СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочному курсу "Юный краевед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае,воспитания любви к нему.Занятия в кружке "Юный краевед" позволяют пробудить интерес и любовь к Астраханскому краю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочному курсу "Юный краевед"»












Рабочая программа

по внеурочному курсу

«Юный краевед»




















Пояснительная записка


Краеведение учит людей любить не только

свои родные места, но и знать о них, приучает

их интересоваться историей, искусством,

литературой, повышать свой культурный

уровень. Это – самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачев


Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Программа внеурочного курса «Юный краевед» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Особый акцент в программе сделан на использование краеведческого материала, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как география, история, биология (т.е. предметом окружающий мир). И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

Цель деятельности педагога - создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитания его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.

Цель программы: знакомство младших школьников с основными сведениями из истории своего города, родного края, с культурными, политическими, экономическими особенностями Астраханской области, достопримечательностями области и людьми, строившими и прославившими родной край. Программа клуба составлена с учетом государственного заказа (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, материалов ФГОС нового поколения), общественного заказа (опрос детей и родителей). Она ориентирована на учащихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой детей из разных классов и параллелей

Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:

образовательных:

1. формирование представлений о краеведении, как предмете исторического и культурного развития общества;

2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. закрепление этих знаний на практике.

В ходе решения данных задач обучающиеся приобретают знания:

- об истории возникновения своего края;

- о символике родного края;

- о природе родного края;

- о знаменитых людях города и области;

- о народных промыслах;

умения и навыки:

- составлять кроссворды;

- работать с картой Астраханской области, находить и показывать города – спутники центра области, соседей области;

воспитательных:

1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

В ходе решения данных задач младшие школьники приобретают знания, умения и навыки:

- культуры труда и деловых качеств;

- побуждение к познавательной творческой деятельности;

- нравственно – эстетического вкуса (направленность на прекрасное в жизни и искусстве);

- появление потребности постоянного общения с искусством и родной природой;

- бережного отношения к природе;

- творческого отношения к выполнению работы;

- коммуникативных качеств;

- внимательности;

- терпения;


развивающих:

1. развитие психических процессов (внимание, воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. развитие кругозора учащихся.

В ходе решения данных задач у обучающихся развивается:

- глазомер, точность действий, пространственные представления;

- пространственное и логическое мышление;

- воображение (в том числе и творческое);

- наблюдательность;

- творческие способности;

- художественный вкус;

и появляется стойкий интерес к поиску дополнительной информации (познавательная активность).

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

системность и последовательность занятий: 1 раза в неделю по 1 часу в 1-4 кл.; обеспечение преемственности обучения;

научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;

доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы;

проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, опираясь не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:

объяснительно-иллюстративный: предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;

репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;

исследовательский: самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;

частично-поисковый: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;

конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации;

метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы деятельности весьма разнообразны: классные часы, пешие прогулки , походы, викторины, тематические экскурсии, уроки-беседы, соревнования, уроки-сообщения, марафоны, конкурсы, встречи с интересными людьми, исследовательские работы и проекты, подготовка и проведение тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям и т. д.

В программах для каждого класса прослеживается:

преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.

теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям.

Программа предполагает работу по следующим направлениям деятельности:

- исследовательская (сбор материалов, отражающих историю города в частности и страны в целом их обработка, подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного отчета),

- практическая (проведение тематических экскурсий и пеших прогулок по городу, организация встреч с интересными людьми),

- воспитательная (участие в областных, муниципальных конкурсах, посвященных изучению истории края).

Программа курса «Моя малая Родина» предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Данный курс рассчитан на преподавание в 1х – 4х классах начальной школы, 33 (в 1х кл.) и 34 (во 2х-4х кл.) часа в год (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности базисного учебного (образовательного) плана и содержит разделы . Каждый раздел поделен на темы – модули, ежегодно он расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Особенности программы - интегративность: межпредметная интеграция (Предметы: «Природоведение», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология»), интеграция классных и внешкольных форм образования, в том числе - музейного.

Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.

Подходы к реализации программы

Деятельностный подход предполагает включение учащихся в разнообразные виды деятельности, использование разнообразных форм воспитательной работы;

- организацию совместной деятельности детей, педагогов, родителей.

Аксиологический подход - задача формирования ценностных отношений к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям рассматривается как одна из важнейших в организации образовательного процесса.

Системный подход - интеграция урочной и внеурочной деятельности (при возможности – продолжается и в программе «каникулы»);

- постоянный коллективный анализ результатов деятельности: успехов и неудач, пассивности и активности детей, изменений в отношениях между детьми в классе, между родителями и детьми и т.д.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

  2. Документы ФГОС нового поколения.

  3. Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20011-2015 годы»»

  4. Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»



Планируемые результаты


Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах».

К концу 3 класса учащиеся должны:

Знать:

- города Астраханской области;

- что дает область стране;

- полезные ископаемые Астраханской области;

- как добывают и используются полезные ископаемые области;

- растения, которые встречаются в Астраханском крае;

- самые древние травы наших лесов;

- животный мир области;

- видовой состав рыб;

- видовой состав птиц;

- видовой состав млекопитающих Астраханской области;

- о животных, которые занесены в Красную книгу

- заповедники области;

Уметь:

- работать с картой Астраханской области;

- составлять рассказ об Астрахани;

- различать полезные ископаемые;

- наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках;

- рассказывать о животных Астраханской области;

- составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными»;



Содержание программы


Модуль 1. Моя малая Родина (15 часов: 3часа – теоретические занятия, 12 часов – практические)

Вводное занятие (1 час). Беседа-диалог «Кого можно считать патриотом»: понятие «патриот», «патриотизм».

«Моя малая Родина» (1 час практическое занятие). Игра-путешествие: путешествие по разработанному маршруту по родному селу (поселку).

История моего посёлка (4 часа: 1час –теория, 3 часа – практическое занятие).. Сбор материала об истории посёлка и интересных фактов из его жизни. Обработка материала. Оформление стенда.

Любить свой посёлок – значит быть ему полезным (3 часа - практическое занятие). Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны.

Особенности быта родного края (1 час – практическое занятие). Экскурсия в краеведческий музей по заранее подготовленным вопросам.

Исторические памятники родного края (3 часа – практическое занятие). Экскурсия к историческим памятникам родного края. Обмен впечатлениями.

Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.

Модуль 2. Природа родного края (10 часов: 2 часа - теория, 8 часов – практическое занятие)

Природа родного края (2 часа - практическое занятие). Акция «Кормушка»: изготовление и развешивание кормушек для птиц.

Мой любимый уголок родного края (2 часа – практическое занятие). Сбор материала для фотовыставки. Оформление фотовыставки.

Проблемы моего посёлка.(4 часа: 1 час – теория, 3 часа – практическое занятие). Разработка социального проекта: выбор проблемы, сбор материала, обработка материала, оформление и защита проекта.

Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.

Модуль 3. Ради жизни на Земле (9 часов: 1 час – теория, 8 часов – практическое занятие).

Ради жизни на Земле (7 часов). Беседа – знакомство с событиями Великой Отечественной войны, происходящими на территории посёлка. Сочинения на тему: «След войны в биографии моей семьи». Изготовление подарков ветеранам войны. Подготовка и проведение игры «Зарница».

Подведение итогов (2 часа – практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности; формирование портфолио.



Тематическое планирование



п/п


Темы


Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика


1.

Моя малая родина

15

3

12


1.1

Вводное занятие

1

1



1.2

Моя «малая» Родина.

1

1



1.3

История посёлка.

4

1

3


1.4

Любить свой посёлок – значит быть ему полезным.

3


3


1.5

Особенности быта родного края.

1


1


1.6

Исторические памятники родного края.

3


3


1.7

Подведение итогов

2


2


2.

Природа родного края

10

2

8


2.1

Природа родного края

2


2


2.2

Мой любимый уголок родного края.

2


2


2.3

Проблемы моего посёлка

4

1

3


2.4

Подведение итогов

2


2


3

Ради жизни на Земле

9

1

8



Всего

34

6

28






Список литературы


  1. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.


  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010.


3 .Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко// Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004 №31- с.2-5


4. Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», 2011 №2


  1. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169с.



























МБОУ «СОШ п. Волжский»





ПРИНЯТА

Решением Педагогического совета

МБОУ «СОШ п. Волжский»

Протокол №____ от __________ 2015 г.



УТВЕРЖДАЮ:

Директор
МБОУ «СОШ п. Волжский»

___________Страшко О.М.

________________ 2015 г.







Рабочая программа
по внеурочной деятельности
клуба «Юный краевед»

3-4 классы


Сроки реализации:

2015-2016 уч.год



Учитель: Лебедева А.А.