СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «От А до Я» 1 - 4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «От А до Я» 1 - 4 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сеяхинская школа-интернат»



«Рассмотрено»

Протокол №____ от

«___» _________20___г.

Руководитель МО

учителей начальных классов ______________

Н.И.Патракова


«Принято»

на заседании ШМС

протокол № _____ от

«___» ________20___г.

председатель ШМС _____________________

Н.В.Счетчикова


«Утверждено»

Директор МБОУ

«Сеяхинская ШИ»

_____________И.В.Резвина

Приказ № _________ от

«___» _____________20___г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


НАПРАВЛЕНИЕ:

общеинтеллектуальное


НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

«От А до Я»
















УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: начальное общее образование

УЧИТЕЛЬ: Анагуричи И.А., Счетчикова Н.В., Яптик Н.Н., Улыбина А.А., Гасюк Н.Н., Дудко Т.Г., Акименко С.В., Сэротэтто С.Н.

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2020– 2021



Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции)

2

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 (в ред. от 31.12.2015 №1576)

3

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

4

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года за №233).

5

Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС НОО) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат», Приказ №от

6

Учебный план НОО на 2020-2021 уч.г. Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат», Приказ № от

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующими общеобразовательные программы начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)



Информационно-методическое обеспечение

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева

Сборник рабочих программ «Умники и умницы»


2016

Москва «Просвещение»

2

Соколова Т.Н.

«Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях

2016

Росткнига

3

Соколова Т.Н.

«Школа развития речи» Методическое пособие

2016

Росткнига













Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

1 класс

Личностные результаты

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; - вступать в беседу на уроке и в жизни;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределение роли, договариваться друг с другом и т.д.)

  • овладеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся научатся:

  • - определять лексическое значение синонимов, омонимов, антонимов и многозначных слов;

  • - редактировать предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять предложение;

  • - составлять простое распространеннее предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным;

  • - отличать текст от отдельных предложений;

  • - пользоваться словами-выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения;

  • - регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи;

  • - выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно выполнять логически-поисковые задания;

  • наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, отгадывать ребусы, пользоваться выразительными средствами русского языка;

  • устанавливать причинно-следственную связь между предметами, явлениями, событиями;

  • целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

2 класс

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

 - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

  - интерес к изучению языка.

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)

в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения.



3 класс

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

4 класс

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

интеллектуального развития младших школьников.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

- понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

- овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

Класс

Количество часов

в неделю

в год

1

1

33

2

1

34

3

1

34

4

1

34

1 класс

Речь. Техника и выразительность речи. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, тем чтения, расставить паузы, выделить логические ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

Слово. Повторение изученного материала в первом классе.

Предложение и словосочетание. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в предложении и в словосочетании, редактировать простое и сложносочиненное предложение, интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст. Типы текстов. Умение редактировать тест. Восстанавливать деформированный текст. Умение определять основную мысль текста; составлять планы различных видов текста. Сочинение загадок.

Культура общения. Волшебные слова. Слова приветствия, прощания, извинения и т.д. Умение использовать вежливые слова.


Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

2 класс

Техника и выразительность речи

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок.

Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.

Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.

Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

- составлять планы различных видов.


3 класс

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова.

Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова.

Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова.

Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение.

Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный).

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.

Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.

Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.


4 класс

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры.

Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.

Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
























Тематическое планирование.

1 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Речь.

1


2.

«Тише, громче…»

1


3.

Слова, слова, слова…

1


4.

Озорные буквы.

1


5.

Слова играют в прятки.

1


6.

Слово в толковом словаре.

1


7.

Попадешь в корень – доберешься до вершины.

1


8.

Угадай слово.

1


9.

Подбери слово.

1


10.

Слова-друзья.

1


11.

Слово-день – слово-ночь.

1


12.

Тематические группы слов.

1


13.

Наш цветной мир.

1


14.

Что на что похоже.

1


15.

Голоса природы.

1


16.

Конкурс знатоков.

1


17.

Загадки.

1


18.

Невежливая вежливость.

1


19.

Красна речь пословицею.

1


20.

Точная мысль.

1


21.

Учимся рассуждать.

1


22.

Живые слова.

1


23.

Рассыпанный текст.

1


24.

О чем рассказал заголовок?

1


25.

Тема текста.

1


26.

Умение всегда найдет применение.

1


27.

Опорные слова.

1


28.

Мы строим текст.

1


29.

Сочиняем сказку.

1


30.

Быль-небыль.

1


31.

Проверь себя.

1


32.

Викторина.

1


33.

Конкурс знатоков.

1














2 класс



№ п/п

Тема урока


Кол-во часов

Слово – 13 ч.

1

Слово. Значение слова.

1


2

Многозначные слова.

1


3

Омонимы

1


4

Омофоны, омоформы

1


5

Синонимы

1


6

Антонимы

1


7

Фразеологизмы

1


8

Фразеологизмы(обобщение)

1


9

Фразеологизмы(закрепление)

1


10

Пословицы

1


11

Загадки

1


12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1


13

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

1


Предложение и словосочетание – 3 ч.

14

Связь между предложениями в тексте

1


15

Связь между частями текста

1


16

Работа с деформированным текстом

1


Текст - 15 ч.

17

Текст. Тема текста. Заглавие.

1


18

Текст. Опорные слова.

1


19

Текст. Опорные слова.

1


20

Проверочная работа

1


21

План. Составление плана.

1


22

Виды плана

1


23

План

1


24

Составляем план текста.

1


25

Редактирование текста

1


26

Типы текста.

1


27

Описание

1


28

Текст – сравнительное описание

1


29

Типы текста. Повествование

1


30

Типы текста.

1


31

Рассуждение

1


Культура общения - 3 ч.

32

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1


33

Повторение пройденного

1


34

Материал дляКВН, викторин, конкурсов.

1


3 класс

№ п/п

Тема урока


Кол-во часов

Слово – 16 ч.

1

Многозначные слова.

1


2

Омонимы, омоформы омофоны.

1


3

Фразеологизмы.

1


4

Сравнения.

1


5

Олицетворение.

1


6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1


7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1


8

Откуда приходят слова.

1


9

Этимология.

1


10

Как тебя зовут?

1


11

Мое имя.

1


12

Наши фамилии.

1


13

Топонимы.

1


14

Устаревшие слова.

1


15

Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

1


16

Проверочная работа.

1


Текст – 10 ч.

17

Типы текстов.

1


18

Темы текстов. Опорные слова.

1


19

Связь предложений в тексте.

1


20

Цепная связь предложений в тексте.

1


21

Цепная связь предложений в тексте.

1


22

Параллельная связь предложений в тексте.

1


23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1


24

Единый временной план текста.

1


25

Единый временной план текста(обобщение)

1


26

Единый временной план текста(закрепление)

1


Стили речи – 8 ч.

27

Стили речи.

1


28

Стили речи(закрепление)

1


29

Культура общения.

1


30

Культура общения(закрепление)

1


31

Научный стиль.

1


32

Научный стиль(закрепление)

1


33

Словари.

1


34

Проверь себя.

1





4 класс

№ п/п

Тема урока


Кол-во часов

Слово – 9 ч.

1

Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.

1


2

Фразеологизмы.

1


3

Фразеологизмы

1


4

Диалектизмы.

1


5

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1


6

Метафора.

1


7

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1


8

Сочинение по пословице.

1


9

Анализ сочинений по пословицам.

1


Речь. Техника и выразительность речи – 6 ч.

10

Художественный стиль. Общее понятие.

1


11

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1


12

Рифма.

1


13

Диалог и монолог.

1


14

Драматические импровизации.

1


15

Драматические импровизации.

1


Текст – 19 ч.

16

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1


17

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1


18

Творческая работа.

1


19

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1


20

Творческая работа.

1


21

Творческая работа.

1


22

Публицистический стиль.

1


23

Газетно – публицистический стиль.

1


24

Газетно – публицистический стиль.

1


25

Деловая игра «Вёрстка газеты».

1


26

Официально – деловой стиль.

1


27

Тезисы. Конспект.

1


28

Аннотация.

1


29

Я пишу письмо.

1


30

Личный дневник.

1


31

Сочинение «Мои любимые стихи».

1


32

Сочини сценарий для мультфильма.

1


33

Конкурс на лучшее название конфет.

1


34

Обобщение. Проверочная работа.

1