СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Графика»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана  в соответствии с ФГОС основного общего образования на основе примерной программы внеурочной деятельности «Художественное творчество»...

Программа «Графика» рассчитана на учащихся 6 класса, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Возраст учащихся – 12 лет.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятия 45 минут.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Графика»»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Графика».


Программа разработана  в соответствии с ФГОС основного общего образования на основе примерной программы внеурочной деятельности «Художественное творчество»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам) и авторской программы внеурочной деятельности «Академия художников» (автор Фролова Н. А.)    

Данная программа предназначена для формирования ценностного отношения обучающихся к искусству, воспитания основ эстетической ответственности как важнейшего компонента художественной культуры.

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым учащимся своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально

наполненная среда увлечённых детей и педагогов.


Программа «Графика» рассчитана на учащихся 6 класса, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Возраст учащихся – 12 лет.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятия 45 минут.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формирование духовно-нравственных ориентиров;

  • воспитание эстетических качеств личности;

  • развитие познавательных интересов к изобразительному искусству и художественно-изобразительной деятельности;

  • получение простейших навыков владения разнообразными художественными материалами;

  • освоение способов передачи художественных образов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия;

  • оценивать результаты своей и чужой работы;

  • эмоционально воспринимать произведения искусства: музыки, литературы, пластических искусств;

  • последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

  • чётко разделять известные и новые учебные правила;

  • уметь видеть и определять роль колорита;

  • эмоционально определять эстетические достоинства произведений искусства;

  • сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы;

  • понимать роль и значение декоративных украшений;

  • на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи;

  • уметь перерабатывать реальные образы в фантастические.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • уметь тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог;

  • проявлять выразительность в чтении литературного произведения;

  • стараться быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам при выполнении коллективных работ, а также и в общении друг с другом;

  • добиваться максимальной эмоционально-эстетической выразительности при выполнении учебно-творческих задач коллективного типа;

  • стремиться к взаимопониманию как в диалогах, так и в коллективно-индивидуальных работах, а так же в процессе обсуждения выполненных работ.

Предметные результаты:

в познавательной сфере

  • понимание значения искусства в жизни человека и общества;

  • восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

  • умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

  • сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере

  • умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;

  • умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);

  • проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере

  • способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

  • умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;

  • в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

  • моделирование новых образов путем трансформации известных.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание), на занятиях учащиеся:

  • получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные выставки, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

  • знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, посещение конкурсов, художественных мастерских, тематических выставок;

  • получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;

  • участвуют в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремятся внести красоту в домашний быт;

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

  • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;

  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения);

  • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);

  • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении школьных кабинетов, коридоров, мероприятий, общегородских акций и праздников. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в различных графических техниках. Совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий): беседа, объяснение, лекция; иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения), а также игры, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, творческие проекты. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам четверти, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы. Находит ученические ошибки и подсказывает пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Формы подведения итогов внеурочной деятельности

- участия в конкурсах и выставках (школьных, городских, областных и т.д.);

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

Формы оценки результатов внеурочной деятельности

1. Рефлексия по окончании каждого занятия

2. Диагностика и критерии результативности

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Содержание занятий внеурочной деятельности


    1. Вводное занятие. «Природа и художник»

Выход в природу. Пленэрные работы. Учить наблюдать, рисовать с натуры разное состояние природы; разные породы деревьев, кустарников. Выполнение эскизов и набросков отдельных элементов природы. (Карандаш, уголь, линер, маркер).

1.Красота родной земли. 2. «Как прекрасна земля!»

Выход в природу. Пленэрные работы. Выполнение этюдов и набросков цветом небольших пейзажей «на состояние». (Соус, пастель, фломастеры, восковые каранд.).

    1. «Природа родного края»

Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит в картинах. Рисование осенней пейзажной композиции по эскизам и этюдам. (Акварельные цветные карандаши).

4. Наброски и зарисовки животных с натуры.

Анималистический жанр. Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Рисование животных различными графическими материалами (углем, сангиной, сепией, пастелью, цветными карандашами, тушью, фломастерами).

    1. 6. «Любимый город»

Рассмотреть фотографии родного города. Обратить внимание – кто создает облик города, что украшает городские улицы. Выполнить небольшие наброски и зарисовки, поиски гармоничной композиции. Познакомить с понятиями: панорама, стаффаж. Обратить внимание на пропорциональные отношения элементов пейзажа и архитектурных сооружений. Учить передавать глубину пространства на плоскости по законам перспективы, ритм и динамику в рисунке.

      1. 8. Натюрморт «Осеннее настроение»

Расширить представление о жанре натюрморта. Познакомить с понятием «тематический натюрморт». Рассмотреть репродукции картин художников с осенним натюрмортом. Обратить внимание на композиционное заполнение плоскости, на осенний колорит в картинах. Закрепить умения в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения. Обучать рисовать с натуры, уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой; соблюдать последовательность рисования пастелью. Цвет в графике. Научить передавать осеннее настроение через предметный мир, через цвет и форму. Развивать зрительную память в передаче впечатлений. (Пастель сухая или масляная).

9. 10. Натюрморт в интерьере «Времена года»

Рассмотреть репродукции работ художников с натюрмортом в интерьере. Познакомить с понятиями фронтальная и угловая перспективы. Обратить внимание на симметрию и асимметрию, ритм в композиции, на смысловой центр при решении композиционного замысла, на идейное содержание в картине. Закрепить умения в поиске удачной композиции, пластики объектов, колористической гармонии, передаче материальности и объема предметов, состояния освещенности, пространства, в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы. Построение перспективы комнаты и передача пространства по правилам линейной и воздушной перспективы. Обучать рисовать натюрморт в интерьере с расположением предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.

11. 12. «Зимующие птицы»

Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы для передачи фактуры и текстуры перьев. Композиционное рисование, передача настроения, движения, воздушного пространства. (Масляная пастель).

2. Декоративно-прикладное творчество. 13. 14. Рисование новогоднего плаката

Рассмотреть новогодние открытки. Познакомить с искусством создания шрифта, с понятиями: «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Обсудить композицию оформления и сюжет плаката. Использовать в работе смешанную технику (восковые мелки, акварель, гуашь, маркеры). Коллективная и групповая графическая работа. (Акварель, гуашь, фломастеры, маркеры).

15. 16. «Сказочный узор»

Рассмотреть различные узоры и орнаменты. Обратить внимание на многообразие форм, мотивов и элементов орнамента, на народность и стилистику. Развивать наблюдательность за растительным и животным миром, учить анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Познакомить с понятием «стилизация». Учить выполнять зарисовки мотивов орнамента, составлять свою композицию, вписав ее в любую из геометрических форм (компоновка), создавать декоративную работу используя смешанную технику (гуашь, карандаши, маркеры, акриловый контур). Декоративная работа гуашью.

17. 18. «Сон природы», «Русская зима»

Рассмотреть репродукции работ художников с зимней природой. Обратить внимание на композицию пейзажа и общий колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы пастелью. Рисование зимнего пейзажа пастелью.

19. 20. «Волшебные линии»

Рассмотреть репродукции гравюр известных художников-графиков. Познакомить с историей развития гравюры. Обратить внимание на разнообразие штрихов, характер линий, ритм пятен. Учить грамотному использованию выразительных средств изображения графического произведения. Создание гравюры. Рисование в технике граттаж. (Тушь черная, восковые карандаши).

21. 22. «Зеркало души»

Рассмотреть репродукции работ великих художников-портретистов. Конструкция головы, построение головы. Учить рисовать портрет по памяти, соблюдая пропорции головы человека, передавать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека, использовать все разнообразие техник различных графических материалов при создании нужного образа. Рисование портрета карандашом и пастелью.

3. Красота вокруг нас. 23. «Закат на море»

Рассмотреть репродукции работ известных художников-маринистов. Познакомить с понятием «марина». Обратить внимание на особенности колорита морского пейзажа. Учить рисовать различные состояния неба и воды, использовать ограниченную цветовую палитру, но большое количество их оттенков, применять разные способы работы пастелью и восковыми мелками. Рисование пейзажа в смешанной технике. (Акварельные карандаши, пастель).

24. 25. «Учимся рисовать цветы»

Рассмотреть иллюстрации и репродукции работ художников, рисовавших цветы пастелью. Обратить внимание на строение, форму, цветовую окраску цветов, на последовательность выполнения рисунка цветка пастелью. Учить наблюдению, выявлению нужных оттенков, правильно использовать свойства пастели и выразительные средства графики, а также разными способами передавать плотность или прозрачность деталей цветка. (Акварельные карандаши, пастель).

26. «Спорт»

Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих  фигуру человека в движении, таблицу-схему пропорций фигуры человека. Учить рисовать фигуру человека в движении с соблюдением пропорций, передавать динамику, пластику, красоту и гармонию. Выполнение графической композиции.

27. 28. Иллюстрация литературного произведения

Познакомить с творчеством известных русских и зарубежных художников-иллюстраторов. Расширить представление об иллюстрации как форме взаимосвязи слова с изображением, о законах и принципах рисования книжной графики, о выразительных свойствах линии, пятна. Учить передаче образа героев и характера обстановки через выделение смыслового центра цветом и светом. Расширить знания законов перспективы, образного представления. Закрепить понятия: линия горизонта, центральный луч зрения, умения и навыки создания композиции и поэтапного ведения работы. Научить работать с текстом путем визуализации смысла и сюжета художественного произведения. Композиция – иллюстрирование сказок, стихотворений, рассказов русских поэтов и писателей.

29. 30. «Космический пейзаж»

Расширить знания учащихся о космосе, известных художниках-космонавтах, рисовавших космический пейзаж. Рассмотреть открытки, иллюстрации, репродукции картин. Обратить внимание на равновесие в композиции и освещение. Учить рисовать космический пейзаж в различных графических техниках, использовать разные способы работы углем, воском, цветными карандашами и пастелью. Рисование космического пейзажа в смешанной технике.

31. 32. «Мой друг»

Рассмотреть репродукции работ великих художников-портретистов. Учить рисовать людей, соблюдая пропорции фигуры и головы человека, передавать портретное сходство своего друга. Использовать выразительные средства графики для создания целостного и гармоничного образа. Творческая самостоятельная работа. Свое восприятие темы. (Свободный выбор техники рисования и материала для изображения).

33. «Весеннее пробуждение»

Рассмотреть репродукции картин художников с пейзажами. Обратить внимание на равновесие в композициях пейзажей и весенний колорит. Пленэр. Зарисовки, этюды. Учить наблюдать изменения, происходящие в природе, на тонкие цветовые отношения весеннего колорита, рисовать разное состояние пробуждающейся весенней природы, использовать разные способы работы цветными акварельными карандашами и пастелью. Развить умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки.

34. «Весенний пейзаж»

Композиция (этюд) весеннего пейзажа со стаффажем. Итоговая работа.


3.3Календарно-тематическое планирование



Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Планируемые сроки

Фактические сроки

1

Вводное занятие. «Природа и художник»

1

06.09.2017




2

I. Красота родной земли.

«Как прекрасна земля!»

11

1



13.09.2017


3

«Природа родного края»

1

20.09.2017


4

Наброски и зарисовки животных с натуры.

1

27.09.2017


5

6

«Любимый город»

1

1

04.10.2017

11.10.2017


7

8

Натюрморт «Осеннее настроение»

1

1

18.10.2017

25.10.2017


9

10

Натюрморт в интерьере «Времена года»

1

1

08.11.2017

15.11.2017


11

12

«Зимующие птицы»

1

1

22.11.2017

29.11.2017




13

14

II. Декоративно-прикладное творчество.

Рисование новогоднего плаката

10



1

1



06.12.2017

13.12.2017


15

16

«Сказочный узор»

1

1

20.12.2017

27.12.2017


17

18

«Сон природы», «Русская зима»

1

1

17.01.2018

24.01.2018


19

20

«Волшебные линии»

1

1

31.01.2018

07.02.2018


21

22

«Зеркало души»

1

1

14.02.2018

21.02.2018




23

III. Красота вокруг нас.

«Закат на море»

12

1



28.02.2018


24

25

«Учимся рисовать цветы»

1

1

07.03.2018

14.03.2018


26

«Спорт»

1

21.03.2018


27

28

Иллюстрация к литературному произведению

1

1

04.04.2018

11.04.2018


29

30

«Космический пейзаж»

1

1

18.04.2018

25.04.2018


31

32

«Мой друг»

1

1

02.05.2018

16.05.2018


33

«Весеннее пробуждение»

1

23.05.2018


34

«Весенний пейзаж»

1

30.05.2018



Итого

34













Список литературы:

  1. Баттершилл Н. «Учитесь рисовать пейзаж». Минск Попурри 2002

  2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. — М., 1989

  3. Ватагин В. А. Изображение животного. — М., 1996

  4. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. М., 2004

  5. Мильборн А. «Как научиться рисовать животных». Москва РОСМЭН 2002

  6. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд». Книга для учителя. Москва Просвещение 2004

  7. Норминг Э. «Объёмный рисунок и перспектива». Москва ЭКСМО 2004

  8. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изо­бразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998

  9. Ростовцев Н.Н. «Учебный рисунок» Москва Просвещение 1995

  10. Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Пленер. (практика по изобразительному искусству) М.; Просвещение, 1981

  11. Тиханова В. А. Птицы и звери Василия Ватагина. М., 1987

  12. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. М., 2012

13. Шорохов Е. В. Композиция. М., 1980



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!