Рабочая программа
по внеурочному курсу
« Весёлые нотки»
(1-2 классы)
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой.Программа курса «Музыкальный звездопад» входит в сборник программ внеурочной деятельности ФГОС 1– 4 классы под руководством В.В.Иноземцевой. Издательство «Музыка» 2011. Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Задачи:
1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием "продукта" своего труда.
3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
5. Развитие вокально-слуховых способностей.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
Широкое включение песни в повседневную жизнь
Организация индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.
Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.
Привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе музыкального руководителя:
Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
Участие в концертной деятельности учащихся.
Обзор новой методической литературы.
Накопление материала, аудио - записей для использования на занятиях.
Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в начальной школе.
Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.
Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно - интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:
- целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
- мотивации детской деятельности;
- отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
- включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;
- поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.
В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса:
Тематические занятия, мероприятия;
Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;
Игры – викторины, игры – загадки;
Творческие мастерские;
Музыкальные путешествия.
Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы:
Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
Создание коллективных творческих проектов;
Публичные выступления;
Участие в творческих конкурсах различного уровня;
Школьные фестивали искусств;
Важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.
Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—9 лет — до1, ре1 — ре2.
Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В. В. Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Результаты освоения программы муз-студии «Веселые нотки»
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения.
№ занятия | № п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
«Звучащий мой голос» |
1 | 1 | | Введение. | 1 |
2 | 2 | | Знакомство с голосовым аппаратом | 1 |
3,4 | 3 | | Детские песни в нашей жизни. | 2 |
5,6,7,8, | 4 | | Песенки из мультфильмов. Игра «В стране Чудес» | 4 |
9,10 | 5 | | Колыбельные песни. | 2 |
11,12,13,14 | 6 | | Осенние песни. | 4 |
15,16,17,18 | 7 | | Музыкальные игры и загадки. | 4 |
19,20 | 8 | | Волшебная страна звуков. Музыкальный калейдоскоп. Угадай мелодию. | 2 |
21,22,23,24 | 9 | | В гостях у сказки. Музыкальное конфетти. | 4 |
25,26,27 | 10 | | Добрым быть совсем не просто… | 3 |
128,29,30 | 11 | | Новогодний карнавал. | 3 |
31,32,33 | 12 | | Хороводные песни и шутки. Игры. | 3 |
34,35,36 | 13 | | Необычные звуки и голоса. | 3 |
37,38,39 | 14 | | Веселей встречай друзей. Пляска. Частушки. | 3 |
40,41,42 | 15 | | Весенний вальс. | 3 |
43,44,45 | 16 | | Мелодии дня. | 3 |
46,47,48 | 17 | | Музыкальные инструменты. | 3 |
49,50,51 | 18 | | Краски музыки и голоса. | 3 |
52,53,54,55,56 | 19 | | Музыкальная страна. | 5 |
57,58,59,60 | 20 | | Весело – грустно. | 4 |
61-66 | 21 | | Летний день, замечательный праздник.(Игры, потешки,пляска) | 6 |
Содержание учебной программы
Первый год обучения
1. Введение. – 1 час
Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: Занятие-беседа.
2. Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час
Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Форма. Занятие – знакомство.
3. Детские песни в нашей жизни. -2 часа.
Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
4. Песенки из мультфильмов. – 4 часа.
Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.
Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
5. Колыбельные песни. – 2 часа
Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма. Комплексное занятие.
6. Осенние песни.- 4 часа
Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.
Форма. Занятие – знакомство.
7. Музыкальные игры и загадки.- 4 часа
Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры.
8. Волшебная страна звуков. – 2 часа
Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие – исследование.
9. В гостях у сказки.- 4 часа
Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)
10. Добрым быть совсем не просто…-3 часа
Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление.
11. Новогодний карнавал.- 3 часа
Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.
Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)
12. Хороводные песни и шутки. Игры.- 3 часа
Содержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
13. Необычные звуки и голоса.- 3 часа.
Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.
Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).
14. Веселей встречай друзей.- 3 часа
Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма. Тематическое занятие.
15. Весенний вальс.- 3 часа
Содержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».
Форма. Литературно – музыкальная гостиная.
16. Мелодии дня.- 3 часа
Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Комплексное занятие.
17. Музыкальные инструменты от древности до современности.-3 часа
Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
Форма. Занятие – погружение, исследование.
18. Краски музыки и голоса.- 3 часа
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие – исследование.
19. Музыкальная страна.- 5 часов
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
20. Весело – грустно.- 4 часа
Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями
(весело- грустно).
Форма. Занятие – рассуждение.
21. Летний день, замечательный праздник.- 6 часов
Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки.
Форма. Игровая и концертная деятельность.
Планируемые результаты первого года обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй год обучения
№ занятия | № п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
«Могу красиво петь уже…» |
1 | 1 | | Введение. Летние впечатления. | 1 |
2,3,4 | 2 | | Осень: поэт, художник, композитор | 3 |
5,6 | 3 | | Озорные песенки из мультфильмов. | 2 |
7,8 | 4 | | Танцуют и поют все дети! | 2 |
9,10 | 5 | | Звуки и краски голоса. | 2 |
11,12 | 6 | | Песни детских кинофильмов. | 2 |
13,14,15 | 7 | | Зима: поэт, художник, композитор | 3 |
16 | 8 | | Новогодний калейдоскоп. | 1 |
17,18 | 9 | | Вокальный портрет сказочных героев. | 2 |
19,20 | 10 | | Картины природы в песнях и сказках. | 2 |
21,22 | 11 | | Музыкальная шкатулка. | 2 |
23,24,25 | 12 | | Весна: поэт, художник, композитор | 3 |
26,27 | 13 | | Россия – Родина моя. | 2 |
28,29 | 14 | | Добрым быть совсем не просто. | 2 |
30 | 15 | | Маленькая страна – школа моя. | 1 |
31,32,33 | 16 | | Лето: поэт, художник, композитор | 3 |
34 | 17 | | Сколько песен мы с вами вместе… | 1 |
Содержание учебной программы
Второй год обучения
1. Введение. Летние впечатления.- 1 час
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
Форма. Занятие- беседа.
2. Осень: поэт, художник, композитор- 3 часа
Содержание. Времена года - осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
3. Озорные песенки из мультфильмов.- 2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
Форма. Занятие- путешествие (игровая деятельность).
4. Танцуют и поют все дети!- 2 часа
Содержание. Беседа «Искусство танца». Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего.
Форма. Комплексное занятие.
5. Звуки и краски голоса.- 2 часа
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.
Форма. Занятие – исследование.
6. Песни детских кинофильмов.- 2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».
Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность).
7. Зима: поэт, художник, композитор. – 3 часа
Содержание. Времена года - зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
8. Новогодний калейдоскоп.- 1 час
Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.
Форма. Комплексно – интегрированное занятие.
9. Вокальный портрет сказочных героев.- 2 часа
Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев.
Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».
10. Картины природы в песнях и сказках.- 2 часа
Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
Форма. Занятие – рассуждение.
11. Музыкальная шкатулка.- 2 часа
Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
Форма. Занятие – знакомство.
12. Весна: поэт, художник, композитор. – 3 часа
Содержание. Времена года - весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
13. Россия – Родина моя.- 2 часа
Содержание. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
14. Добрым быть совсем не просто.- 2 часа
Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
Форма. Тематические занятия.
15. Маленькая страна – школа моя.- 1 час
Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
Форма. Комплексное занятие.
16. Лето: поэт, художник, композитор. – 3 часа
Содержание. Времена года - лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
17. Сколько песен мы с вами вместе…- 1 час
Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма. Игровая и концертная деятельность.
Планируемые результаты второго года обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Список рекомендуемой литературы для педагога
1..Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
2. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
3.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
4.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.
5.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
6.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
7. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
8.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
10.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
11.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
12.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
13.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
14.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
15.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
16.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
17.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
18.Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
19. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.
20.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
21.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
22.Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
23.Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.
24. Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.
25. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
26. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
27. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
28. Иноземцева В.В.Программа «Музыкальный звездопад» М. Просвещение,2013.
Учебно-познавательная литература для учащихся и родителей.
КабалевскийД.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.
Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.