СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по волейболу (девочки)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по волейболу для занятий с учащимися среднего звена ( девочки) ...

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по волейболу (девочки)»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа "Аль" Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по волейболу (девочки)



Количество часов в неделю 6 часов

Срок реализации программы (весь период обучения)



Возраст занимающихся 10-13 лет







Паспорт программы

Полное название учреждения

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа "Аль" Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики


Полное наименование программы

«Волейбол»

Направленность программы

Физкультурно-спортивная

Ф.И.О. педагога, реализующего программу

Степанов Николай Петрович

Год разработки программы

2023 год

Срок реализации программы

1 года

Год реализации программы

(учебный год)

2023-2024 уч. годы

Целевые группы

Дети и подростки 10-13 лет, различных категорий

Уровень сложности программы

Программа реализуется на базовом уровне

Цель программы

Цель: подготовка обучающихся к начинающим достижениям в волейболе

Задачи программы


  • Укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся

  • Обеспечение оптимального для данного возраста уровня физической работоспособности и физических качеств

  • Повышение общей физической подготовленности

  • Развитие специальных физических способностей - Обучение основам техники и тактики игры в волейбол

Ожидаемый результат программы

конечный реализации

Обучающиеся научатся играть в волейбол на уровне объединения, ДДТ и района, научатся необходимым техникам и тактикам волейбола, научатся методике, терминологии и жестам судейства.

Количество часов в неделю/год

  1. г.о. - 6 часов в неделю/ 216 часов в год

Методическое обеспечение программы:

технологии: игровые; педагогика сотрудничества; технология индивидуализации; здоровьесберегающая технология.

Виды учебных занятий: игровые; тренинги (на стрессоустойчивость, коммуникативность).

Условия реализации программы

Наличие условий для реализации программы: педагог; программа; спортивный зал, мячи.

Краткое содержание программы

Программа направлена на подготовку юных волейболистов, преемственности в решении задач укрепления здоровья и гармоничности развития юных спортсменов, воспитания их моральноволевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия в овладении техническими приемами в волейболе, развития физических качеств, созданию предпосылок для достижения высоких спортивных результатов, приобретению инструкторских навыков,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база

Данная программа «Волейбол» физкультурно-спортивной направленности базового уровня составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.12);

  • Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ;

  • Приказа Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (№ 196 от 09.11.18);

  • Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года (Проект);

  • Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.98);

  • Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (СП

2.4.3648-20);

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от 29.05.15);

  • Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей от 03.09.2019 №467;

  • Устава ДДЮТ;

  • Положения о дополнительных общеразвивающих программах, реализуемых в МБОУДО ДДЮТ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Волейбол – спорт логического мышления, командного взаимодействия во всех элементах игры. Простота оборудования этой увлекательной игры создает благоприятные условия для широкого распространения в сельской местности. Игра в волейбол дает возможность с интересом и с пользой для здоровья провести свой досуг, укрепить здоровье, развить видение площадки, воспитать дружелюбие и конкурентоспособные качества. Правильно организованное обучение и тренировки по волейболу решают не только оздоровительные и воспитательные задачи, но и способствуют повышению спортивного мастерства обучающихся, что немаловажно для поднятия интереса к занятиям спортом. В данной программе в отличие от других общеобразовательных программ большое место в содержании уделяется проведению мероприятий на формирование сплоченного, дружного коллектива. В содержании программы представлена более углубленно подборка упражнений для обучения технике и тактике игры в волейбол. Также в программе подробно расписаны приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

1 этап – учебно-тренировочная группа первого года обучения;


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • укрепление психического и физического здоровья ребенка средствами занятий по волейболу.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИЕ:

  • обучать техническим и тактическим навыкам ведения игры в волейбол; - обучать способам перемещений и стоек при игре в волейбол.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать прыгучесть, координацию, силу, общую физическую выносливость;

  • совершенствовать тактическое мышление.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать морально-волевые качества волейболиста: коллективизма, активности, смелости и т.д.;

  • приобщать ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

1. Личностные компетенции:

  • Воспитание качеств, присущих настоящим спортсменам – целеустремленности, настойчивости, мужественности;

  • Формирование логического и технического мышления, умения решать тактические задачи в условиях соревнований.

  • Развитие памяти, умения анализировать, конструировать и обобщать, правильно действовать в экстремальных нестандартных ситуациях.

  • Выработка стремления к достижению высоких спортивных результатов и

совершенствованию спортивного мастерства и техники и тактики игры в волейбол.

2. Метапредметные компетенции:

  • Формирования стремления к самостоятельной проектной и творческой деятельности в области усовершенствования игровой деятельности; - Формирования навыков поведения в различных соревновательных ситуациях;

  • Умение подбирать и работать с источниками информации, самостоятельно искать необходимую информацию в СМИ, электронных журналах и интернет сети.

3. Предметные компетенции:

  • Здоровьесберегающие: содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

  • Тренировочные: обучение, воспитание, совершенствование техники и тактики игры в волейбол;

  • Прогностические: умение прогнозировать тактику игровых действий соперника и принимать правильное решение в различных ситуациях;

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Формы организации деятельности учащихся:

  1. групповые

  2. фронтальные

  3. индивидуальные

  4. индивидуально-групповые

Используемые технологии обучения

  1. теоретические занятия

  2. учебно-тренировочные занятия

  3. контрольно-испытательные

  4. выступления на соревнованиях

  5. открытые занятия



Особенности набора учащихся - по желанию детей и их родителей. Режим организации занятий:

УТГ первого года обучения – три раза в неделю по два академических часа (2х45 мин – всего 90 мин.), 6 часа в неделю, 24 часа в месяц, 216 часов в год.

Распределение учебной нагрузки по группам:

Год обучения

1

УТГ - 1 г.о.

Количество часов в неделю

6

Количество часов в месяц

24

Количество часов в год

216

УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ И ЦЕЛИ

  • заинтересованность детей и их родителей в выбранном виде спорта – в волейболе;

  • материально-техническая база, обязательное условие - волейбольная площадка 9х18, стойки волейбольные, сетка, мячи (на каждого обучающегося);

  • проведение систематических учебно-тренировочных занятий, согласно учебно-тематического плана;

  • проведение учебно-тренировочных занятий в летнее время;

  • участие в соревнованиях любого уровня;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.

По окончании программы учащиеся

  • овладеют техническими и тактическими приемами владения игры в волейбол;

  • укрепят здоровье, морально-волевые качества; приобретут навыки в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований; - приобретут навыки судейства игры и навыки инструктора-общественника; выполнят разрядные нормативы.

Способы проверки – выполнение контрольных нормативов; участие в соревнованиях по волейболу во Всеволожском районе и в Ленинградской области, участие в соревнованиях по другим видам спорта.

МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  • Контрольные тесты

  • Контрольные задания

  • Зачет, контрольный опрос

  • Диагностическая беседа

  • Наблюдение

  • Соревнование

№ П/П

Раздел программы

Формы обучения

Методы обучения

Комплекс средств обучения

Форма контроля

1

Теоретическая часть

Беседа

Инструктаж

Словесные методы

Книги

Цикл лекций

анкетирование

2

Общая физическая подготовка

Групповые занятия индивидуальные

Методы упражнений

Подборка комплекса

упражнений

Диагностика Наблюдение

3

Специальная физическая подготовка

Фронтальная Групповая

Методы упражнений

Подборка комплекса упражнений

Диагностика Наблюдения

4

Основы техники и тактики

Индивидуальная групповые

Наглядности Метод расчлененного обучения

Подборка развивающих Игровых упражнений

Самоконтроль Наблюдение

5

Контрольные игры и соревнования

Зачетные занятия Соревнования

Методы упражнений

Наблюдения Игры обсуждения

результаты

6

Контрольные

Зачетные

Методы

Подборка

Диагностика


испытания физической подготовке

по

занятия

упражнений

тестов


7

Посещение соревнований


Групповые занятия

Словесный наглядности

Беседы Практические задания

Наблюдение

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УТГ-1 года обучения

п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

всего часов

в том числе:

теор.

прак.

1

Теоретическая часть

8

8

Инструктаж по технике безопасности:

1

1

Гигиена, врачебный контроль

2

2

Правила игры в волейбол

1

1

Сведения о строении тела и влиянии физических упражнений на организм

2

2

Основы техники и тактики игры.

2

2

Разбор проведенных игр

-

-

2

Общая физическая подготовка:

65

65

ОРУ с предметами и без

10

10

Акробатические упражнения

15

15

Подвижные игры

25

25

Легкоатлетические упражнения

15

15

3

Специальная физическая подготовка:

50

50

Действия без мяча (имитация перемещений и стоек)

10

10

Действия с мячом (передачи, подача, атакующие удары)

40

40

4

Основы техники и тактики игры:

60

60

Техника нападения (действия с мячом и без мяча)

20

20

Техника защиты(действия с мячом и без мяча)

20

20

Тактическая подготовка

20

20

5

Контрольные игры и соревнования

Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола

Соревнования по волейболу

19

19





6

Контрольные испытания по физической подготовке

4

4

7

Походы. Посещение соревнований

10

10

ИТОГО

216

6

210

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УТГ - 1го года обучения

1.Теоретическая часть (8 часов) Инструктаж о технике безопасности

инструктаж по соблюдениям правил поведения на учебно-тренировочном занятии.

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

Общий режим дня, гигиена сна. питание. Гигиена одежды, обуви. Предупреждение травм при занятиях волейболом. Меры личной и общественной санитарногигиенической профилактики. Общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

Правша соревнований, их организация и проведение.

Состав команды. Замена игроков. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.

Сведения о строении тела и влиянии физических упражнений на организм. краткие сведения о костной системе, о сердечно - сосудистой системе человека и её функциях.

Основы техники и тактики игры.

Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, нападающие удары. Понятие о тактике.

2. Общая физическая подготовка (65 часов).

Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений: подготовка к сдаче контрольных нормативов.

Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами — поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч — упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями. с резиновыми амортизаторами. на гимнастической стенке массового типа.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами — лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, пригибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями, резиновыми амортизаторами, на снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки и т. д.).

Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высоко-далекие прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостиком. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) з различных положениях, с поворотами. Опорные прыжки.

Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в сторону из положения лежа и упора, стоя на коленях. Перекаты вперед и назад, прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180° из седа ноги врозь с захватом за ноги. Из положения стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Кувырок вперед из упора присев из основной стойки. Кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь в сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед (мальчики). Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3X20 м, 3X30 м. Бег 60 м с низкого старта (100 м). Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег 100 м. Бег в чередовании с ходьбой (до 300 м). Бег или кросс (до 1000 м) Прыжки в высоту с разбега способом «перешагиванием» и в длину с разбега способом «согну ноги».

Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места и с разбега.

Спортивные игры. Баскетбол, мини-футбол, ручной мяч. Ловля, передача, ведение мяча, броски.

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотник и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену». «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната», «Катающаяся мишень».

Ходьба на лыжах, Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений. Эстафета на лыжах.

3. Специальная физическая подготовка (50 часов).

Упражнения для привития навыков быстроты ответных Действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) — сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 1 до 2 кг), с поясом-отягощением или в куртке с весом.

Бег (приставные шаги) в колонне по одному {в шеренге) вдоль границ площадки. По сигналу — выполнение определенного задания; ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360° — прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи нападающих ударов, блокирования. То же, но занимающиеся перемещаются по одному, по двое, по трое от лицевой линии к сетке. То же, но подается несколько сигналов. На каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные) «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй, унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с набивным мячом (или двумя) в руках (до 2 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться).

Приседания, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, вперед, прыжки на обеих ногах.

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед, То же, с отягощением. Запрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота— 40— 80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т. п.) Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.

Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки.

Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными предметами.

Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами, Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа.

пола, руки согнуть). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица. Движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча в волейболе.

Многократные передачи баскетбольного (футбольного) мяча в стену и ловля его после отскока. Поочередная ловля и броски набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения для кистей рук с гантелями. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные «волейбольные» передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние от нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера или прибора для метания мяча).

Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя) — в зависимости от действия партнера (партнеров), изменение высоты подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т. д. Броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках группы тактических действий (направления первой и второй передачи) - многократно. То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же, в рамках командных действий.

Нападающий бросает мяч над собой у сетки в определенный момент, или через сетку двумя руками из-за головы в опорном положении на заднюю линию, или в прыжке одной — на переднюю линию. Защитник наблюдает, или ловит мяч на задней линии от броска из-за головы, или идет на страховку и ловит мяч в зоне нападения. Двое нападающих на передней линии бросают мяч друг другу, и в определенный момент кто-то из них бросает мяч через сетку. Защитник должен выбрать место и поймать мяч.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимально быстротой.

Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками вниз-вперед; то же, но движение выполняется только правой рукой с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче).

Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение рук из-за головы вверх и вперед. То же, одной рукой (правой и левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу— поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но круги руками, стоя правым боком к стене (амортизатор укреплен на уровне плеч) — движение правой руки, как при верхней боковой подаче. Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным пригибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой— правой рукой влево, левой — вправо. Броски набивного мяча массой I кг «крюком» через сетку. Упражнения с партнером.

С набивным мячом в руках у стены (!—2 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху, «крюком». То же, но бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии. Броски набивного, гандбольного мяч; через сетку определенным способом на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки. Упражнения с волейбольным мячом (выполняются многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяч, массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Имитация прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой или левой рукой) в цель на стене (высота—1,5—2 м) или на полу (расстояние от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. максимальной силой. Удары по мячу на амортизаторах с отягощением на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасыванием партнера или прибора для метания мяча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу на амортизаторах; то же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).

Для всех групп. Упражнения в парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал бросок с сильным заключительным движением кистей вниз-вперед или вверх-вперед плавно. То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх— одной. В ответ на сигнал «бросок» набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.

Прыжковые упражнения, описанные ранее в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же, с касанием волейбольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания).

Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить мяч в стену; приземлившись, поймать мяч и т. д. Мяч надо отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх-назад. повернуться на 180° и в прыжке отбить мяч в стену. Те же предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживается в руках и тут же подбрасывается и т. д. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера. Вначале мяч подбрасывается после поворота, затем во время поворота и, наконец, до поворота. Выполнение перечисленных упражнений, но после перемещения и остановки. Многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного набивного мяча или волейбольного на амортизаторах.

Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки. Один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления. Другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем на согласованность действий на основе перечисленных упражнений. Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч над собой, блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент выпуска мяча из рук нападающего.

Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует (заключительная фаза в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но блокирующих у сетки — трое, блокируют двое. На данном году обучения происходит совершенствование материала, изученного в группах начальной подготовки, и обучение новому материалу, который приводится ниже.

4.Основы техники и тактики игры (60 часов) Техника нападения

Действия без мяча.

Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями; ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперед; перемещения приставными шагами спиной вперед; двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; прыжки; сочетание способов перемещений. Действия с мячом.

Передача мяча сверху двумя руками; передача на точность, с перемещением в парах; встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости от нее. Подача мяча: нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.

Нападающие удары: по коду сильнейшей рукой с разбега (1, 2, 3 шага) по мячу, подвешенному на амортизаторах; установленному з держателе; через сетку по мячу, наброшенному партнером: нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3.

Техника защиты

Действия без мяча

Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями. Ходьба. бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед. Перемещения приставными шагами, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево.

Действия с мячом

Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3, 2.

Блокирование: одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 2, стоя на подставке.

Тактика нападения.

Индивидуальные действия. Выбор места: для выполнения второй передачи в зонах 3, 2; для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4 и 2). При действиях с мячом. Чередование способов подач на точность, в ближнюю, дальнюю половины площадки. Выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в прыжке); снизу (в положении лицом, боком, спиной к сетке). Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча.

Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии. При первой подаче: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 4. При второй подаче: игрока зоны 3 с игроком зон 2 и 4, игрока зоны 2 с игроком зоны 3. Игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 (в условиях чередования подач в зоны).

Командные действия. Прием нижних подач и первая передача в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2. стоя лицом в сторону передачи. Прием нижних подач и первая передача в зону 2, вторая передача в зону 3.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме нижних подач; при страховке партнера, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

Групповые действия. Взаимодействия игроков при приеме от подачи передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроками зон 1, 5, 3 игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4. Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме нижних подач, когда вторую передачу выполняет, игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры. Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий.

  1. Контрольные игры и соревнования (19 часов).

Количество соревнований и контрольных игр определяется календарными планами районных и областных уровней и увеличивается с каждым годом обучения.

  1. Контрольные испытания по физической подготовке (4 часа) Контрольные испытания проводятся три раза в год в сентябре, январе и в мае. Смотри приложение №2.

  2. Посещение соревнований (10 часов) Посещение соревнований высшего уровня, согласно календарю спортивных мероприятий.



Тематическое планирование 1-ого года обучения

Общее количество часов -216

Занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

1

Введение. История возникновения волейбола

2

Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи.

2

Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

2

Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

3

Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

4

Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

5

Тактические действие.

2

Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.

6

Тактические действие.

2

Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.

7

Тактические действие.

2

Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.

8

Специальная физическая подготовка.

2

Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

9

Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями в движении.

10

Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями в движении.

11

Контрольные игры и испытания.

2

Челночный бег. Прыжки через скакалку. Бег в течении 6-ти минут.

12

Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

13

Общая физическая подготовка.

2

Упражнения с предметами; со скакалками и мячами.

14

Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями в движении.

15

Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями на точность.

16

Специальная физическая подготовка.

2

Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования.

17

Техническая подготовка.

2

Боковая подача.

18

Общая физическая подготовка.

2

Подвижные игры и эстафета.

19

Тактическая подготовка.

2

Подача и пас предплечьями.

20

Тактические действие.

2

Подача и пас предплечьями.

21

Общая физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища.

22

Тактические действие.

2

Прием подачи в правой и левой задних зонах.

23

Тактические действие.

2

Нацеленная подача

24

Специальная физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей.

25

Тактика защиты.

2

Умение взаимодействии с другими игроками.

26

Техническая подготовка.

2

Передача сверху.

27

Техническая подготовка.

2

Передача сверху.

28

Техническая подготовка.

2

Пас-отскок мяча-пас.

29

Специальная физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей.

30

Техническая подготовка.

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

31

Техническая подготовка.

2

Передача –перемещение- передача.

32

Общая физическая подготовка.

2

Подвижные игры с использованием волейбольных мячей.

33

Тактическая подготовка.

2

Передача безадресного мяча.

34

Тактическая подготовка.

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

35

Техника нападения.

2

Круг за кругом.

36

Техника нападения.

2

Высокая прострельная передача.

37

Техника защиты.

2

Пас из неудобного положения.

38

Техника защиты.

2

Пас из неудобного положения.

39

Техника нападения.

2

Высокая прострельная передача.

40

Техника нападения.

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

41

Техника нападения.

2

Подача, пас предплечьями и второй пас.

42

Техника защиты.

2

Игра “Кому принимать подачу?”

43

Техническая подготовка.

2

Нижняя подача.

44

Техническая подготовка.

2

Нижняя подача.

45

Общая физическая подготовка.

2

Игра “Круг за кругом”.

46

Специальная физическая подготовка.

2

Пас предплечьями на точность.

47

Техническая подготовка .

2

Пас предплечьями на точность.

48

Тактическая подготовка.

2

Пас из неудобного положения.

49

Специальная физическая подготовка.

2

Упражнения с набивными и теннисными мячами.

50

Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

51

Техническая подготовка.

2

Передача –перемещение- передача.

52

Тактическая подготовка.

2

Верхняя подача.

53

Техника нападения.

2

Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.

54

Техника Защиты.

2

Пас из неудобного положения.

55

Специальная физическая подготовка.

2

Техника атакующего удара.

56

Общая физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц ног и таза.

57

Тактика защиты.

2

Пас из неудобного положения.

58

Тактика защиты.

2

Пас из неудобного положения.

59

Общая физическая подготовка.

2

Игра пионербол.

60

Общая физическая подготовка.

2

Игра “Подай и попади”

61

Общая физическая подготовка.

2

Общеразвивающие упражнения.

62

Специальная физическая подготовка.

2

Игра “Сумей передать и подать”

63

Тактика защиты.

2

Игра”Кому принимать подачу”

64

Тактика нападения

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

65

Техническая подготовка.

2

Пас в движении.

66

Тактика нападения

2

Подача с лицевой линии.

67

Тактика защиты.

2

Игра “Берем игру на себя”

68

Техническая подготовка.

2

Передача сверху (Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.)

69

Техническая подготовка.

2

Передача сверху (Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.)

70

Общая физическая подготовка.

2

Подвижные игры и эстафета.

71

Техническая подготовка.

2

Пас в движении.

72

Общая физическая подготовка.

2

Игра пионербол.

73

Тактическая подготовка.

2

Передача-перемещение-передача.

74

Тактическая подготовка.

2

Передача-перемещение-передача.

75

Тактика защиты.

2

Игра “Берем игру на себя”

76

Тактика защиты.

2

Игра”Кому принимать подачу”

77

Общая физическая подготовка.

2

Акробатические упражнения6:перекаты, кувырки.

78

Тактика нападения.

2

Разбег перед атакой.

79

Тактика нападения.

2

Замедленный удар в центр площадки.

80

Тактика нападения.

2

Разбег и бросок.

81

Техническая подготовка.

2

Удар по отскочившему мячу.

82

Игра с заданием.

2

Игра волейбол по упроченным правилам.

83

Контрольные игры и испытания.

2

Оценка игровых достижений.

84

Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

85

Общая физическая подготовка.

2

Упражнения с предметами; со скакалками и мячами.

86

Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями в движении.

87

Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями на точность.

88

Специальная физическая подготовка.

2

Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования.

89

Техническая подготовка.

2

Боковая подача.

90

Общая физическая подготовка.

2

Подвижные игры и эстафета.

91

Тактическая подготовка.

2

Подача и пас предплечьями.

92

Общая физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища.

93

Тактические действие.

2

Прием подачи в правой и левой задних зонах.

94

Тактические действие.

2

Нацеленная подача

95

Специальная физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса. Развитие координационных способностей.

96

Тактика защиты.

2

Умение взаимодействии с другими игроками.

97

Техническая подготовка.

2

Передача сверху.

98

Техническая подготовка.

2

Пас-отскок мяча-пас.

99

Специальная физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей.

100

Техническая подготовка.

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

101

Техническая подготовка.

2

Передача –перемещение- передача.

102

Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки. Высокая, средняя, низкая) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

103

Общая физическая подготовка.

2

Упражнения с предметами; со скакалками и мячами.

104

Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями в движении.

105

Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями на точность.

106

Специальная физическая подготовка.

2

Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования.

107

Техническая подготовка.

2

Боковая подача.

108

Контрольные игры и испытания.

2

Оценка игровых достижений.

Всего часов за год:

216

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Обучение техническим приемам и их совершенствование.

Нельзя хорошо играть в волейбол, если игрок не умеет подавать мяч, передавать его партнеру, ударять по мячу, и направлять его через сетку и т. д. Зрителям часто кажется, что отдельные, даже хорошие, игроки выполняют все приемы по-своему. Но это не совсем так. Техника выполнения отдельных приемов лучшими исполнителями, показывающими высокие спортивные достижения, имеет одни общие основы, а форм этой же техники много, так как она зависит от индивидуальных особенностей игроков. Разберем это на примере нападающего удара. Для получения сильного эффективного удара нужно соблюдать определенную последовательность движений: движение начинается с энергичного сокращения мышц, живота, вслед за туловищем перемещается плечо, затем в движение активно включается предплечье и заканчивается удар работой кисти. Такая последовательность движения для отдельных звеньев тела создает предварительное ускорение, что значительно усиливает эффективность удара по мячу. Выполнение этих основ техник обязательно для всех игроков. Но оптимальная амплитуда замаха отдельных звеньев и время их перемещения зависит от индивидуальных особенностей игроков. Поэтому при обучении и совершенствовании нужно дать игрокам одни и те же правильные основы техники, но, учитывая их индивидуальные особенности, находить лучшие формы выполнения. В каждом занятии следует значительное время (примеры 40 — 60 мин. при двухчасовом занятии) уделять упражнениям для разучивания и совершенствования отдельных технических приемов. Игроки часто не любят и недооценивают этих упражнений и стремятся в каждом занятии скорее перейти к игре, считая, что и во время игры они могут изучать и совершенствовать эти приемы. Но это мнение ошибочно. В процессе игры игрок выполняет все приемы как умеет, так как игра требует уже автоматизированных, заученных движений. Автоматизированное, заученное движение вырабатывается многократным повторением. Чтобы это движение стало правильным, требуется определенная последовательность обучения и совершенствования. Вначале игрок должен хорошо понять основы изучаемого движения, в дальнейшем осознанное движение после многократных повторений самими занимающимися становится заученным. Поэтому обучение любому техническому приему начинается с общего ознакомления, которое включает показ в сочетании с объяснением особенностей техники. Показ приема должен быть точным, в правильном теме и ритме. У занимающегося возникает первое, самое яркое зрительное восприятие технического приема. Оно как бы является конечной целью, к которой занимающийся должен стремиться. Поэтому педагогу, полезно заранее, перед занятием, самому воспроизвести все те движения, которые он будет показывать на занятии. Показав прием в целом виде, педагог рассказывает о применении данного технического приема в игровых условиях.

Часто в практике показ упражнения происходит без объяснения основ техники приема. Это приводит к подражанию, значительно удлиняет срок обучения и препятствует дальнейшему совершенствованию приема. После показа и рассказа можно перейти к непосредственному разучиванию приема. Однако даже хорошо осознанные и понятые движения вначале у занимающихся не получаются из-за отсутствия развитого мышечного ощущения.

Чтобы занимающиеся могли лучше осуществить контроль за своими движениями, надо технические приемы вначале изучать в упрощенных условиях и облегченном виде, а затем постепенно и последовательно усложнять обучение. Например, сложные технические приемы изучаются без мяча. Тогда все внимание занимающихся будет обращено на правильное выполнение движения, а в дальнейшем вносится дополнительная трудность — наблюдать за полетом мяча и вовремя выполнить прием. Приведем пример неправильного разучивания приема: в практике часто изучают нападающий удар сразу у сетки с мячом; это приводит к тому, что многие игроки прочно закрепляют неправильную технику выполнения приема (разбег почти на прямых ногах без ускорения, удар согнутой рукой и т.

д.). Когда движение будет выполняться в основном правильно, можно начать изучать прием с мячом, однако вначале в неигровой обстановке и без противника. Для новичков характерно излишнее напряжение мышц всего тела в момент выполнения ими нового упражнения. Постепенно они приобретают способность расслаблять нужные мышцы, но об этом им надо постоянно напоминать и вначале не разрешать делать упражнения в полную силу, так как это приводит к привычке выполнять все движения очень напряженно. Например, необходимо пресекать преждевременное увлечение сильными ударами через сетку. Педагог, оценивая начальные успехи новичков, обращает их основное внимание на то, насколько правильно они овладели техникой изученного приема.

Успешность обучения техническому приему зависит от уровня физической подготовленности занимающихся. Так, например, если игрок не обладает достаточной прыгучестью и его руки при прыжке не поднимаются над сеткой, то обучать его блокированию бесполезно. Следует вначале путем дополнительных упражнений развить прыгучесть, а затем переходить к обучению блокированию. После того как игроки научатся выполнять технический прием в упрощенных условиях (первый этап обучения), следует перейти к совершенствованию его в более сложных условиях (второй этап обучения). В начале второго этапа обучения некоторое внимание уделяется уже тактической направленности отдельных приемов, а в конце этого этапа изучаются простейшие взаимодействия с партнером. Несколько примеров упражнений, в которых при изучении технического приема принимается во внимание та или другая его тактическая направленность.

Пример первый. Подача с учетом наиболее трудных защитных зон для противника (за номер 6, между номерами 1 и 2, 4 и 5, впереди игроков первой линии) вне зависимости от их расстановки.

Пример второй. Передачи с различными траекториями полета мяча (длинные и короткие, близкие и далекие от сетки). Дается их тактическая направленность, например:

а) если первая передача дана близко к сетке, то вторая передача — короткая;

если первая передача далеко от сетки, то вторая передача - длинная;

б) вторые короткие передачи целесообразно давать ближе к сетке, а длинные

дальше от нее.

Пример третий. Нападающий удар с различных передач с учетом их тактической направленности, например:

а) удар направлен в наиболее трудные для противника зоны (за номер 6,

между номерами 4 и 5, между номерами 2 и 1);

б) чем дальше передача, тем удар ближе к задней линии;

в) чем ближе передача к краю сетки, тем больше направление удара в

сторону площадки (диагональная).

В конце второго этапа обучения прием изучается уже при взаимодействии игроков в парах, тройках, учитывается близость сетки и места расположения игроков на площадке. Больше внимания уделяется при этом закреплению приема; игровые упражнения проводятся в более быстром темпе, поточно с меньшим количеством занимающихся в каждой группе. При проведении учебных игр на первом году обучения необходимо особое внимание обращать на правильность выполнения технических приемов и на разрешение простейших тактических заданий. Почти с первых занятий следует проводить учебные игры с определенными условными заданиями, причем при выборе условий тактические задания должны быть строго определенными, например:

а) если подача на правую сторону площадки, то первая передача только на

номер 4, если же на левую, то только на номер 2 (т, е. диагонально);

б) если первая передача далекая от сетки, то обязательно вторая передача

длинная;

в) если вторая передача на край сетки, то прямой удар по диагонали в

сторону площадки; если передача в центр, то удар с переводом и т. д.

Подобная последовательность обучения и совершенствование технических приемов облегчают изучение, предотвращают ошибки и тем самым убыстряют, процесс обучения. Однако если даже процесс обучения поставлен правильно, то всегда будут встречаться отдельные отклонения и ошибки. Педагогу в учебном процессе следует внимательно наблюдать за правильностью закрепления изученного приема и обратить особое внимание на те ошибки, которые наиболее часто появляются. У отдельных занимающихся иногда имеются своеобразные отклонения от принятой формы движения. Преподаватель должен внимательно разобраться в характере этих отклонений и, если они вызваны индивидуальными особенностями, постараться найти индивидуальное, наиболее рациональное выполнение данного приема.

Пример первый. У отдельных игроков из-за особенностей строения кистей, гибкости и эластичности связок техника передачи мяча имеет свои особенности, например: у игроков с длинными пальцами иногда наблюдается при передаче большая напряженность пальцев, чем у игроков с короткими пальцами. Это не следует считать ошибкой. У таких игроков пальцы имеют меньшую укрепленность в суставах, поэтому-то они больше их и напрягают.

Пример второй. Игроки с длинными, но слабыми руками часто делают небольшой замах при выполнении нападающего удара. Исправлять это не следует, так как эта особенность вызвана необходимостью, Иногда ошибку бывает очень трудно выявить. Часто удается заметить не самую ошибку, не основную ее причину, а следствие ее. Разберем такой пример: при ударе через сетку игрок не выпрямляет руку в локтевом суставе или выпрямляет очень поздно перед самым ударом. Для исправления этой ошибки нужно найти основную причину ее: то ли игрок медленно перемещает предплечье при ударном движении, то ли в момент замаха он слишком сгибает руку и далеко заносит ее назад.

Для того, чтобы правильно определить главную ошибку, педагог должен обладать определенным опытом и быть очень внимательным.

После того как ошибка определена, необходимо, чтобы занимающийся осознал ее. Чаще этого бывает достаточно для исправления ошибок, но иногда приходится применять некоторые методические приемы:

  1. Для многократного выполнения движения в облегченных условиях рекомендуется применять метод расчлененного обучения. Например, при ошибках в выполнении нападающего удара следует исполнить несколько раз без прыжка правильно удар по мячу с лета.

  2. Некоторые ошибки можно исправлять, используя прием, известный под названием «противоположного действия». Например, занимающийся при передаче мяча находится на прямых ногах. Для исправления этой ошибки полезно заставить его проделать упражнение и выполнить передачу в глубоком приседе.

  3. Иногда, даже необходимо усилить правило «противоположного действия», используя энергичное движение разных частей тела. Например, если в полетной фазе у игрока наклон туловища назад для замаха перед ударом недостаточен, ему предлагают одновременно с наклоном туловища назад резко отвести назад ноги, согнутые в коленях. Это приведет к резкому наклону верхней части туловища назад.

  4. Некоторые ошибки можно исправлять применением дополнительного задания. Например, если при выполнении нападающего удара игрок производит удар одной рукой, не используя плечевого пояса, ему можно дать дополнительное задание: в момент удара резко с выдохом опустить голову.

Обучение тактическим действиям и их совершенствование.

Изучение тактики игры начинается с наиболее простых ее форм и не ранее второго этапа обучения техническим приемам - обучения в усложненных условиях. Только после того, как закреплены основы выполнения технического приема в усложненных условиях, можно переходить к изучению тактики этих приемов и двусторонней игре. Причем во всех случаях обучение техническим приемам предшествует изучению тактики этих приемов. Поэтому в начале обучения не следует увлекаться так называемым игровым методом. Такой метод, кроме вреда, ничего не принесет: игроки, не владея техникой, будут закреплять в игре неправильные приемы, как, например, нападающий удар с места с заранее поднятой рукой. Кроме того, начинающие игроки в процессе игры настолько возбуждены, что не в состоянии правильно реагировать на замечания преподавателя. Педагог должен стремиться с первых шагов обучения привить занимающимся интерес к изучению и совершенствованию технических приемов и тактических действий в неигровой обстановке. При правильном и разнообразном использовании различных специальных игровых упражнений эта цель вполне достижима. Игроки, поняв, что таким путем они гораздо скорее овладеют техникой и тактикой игры, будут сами стремиться к более частому применению игровых упражнений.

Начать изучение групповой и командной тактики игры целесообразно со второй половины первого года обучения. Элементарная тактика отдельных приемов (подачи, первые и вторые передачи) и индивидуальные тактические действия изучаются раньше. Показывая впервые технический прием, педагог в то же время объясняет и назначение этого приема в игре, дает ему общую тактическую характеристику. Например, характеризуя нападающий удар, педагог отмечает, что основная его цель — выиграть подачу или очко. Отсюда будет ясна и общая тактика нападающего удара, провести его так, чтобы противник не мог организовать защиту. Однако переходить к изучению тактической направленности этого приема можно только после того, как этот прием хорошо изучен в простых условиях. Для отдельных технических приемов сроки между началом обучения техники и началом изучения тактики различны. Тактику подачи начинают изучать сравнительно рано — после 4—5 занятий по технике; тактику более сложных приемов, например нападающего удара, начинают изучать гораздо позже — черев 10—15 занятий по технике. Изучение тактики начинается с изучения индивидуальных действий. При этом педагог должен четко разъяснить и показать на практических примерах, что эти индивидуальные действия игроков являются частью групповых и общекомандных действий и всецело подчинены общим задачам ведения игры. Всякие проявления чрезмерной самостоятельности при индивидуальных тактических действиях, особенно в нападении, могут привести только к разладу и нарушению правильного взаимодействия в команде. Поэтому твердая игровая дисциплина и обязательное выполнение общекомандных заданий будут залогом успешных действий всей

команды. Инициатива отдельных игроков, их изобретательность в процессе игры должны быть направлены по линии решения поставленных перед ними тактических задач. Приведем пример: игрокам задней линии защиты сказано, что блоком будет закрываться направление прямого удара. Игроки защиты поэтому уделяют основное внимание приему в открытой зоне переводных ударов противостоящего нападения и подстраховке зоны за игроком 6 при ударе диагонально расположенного противника. Если защитник решит действовать самостоятельно и будет заранее выбирать место ближе к середине, надеясь закрыть зону прямого удара и переводного, то практически окажется, что оба защитника будут стоять рядом друг с другом и большая часть площадки будет открыта.

Разберем другой случай: игрок 5 стоит правильно; он в момент прямого удара заметил, что мяч идет от блока к середине, а его партнер 1 не успевает переместиться. Тогда игрок, проявляя разумную инициативу, быстро перемещается в зону 6 для приема мяча, хотя подобная задача перед ним до игры не ставилась. При изучении индивидуальных тактических действий педагог не должен упускать некоторые особенности этих действий в защите и нападении; так, он должен обращать внимание игроков на большую значимость их личных действий в первом случае и на групповое взаимодействие во втором случае. На первом году обучения рекомендуется не закреплять переходные, элементарные формы игры, а создавать базу в технике и тактике для постепенного перехода к игре, основанной на современных сложных тактических действиях. Например, раньше считалось обязательным начинать изучение тактики игры в нападении, только со второй передачи игрока 3, подтянутого к сетке, и эта форма игры закреплялась до прочного навыка. Поэтому на первом году обучения целесообразно вводить короткие (но не низкие) и длинные вторые передачи, первые передачи на удар (с более легких и не слишком удаленных от передней линии подач), нападающий удар с этих передач. На практике доказано, что первоначальные трудности в обучении этим элементам вполне себя оправдают впоследствии. Практическое изучение тактики игры начинается с объяснения и показа элементарной расстановки игроков на площадке и функций отдельных игроков по зонам (по общепринятой нумерации зон с 1 по 6).

В дальнейшем изучаются индивидуальные действия, связанные с применением разных технических приемов. После усвоения техники верхней передачи занимающимся объясняется различие и назначение первых и вторых передач. При разучивании первых передач обращают внимание на нужную траекторию полета (вертикальность нисходящей ветви), направление и расстояние передачи не ближе 1 — 1,5 м от сетки и правильную технику приема. Сначала занимающиеся добиваются точности передачи в разных направлениях, расстояниях и высоте, а затем стараются овладеть умением передавать мяч с разных траекторий полета на одно и то же расстояние. В дальнейшем разучивание и совершенствование тактики первых и вторых передач производится в сочетании с нападающим ударом, а затем в упражнения вводятся противник и блокирующие игроки. Каждое упражнение по изучению и закреплению тактических элементов и комбинаций нападения сначала проводится отдельно на одной стороне площадки без удара, затем по мере освоения его вводится удар и блокирование. После этого проводится учебная игра, где игрокам даются определенные задания по пройденному учебному материалу. Совершенствование тактики первых и вторых передач в этот период идет по пути повышения согласованности и взаимопонимания действий передающих и нападающих игроков и развития умения осуществлять передачи с учетом действий и места расположения игроков противника. Приводим пример. Основной блокирующий игрок противника стоит в зоне 4, в этом случае вторая передача у противоположной команды будет следовать на игрока 4, чтобы игрок 4 противника не смог организовать групповой блок. Другой пример. У противника основной блокирующий меняется с зоны 2 в зону 3; в этом случае в противоположной команде дается первая передача на игрока .3 или игрока.-4 и потом длинная вторая передача на игрока 2 с тем, чтобы блокирующий игрок противника не успел переместиться к месту удара. Тактику подач начинают изучать сравнительно рано. На первом году обучения проводится в основном тактика несильных подач. Основное внимание обращается на устойчивость (стабильность) этих подач, умение быстро перераспределять свои усилия для сравнительно резкого изменения расстояний подач (или к трехметровой линии, или назад — к лицевой линии) и такого же резкого изменения направления (в левую или правую половину поля). В дальнейшем перед занимающимся целесообразно ставить более широкие задания; игрок в пределах этого задания должен находить сам наиболее правильное тактическое решение. Приводим пример: у противника первая передача идет на игроков 3 или 2, в зоне 4 стоит сильнейший нападающий; с первой передачи команда не играет в нападении. Подающему дается возможность самому правильно выбрать решение. Правильное решение будет следующее: подачу дать на игрока 2, он должен будет передавать игроку 3, который передачу для удара игроку 4 вынужден будет передавать за голову, а это уменьшит точность передачи. В подобных заданиях педагог должен давать занимающимся следующие задачи, усложняющие для противника приемы несильных подач:

  1. подачи в наиболее уязвимые точки площадки; за игрока 6, перед нападающими игроками вблизи от сетки, за нападающими игроками;

  2. подачи на игроков, слабо владеющих первой передачей;

  3. подачи между сменяющимися игроками;

  4. подачи в такую точку площадки, откуда невыгодно проводить первую и вторую передачи;

  5. подачи с быстрым изменением направления и расстояния: полета.

Тактика нападающего удара изучается значительно позднее тактики подач и передач:

Техника этого приема сложна, и на разучивание его требуется много времени. Тактика прямого нападающего удара изучается после освоения техники этого приема в целом (с разбега). Вначале тактические возможности этого удара раскрываются только за счет изменения угла разбега по отношению к сетке; с этим связано изменение направления полета мяча после удара. Занимающихся знакомят с теми тактическими преимуществами, которые возникают при различных направлениях полета мяча при ударе; например, удар между игроками передней и задней линий, удар сзади игрока 6. В дальнейшем совершенствуется тактика нападающего удара за счет использования ударов с коротких (вертикальных) и длинных передач и ударов с переводом. Эти приемы значительно расширяют тактику атакующих действий. На первом году обучения следует овладеть следующими тактическими комбинациями:

  1. Уметь определять основное направление удара.

Пример первый: при вторых передачах на край сетки от игрока 3 на игрока 4 или на игрока 2 целесообразно направлять мяч под меньшим углом к сетке в сторону большей площади для удара.

Пример второй: при коротких вторых передачах целесообразно направлять мяч под большим углом, близким к прямому, и с переводом влево при ударе с 4. Это облегчает уход от двойного блока и создает большую уверенность в том, что мяч попадет на площадку.

  1. Уметь определять основное направление удара при коротких и длинных передачах от игрока 2 на игрока 3 и на игрока 4.

  2. Уметь определять основное направление удара при вторых передачах через голову от игрока 3 на игрока 4 или 2.

  3. Уметь определять слабые и сильные стороны блока противника и выбирать в зависимости от этого способ и направление удара (учитывать характер блока: личный или зонный, расположение сильнейшего блокирующего, своевременность перемещения блокирующих к месту удара).

Закрепление и дальнейшее совершенствование тактики нападающего удара должно проводиться только в сочетании с первыми и вторыми передачами при организации сопротивления противника (блокирующих и защитников). Усложненные нападающие действия с применением обманных и отвлекающих действии на первом году обучения не изучаются.

Порядок изучения защитных действий примерно следующий. Сначала изучаются действия игроков третьей линии защиты (игроков 5 и 1), затем действия первой линии — блокирующих и в конце действия второй линии — страхующих.

Обучение тактике защитных действий начинается с изучения приема и передачи нападающего удара. Основное внимание уделяется правильной предварительной расстановке игроков задней линии, их взаимодействию при нападающих ударах с разным направлением полета мяча. Разберем пример, из которого видно, что более активен тот игрок в защите, к которому движется мяч навстречу. При ударе от игрока 4 на игрока 5 последнему принимать мяч гораздо легче, чем игроку 1, который находится в стороне. Игрок 2 производит удар навстречу игроку 1, последнему удобнее принимать мяч, чем игроку 4, который остается в стороне.

Необходимо научить игроков защиты правильно выходить к мячу в зависимости от передачи для удара (удаления передачи от сетки и боковых линий, высоты передачи), положения туловища и руки бьющего игрока в момент замаха и начала ударного движения.

С введением приема блокирования и дальнейшего совершенствования нападающего удара освоение индивидуальных и групповых защитных действий должно принять целенаправленный согласованный характер. Педагог ставит на определенный период задачи по организации тактики групповых и общекомандных защитных действий.

Основным тактическим заданием в этот период будет закрепление определенного места расположения игроков в момент начала атаки противника. Приводим примеры упражнений.

Первый пример. Упражнение в одиночном блоке зоны прямого удара: нападающий игрок бьет четыре раза, из них два прямых и два с переводом, блокирующий основное внимание уделяет закрытию прямых ударов.

Второй пример. Упражнение в приеме мяча в открытой зоне удара с переводом; защитник должен принять удары с переводом, открываемые своим блокирующим.

Третий пример. Упражнение с большим числом игроков, взаимодействующих на трех линиях. Противник разыгрывает комбинацию с первой передачи на игрока 2 и с после - дующей короткой передачи на игрока 3 или со второй длинной передачи на игрока 4.

Задание защите: при ударе с короткой передачи закрывается перевод (удар на игрока 1), при ударе с длинной передачи закрывается прямой удар (на игрока 5). Размещение игроков защиты в первом случае такое: игрок 5 находится вблизи боковой линии, ожидая прямого удара от игрока 3; игрок 1 перемещается ближе к центру и ожидает удар от блока. Размещение игроков защиты во втором случае такое: игрок 5 ожидает удара от блока; игрок 1 около боковой линии ожидает открытого удара с переводом.

После разучивания подобных индивидуальных и групповых действий в игровых упражнениях они применяются сначала в учебных играх, а затем в контрольных учебно-тренировочных играх.

Тактика страховки является сложным действием защиты и изучается на втором и последующих годах обучения; в данном периоде ее изучение ограничивается общими указаниями по определению места расположения страхующих игроков и рассмотрению их основных функций.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО

1. Сетка волейбольная

1 шт.

2. Стойки волейбольные

2 шт.

3. Мячи волейбольные

15 шт.

4. Гимнастическая стенка

15 пролетов

5. Гимнастические скамейки

10 шт.

6. Гимнастические маты

10 шт.

7. Мячи набивные (1 кг.)

10 шт.

8. Скакалки

15 шт.

9. Гантели различной массы

15 шт.

10. Резиновые амортизаторы

15 шт.

11. Туристическое снаряжение для походов

15 комплектов

12. Секундомер

2 шт.

13. Лыжи

15 пар

14. Свободная стенка с деревянным покрытием для индивидуальной работы.

12 пролетов

15. Амортизаторы (подвешенные мячи)

4 устройства

16. Мячи для большого тенниса

15 шт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

  1. Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). -

М.: Советский спорт, 2005;

  1. Железняк Ю.Д. «Тактическая подготовка волейболистов». Смоленск, 1975

  2. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол DOC. М.: Физкультуры и спорт, 1991; 4. Железняк Ю. Д “Юный волейболист”, Учебное пособие для тренеров. Москва. Физкультура и спорт, 1988 .

  1. Железняк Ю. Д “Юный волейболист”, Учебное пособие для тренеров. Москва. Физкультура и спорт, 1988 .

  2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ под общей редакцией М. М. Зверева, М., «Просвещение, 1986;

  3. Фидлер М. «Волейбол» – М.: Физкультура и спорт, 1972;

  4. Чесноков Ю.Б. «Техника игры» методический сборник выпуск №2, 2006.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. Комитет по физической культуре и спорту - sport.lenobl.ru/

  2. ВОЛЕЙБОЛ для всех. Волейбольный интернет-портал www.volley4all.net/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Вебстер, Р. Фэншуй – это способ жить в гармонии с окружающей средой / Р. Вебстер // Тайна души. – 2003. – № 26.

  2. Загорский Б. И., Залетаев, Ю. П. “Физическая культура”, Высшая школа 1989 . 3. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николаенко Н. Г. “Физическое воспитание”, Учебное пособие для средних специальных учебных заведений.

Высшая школа 1984 .

4. Райкус, Д.С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска. Том III: Развитие и благополучие детей / Д.С. Райкус, Р.К. Хью. – М.:

ЭКСМО, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!