СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Волейбол"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Волейбол"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Волейбол"»













































Рабочая программа

творческого объединения спортивной направленности

«Волейбол»

Особенности программы.


Внеурочные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. Акцент сделан на усиление интереса школьников к игре в волейбол, к регулярным занятиям спортом.

Игра в волейбол, предоставляет уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания детей: развития познавательных процессов, выработки воли, характера, воспитания чувства коллективизма, умения работать в коллективе, избегать конфликтных ситуаций.
Внеурочные занятия являются одной из форм физического воспитания школьников. Главными требованиями к их проведениям являются:

- прикладная направленность;

- систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств;

- формирование необходимых навыков в волейболе;

- достижение закаливающего эффекта (проведение занятий на открытом воздухе);

- воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

- индивидуальный подход к учащимся.
Предусматривается проведение систематической контрольной проверки уровня физической, специальной и общей подготовленности школьников, с применением методики тестирования. Тестирование осуществляется в начале учебного года и в конце года для прослеживания мониторинга физического развития.

На каждом этапе подготовки закладывается база для дальнейшего роста: развитие быстроты, ловкости, гибкости, владение основными двигательными навыками, основы технической подготовки; индивидуальная тактическая подготовка и начало действий в парах, тройках. Особенность занятий такова, что теоретические вопросы и беседы, носят кратковременный характер и проводятся во время занятия.

В процессе работы применяются следующие методы организации учебно процесса:

-соревновательный;

- игровой;

- повторный. Очень важно в этот период, чтобы дети находились как можно больше с мячом, не только при работе в технической подготовке, но и в разминке, в физической подготовке, в игре, что вызывает больший интерес учащихся к занятиям. На первом этапе обучения основными методами являются: рассказ, простейшие o6ъяснения (словесный метод), показ какого-либо технического приема или действия (наглядный метод). Основными формами подготовки в этом возрасте являются спортивные и подвижные игры, пионербол с элементами волейбола, соревнования, эстафеты, физические упражнения с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики.



Цель программы:

Физическое и духовное развитие учащихся посредством занятий волейболом.

Задачи программы

Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания и прохождение общеобразовательной программы:

1) пропаганда активного здорового образа жизни, укрепление здоровья.
2) развитие кондиционных и координационных способностей.
3) дать учащимся знания техники и тактики игры в волейбол.
4) воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями для повышения работоспособности и укрепления здоровья;
6) воспитание нравственных и волевых качеств, сплоченности коллектива.



Разделы программы

  1. «Основы знаний».

История развития волейбола. Правила игры в волейбол и её история. Правила судейства. Особенности организма человека. Гигиена. Технические приемы волейбола. Тактические приемы волейболиста.

  1. «Общая физическая подготовка (ОФП).

  2. «Специальная подготовка».

  3. «Показатели физической подготовленности».


Содержание.


Физическая подготовка.


Спортивные и подвижные игры, игровые упражнения и эстафеты. Здесь очень важен игровой соревновательный метод. Спектр оборудования очень широк: мячи, обручи, стойки, барьеры, маты и т.д. Комплексы


Техническая подготовка.


1. Техническая подготовка. Техника передвижений.

Перемещения стойки: основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперёд; двойной шаг, скачок вперёд; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.
2. Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шнуре; над собой – на месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера – на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике; зоны 6 - 3 – 4, 6 – 3 – 2, 5 – 3 – 4, 1 – 3 – 2; передачи в стену с изменением высоты и расстояния – на месте и в сочетании с перемещениями; на точность собственного подбрасывания и партнера.
3. Подачи: нижняя прямая; подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену – расстояние 6-9 м., отметка на высоте 2м.; через сетку – расстояние 6м., 9м.; из-за лицевой линии в пределы площадки, в правую, в левую половины площадки.
4. Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах – стоя и в прыжке; бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.

5. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1 – 2 м.); после броска партнером через сетку (4-6 м.); прием нижней прямой подачи.

6.Прием снизу двумя руками: прием мяча наброшенного партнером – на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием подачи и первая передача в зону нападения.

7.Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях – стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).

8 Отработка изученных элементов.

9. Использование полученных умений в игровой деятельности.



Тактическая подготовка.


1. Индивидуальные действия в защите: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча, направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу.

2. Групповые действия в защите: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и1; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5, 1, 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи из передачи (обмана); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.

3. Командные действия в защите: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры «углом вперед».

Теоретическая подготовка.

1. Инструктажи, беседы о школьных делах, делах в быту.
2. Установка и разбор.
Установка на игру (тренировку) начинается с изложения целей и задач, обозначения начального и конечного результатов. Она дается в форме указаний, как: любому занимающемуся, так и в целом команде. При разборе тренировки (игры) дается оценка, делаются выводы, определяется план на следующую игру. Установка и разбор имеют большое воспитательное и познавательное значение. Оборудование: видео, макетное поле.
3. Краткие сведения о строении и функциях организма.
Строение человека, строение и разбор функции ног, ее основные отделы и
суставы, области стопы.
4. Гигиенические знания и навыки.
Распорядок дня, правила личной гигиены, питание и питьевой режим,
закаливание, форма одежды и обуви для тренировки и уход за ней. Занятие
проходит в форме беседы.

Воспитательная и психологическая подготовка.

1. Психологическая подготовка неразрывно связана с другими видами подготовки и ведется параллельно им. Волевые качества воспитываются при систематическом выполнении упражнений, требующих, усилий. Морально-нравственные в командной игре, общении в коллективе.
2.Процессы восприятия, в частности формирование специфических восприятий (чувство мяча, чувство времени, чувство пространства). Психологическая подготовка ведется практическим и словесным методами. Очень важен личный пример тренера, выработка и стимулирование положительных эмоций, посредством разнообразной деятельности и индивидуального подхода.

Игровая и соревновательная подготовка.

Положительные эмоции стимулирует и игровая спортивная подготовка, если не требовать скорейшего результата. Цель этой подготовки - обобщение изученного материала и его интегральная реализация, но больше внимания уделяется индивидуальным действиям. Игровая и соревновательная подготовка в этом возрасте ведется на полное поле

6 Х 6 игроков.



Контрольные нормативы проводятся с целью:

1. Проверки уровня подготовленности занимающихся на начальной стадии.
2. Рост результатов (снижение, на одном уровне) для дальнейшей
корректировки работы тренера и стимула детей.

После прохождения программы учащиеся должны:

Знать: историю волейбола; правила волейбола; расстановку игроков;

Уметь: применять изученные элементы в двухсторонней игре.

Иметь представление: о медицинском контроле и самоконтроле во время самостоятельных занятий.

































Прохождение учебного материала


число

ТЕМА

№ урока





Техника безопасности на занятиях спортивными играми. Правила волейбола

1-2


КТМ по ОФП

3-4


Закрепление стойки волейболиста, передвижения по площадке без мяча. Технические КН

5-8


Совершенствование стойки, передвижения приставными шагами, бегом, спиной вперед после выполнения технического приема с мячом и без мяча.

9-10


Остановка прыжком, после приставного шага после выполнения технического приема с мячом и без мяча. Первая медицинская помощь

11


Совершенствование передача двумя руками сверху на месте. Исходное положение, положение рук и ног.

12-13


Передача двумя руками сверху с набрасывания партнера, с собственного набрасывания, в движении. Двухсторонняя игра

14-15


Передача двумя руками сверху с набрасывания партнера, с собственного набрасывания. Двухсторонняя игра с разделением амплуа игроков. Строение организма

16-19


Передача двумя руками сверху с набрасывания партнера, с собственного набрасывания. Двухсторонняя игра с разделением амплуа игроков.

20-21


Совершенствование приема снизу. Исходное положение, положение рук и ног.

22

Прием снизу. С набрасывания партнера, с собственного набрасывания. Двухсторонняя игра.

23-29


Закрепление приема снизу в движении и после комбинации Двухсторонняя игра. Гигиена.

30-34


Закрепление приема снизу. Двухсторонняя игра.

35-37


Нижняя прямая подача. Исходное положение, движение рук и ног. Двухсторонняя игра.

38-41


Боковая прямая подача. Двухсторонняя игра.

42-44


Боковая прямая подача. Двухсторонняя игра.

45-47


Верхняя прямая подача. Исходное положение, движение рук и ног. Волейбол, подача, прием снизу, передача сверху. Контроль и самоконтроль.

48-50


Блокирование нападающего удара. Двухсторонняя игра. С применением изученных элементов.

51-54


Нападающий удар. Двухсторонняя игра. С применением изученных элементов.

55-59


Закрепление элементов техники, двухсторонняя игра

60-65


Контроль и самоконтроль во время тренировки.

66


ТТКН

67-68






















Распределение материала по занятиям.


1 – 2 занятие.

Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Возможные травмы. Введение в правила волейбола, счет, расстановка, амплуа игроков. Оказание первой помощи при вывихах, ушибах, переломах.


3 – 4 занятие.

Прием КН по ОФП. Определение физической подготовленности занимающихся.


5 – 8 занятие.

Обучение специальной разминке волейболистов. Обучение стойке волейболиста, передвижения, бегом, приставным шагом, прыжком без мяча, с мячом КН, определение физической подготовленности занимающихся.

9 – 10 занятие.

Обучение специальной разминке волейболистов. Обучение остановки прыжком после перемещения без мяча, с мячом, индивидуально, парах.

Развитие координационных способностей.


11 занятие.

Обучение специальной разминке волейболистов. Обучение остановки прыжком после передвижения приставным шагом, без мяча, с мячом, индивидуально, парах. Развитие координационных способностей.


12 – 13 занятие.

Обучение передаче двумя руками сверху. Исходное положение во время передачи, положение рук, ног, туловища. Развитие координационных способностей.


14 – 15 занятие.

Передача двумя руками сверху. Исходное положение во время передачи, положение рук, ног, туловища. Передача сверху с собственного набрасывания, с набрасывания партнера. Пионербол с элементами волейбола.

Развитие координационных способностей.


16 – 19 занятие.

Передача сверху с собственного набрасывания, с набрасывания партнера. В тройках, четверках, на месте, в передвижении, эстафеты. Развитие координационных способностей. Пионербол с элементами волейбола, с разделением амплуа игроков.




20 – 21 занятие.

Передача сверху с собственного набрасывания, с набрасывания партнера. В тройках, четверках, на месте, в передвижении, эстафеты. Развитие координационных способностей. Пионербол с элементами волейбола, с разделением амплуа игроков.

Развитие прыгучести.


22 занятие.

Прием снизу. Исходное положение во время приема, положение рук, ног, туловища. Прием с собственного набрасывания, с набрасывания партнера. Развитие прыгучести.


23 – 29 занятие.

Закрепление приема снизу, в парах, на месте, в передвижении, в падении с перекатом через плечо, спину. Развитие прыгучести.


30 – 34 занятие.

Закрепление пройденного материала, контроль и самоконтроль во время занятий. Развитие прыгучести. Двухсторонняя игра с изученными элементами.


35 – 37 занятие.

Закрепление пройденного материала, контроль и самоконтроль во время занятий. Развитие прыгучести. Двухсторонняя игра с изученными элементами. Развитие прыгучести. Подвижные игры, эстафеты, упражнения с отягощениями.


38 – 41 занятие.

Нижняя прямая подача. Исходное положение во время подачи, положение рук, ног, туловища. Подача в парах, у стены, по зонам. Двухсторонняя игра с изученными элементами. Развитие силы.


38 – 41 занятие.

Закрепление нижней прямой подачи. Работа по зонам, на расстояние, на точность. Развитие силы. Двухсторонняя игра с изученными элементами.


42 – 44 занятие.

Обучение подачи сбоку. Работа по зонам, на расстояние, на точность, у

стены. Развитие силы. Двухсторонняя игра с изученными элементами.


45 – 47 занятие.

Закрепление боковой подачи. Закрепление пройденных элементов. Развитие силы. Двухсторонняя игра.



48 – 50 занятие.

Обучение верхней прямой подачи. Закрепление пройденного материала. Развитие силы. Двухсторонняя игра.


51 – 54 занятие.

Обучение блокированию нападающего удара. Работа на сетке в парах, с мячом, без мяча, на месте, в передвижении. Развитие быстроты реакции. Подвижные игры, эстафеты. Двухсторонняя игра с применением блокирования..

55 – 59 занятие.

Обучение нападающему удару. С собственного набрасывания на низкой сетке, с теннисным мячом, с передачи пасующего.Развитие быстроты реакции. Подвижные игры, эстафеты. Двухсторонняя игра.


60 – 65 занятие.

Закрепление пройденного материала, отработка техники подач, приема снизу, передачи сверху, блока, нападающего удара. Развитие быстроты реакции. Подвижные игры, эстафеты. Двухсторонняя игра.


66 занятие.

Закрепить знания по контролю и самоконтролю во время занятий спортом.


67 – 68 занятие.

Прием КТМ, ОФП по определения технической и физической подготовленности учащихся для дальнейшего планирования учебного процесса. Двухсторонняя игра.




















РАЗДЕЛЫ ПОДГОТОВКИ


Теория

- Физическая культура и спорт в России.

- Сведения о строении и функциях организма человека.

- Влияние физических упражнений на организм занимающегося.

- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

- Нагрузка и отдых.

- Спортивные соревнования.

- Основы техники и тактики.

- Основы методики обучения.

- Планирование и контроль.

- Оборудование и инвентарь.


Общая физическая подготовка

Общая  физическая подготовка – процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена.

В число задач общей физической подготовки входит:

1. Укрепление здоровья;
2.Воспитание основных физических качеств;
3.Повышение уровня обшей работоспособности;
4. Совершенствование жизненно важных навыков и умений
.

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управле­ния группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры. Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья -для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку). Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упраж­нений в несложные комбинации, Легкоатлетические упражнения - сюда входят упражнения и беге, прыжках и метаниях. Бег: 20,30,60м, повторный бег- два-три от резка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными пре­пятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количе­ство препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м.Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега. Метания: малого мяча с места в стенку или щит па дальность отско­ка; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега; толка­ние ядра весом З кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет); метание копья и цель и па дальность с места и с шага. Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов. Спортивные и подвижный игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бад­минтон и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры; «Гонка мячей», «Сал­ки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эс­тафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борь­ба аи мяч», «Мяч ловцу», «Перетягинание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег па 5,10, 15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сиди, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отно­шению к стартовой линии; то же, перемещение приставными шагами.

Развитие силы /силовая подготовка/

  • Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера/

  • Упражнения на снарядах и со снарядами

  • Упражнения из других видов спорта

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие быстроты /скоростная подготовка/

  • Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени

  • Подвижные и спортивные игры.

Развитие выносливости

  • Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

  • Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание, ходьба/

  • Подвижные спортивные игры

Развитие ловкости /координационная подготовка/

  • Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений

  • Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения

  • Подвижные и спортивные игры.

Развитие гибкости

  • Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика/


Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка – процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике баскетбола.

Задачи по специальной физической подготовке следующие:

  1. Повышение функциональных возможностей, обеспечивающих успешность

соревновательной деятельности;
2.Воспитание специальных физических способностей
3.Достижение спортивной формы.

Задачи специальной подготовки решаются по средствам:

  • Специальных упражнений для развития быстроты и прыгучести движений баскетболиста;

  • Специальных упражнений для развития специальной выносливости баскетболиста;

  • Специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста;

  • Специальных упражнений для развития игровой ловкости баскетболиста.

Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и Юм (общий пробег за одну попытку 20 -30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом-отягощением или в куртке с отягощением.

Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот па 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокиро­вания и т.д. То же, по подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные поло­жения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй уне­си», различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с вы­полнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с пре­одолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое вып­рямление ног с взмахом руками вверх; то же е прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения, стоя на гимнас­тической стенке-одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, рука­ми держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением (пояс до 6 кг).

Упражнения с отягощениями (мешок с песком до 10кг для девушек и до 20 кг для юношей, штанга - вес устанавливается в процентах от массы занимающегося и от характера упражнения - приседание до 80 раз, выпрыгивание до 40 раз, выпрыгивание из приседа до 30 раз, пояс, манжеты на запястьях, голени у голеностопных суставов, жилет): присе­дание, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада, прыжки на обеих ногах.

Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 мот степы (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке оросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и сно­ва в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом степы (е 14 лет -прыжки на одной ноге).

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом впе­ред, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Выпрыгивание на тумбу (сложенные гимназические маты), постепенно увеличивая высоту и коли­чество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодо­лением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием тен­нисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных па разной высоте.

Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных сус­тавах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).

Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивают). То же, по опираясь о стену пальцами. От­талкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвиже­ние вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами (с 15 лет). Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (с 14 лет для мальчиков). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключитель­ную фазу при верхней передаче мяча).

Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (впе­ред и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Много­кратные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетболь­ных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения с ганте­лями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание тен­нисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи на­бивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в степу. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно уве­личивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера или посылаемого мячеметом).

Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту

подбрасывания, бросок па свободное место, на партнера и т.д. Много­кратные броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, трой­ках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соот­ветствии с сигналом. То же в рамках командных действий.

Упражнение для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амп­литудой и максимальной быстротой.

Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнасти­ческой стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движе­ние руками из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимаю­щийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя па амортизаторе, руки внизу - поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, по круги рука­ми. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.

Упражнениям набивным мячом. Броски мячи двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой-вправо. Броски набивного мяча (1 кг) через сетку, расстояние 4-6 м, С набивным мячом и руках у стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки. Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно под­ряд). Совершенство панне ударного движения подачи по мячу на резино­вых амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз сгон на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (I кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Имитация прямого напада­ющего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на степе (высота 1,5-2м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стен­ки. Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой. Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Мнем «кратное выполнение нападаю­щих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера (посы­лаемого мячеметом) у сетки и из глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортиза­торах. То же, по броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).

В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заклю­чительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, по бросок вниз двумя руками, вверх - одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево),

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с мес­та, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемеще­ний (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).

Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; призем­лившись, поймать мяч и т.д. Мяч отбивать в высшей точке взлета. Учащий­ся разворачивается спиной к стене-бросить мяч вверх назад, повернуться на 180" и в прыжке отбить его в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбра­сывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замахи движение набросок, но в последний момент мяч задерживает в руках и тут же подбрасывает на различную высоту и т.п. Тоже, поворот блокирующего по сигналу партнера - вначале мяч подбрасывают после поворота, затем во время поворота и до поворота. Перечисленные упражнения, по после перемещения и остановки. Много кратные прыжки с доставанием ладонями подвешенного мяча, набивного или волейбольного, укрепленного на амортизаторах.

Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1-1,5 м от сетки; исходное положение принимают после шага к сетке. То же, что последние три упражнения, по остановку и исходное положение прини­мают по сигналу. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх.


Методические рекомендации при обучении техническим приемам

Последовательность обучения стойкам и перемещениям

1. Выполнение стоек на месте.

2. Перемещения в медленном темпе. Ходьба выпадами, в полуприседе, на внешней и внутренней стороне стопы, на носках и пятках. Пробегание отрезков 15–20 м с ускорением. Чередование ходьбы и бега. Передвижения разными способами в различных направлениях по зрительному и звуковому сигналам. Бег из различных и.п.: лицом или спиной вперед; приставными шагами; с прыжками. Различные эстафеты, включающие бег, прыжки, кувырки, ускорения на отрезках 8–15 м с изменением направления («елочка», челночный бег 9–3–6–3–9 м).

3. Сочетание перемещений в медленном и среднем темпе с последующим принятием стойки.

4. Перемещения в высоком темпе с последующим принятием стойки.

5. Принятие стойки игрока после перемещения по звуковому или зрительному сигналу.

Последовательность обучения передачам мяча сверху

1. Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча.

2. То же, но с мячом.

3. Передача мяча в парах с набрасыванием мяча партнером.

4. Обоюдная передача мяча в парах с расстояния 3–5 м между партнерами.

5. То же, но с расстояния 5–6 м.

6. Верхняя передача мяча двумя руками после перемещения вперед, затем назад. Обратить внимание на остановку перед выполнением приема.

7. То же, но после перемещения влево и вправо.

8. Передача мяча с изменением траектории полета.

9. Передачи мяча на точность.

10. Передачи мяча в сочетании с усложненными способами.

Последовательность обучения передачам мяча снизу

Соблюдается та же последовательность, что и при обучении приему мяча сверху.

1. Имитация передачи мяча снизу. Работают сначала ноги и туловище, затем руки.

2. Прием мяча снизу после набрасывания партнером, расстояние – 4–5 м.

3. Прием мяча снизу после отскока от пола.

4. Прием мяча снизу после перемещения вправо, влево, вперед, назад. Обратить внимание, чтобы он попадал на предплечья, а не на кисти.

5. Сочетание верхних и нижних передач в парах или у стены.

Последовательность обучения подачам

Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач.

1. Выполнение подачи в упрощенных условиях. Имитация изучаемого способа (выполняется на три счета: 1 – замах; 2 – подбрасывание; 3 – удар по мячу).

2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения – научить правильно подбрасывать мяч.

3. Подача мяча в парах поперек площадки.

4. Подача мяча партнеру на точность (расстояние – 5–6 м от сетки).

5. Подача мяча из-за лицевой линии.

6. Подача мяча в левую и правую стороны площадки.

7. Подача мяча на точность в заданную часть площадки.

Последовательность обучения нападающим ударам

В начале занятий целесообразно использовать расчлененный метод обучения: первое ударное движение по мячу на месте, затем – в прыжке и только потом – в прыжке после разбега.

1. Нападающий удар с собственного набрасывания в опорном положении у стены в парах.

2. При разбеге следует обратить внимание на выполнение последнего, третьего, шага, который должен быть самым длинным и заканчиваться «стопорящим» движением стоп (ступни параллельны).

3. Имитация нападающего удара с 3 шагов разбега.

4. Нападающий удар с разбега, но мяч фиксируется партнером, стоящим на возвышении (тумбочке, стуле и т.п.).

5. Нападающий удар с собственного набрасывания мяча; с набрасывания мяча партнером.

6. Нападающий удар после встречной передачи, а затем с передачи вдоль сетки.

7. Прямой нападающий удар с передачи из зоны 3; траектория полета средняя (расстояние – до 0,5 м от сетки).

8. Нападающий удар со всех зон нападения после различных по высоте и направлению передач.

9. То же, но с переводом туловищем влево, вправо; при приземлении стопы разворачиваются в сторону движения мяча.

10. То же, но перевод выполняется разворотом кисти влево или вправо.





Список используемой литературы.

 Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М – «Физкультура и спорт» 1979 г.

А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М – «Физкультура и спорт»

1990 г.

Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 2000 г.

Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. – Москва, «Физкультура и спорт» 1991 год.

Программы для внешкольных учреждений. Просвещение. 2009г.

Программа по волейболу для ДЮСШ и СДЮШОР МФКиС - 2010 г.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!