Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сахулинская средняя общеобразовательная школа»
671 630 Республика Бурятия, Курумканский район, село Сахули улица Школьная, 6, e-mail:sahulischool@yandex.ru, тел 8(3014) 92-7-24
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
МО ЕМЦ | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ "ССОШ" |
Воронцова Т.В. | Любовникова Н.К. | Телятникова С.Н. |
Протокол №1 | Протокол № | Приказ № |
от "31" 08.2022 г. | от "31" 08 . 2022 г. | от "31" 08.2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса «Подготовка к ЕГЭ»
для 11 класса среднего общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Воронцова Татьяна Валерьевна
учитель математики
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов по программе: 34ч.
с. Сахули 2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по математике (Алгебре и начала математического анализа) для 11 класса составлена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 273 - ФЗ от 29.12.2012);
- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 года № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями и дополнениями);
- Конвенции о правах ребенка;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"»;
- Санитарного правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №254 (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2020 г.);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
- Устава МБОУ «Сахулинская СОШ» от 12.05.2020 г.;
- Учебного плана МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа» на 2022 - 2023 учебный год», утвержденного приказом № 227 от 31.08.2022 года;
- «Основной образовательной программы МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа» для среднего общего образования на 2022-2023 учебный год», утвержденной приказом № 229 от 31.08.2022 года.
Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
«Математика: подготовка к ЕГЭ» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 11 класса и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, а кроме этого, нацелен на более глубокое рассмотрение отдельных тем, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой и историей). .
Соответствует стратегиям государственной образовательной политики (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС, Концепция математического образования), направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Программа курса по математике является дополнением к урочной деятельности, даёт возможность каждому учащемуся выявить и реализовать свои способности; углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности. Обеспечивает обучающихся системой математических знаний и умений, необходимых для более качественной подготовки их к ЕГЭ по математике как базового, так и профильного уровней, и даёт возможность продолжения образования в высших военных учреждениях, где дисциплины математического цикла относятся к ведущим.
Начинается изучение курса с наиболее простых тем, рассмотренных в курсе математики основной школы и 10 класса, затем по мере прохождения материала добавляются темы, соответствующие курсу 11 класса.
Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения, использование схем, моделей, опорных конспектов, справочной литературы, решение практико-ориентированных задач.
В основу программы положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает: активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых, ранее неизвестных приемов и способов решения задач.
Основная цель проведения занятий:
-оказание индивидуальной и систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении и повторении курса алгебры и подготовке к экзаменам.
Задачи курса:
1) подготовить учащихся к экзаменам;
2) дать ученику возможность проанализировать и раскрыть свои способности;
Для этого необходимо:
- повторить основные арифметические действия над числами ;
- повторить основные способы решения арифметических задач;
- повторить основные понятия алгебры и начал анализа;
- повторить простейшие алгебраические преобразования;
- повторить методы решения простейших уравнений и неравенств;
- закрепить навыки работы с различными диаграммами, графиками, таблицами;
- повторить способы решения комбинаторных и вероятностных задач;
- обобщить методы решения задач на делимость чисел и логических задач.
Содержание обучения:
Числовые выражения, степенные выражения, выражения, содержащие радикал. Тригонометрические выражения, логарифмические выражения.
Текстовые задачи на части, «проценты», на делимость, логические.
Вероятностные задачи.
Функции, производная, исследование функции с помощью производной.
Диаграммы, таблицы, графики.
Линейные, квадратные, простейшие тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения.
Линейные, квадратные, простейшие показательные, логарифмические неравенства.
Планируемые результаты обучения:
Содержание учебного курса
Планируемые образовательные результаты
Освоение учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра и начала математического анализа»» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра и начала математического анализа»» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Функции курса:
-
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
-
компенсация недостатков обучения по математике.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Требования к уровню освоения курса
Материал курса должен быть освоен на базовом уровне. Учитель может провести самостоятельные работы, пробный экзамен, зачёты по конкретным темам.
Организация и проведение аттестации учащихся
Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор общеучебных умений, а также опыт внеурочной деятельности, содержательно связанной с предметным полем – математикой. При этом должна использоваться преимущественно качественная оценка выполнения заданий, а также итоговое тестирование учащихся.
Начинается курс с ознакомительной вводной лекции. Следующее за ней занятие посвящается входному тестированию, цели которого:
-
Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.
-
Коррекция в связи с этим уровня подачи материала по данному курсу.
При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.
Возможная форма итоговой аттестации:
Ожидаемый результат изучения курса
учащийся должен знать
знать/понимать:
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
-
решать задания ЕГЭ
иметь опыт (в терминах компетентностей):
-
работы в группе, как на занятиях, так и вне,
-
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
Методические рекомендации по реализации программы
Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ или составлены самим учителем.
Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.
Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать плакаты с опорными конспектами или медиа ресурсы.
Региональный компонент
Реализация национально-регионального компонента на уроках алгебры в 10 классе
Реализация национально-регионального компонента на уроках математики осуществляется посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.
Функциональная грамотность
Уровень понимания и применения. Учим думать и рассуждать
Применяет информацию, извлеченную из текста, для решения разного рода проблем
Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет принципиальное значение для решения проблемы. Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице). Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы.
Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные). Проблемно-познавательные задания . Графическая наглядность: графсхемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты. Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки. Памятки с алгоритмами решения задач, проблем, заданий. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию. Содержание курса и распределение часов по темам
№ | Тема | Дата проведения |
план | факт |
-
| Арифметика. Контроль на входе | 07.09 | |
-
| Тождественные преобразования алгебраических выражений | 14.09 | |
-
| Тождественные преобразования выражений с корнем | 21.09 | |
-
| Рациональные уравнения | 28.09 | |
-
| Иррациональные уравнения | 05.10 | |
-
| Иррациональные уравнения | 12.10 | |
-
| Системы уравнений | 19.10 | |
-
| Системы уравнений | 26.10 | |
-
| Рациональные неравенства и системы неравенств | 09.11 | |
-
| Рациональные неравенства и системы неравенств | 16.11 | |
-
| Модули | 23.11 | |
-
| Уравнения с модулем | 30.11 | |
-
| Неравенства с модулем | 07.12 | |
-
| Логарифмы | 14.12 | |
-
| Логарифмические уравнения | 21.12 | |
-
| Показательные уравнения | 28.12 | |
-
| Показательные и логарифмические неравенства | 18.01 | |
-
| Тригонометрические функции и тригонометрические выражения | 25.01 | |
-
| Функция | 01.02 | |
-
| Прогрессии | 08.02 | |
-
| Тождественные преобразования степенных выражений | 15.02 | |
-
| Тождественные преобразования степенных выражений | 22.02 | |
-
| Тождественные преобразования логарифмических выражений, нахождение их значений. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Исследование логарифмических функций | 29.02 | |
-
| Тождественные преобразования логарифмических выражений, нахождение их значений. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Исследование логарифмических функций | 07.03 | |
-
| Решение логарифмических уравнений и неравенств. Исследование логарифмических функций | 14.03 | |
-
| Задания, содержащие логарифмы | 21.03 | |
-
| Иррациональные неравенства | 04.04 | |
-
| Иррациональные неравенства | 11.04 | |
-
| Тест ЕГЭ | 18.04 | |
-
| Интегралы и производные | 25.04 | |
-
| Геометрические задачи | 02.05 | |
-
| Текстовые задачи и задачи на «проценты» | 09.05 | |
-
| Тест ЕГЭ | 16.05 | |
-
| Тест ЕГЭ | 23.05 | |
Основное содержание курса
-
Вводная лекция «Чем занимается алгебра».
Предмет, изучению которого посвящен данный курс. Исторические сведения. Связь с базовым курсом школьной математики. Организационные моменты о формах работы с элективным курсом.
Входное тестирование: составляет учитель, ориентируясь на базовый курс алгебры и соответственно класс, в котором проводится тест (база 9-10 класс).
-
Об эволюции понятия числа.
Историческая справка о развитии понятия числа (экскурс в историю математики).
4. Основные законы и формулы алгебры.
Основные законы алгебры. Исторические справки. Формулы сокращенного умножения, их применение в различных сферах деятельности человека.
-
Уравнение
Определение уравнения. Определение решения уравнения. Что значит решить уравнение. Виды уравнений. Классификация уравнений.
Задания для самостоятельной работы:
-
Придумайте свои примеры для каждого названного в классификации вида уравнений.
-
Вспомните известные вам способы и алгоритмы решения уравнений.
-
Используя их, решите те из составленных уравнений, которые сможете решить сами.
Определение линейного уравнения. Классификация линейных уравнений. Алгоритм решения линейного уравнения. Примеры задач, решение которых сводится к решению линейных уравнений.
Решение квадратных уравнений в мировой математике.
Определение квадратного уравнения. Разновидности квадратных уравнений. Способы решения квадратных уравнений.
Задания для самостоятельной работы:
-
Заслушать подготовленные дополнения по теме.
-
Обсудите сообщения и выберете лучшие, выясните, в чем удача этих групп.
-
Решите самостоятельно
-
Функции
-
Логарифмы Определение логарифма. Классификация заданий. Алгоритм решения логарифмического уравнения, неравенства. Примеры задач.
-
Неравенства Определение и классификация неравенств. Алгоритм решения линейного неравенства, неравенств, решаемых методом интервалов. Примеры задач, решение которых сводится к решению неравенств.
-
Итоговый тест
-
Итоговая контрольная работа.
В зависимости от уровня подготовленности учащихся в конце курса возможно провести итоговую контрольную работу по заданиям ЕГЭ прошлых лет.
Литература
-
Белошистая А.В. «Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену», М.: «Экзамен», 2007
-
Гесева К.С., ЕГЭ. Математика: Раздаточный материал тренировочных тестов. СПб.: Тригон, 2018
-
Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ (Демонстрационный вариант КИМ 2017г., 2018 г., 2019 г.), подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
-
Кочагин В.В. ЕГЭ-2009. Математика. Тематические тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008
-
Кузнецова Л.В. и др. Алгебра, сборник заданий. Москва, «Дрофа» 2013
-
Николский С. М. и др. Алгебра 7, Алгебра 8, Алгебра 9, Москва, «Просвещение»,2017