Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вадьковская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Принято Согласовано Утверждено
на заседании МО педагогическим Заместитель Директор
Руководитель МО советом директора МБОУ
_______ /А.Н.Ковгунова/ Протокол №__ от по УВР МБОУ Вадьковская СОШ
Протокол №____ от «__»___ 2017г. Вадьковская СОШ _______/ С.И.Грибанский/
«__»___ 2017г. _______/ Г.Н.Алейникова / Приказ №___от
«__»____ 2017г. «___»____2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 6 КЛАССЕ
на тему
«Моя малая Родина»
(35час, 1час в неделю)
Составитель:
учитель биологии
Ковгунова А.Н.
Высшей квалификационной
категории
п. Вадьковка
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям своего города Таганрога, знающего и любящего свой город: его традиции, памятники природы, истории и культуры, воспитанию любви к природе.
Задачи:
Обучающие задачи:
способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края;
формирование представлений о различных сторонах жизни своего города, края и его населения;
ознакомление с историей и современной жизнью города Таганрога;
Воспитательные задачи:
создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
содействие гармоничному развитию личности школьника;
совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
гуманное отношение к окружающей среде;
воспитание патриотизма, любви к родному краю;
создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Развивающие задачи:
способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе, интереса учащихся к изучению малой родины;
адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего города, реализацию культуротворческой инициативы.
Общая характеристика программы
В основу разработки содержания программы «Моя малая Родина» взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;
- доступность
- личностно-ориентированный подход
- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.
Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся 6класса с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Программа способствует:
формированию у школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;
- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.
Особенности программы.
Формы проведения занятий
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая
Широко используются местные ресурсы: районный краеведческий музей, Юдиновский музей, памятные места Погарского района, воспоминания коренных жителей п.Вадьковка. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
В содержании:
- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть свой город, как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.
В организации:
- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;
- придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению своего города через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экскурсии.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 6 классе представлено кружком «Моя малая Родина».
По Базисному учебному плану на кружок «Моя малая Родина» предусмотрено 1 час в неделю (35 час в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2017-2018 учебный год.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Брянской области, г. Погара, п.Вадьковка;
10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
11) любовь к родной школе, своему городу, народу, России;
12) уважение к защитникам Родины;
13) умение отвечать за свои поступки;
Содержание программы.
1. История моей семьи (7 часов)
Генеалогическое древо семьи. Моя родословная. Семьи бывают разные. Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края. Традиции семьи. Мой дом, мои соседи, друзья. Выставка семейных поделок.
Практические работы:
Творческий проект « Составление древа семьи».
Экскурсии:
- «Я поведу тебя в музей» ( обзорная экскурсия-знакомство с историей музея г. Погара).
- Урок-экскурсия « Погар» Историко-краеведческий музей.
2. История моего города Погара. (23 час) Традиции народов, живущих в Погаре. Символика: герб, флаг, гимн города. Наш город в разные времена года.
Экскурсии:
- Экологическая экскурсия «Зелёные лёгкие нашей Вадьковки». Наш посёлок в разные времена года.
- Историко-краеведческий музей (г. Погар). Урок-экскурсия «Погар и погарцы. Исторический альманах о людях удивительной судьбы - уроженцах Погара.»
- «С Дедом Морозом по музею» ( игровая экскурсия по краеведческому музею)
- Урок-экскурсия в музее «Палеолит» с. Юдиново.
Интерактивная лекция «Погар. Путь в восемь с половиной веков».
Экскурсия «Масленица-праздник проводов зимы» Музей
Практическая работа.
Работа на контурной карте с целью обозначения границ Брянской области.
История моего края. ( 5 часов) Символика: герб, флаг, гимн города, Брянской области. Брянская область на карте мира, на карте Российской Федерации. Границы, пограничные территории.Брянск– столица нашей области. Официальные символы.
Викторина “Край, в котором я живу”
Календарно – тематическое планирование на 2017 -2018 учебный год.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
План | Факт |
1 | Генеалогическое древо семьи. Моя родословная. | 1 | | | Фотографии,альбомные листы,цв.бумага,клей,ножницы,карандаши цветные,фломастеры
| Личностные. Формировать нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе восприятия чувств других людей. Ознакомить с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием Регулятивные. Формировать умение действовать по плану, способность ставить цель и достигать ее выполнение. Познавательные. Осмысление понятий, связанных с темой«Семья». Осознание своей роли в семье. Коммуникативные. Знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье. Развивать желания познавать и сохранять семейные, родовые традиции |
2 | Творческий проект «Составление древа семьи». | 1 | | |
3 | Семьи бывают разные. | 1 | | |
4. | Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края. | 1 | | | Личностные. Формировать умение воспринимать красоту природы родного города на основе целостного восприятия окружающего мира. Регулятивные. Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города. Познавательные. Развивать познавательную инициативу, расширять кругозор по экологии и биологии. Коммуникативные. Учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения.
|
5 | Традиции семьи.
| 1 | | |
6 | Мой дом, мои соседи, друзья. | 1 | | |
7-9 | Наш посёлок в разные времена года. Экологическая экскурсия « Зелёные лёгкие Вадьковки» | 3 | | | Личностные Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. Регулятивные. Формировать умение действовать по плану, способность ставить цель и достигать ее выполнение. Познавательные. Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром. Коммуникативные. Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую...); учиться отвечать на поставленный вопрос. |
10 | Выставка семейных поделок. | 1 | | |
11 | Экскурсия. - «Я поведу тебя в музей» ( обзорная экскурсия-знакомство с историей музея «Радогощ» | 1 | | |
12 | Брянск – столица нашей области. Официальные символы. | 1 | | | Личностные. Формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма, бережного отношения к прошлому. Регулятивные. Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города. Познавательные. Развитие любознательности, познавательной инициативы. Учить сравнивать, выделять различия, находить общие признаки. Коммуникативные. Учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения. |
13-15 | С Дедом Морозом по музею» ( игровая экскурсия по музею «Радогощ» | 3 | | |
16 | Символика: герб, флаг, гимн города, Брянской области. | 1 |
| |
17-19 | Урок-экскурсия в музее Палеолит села Юдиново | 3 | | | Личностные. -осмысление нравственно-этических понятий и общепринятых норм, знакомство с культурно- историческими ценностями. Регулятивные: формировать основы оптимистического восприятия мира. Познавательные: развитие познавательной инициативы, ориентации в возможностях информационного поиска, умения осознанно строить речевое высказывание в устной речи. Коммуникативные: учить уважать иную точку зрения. |
20 | Викторина “Край, в котором я живу” | 1 | | |
21-23 | Экскурсия «Масленица-праздник проводов зимы» | 3 | | |
24 | Традиции народов, живущих на Брянщине. | 1 | | | Личностные. Формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма, бережного отношения к прошлому. Регулятивные. Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города. Познавательные: развитие любознательности, познавательной инициативы. Учить сравнивать, выделять различия, находить общие признаки. Коммуникативные. Учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения. |
25 | Интерактивная лекция «Люблю тебя, мой край старинный!» | 1 | | |
26-28 | Историко-краеведческий музей Урок-экскурсия «Погар и погарцы». Исторический альманах о людях удивительной судьбы – уроженцах Погара.» | 3 | | | Личностные: формирование чувства гордости за свою «малую» родину, уважение к культуре предков. Осознание культурной принадлежности родному краю. Регулятивные: формировать способность к организации своей деятельности, ставить цель и следовать ей в познавательной деятельности. Познавательные: развитие познавательных мотивов, интересов и любознательности, ориентации в возможностях информационного поиска. Коммуникативные: учить осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение получать необходимые сведения от товарища. |
29 | Брянская область на карте мира, на карте Российской Федерации. Практическая работа. Работа на контурной карте с целью обозначения границ Брянской области. | 1 | | | Контурные карты, презентация с помощью ИКТ, карты Российской Федерации, Брянской области, символы России | Личностные: формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма, бережного отношения к прошлому. Регулятивные. Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города. Познавательные: развитие любознательности, познавательной инициативы. Учить сравнивать, выделять различия, находить общие признаки. Коммуникативные: учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей. |
30 | Практическая работа. Изучение герба, флага, гимна Ростовской области, Российской Федерации. | 1 | | |
31-32 | Игровой урок в мемориальном классе музея «Радогощ» | 2 |
| | Личностные. Формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма, бережного отношения к прошлому. Регулятивные. Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города. Познавательные. Развитие любознательности, познавательной инициативы. Учить сравнивать, выделять различия, находить общие признаки. Коммуникативные. Учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения. |
33-34 | Экологическая экскурсия «Вадьковка в весеннее время года». | 2 |
| | |