СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе "Моя малая Родина"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на изучение своего родного краяс посещением музеев.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе "Моя малая Родина"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вадьковская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено Принято Согласовано Утверждено

на заседании МО педагогическим Заместитель Директор

Руководитель МО советом директора МБОУ

_______ /А.Н.Ковгунова/ Протокол №__ от по УВР МБОУ Вадьковская СОШ

Протокол №____ от «__»___ 2017г. Вадьковская СОШ _______/ С.И.Грибанский/

«__»___ 2017г. _______/ Г.Н.Алейникова / Приказ №___от

«__»____ 2017г. «___»____2017г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 6 КЛАССЕ

на тему

«Моя малая Родина»

(35час, 1час в неделю)







Составитель:

учитель биологии

Ковгунова А.Н.

Высшей квалификационной

категории








п. Вадьковка

2017-2018 учебный год




Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.  Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».  Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.



Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям своего города Таганрога, знающего и любящего свой город: его традиции, памятники природы, истории и культуры, воспитанию любви к природе.













Задачи:

 Обучающие задачи:

  • способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края;

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего города, края и его населения;

  • ознакомление с историей и современной жизнью города Таганрога;



Воспитательные задачи:

  • создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

  • содействие гармоничному развитию личности школьника;

  • совершенствование духовных и физических потребностей;

  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

  • гуманное отношение к окружающей среде;

  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;

  • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познава­тельной деятельности;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе, интереса учащихся к изучению малой родины;

  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего города, реали­зацию культуротворческой инициативы.










Общая характеристика программы

В основу разработки содержания программы «Моя малая Родина» взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;

- доступность

- личностно-ориентированный подход

- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.

Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся 6класса с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.



Программа способствует:

  • формированию у школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;

  • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

  • формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;

- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.

















Особенности программы.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия

  • экскурсии

  • опыты, наблюдения

  • исследовательская деятельность

  • презентации

  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая



 Широко используются местные ресурсы: районный краеведческий музей, Юдиновский музей, памятные места Погарского района, воспоминания коренных жителей п.Вадьковка. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

В содержании:

- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть свой город, как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.

В организации:

- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;

- придание особой роли наглядности в реализации программы в ау­диторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

- вовлечение в практическую деятельность по изучению своего города через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экскурсии.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.





Описание места курса в учебном плане

Духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 6 классе представлено кружком «Моя малая Родина».

По Базисному учебному плану на кружок «Моя малая Родина» предусмотрено 1 час в неделю (35 час в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2017-2018 учебный год.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  1. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Брянской области, г. Погара, п.Вадьковка;

10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

11) любовь к родной школе, своему городу, народу, России;

12) уважение к защитникам Родины;

13) умение отвечать за свои поступки;





































Содержание программы.

1. История моей семьи (7 часов)

Генеалогическое древо семьи. Моя родословная. Семьи бывают разные. Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края. Традиции семьи. Мой дом, мои соседи, друзья. Выставка семейных поделок.

Практические работы:

Творческий проект « Составление древа семьи».

Экскурсии:

- «Я поведу тебя в музей» ( обзорная экскурсия-знакомство с историей музея г. Погара).

- Урок-экскурсия « Погар» Историко-краеведческий музей.

2. История моего города Погара. (23 час) Традиции народов, живущих в Погаре. Символика: герб, флаг, гимн города. Наш город в разные времена года.

Экскурсии:

- Экологическая экскурсия «Зелёные лёгкие нашей Вадьковки». Наш посёлок в разные времена года.

- Историко-краеведческий музей (г. Погар). Урок-экскурсия «Погар и погарцы. Исторический альманах о людях удивительной судьбы - уроженцах Погара.»

- «С Дедом Морозом по музею» ( игровая экскурсия по краеведческому музею)

- Урок-экскурсия в музее «Палеолит» с. Юдиново.

Интерактивная лекция «Погар. Путь в восемь с половиной веков».

Экскурсия «Масленица-праздник проводов зимы» Музей

Практическая работа.

Работа на контурной карте с целью обозначения границ Брянской области.

  1. История моего края. ( 5 часов) Символика: герб, флаг, гимн города, Брянской области. Брянская область на карте мира, на карте Российской Федерации. Границы, пограничные территории.Брянск– столица нашей области. Официальные символы.



Викторина “Край, в котором я живу”















Календарно – тематическое планирование на 2017 -2018 учебный год.

п/п

Тема урока

Количество часов

Даты проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

План

Факт

1

Генеалогическое древо семьи. Моя родословная.

1



Фотографии,альбомные листы,цв.бумага,клей,ножницы,карандаши цветные,фломастеры






Личностные. Формировать нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе восприятия чувств других людей. Ознакомить с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием

Регулятивные. Формировать умение действовать по плану, способность ставить цель и достигать ее выполнение.

Познавательные. Осмысление понятий, связанных с темой«Семья». Осознание своей роли в семье.

Коммуникативные. Знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье. Развивать желания познавать и сохранять семейные, родовые традиции


2

Творческий проект

«Составление древа семьи».


1



3

Семьи бывают разные.

1



4.

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

1



Личностные.

Формировать умение воспринимать красоту природы родного города  на основе целостного восприятия окружающего мира.

Регулятивные.

Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города.

Познавательные.

Развивать познавательную инициативу, расширять кругозор по экологии и биологии.

Коммуникативные.

Учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения.  




5

Традиции семьи.








1



6

Мой дом, мои соседи, друзья.

1



7-9

Наш посёлок в разные времена года.

Экологическая экскурсия « Зелёные лёгкие Вадьковки»

3



Личностные

Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные.

Формировать умение действовать по плану, способность ставить цель и достигать ее выполнение.

Познавательные.

Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.

Коммуникативные.

Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую...); учиться отвечать на поставленный вопрос.


10

Выставка семейных поделок.

1



11

Экскурсия.

- «Я поведу тебя в музей» ( обзорная экскурсия-знакомство с историей музея «Радогощ»

1



12

Брянск – столица нашей области.

Официальные символы.

1



Личностные.

Формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Регулятивные.

Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города.

Познавательные.

Развитие любознательности, познавательной инициативы. Учить сравнивать, выделять различия, находить общие признаки.

Коммуникативные.

Учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения.  


13-15

С Дедом Морозом по музею» ( игровая экскурсия по музею «Радогощ»

3



16

Символика: герб, флаг, гимн города, Брянской области.

1





17-19

Урок-экскурсия в музее Палеолит села Юдиново

3



Личностные.

-осмысление нравственно-этических

понятий и общепринятых норм, знакомство с

культурно- историческими ценностями.

Регулятивные: формировать основы оптимистического восприятия мира.

Познавательные: развитие познавательной инициативы, ориентации в возможностях информационного поиска, умения осознанно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные: учить уважать иную точку зрения.

20

Викторина “Край, в котором я живу”

1



21-23

Экскурсия «Масленица-праздник проводов зимы»

3



24

Традиции народов, живущих на Брянщине.

1



Личностные.

Формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Регулятивные. Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города.

Познавательные: развитие любознательности, познавательной инициативы. Учить сравнивать, выделять различия, находить общие признаки.

Коммуникативные.

Учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения.  

25

Интерактивная лекция «Люблю тебя, мой край старинный!»

1



26-28

Историко-краеведческий музей Урок-экскурсия «Погар и погарцы». Исторический альманах о людях удивительной судьбы – уроженцах Погара.»


3



Личностные: формирование чувства гордости за свою «малую» родину, уважение к культуре предков. Осознание культурной принадлежности родному краю.

Регулятивные: формировать способность к организации своей деятельности, ставить цель и следовать ей в познавательной деятельности.

Познавательные: развитие познавательных мотивов, интересов и любознательности, ориентации в возможностях информационного поиска.

Коммуникативные: учить осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение получать необходимые сведения от товарища.


29

Брянская область на карте мира, на карте Российской Федерации.

Практическая работа.

Работа на контурной карте с целью обозначения границ Брянской области.

1



Контурные карты,

презентация с помощью ИКТ,

карты Российской Федерации,

Брянской области,

символы России

Личностные: формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Регулятивные. Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города.

Познавательные: развитие любознательности, познавательной инициативы. Учить сравнивать, выделять различия, находить общие признаки.

Коммуникативные: учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей.

30

Практическая работа.

Изучение герба, флага, гимна Ростовской области, Российской Федерации.

1



31-32

Игровой урок в мемориальном классе музея «Радогощ»

2













Личностные.

Формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Регулятивные.

Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города.

Познавательные.

Развитие любознательности, познавательной инициативы. Учить сравнивать, выделять различия, находить общие признаки.

Коммуникативные.

Учить строить межличностные отношения, понимать позицию товарищей, уважать иную точку зрения.  

33-34

Экологическая экскурсия «Вадьковка в весеннее время года».

2