Место математики в моей жизни» | 1 | Творческая работа |
Информационно-методическое обеспечение
Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
•1С: Репетитор. Математика (КиМ) (CD).
•АЛГЕБРА не для отличников (НИИ экономики авиационной промышленности) (CD).
•1С: Математика. 5–11 классы. Практикум (2 CD).
•Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»: http://mat.1september.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
•Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа : http://www.mon.gov.ru/
•Тестирование on-line: 5–11 классы. – Режим доступа: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
•Путеводитель «В мире науки» для школьников. – Режим доступа : http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
•Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://mega.km.ru/
•Сайт энциклопедий.–Режим доступа: http://www.ency