I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с:
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1827«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования « ( с последующими изменениями);
Примерными программами внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления. составитель Н.В.Васильева.
Цели:
Формированию культуры здоровья
Формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся.
Укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Задачи:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
обучение технике и тактике игры в волейбол;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5–9 классов.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся..
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности ::
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является :
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания..
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Содержание программы
Первый год обучения
Разучивание стойки игрока (исходные положения). Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Двусторонняя учебная игра.
Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).
Эстафеты с различными способами перемещений. Разучивание передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). Разучивание верхней передачи мяча у стены. Игры, развивающие физические способности. Разучивание передачи снизу двумя руками над собой. Разучивание передачи снизу двумя руками в парах. Разучивание нижней прямой подачи. Двусторонняя учебная игра. Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. Разучивание приёма мяча снизу двумя руками. Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. Разучивание приём мяча сверху двумя руками. Игры, развивающие физические способности. Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. Двусторонняя учебная игра. Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.
Второй год обучения
Закрепление стойки игрока (исходные положения). Закрепление перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Двусторонняя учебная игра. Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Эстафеты с различными способами перемещений. Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). Закрепление верхней передачи мяча у стены. Игры, развивающие физические способности. Закрепление передачи снизу двумя руками над собой. Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. Закрепление нижней прямой подачи. Двусторонняя учебная игра. Разучивание верхней прямой подачи. Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. Закрепление приёма мяча снизу двумя руками. Разучивание прямого нападающего удара (по ходу). Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. Закрепление приём мяча сверху двумя руками. Разучивание одиночного блокирования. Разучивание страховки при блокировании. Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. Двусторонняя учебная игра.
Третий год обучения
Совершенствование стоек игрока. Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Игры, развивающие физические способности. Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). Закрепление верхней передачи мяча у стены. Эстафеты с различными способами перемещений. Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. Закрепление верхней прямой подачи. Двусторонняя учебная игра. Закрепление прямого нападающего удара. Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками. Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. Совершенствование приём мяча сверху двумя руками. Закрепление одиночного блокирования. Разучивание группового блокирования (вдвоём, втроём). Закрепление страховки при блокировании. Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. Разучивание групповых тактических действий в нападении, защите. Двусторонняя учебная игра.
Четвертый год обучения
Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах. Совершенствование верхней прямой подачи. Двусторонняя учебная игра. Закрепление прямого нападающего удара. Приём мяча снизу двумя руками. Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. Приём мяча сверху двумя руками. Разучивание приёма мяча, отражённого сеткой. Совершенствование одиночного блокирования. Закрепление группового блокирования (вдвоём, втроём). Совершенствование страховки при блокировании. Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите. Разучивание командных тактических действий в нападении, защите. Судейство учебной игры в волейбол. Двусторонняя учебная игра.
Пятый год обучения
Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). Разучивание передачи сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. Передача снизу двумя руками над собой. Передача снизу двумя руками в парах. Совершенствование верхней прямой подачи. Разучивание подачи в прыжке. Закрепление прямого нападающего удара. Разучивание нападающего удара с переводом вправо (влево). Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. Приём мяча снизу, сверху двумя руками. Закрепление приёма мяча, отражённого сеткой. Совершенствование одиночного блокирования. Совершенствование группового блокирования (вдвоём, втроём). Совершенствование страховки при блокировании. Совершенствование индивидуальных тактических действия в нападении, защите. Совершенствование групповых тактических действий в нападении, защите. Закрепление командных тактических действий в нападении, защите. Судейство учебной игры в волейбол. Двусторонняя учебная игра.
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Перемещения | 9 |
2 | Верхняя передача | 6 |
3 | Нижняя передача | 6 |
4 | Приём мяча | 4 |
5 | Подвижные игры и эстафеты | 9 |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Индивидуальные тактические действия в защите | 7 |
2 | Закрепление техники верхней передачи | 6 |
3 | Закрепление техники нижней передачи | 6 |
4 | Верхняя прямая подача | 4 |
5 | Закрепление техники приёма мяча с подачи | 3 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | 8 |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении | 7 |
2 | Закрепление техники верхней передачи | 6 |
3 | Закрепление техники нижней передачи | 6 |
4 | Верхняя прямая подача | 4 |
5 | Закрепление техники приёма мяча с подачи | 3 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | 8 |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Совершенствование техники верхней, нижней передачи | 4 |
2 | Прямой нападающий удар | 8 |
3 | Совершенствование верхней прямой подачи | 5 |
4 | Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите | 4 |
5 | Двусторонняя учебная игра | 5 |
6 | Одиночное блокирование | 4 |
7 | Страховка при блокировании | 4 |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование, 9 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Верхняя передача двумя руками в прыжке | 5 |
2 | Прямой нападающий удар | 5 |
3 | Верхняя, нижняя передача двумя руками назад | 6 |
4 | Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите | 4 |
5 | Двусторонняя учебная игра | 7 |
6 | Одиночное блокирование и страховка | 4 |
7 | Командные тактические действия в нападении и защите | 3 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Дата | Наименование раздела, тема программ Тема урока | Кол-во часов |
план | Внеауд. | Аудит. |
1-2 | | Разучивание стойки игрока (исходные положения). | 2 | |
3 | | Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
4-5 | | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 2 | |
6 | | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
7-9 | | Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 3 | |
10 | | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 | |
11-12 | | Разучивание передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 | |
13 | | Разучивание верхней передачи мяча у стены. | 1 | |
14 | | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
15 | | Разучивание передачи снизу двумя руками над собой. | 1 | |
16-17 | | Разучивание передачи снизу двумя руками в парах. | 2 | |
18-19 | | Разучивание нижней прямой подачи. | 2 | |
20 | | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
21 | | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 | |
22-24 | | Разучивание приёма мяча снизу двумя руками. | 3 | |
25 | | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | |
26-28 | | Разучивание приём мяча сверху двумя руками. | 3 | |
29 | | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
30-32 | | Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | 1 |
33 | | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
34 | | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | |
Итого | | |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ | Дата | Наименование раздела, тема программ Тема урока | Кол-во часов |
план | Внеауд. | Аудит. |
1 | | Закрепление стойки игрока (исходные положения). | 2 | |
2 | | Закрепление перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
3 | | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
4 | | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
5 | | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 2 | |
6-7 | | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 | |
8 | | Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 | |
9-10 | | Закрепление верхней передачи мяча у стены. | 1 | |
11 | | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
12 | | Закрепление передачи снизу двумя руками над собой. | 1 | |
13 | | Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. | 1 | |
14 | | Закрепление нижней прямой подачи. | 2 | |
15-16 | | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
17 | | Разучивание верхней прямой подачи. | 3 | |
18-20 | | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 | |
21 | | Закрепление приёма мяча снизу двумя руками. | 2 | |
22-23 | | Разучивание прямого нападающего удара (по ходу). | 2 | |
24-25 | | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | |
26 | | Закрепление приём мяча сверху двумя руками. | 1 | |
27 | | Разучивание одиночного блокирования. | 2 | |
28-29 | | Разучивание страховки при блокировании. | 2 | |
30-31 | | Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | |
32-33 | | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
34 | | Двусторонняя учебная игра. | | |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Дата | Наименование раздела, тема программ Тема урока | Кол-во часов |
план | Внеауд. | Аудит. |
1 | | Совершенствование стоек игрока. | 1 | |
2 | | Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
3 | | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
4 | | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 | |
5-6 | | Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 | |
7 | | Закрепление верхней передачи мяча у стены. | 1 | |
8 | | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 | |
9 | | Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. | 1 | |
10 | | Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. | 1 | |
11-13 | | Закрепление верхней прямой подачи. | 3 | |
14 | | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
15 | | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 | |
16-17 | | Закрепление прямого нападающего удара. | 2 | |
18-19 | | Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками. | 2 | |
20 | | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | |
21-22 | | Совершенствование приём мяча сверху двумя руками. | 2 | |
23 | | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
24-25 | | Закрепление одиночного блокирования. | 2 | |
26-27 | | Разучивание группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 | |
28-29 | | Закрепление страховки при блокировании. | 2 | |
30-31 | | Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | |
32-33 | | Разучивание групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 | |
34 | | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
Итого | | |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Дата | Наименование раздела, тема программ Тема урока | Кол-во часов |
план | Внеауд. | Аудит. |
1 | | Стойки игрока. | 1 | |
2 | | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
3 | | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
4 | | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 | |
5-6 | | Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. | 2 | |
7-8 | | Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). | 2 | |
9 | | Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. | 1 | |
10 | | Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах. | 1 | |
11-12 | | Совершенствование верхней прямой подачи. | 2 | |
13 | | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
14 | | Развитие физических качеств. | 1 | |
15-16 | | Закрепление прямого нападающего удара. | 2 | |
17 | | Приём мяча снизу двумя руками. | 1 | |
18 | | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | |
19 | | Приём мяча сверху двумя руками. | 1 | |
20-21 | | Разучивание приёма мяча, отражённого сеткой. | 2 | |
22 | | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
23 | | Совершенствование одиночного блокирования. | 1 | |
24-25 | | Закрепление группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 | |
26 | | Совершенствование страховки при блокировании. | 1 | |
27-28 | | Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | |
29-30 | | Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 | |
31-32 | | Разучивание командных тактических действий в нападении, защите. | 2 | |
33 | | Судейство учебной игры в волейбол. | 1 | |
34 | | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Дата | Наименование раздела, тема программ Тема урока | Кол-во часов |
план | Внеауд. | Аудит. |
1 | | Стойки игрока. | 1 | |
2 | | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 | |
3 | | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
4 | | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 | |
5 | | Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. | 1 | |
6-7 | | Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). | 2 | |
8 | | Разучивание передачи сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. | 1 | |
9 | | Передача снизу двумя руками над собой. | 1 | |
10 | | Передача снизу двумя руками в парах. | 1 | |
11 | | Совершенствование верхней прямой подачи. | 1 | |
12-13 | | Разучивание подачи в прыжке. | 2 | |
14 | | Развитие физических качеств. | 1 | |
15 | | Закрепление прямого нападающего удара. | 1 | |
16-17 | | Разучивание нападающего удара с переводом вправо (влево). | 2 | |
18 | | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 | |
19 | | Приём мяча снизу, сверху двумя руками. | 1 | |
20-21 | | Закрепление приёма мяча, отражённого сеткой. | 2 | |
22 | | Игры, развивающие физические способности. | 1 | |
23 | | Совершенствование одиночного блокирования. | 1 | |
24-25 | | Совершенствование группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 | |
26 | | Совершенствование страховки при блокировании. | 1 | |
27-28 | | Совершенствование индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 | |
29-30 | | Совершенствование групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 | |
31-32 | | Закрепление командных тактических действий в нападении, защите. | 2 | |
33 | | Судейство учебной игры в волейбол. | 1 | |
34 | | Двусторонняя учебная игра. | 1 | |
Итого | | |