Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2017г. | Утверждена приказом МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2017г. № 293 |
Согласована с заместителем директора по ВР | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Волейбол
для учащихся 5, 9 классов
Составитель:
Моргунова Юлия Валерьевна,
Учитель физической культуры
Мариинск 2018
Волейбол – спортивная игра, которая пользуется большой популярностью среди молодежи. Занятия волейболом способствуют развитию многих физических качеств: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени. Волейбол считается одним из самых доступных видов спорта. В нем могут проявить себя игроки с различными физическими данными, как невысокого роста, так и высокого.
Занятия волейболом эффективны для разностороннего развития детского и юношеского организма. Прыжки, броски, передача мяча активизируют рост тела в длину, способствуют формированию правильной осанки, развивают силу мышц. Под влиянием физической нагрузки совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких, укрепляются многие мышцы ног, туловища, рук.
Цель программы: формирование двигательной сферы, овладение техникой и тактикой игры.
Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:
Образовательные:
Совершенствовать координацию тела.
Развитие физических качеств (ловкость, выносливость, прыгучесть и т.п).
Формирование двигательных умений и навыков.
Усвоение знаний о физическом воспитании.
Воспитательные:
Выработка у учащихся привычку соблюдения режима.
Развивать умения самостоятельно заниматься приемами в парах.
Воспитывать любовь к занятиям, спорту, интерес к результатам, достижениям спортсменов.
Воспитывать положительные черты характера( организованность, дисциплинированность и т.д), нравственные качества(честность, справедливость), и волевые качества (смелость, решительность и т.д).
Развивающие:
1. развивать координацию движений и основные физические качества;
2. способствовать повышению работоспособности учащихся,
3. способствовать укреплению здоровья детей.
Оздоровительные:
Укрепление физического и психологического здоровья.
Улучшение физического развития.
Устойчивость организма к различным заболеваниям.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
5, 9 классов
Учащихся в ходе реализации рабочей программы «Волейбол» должны:
ЗНАТЬ:
1. Теоретические и методические основы системы физического воспитания.
2. Анатомо-физиологические особенности развития организма детей и влияние различных упражнений на развитие организма.
3. Технику и тактику игры, методы обучения.
4. Правила соревнований, методику организации и проведения соревнований различного уровня.
5. Методику записи игр, обработки и анализа собранного материала.
6. Методические приемы обучения групповым и командным действиям.
7. Методы врачебного контроля в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
8. Систему управления физкультурным движением в стране.
УМЕТЬ:
Проводить воспитательную работу с учащимися, помогать адаптироваться вновь прибывшими.
2. Работать с литературными источниками.
3. Проводить с группой, классами подготовительную часть занятия, занятие в целом, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической подготовке.
4. Овладеть навыками судейства.
5. Обучить техническим приемам, подбирать упражнения для исправления ошибок в технике.
6. Уметь провести занятия с командами младших и старших школьников.
7. Уметь определять и исправлять ошибки у игроков и у самих себя.
Учащейся получит возможность научиться
1. Проводить воспитательную работу с учащимися, помогать адаптироваться вновь прибывшими.
3. Работать с литературными источниками.
4. Проводить с группой, классами подготовительную часть занятия, занятие в целом, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической подготовке.
5. Овладеть навыками судейства.
6. Овладевать техническим приемам, подбирать упражнения для исправления ошибок в технике.
7. Проводить занятия с командами младших и старших школьников.
8. Определять и исправлять ошибки у игроков и у самих себя.
9. Записывать игры, анализировать материал.
10. Провести учебно - тренировочные занятия по обучению и совершенствованию приемов тактики игры.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения
Познавательные УУД:
технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
учиться оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя литературу.
Коммуникативные УУД:
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
управлять эмоциями при общении, сохранять хладнокровие, рассудительность, сдержанность;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения программы по волейболу. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности при занятии внеурочной деятельности для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
ведение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по внеурочной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс
№ п\п | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Становление волейбола как вида спорта Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола | словесная | |
2 | Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу Упрощенные правила игры Действующие правила игры. Методика судейства соревнований. Терминология и жестикуляция. | беседа | |
3 | Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки. Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения. Определения и исправления ошибок. Задачи тренировочного процесса. Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость) Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовки. Контроль технической подготовкой. | практическая | игровая |
4 | Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке. Ознакомление с техникой игры. Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры. Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков. Нормативные требования и испытания по технической подготовке. Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. Терминология. Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты. | практическая | игровая |
5 | Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений. Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке. Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования. | практическая | игровая |
6 | Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств. Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам. Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике. | практическая | игровая |
Изучение техники игры в волейбол техника нападения. |
7 | Устойчивая, основная; - статическая стартовая стойка; - динамическая стартовая стойка. | практическая | игровая |
8 | Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места). Остановки: скачком, шагом, двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте. | практическая | игровая |
Обучение техники подачи мяча: |
9 | Обучение технике нижней прямой подачи
| практическая | игровая |
10 | Обучение технике нижней боковой подачи - подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче; - специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче; | практическая | игровая |
11 | Обучение технике верхней прямой подачи - подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче; - специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче; | практическая | игровая |
12 | Обучение техники верхней боковой подаче - подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче; - специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче; | практическая | игровая |
13 | Обучения технике верхних передач - подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; - специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче; | практическая | игровая |
14 | Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки). Техника передачи двумя сверху Техника передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные). двумя с поворотом, без поворота одной рукой. | практическая | игровая |
15 | Обучение технике передач снизу - подводящие упражнения с набивными мячами; - имитационные упражнения с волейбольными мячами; - специальные упражнения индивидуально у стены; - специальные упражнения в группах через сетку; - упражнения для обучения передаче одной снизу | практическая | игровая |
16 | Обучение технике нападающих ударов - подводящие упражнения с набивным мячом; - упражнения для обучения напрыгиванию; - упражнения с теннисным мячом; - упражнения для обучения замаху и удару по мячу; - специальные упражнения у стены в опорном положении; - специальные упражнения у стены в прыжке (в парах); - специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами; - специальные упражнения на подкидном мостике; - специальные упражнения в парах через сетку; | практическая | игровая |
17 | Обучение технике нападающих ударов - подводящие упражнения с набивным мячом; - упражнения для обучения напрыгиванию; - упражнения с теннисным мячом; - упражнения для обучения замаху и удару по мячу; - специальные упражнения у стены в опорном положении; - специальные упражнения у стены в прыжке (в парах); - специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами; - специальные упражнения на подкидном мостике; - специальные упражнения в парах через сетку; | практическая | игровая |
18 | Обучение технике нападающих ударов - подводящие упражнения с набивным мячом; - упражнения для обучения напрыгиванию; - упражнения с теннисным мячом; - упражнения для обучения замаху и удару по мячу; - специальные упражнения у стены в опорном положении; - специальные упражнения у стены в прыжке (в парах); - специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами; - специальные упражнения на подкидном мостике; - специальные упражнения в парах через сетку; | практическая | игровая |
19 | Обучение технике нападающих ударов - подводящие упражнения с набивным мячом; - упражнения для обучения напрыгиванию; - упражнения с теннисным мячом; - упражнения для обучения замаху и удару по мячу; - специальные упражнения у стены в опорном положении; - специальные упражнения у стены в прыжке (в парах); - специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами; - специальные упражнения на подкидном мостике; - специальные упражнения в парах через сетку; | практическая | игровая |
20 | Обучение технике нападающих ударов - подводящие упражнения с набивным мячом; - упражнения для обучения напрыгиванию; - упражнения с теннисным мячом; - упражнения для обучения замаху и удару по мячу; - специальные упражнения у стены в опорном положении; - специальные упражнения у стены в прыжке (в парах); - специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами; - специальные упражнения на подкидном мостике; - специальные упражнения в парах через сетку; | практическая | игровая |
Техника защиты: |
21 | Обучение технике приема подач - упражнения для обучения перемещению игрока; - имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения); - специальные упражнения в парах без сетки; - специальные упражнения в тройках без сетки; - специальные упражнения в паре через сетку. | практическая | игровая |
22 | Обучение технике приема мяча с падением - на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь | практическая | игровая |
23 | Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное) - упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков; - имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения); - имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре); - специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре); - упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные) | практическая | игровая |
Изучение тактики игры в волейбол Тактика нападения: |
24 | Обучение и совершенствование индивидуальных тактическим действиям Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений | практическая | игровая |
Тактика защиты: |
25 | Обучение и совершенствование индивидуальных действий при выполнении первых передач на удар Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий. Взаимодействие игроков. Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом. Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабления и растяжения. Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке. Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока. Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП. Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости. | практическая | игровая |
26 | Обучения тактике нападающих ударов Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы. | практическая | игровая |
27 | Обучения индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Учебная игра. | практическая | игровая |
28 | Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе Упражнения для развития гибкости. Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений. | практическая | игровая |
29 | Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра. | практическая | соревновательная |
30 | Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач Обучение приему мяча от сетки. Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов. Развитие координации. Учебная игра. | практическая | соревновательная |
31 | Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего Передача мяча одной рукой в прыжке. Учебная игра. | практическая | соревновательная |
32 | Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. | практическая | соревновательная |
33 | Обучение командным действиям в нападении Учебная игра с заданием. | практическая | соревновательная |
34 | Обучение командным действиям в защите Учебная игра с заданием. | практическая | соревновательная |
9 класс
№ п\п | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Становление волейбола как вида спорта Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола | беседа | |
2 | Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке. Ознакомление с техникой игры. Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры. Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков. Нормативные требования и испытания по технической подготовке. | практическая | игровая |
3 | Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки. Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения. | практическая | игровая |
4 | Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений. Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования. | практическая | игровая |
5 | Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике. | практическая | игровая |
Изучение техники игры в волейбол техника нападения. |
6 | Устойчивая, основная; - статическая стартовая стойка; - динамическая стартовая стойка. | практическая | игровая |
7 | Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении. Остановки: скачком, шагом, двумя сверху, вперед на месте. | практическая | игровая |
Обучение техники подачи мяча: |
8 | Обучение технике нижней прямой подачи | практическая | игровая |
9 | Обучение технике нижней боковой подачи - подводящие и специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче; | практическая | игровая |
10 | Обучение технике верхней прямой подачи - подводящие и специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче; | практическая | игровая |
11 | Обучение техники верхней боковой подаче - подводящие и специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче; | практическая | игровая |
12 | Обучения технике верхних передач - подводящие и специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче; | практическая | игровая |
13 | Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки). Техника передачи двумя сверху | практическая | игровая |
14 | Обучение технике передач снизу - подводящие и имитационные упражнения с волейбольными мячами; - специальные и специальные упражнения в группах через сетку; | практическая | игровая |
15 | Обучение технике нападающих ударов - специальные упражнения у стены в опорном положении, стены в прыжке (в парах); - специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами; - специальные упражнения на подкидном мостике; - специальные упражнения в парах через сетку; | практическая | игровая |
16 | Обучение технике нападающих ударов - специальные упражнения у стены в опорном положении; - специальные упражнения у стены в прыжке (в парах); - специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами; - специальные упражнения на подкидном мостике; - специальные упражнения в парах через сетку; | практическая | игровая |
17 | Обучение технике нападающих ударов - специальные упражнения у стены в опорном положении; - специальные упражнения у стены в прыжке (в парах); - специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами; - специальные упражнения на подкидном мостике; - специальные упражнения в парах через сетку; | практическая | игровая |
18 | Обучение технике нападающих ударов - специальные упражнения у стены в опорном положении; - специальные упражнения у стены в прыжке (в парах); - специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами; - специальные упражнения на подкидном мостике; - специальные упражнения в парах через сетку; | практическая | игровая |
19 | Обучение технике нападающих ударов - специальные упражнения у стены в опорном положении; - специальные упражнения у стены в прыжке (в парах); - специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами; - специальные упражнения на подкидном мостике; - специальные упражнения в парах через сетку; | практическая | игровая |
Техника защиты: |
20 | Обучение технике приема подач - специальные упражнения в парах без сетки; - специальные упражнения в тройках без сетки; - специальные упражнения в паре через сетку. | практическая | игровая |
21 | Обучение технике приема мяча с падением | практическая | игровая |
22 | Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное) - специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре); - упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные) | практическая | игровая |
Изучение тактики игры в волейбол Тактика нападения: |
23 | Совершенствование индивидуальных тактическим действиям Характеристика командных действий в нападении. При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений | практическая | игровая |
Тактика защиты: |
24 | Совершенствование индивидуальных действий при выполнении первых передач на удар. Совершенствование технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Совершенствование технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке. Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости. | практическая | игровая |
25 | Совершенствование тактике нападающих ударов Нападающий удар задней линии. Подбор упражнений для развития специальной силы. | практическая | игровая |
26 | Совершенствование индивидуальными тактическим действиям блокирующего игрока. Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Учебная игра. | практическая | игровая |
27 | Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе Упражнения для развития быстроты перемещений. | практическая | игровая |
28 | Совершенствование групповым действиям в защите внутри линии и между линиями Учебная игра. | практическая | соревновательная |
29 | Совершенствование индивидуальным тактическим действиям при приеме подач Развитие координации. Учебная игра. | практическая | соревновательная |
30 | Совершенствование взаимодействиям нападающего и пасующего Передача мяча одной рукой в прыжке. Учебная игра. | практическая | соревновательная |
31 | Совершенствование групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. | практическая | соревновательная |
32 | Совершенствование командным действиям в нападении Учебная игра с заданием. | практическая | соревновательная |
33 | Совершенствование командным действиям в защите Учебная игра с заданием. | практическая | соревновательная |
34 | Совершенствование командным действиям в защите Учебная игра с заданием. | практическая | соревновательная |
Тематическое планирование
5 класс
Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
1.История развития волейбола. 2.Правила игры и методика судейства. 3.Техническая подготовка волейболистов. 4.Физическая подготовка. 5.Методика тренировки волейболистов. Итого по разделу: | | 1 1 1 1 1 5 | 1 1 1 1 1 5 | | | |
Раздел 2. Изучение технике игры в волейбол. 1.Техника нападения. 2. Техника защиты. Итого по разделу: | | 10 10 20 | | 10 10 20 | | |
Раздел 3. Изучение тактики игры в волейбол. 1.Тактика нападения. 2.Тактику защиты. Итого по разделу: | | 4 5 9 | | 4 5 9 | | |
Всего: | | 34 | 5 | 29 | | |
9 класс
Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
1.История развития волейбола. 2.Правила игры и методика судейства. 3.Техническая подготовка волейболистов. 4.Физическая подготовка. 5.Методика тренировки волейболистов. Итого по разделу: | | 1 1 1 1 1 5 | 1 1 1 1 1 5 | | | |
Раздел 2. Изучение технике игры в волейбол. 1.Техника нападения. 2. Техника защиты. Итого по разделу: | | 11 9 20 | | 11 9 20 | | |
Раздел 3. Изучение тактики игры в волейбол. 1.Тактика нападения. 2.Тактику защиты. Итого по разделу: | | 4 5 9 | | 4 5 9 | | |
Всего: | | 34 | 5 | 29 | | |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1 | История развития волейбола | 1 | |
2 | Правила игры и методика судейства | 1 | |
3 | Техническая подготовка волейболиста | 1 | |
4 | Техника игры в волейбол | 1 | |
5 | Физическая подготовка | 1 | |
6 | Методика тренировки волейболистов | 1 | |
7 | Стартовые стойки | 1 | |
8 | Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении | 1 | |
9 | Обучение техники подачи мяча | 1 | |
10 | Обучение технике нижней прямой подачи | 1 | |
11 | Обучение технике нижней боковой подачи | 1 | |
12 | Обучение технике верхней прямой подачи | 1 | |
13 | Обучение техники верхней боковой подаче | 1 | |
14 | Обучения технике верхних передач | 1 | |
15 | Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки). | 1 | |
16 | Обучение технике передач снизу | 1 | |
17 | Обучение технике нападающих ударов | 1 | |
18 | Обучение технике нападающих ударов | 1 | |
19 | Обучение технике нападающих ударов | 1 | |
20 | Обучение технике нападающих ударов | 1 | |
21 | Обучение технике нападающих ударов | 1 | |
22 | Обучение технике приема подач | 1 | |
23 | Обучение технике приема мяча с падением | 1 | |
24 | Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное) | 1 | |
25 | Обучение и совершенствование индивидуальных тактическим действиям | 1 | |
26 | Обучение и совершенствование индивидуальных действий при выполнении первых передач на удар | 1 | |
27 | Обучения тактике нападающих ударов | 1 | |
28 | обучения индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока | 1 | |
29 | обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе | 1 | |
30 | Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями | 1 | |
31 | Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач | 1 | |
32 | Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего | 1 | |
33 | Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии | 1 | |
34 | Обучение командным действиям в нападении | 1 | |
Всего: | 34 | |
9 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Физическая культура и спорт в России. ТБ на занятиях по волейболу. | 1 | |
| Техника приема и передач мяча. Нападающий удар. Стойка игрока. Перемещение в стойке. | 1 | |
| Техника приема и передач мяча. Нападающий удар. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. | 1 | |
| Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. | 1 | |
| Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. | 1 | |
| Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. | 1 | |
| Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. | 1 | |
| Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра мини- волейбола | 1 | |
| Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. | 1 | |
| Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. | 1 | |
| Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. | 1 | |
| Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3-6м. | 1 | |
| Техника приема и передач мяча. Нападающий удар. | 1 | |
| Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи. Учебная игра | 1 | |
15 | Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи. Учебная игра | 1 | |
16 | Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи. Учебная игра | 1 | |
17 | Верхняя прямая подача, прием мяча отраженного сеткой. | 1 | |
18 | Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи. Учебная игра | 1 | |
19 | Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Нападающий удар при встречных передачах. | 1 | |
20 | Нападающий удар при встречных передачах. | 1 | |
21 | Прием мяча снизу в группе. Учебная игра. | 1 | |
22 | Нападающий удар при встречных передачах. Верхняя прямая подача, прием мяча отраженного сеткой. Прием мяча снизу в группе. | 1 | |
23 | Верхняя прямая подача, прием мяча отраженного сеткой. | 1 | |
24 | Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону 3. Выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3. | 1 | |
25 | Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны3, игрока зоны 2 с игроком зоны3 (при первой передачи) | 1 | |
26 | Выполнять технико-тактические действия в игре. | 1 | |
27 | Передачи мяча над собой. Нападающий удар при встречных передачах. Подача нижняя боковая. | 1 | |
28 | Передачи мяча над собой. Нападающий удар при встречных передачах. Подача нижняя боковая. | 1 | |
29 | Действия в защите и нападении. Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону 3. Взаимодействия игроков зон 5 с игроком зоны 3 | 1 | |
30 | Действия в защите и нападении. Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону 3. Взаимодействия игроков зон 5 с игроком зоны 3 | 1 | |
31 | Технико-тактические действия в игре. | 1 | |
32 | Технико-тактические действия в игре. | 1 | |
33 | Технико-тактические действия в игре. | 1 | |
34 | Технико-тактические действия в игре. | 1 | |
| Всего: | 34 | |
Приложение 1
Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе дополнительного обучения
Кл./тест | Ч/б 6х5м (сек.) | Бросок н/м стоя ( м ) | Передача сверху и снизу на месте (кол-во раз) | Передача и перевод мяча через сетку с передачи из 10 раз | Подача (по выбору: нижняя, верхняя) из 10 раз | Подача с 3 м – приём мяча и передача обратно партнёру (через сетку в парах) из 10 раз |
м | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | д |
5 |
11.9 12.5 12.9 |
12.0 12.6 13.0 |
6.00 5.00 4.50 |
5.50 4.50 4.00 | над собой |
- | с 3 м линии | Облегчённый мяч |
8 6 4 | 6 5 4 | 5 4 3 | 5 4 3 |
9 |
10.4 10.8 11.3 |
10.7 11.5 11.8 |
10.00 9.00 8.00 |
9.00 8.00 7.00 | в парах |
6 5 4 | с лицевой |
7 5 4 |
16 14 12 |
6 5 4 |
5 4 3 |