Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волейбол» для обучающихся 10-11 классов разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральной рабочей программы основного общего образования (опубликованной на сайте «Единое содержание общего образования» - https://edsoo.ru/rabochie-programmy/), при поддержке ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» - https://instrao.ru
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
(Зарегистрирован 22.12.2022 № 71763) - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220051?index=1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курсов внеурочной деятельности по волейболу для обучающихся 10-11 классов представляет собой методически оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.
Основной целью программы курсов внеурочной деятельности по волейболу является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать все возможные ресурсы для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе курсов внеурочной деятельности данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом (волейболом, в том числе).
При формировании основ программы использовались теоретические положения ведущих педагогических концепций, определяющих современное развитие отечественной системы образования, развития волейбола в России:
концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, ориентирующая учебно-воспитательный процесс на формирование гуманистических и патриотических качеств личности учащихся, ответственности за судьбу Родины;
концепция формирования универсальных учебных действий, определяющая основы становления российской гражданской идентичности обучающихся, активное их включение в культурную и общественную жизнь страны;
концепция формирования ключевых компетенций, устанавливающая основу саморазвития и самоопределения личности в процессе непрерывного образования;
концепция преподавания волейбола, ориентирующая учебно-воспитательный процесс на внедрение новых технологий и инновационных подходов в обучении двигательным действиям, укреплении здоровья и развитии физических качеств;
концепция структуры и содержания программы, обосновывающая направленность на формирование целостной личности учащихся, потребность в бережном отношении к своему здоровью и ведению здорового образа жизни.
В своей социально-ценностной ориентации, программа создана в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развитию жизненно важных физических качеств.
Общей целью программы по волейболу является формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Данная цель конкретизируется и связывается с формированием потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении практического опыта по использованию современных систем физической культуры в соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями здоровья, особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности и реализуется в программе по трём основным направлениям.
Развивающая направленность программы определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, повышением его надёжности, защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом данной направленности становится достижение обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности, навыков технико-тактической подготовки в волейболе, готовности к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне».
Обучающий вектор программы представляется закреплением основ организации и планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно – достиженческой и прикладно – ориентированной направленностью, обогащением двигательного опыта за счёт индивидуализации содержания физических упражнений разной функциональной направленности, совершенствования технико-тактических действий в волейболе. Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни, навыки в проведении самостоятельных занятий технической подготовкой, кондиционной тренировкой, умения контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность.
Воспитывающий вектор программы заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе формирования научных представлений об истории возникновения игры волейбол, развития волейбола в нашей стране, воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов данной направленности можно выделить приобщение учащихся к культурным ценностям физической культуры и спорта, приобретение способов общения и коллективного взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья.
Центральной идеей конструирования программы и её планируемых результатов на уровне среднего общего образования является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы.
Общее число часов, рекомендованных для изучения волейбола – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЕЙБОЛ» / 10 – 11 КЛАСС
Раздел 1. Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности.
1.1 Вводные теоретические знания
Вводное занятие. План работы секции. Правила поведения в спортивной секции и режим работы. Значение занятий волейболом для организма человека, для подготовки к трудовой деятельности.
1.2 История волейбола
Развитие волейбола в России. Мировая популярность волейбола.
3. Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни современного человека. Основные компоненты здорового образа жизни и их влияние на здоровье современного человека.
Банные процедуры как компоненты здорового образа жизни.
Профилактика травматизма и оказание перовой помощи во время занятий физической культурой. Причины возникновения травм и способы их предупреждения, правила профилактики травм во время самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой.
Способы и приёмы оказания первой помощи при ушибах разных частей тела и сотрясении мозга, переломах, вывихах и ранениях, обморожении, солнечном и тепловом ударах.
Характеристика структурной организации комплекса «Готов к труду и обороне» в современном обществе, нормативные требования пятой ступени для учащихся 16–17 лет.
Раздел 2. Способы самостоятельной двигательной деятельности
2.1 Основные типы и виды активного отдыха, их целевое предназначение и содержательное наполнение.
2.2 Кондиционная тренировка как системная организация комплексных и целевых занятий оздоровительной физической культурой, особенности планирования физических нагрузок и содержательного наполнения.
2.3 Массаж как оздоровительное средство и средство восстановления организма человека после физических нагрузок. Правила организации и проведения процедур массажа. Основные приёмы самомассажа, их воздействие на организм человека.
Банные процедуры, их назначение и правила проведения, основные способы парения.
2.4 Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне». Структурная организация самостоятельной подготовки к выполнению требований комплекса «Готов к труду и обороне», способы определения направленности её тренировочных занятий в годичном цикле. Техника выполнения обязательных и дополнительных тестовых упражнений, способы их освоения и оценивания.
Самостоятельная физическая подготовка и особенности планирования её направленности по тренировочным циклам, правила контроля и индивидуализации содержания физической нагрузки.
Раздел 3. Физическое совершенствование
3.1 Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний. Способы индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий кондиционной тренировкой.
3.2 Спортивно-оздоровительная деятельность.
Волейбол. Техника выполнения игровых действий: «постановка блока», атакующий удар (с места и в движении). Тактические действия в защите и нападении. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Повторение правил игры в волейбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование основных технических приёмов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности.
3.3 Техническая и специальная физическая подготовка по избранному виду спорта (по волейболу), выполнение соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях.
3.4 Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры.
Программа вариативного модуля «Базовая физическая подготовка».
Общая физическая подготовка.
Развитие силовых способностей. Комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений, отягощённых весом собственного тела и с использованием дополнительных средств (гантелей, эспандера, набивных мячей, штанги и других). Комплексы упражнений на тренажёрных устройствах. Броски набивного мяча двумя и одной рукой из положений стоя и сидя (вверх, вперёд, назад, в стороны, снизу и сбоку, от груди, из-за головы). Прыжковые упражнения с дополнительным отягощением (напрыгивание и спрыгивание, прыжки через скакалку, многоскоки, прыжки через препятствия и другие). Бег с дополнительным отягощением (в горку и с горки, на короткие дистанции, эстафеты). Передвижения в висе и упоре на руках. Подвижные игры с силовой направленностью.
Развитие скоростных способностей.
Бег на месте в максимальном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без упора). Челночный бег. Бег по разметке с максимальным темпом. Бег с ускорениями из разных исходных положений. Бег с максимальной скоростью и собиранием малых предметов, лежащих на полу и на разной высоте. Стартовые ускорения по дифференцированному сигналу. Метание малых мячей по движущимся мишеням (катящейся, раскачивающейся, летящей). Ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой рукой). Передача теннисного мяча в парах правой (левой) рукой и попеременно. Ведение теннисного мяча руками с ускорением по прямой, по кругу, вокруг стоек. Прыжки через скакалку на месте и в движении с максимальной частотой прыжков. Преодоление полосы препятствий, включающей в себя прыжки на разную высоту и длину, по разметке, бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание различных предметов (легкоатлетических стоек, мячей, лежащих на полу или подвешенных на высоте). Эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью. Технические действия из волейбола, выполняемые с максимальной скоростью движений.
Развитие выносливости.
Равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности. Повторный бег в режимах максимальной и субмаксимальной интенсивности. Кроссовый бег.
Развитие координации движений.
Жонглирование большими (волейбольными) и малыми (теннисными) мячами. Жонглирование гимнастической палкой. Жонглирование волейбольным мячом головой. Метание малых и больших мячей в мишень (неподвижную и двигающуюся). Упражнения в воспроизведении пространственной точности движений руками, ногами, туловищем. Упражнение на точность дифференцирования мышечных усилий. Подвижные и спортивные игры.
Развитие гибкости.
Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и пассивных), выполняемых с большой амплитудой движений. Упражнения на растяжение и расслабление мышц. Специальные упражнения для развития подвижности суставов.
Специальная физическая подготовка.
Подготовительные и подводящие упражнения к волейболу.
Упражнения на совершенствование технико-тактических действий в волейболе. Игровые взаимодействия в парах, тройках.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности; способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познанием мира;
осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате прохождения программы по волейболу на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях (в том числе при создании учебных и социальных проектов);
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как часть регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу прохождения программы по волейболу обучающийся получит следующие предметные результаты.
Раздел «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности»:
положительно оценивать связь современных оздоровительных систем физической культуры и здоровья человека, раскрывать их целевое назначение и формы организации, возможность использовать для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов и функциональных возможностей;
характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам как основу укрепления здоровья, учитывать её этапы при планировании самостоятельных занятий кондиционной тренировкой;
положительно оценивать роль физической культуры в научной организации труда, профилактике профессиональных заболеваний и оптимизации работоспособности, предупреждении раннего старения и сохранении творческого долголетия;
выявлять возможные причины возникновения травм во время самостоятельных занятий волейболом, руководствоваться правилами их предупреждения и оказания первой помощи.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:
Планировать и организовывать самостоятельные занятия по совершенствованию технических элементов волейбола;
организовывать и проводить сеансы релаксации, банных процедур и самомассажа с целью восстановления организма после умственных и физических нагрузок;
проводить самостоятельные занятия по подготовке к успешному выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне», планировать их содержание и физические нагрузки, исходя из индивидуальных результатов в тестовых испытаниях;
планировать системную организацию занятий кондиционной тренировкой, подбирать содержание и контролировать направленность тренировочных воздействий на повышение физической работоспособности и выполнение норм Комплекса «Готов к труду и обороне».
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в планировании кондиционной тренировки;
демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта в условиях учебной и соревновательной деятельности, осуществлять судейство по одному из освоенных видов (футбол, волейбол, баскетбол);
выполнять комплексы физических упражнений на развитие основных физических качеств, демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств, результатов в тестовых заданиях Комплекса «Готов к труду и обороне».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего |
Раздел 1. Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности |
1.1 | Вводные теоретические знания | 1 | 1. https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev 2. https://resh.edu.ru/subject/9/11/ 3. https://resh.edu.ru/subject/9/10/ |
1.2 | История волейбола | 0,5 | 1. https://resh.edu.ru/subject/9/10/ |
1.3 | Здоровый образ жизни | 2,5 | 1. https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev 2. https://resh.edu.ru/subject/9/11/ 3. https://resh.edu.ru/subject/9/10/ |
Итого по разделу | 4 | |
Раздел 2. Способы самостоятельной двигательной деятельности |
2.1 | Физкультурно-оздоровительные мероприятия в условиях активного отдыха и досуга | 4 | 1. https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev 2. https://resh.edu.ru/subject/9/11/ 3. https://resh.edu.ru/subject/9/10/ |
Итого по разделу | 4 | |
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ |
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность |
1.1 | Физкультурно-оздоровительная деятельность | 6 | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev |
Итого по разделу | 6 | |
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность |
2.1 | Технико-тактические действия в волейболе | 22 | 1. https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev 2. https://resh.edu.ru/subject/9/11/ 3. https://resh.edu.ru/subject/9/10/ |
Итого по разделу | 24 | |
Раздел 4. Модуль «Спортивная и физическая подготовка» |
4.1 | Спортивная подготовка (СФП) | 8 | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev |
4.2 | Базовая физическая подготовка | 8 | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev |
4.3 | Соревновательная деятельность | 8 | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev |
4.4 | Подготовка и сдача норм ВФСК ГТО | 8 | 1. https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev 2. https://www.gto.ru |
Итого | 32 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КУРСЫ ВД ПО ВОЛЕЙБОЛУ
10 – 11 КЛАССЫ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего |
| Вводное занятие. План работы секции. Правила поведения в спортивной секции и режим работы. Значение занятий волейболом для организма человека, для подготовки к трудовой деятельности. Техника безопасности на занятиях волейболом. | 1 | | 1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5580/start/197163/ 2. https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.5, 9 |
| Здоровый образ жизни современного человека. Здоровый образ жизни как условие активной жизнедеятельности человека. Основные компоненты здорового образа жизни и их влияние на здоровье современного человека. | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.109, 128 |
| Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Первая помощь при травмах. | 1 | | https://www.gto.ru |
| Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 60 м или 100 м. Подтягивание из виса на высокой перекладине. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | 1 | | 1. https://www.gto.ru/recomendations/56eacbb1b5cf1c28018b4575 2. https://www.gto.ru/recomendations/59141be2b5cf1cef7e8b4567 3. https://www.gto.ru/recomendations/56ead100b5cf1c28018b4574 4. https://www.gto.ru/recomendations/56ead253b5cf1c2d018b456c |
| Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 1 | | 1. https://www.gto.ru/recomendations/56eacdb5b5cf1c1f018b456f 2. https://www.gto.ru/recomendations/56ead160b5cf1c2d018b456a |
| Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Челночный бег 3*10 м. Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту | 1 | | 1. https://www.gto.ru/recomendations/56ead383b5cf1c4d018b4569 2. https://www.gto.ru/recomendations/56eacedcb5cf1c1c018b4572 |
| Общефизическая подготовка средствами игры волейбол | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4783/start/226103/ |
| Развитие скоростных способностей средствами игры волейбол | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.63 |
| Развитие скоростно-силовых способностей средствами игры волейбол | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.67 |
| Развитие координационных способностей средствами игры волейбол | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.69 |
| Развитие выносливости средствами игры волейбол | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.71 |
| Техническая подготовка в волейболе. Совершенствование ранее изученных технических элементов: передачи сверху двумя руками, приём и передачи снизу двумя руками. | 1 | | 1. https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.301 2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3745/start/170123/ |
| Техническая подготовка в волейболе. Совершенствование ранее изученных технических элементов: передачи сверху двумя руками, приём и передачи снизу двумя руками. | 1 | | 1. https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.301 2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4962/start/80117/ |
| Совершенствование техники нападающего удара | 1 | | https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2316/2206_Posobie_Pashhenko_A.YU._Krasnikova_O.S._Metod_osnovy_obucheniya_tekhnicheskim_priemam_v_volejjbole_red.pdf стр.59 |
| Совершенствование техники одиночного блока | 1 | | https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2316/2206_Posobie_Pashhenko_A.YU._Krasnikova_O.S._Metod_osnovy_obucheniya_tekhnicheskim_priemam_v_volejjbole_red.pdf стр.67 |
| Совершенствование техники нападающего удара и одиночного блока | 1 | | https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2316/2206_Posobie_Pashhenko_A.YU._Krasnikova_O.S._Metod_osnovy_obucheniya_tekhnicheskim_priemam_v_volejjbole_red.pdf стр.59, 67 |
| Организация и планирование занятий кондиционной тренировкой. Контроль состояния здоровья в процессе самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.185 |
| Тактическая подготовка в волейболе | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.39 |
| Тактическая подготовка в волейболе | 1 | | https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2316/2206_Posobie_Pashhenko_A.YU._Krasnikova_O.S._Metod_osnovy_obucheniya_tekhnicheskim_priemam_v_volejjbole_red.pdf стр.18 |
| Совершенствование тактической действий во время защиты и нападения в условиях учебной и игровой деятельности | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6100/start/171989/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4966/start/170149/ |
| Совершенствование тактической действий во время защиты и нападения в условиях учебной и игровой деятельности | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.52 |
| Тренировочные игры по волейболу | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4963/start/43532/ |
| Тренировочные игры по волейболу | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4963/start/43532/ |
| Техника судейства игры волейбол | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4963/start/43532/ |
| Техника судейства игры волейбол | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4963/start/43532/ |
| Участие в соревнованиях. Судейство соревнований | | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.303 |
| Участие в соревнованиях. Судейство соревнований | | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.303 |
| Участие в соревнованиях. Судейство соревнований | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4963/start/43532/ |
| Участие в соревнованиях. Судейство соревнований | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4963/start/43532/ |
| Участие в соревнованиях. Судейство соревнований | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.303 |
| Спортивная подготовка (СФП) по волейболу | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.63 |
| Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний. Способы индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании системной организации занятий кондиционной тренировкой. | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.263-265 |
| Массаж как форма оздоровительной физической культуры. Банные процедуры. Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний | 1 | | 1. https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.212 2. https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.226 |
| История развития волейбола. Развитие волейбола в России. | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.63 |
| Спортивная подготовка (СФП). Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне». | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.230 |
| Спортивная подготовка (СФП). Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне». | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.230 |
| Спортивная подготовка (СФП) по волейболу | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.63 |
| Общефизическая подготовка в волейболе | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.63 |
| Развитие скоростных способностей средствами игры волейбол | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.63 |
| Развитие скоростно-силовых способностей средствами игры волейбол | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.67 |
| Развитие координационных способностей средствами игры волейбол | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.69 |
| Развитие выносливости средствами игры волейбол | 1 | | https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol стр.71 |
| Техническая подготовка в волейболе. Совершенствование ранее изученных технических элементов: приёмы и передачи мяча, подачи мяча, нападающий удар и блокирование. | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4966/start/170149/ |
| Техническая подготовка в волейболе. Совершенствование ранее изученных технических элементов: приёмы и передачи мяча, подачи мяча, нападающий удар и блокирование. | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3779/start/169241/ |
| Техническая подготовка в волейболе. Совершенствование ранее изученных технических элементов: приёмы и передачи мяча, подачи мяча, нападающий удар и блокирование. | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3755/start/43584/ |
| Техническая подготовка в волейболе. Совершенствование ранее изученных технических элементов: приёмы и передачи мяча, подачи мяча, нападающий удар и блокирование. | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4964/start/169287/ |
| Совершенствование техники нападающего удара в условиях моделируемых игровых ситуаций | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6101/start/41745/ |
| Совершенствование техники нападающего удара в условиях моделируемых игровых ситуаций | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3764/start/43699/ |
| Совершенствование техники приема мяча в условиях моделируемых игровых ситуаций | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6102/start/78666/ |
| Совершенствование техники приема мяча в условиях моделируемых игровых ситуаций | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3799/start/169334/ |
| Совершенствование техники подачи мяча в условиях учебной игровой деятельности | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4965/start/90962/ |
| Совершенствование техники подачи мяча в условиях учебной игровой деятельности | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3779/start/169241/ |
| Совершенствование технической и тактической подготовки в волейболе в условиях учебной и игровой деятельности | 1 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3799/start/169334/ |
| Основы организации образа жизни современного человека. Проектирование индивидуальной досуговой деятельности | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-lyah |
| Тренировочные игры по волейболу | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-lyah стр.83 |
| Тренировочные игры по волейболу | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-lyah стр.90 |
| Тактическая подготовка в волейболе | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-lyah стр.90 |
| Тактическая подготовка в волейболе | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-lyah стр.90 |
| Тактическая подготовка в волейболе | 1 | | https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2316/2206_Posobie_Pashhenko_A.YU._Krasnikova_O.S._Metod_osnovy_obucheniya_tekhnicheskim_priemam_v_volejjbole_red.pdf стр.73 |
| Тактическая подготовка в волейболе | 1 | | https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2316/2206_Posobie_Pashhenko_A.YU._Krasnikova_O.S._Metod_osnovy_obucheniya_tekhnicheskim_priemam_v_volejjbole_red.pdf стр.18 |
| Спортивная подготовка (СФП) | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.230 |
| Спортивная подготовка (СФП) | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.230 |
| Спортивная подготовка (СФП) | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.230 |
| Спортивная подготовка (СФП) | 1 | | https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.230 |
| Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Первая помощь при травмах. | 1 | | 1. https://www.gto.ru 2. https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev стр.139 |
| Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег на 60 м или 100 м. Подтягивание из виса на высокой перекладине. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | 1 | | 1. https://www.gto.ru/recomendations/56eacbb1b5cf1c28018b4575 2. https://www.gto.ru/recomendations/59141be2b5cf1cef7e8b4567 3. https://www.gto.ru/recomendations/56ead100b5cf1c28018b4574 4. https://www.gto.ru/recomendations/56ead253b5cf1c2d018b456c |
| Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 1 | | 1. https://www.gto.ru/recomendations/56eacdb5b5cf1c1f018b456f 2. https://www.gto.ru/recomendations/56ead160b5cf1c2d018b456a |
| Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Челночный бег 3*10 м. Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту | 1 | | 1. https://www.gto.ru/recomendations/56ead383b5cf1c4d018b4569 2. https://www.gto.ru/recomendations/56eacedcb5cf1c1c018b4572 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 ч | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физическая культура: 10-11 классы: учебник / А.П. Матвеев, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов / М: «Просвещение» - https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol
Методические основы обучения техническим приёмам в волейболе / Пащенко А.Ю., Красникова О.С. / НВГУ / 2021г - https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2316/2206_Posobie_Pashhenko_A.YU._Krasnikova_O.S._Metod_osnovy_obucheniya_tekhnicheskim_priemam_v_volejjbole_red.pdf
Методические рекомендации. 10-11 классы - https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-metodicheskie-rekomendacii
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Физическая культура. 10-11 классы. Матвеев А.П. - https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-matveev
Физическая культура. 10-11 классы. Погадаев Г.И. - https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-pogadaev
Физическая культура. 10-11 классы. Лях В.И. - https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klassy-lyah
Физическая культура. 10-11 классы. Матвеев А.П., Палехова Е.С. - https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-11-klass-matveev
Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/subject/9/10/ , https://resh.edu.ru/subject/9/11/
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов / М: «Просвещение» - https://fk12.ru/books/vneurochnaya-deyatelnost-uchashhihsya-voleibol
Физкультурно-образовательный дзен-канал для учителей и обучающихся «Физкультура PRO» - https://dzen.ru/fizkulturapro
Физкультурно-спортивный канал «Школа волейбола» - https://dzen.ru/id/639ab90a7af90e3d5ef83b5c