РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ»
Составитель: Минаева Е.Г.
учитель математики
2020 – 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике.
Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов.
В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
Основные цели курса
диагностика проблемных зон;
эффективное выстраивание систематического повторения;
помочь приобрести опыт решения разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, грамотного изложения своих мыслей в формате работ ОГЭ.
успешно пройти ГИА по математике.
Задачи курса
повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9 классах;
развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в планируемых проблемных заданиях;
сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену;
вести планомерную подготовку к экзамену;
закрепить математические знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования.
Место курса в учебном плане
Программой отводится - 34 часа (1 час – в неделю )
Планируемые результаты
Ученик:
научится: выполнять задания в формате обязательного государственного экзамена, осуществлять диагностику проблемных зон и коррекцию допущенных ошибок, повышать общематематическую компетентность сначала в классе, в группе, затем самостоятельно;
получит возможность: успешно подготовиться к экзамену, самостоятельно выстраивать тактику подготовки к экзаменам с использованием материалов разных ресурсов.
Формы организации деятельности обучающихся:
Групповые;
Индивидуально - групповые;
Компьютерные практикумы ( дома )
Система работы по подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе.
Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ, РАО и др.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
План работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Психологическая подготовка к ГИА. Индивидуальное консультирование учащихся. Проведение групповых занятий для учащихся. | В течение года, ежедневно В течение года. |
2. | Использование современных образовательных технологий, новых форм организации учебно- воспитательного процесса, способствующих повышению качества подготовки школьников к итоговой аттестации. | В течение года |
3. | Пополнение классной библиотеки методической и информационной литературой, в том числе с интернет ресурсов, по подготовке к ГИА. | В течение года |
4. | Беседа с учащимися: «Подготовка к ГИА по математике: от устранения пробелов в знаниях до итоговой аттестации» (с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к ГИА по математике). | 1 четверть |
5. | Регулярное проведение или присутствие на классных родительских собраний с докладами на темы: «Ознакомление с нормативными документами по подготовке к проведению новой формы аттестации 9-тиклассников»,«Нормативные документы по ГИА в новом учебном году»,«Построение режима дня во время подготовки к экзаменам с учётом индивидуальных особенностей ребенка»,«Цели и технологии проведения ОГЭ в IX классе». | В течение года, по согласованию с кл.рук. |
6. | Беседа с учащимися: « Знакомство с Положением о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации». | 2 четверть |
7. | Работа с учащимися: «Работа с бланками: типичные ошибки при заполнении бланков» (обучение работе с КИМами), практические занятия по заполнению бланков ответов. | В течение года |
8. | Работа с учащимися: - анализ типичных ошибок учащихся при сдаче ОГЭ. - выбор оптимальной стратегии выполнеия заданий ОГЭ ( помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий). | В течение года. |
9 | Разбор заданий демонстрационного варианта экзамена по математике (ОГЭ-2015) | 1 -2четверть |
10 | Подготовка, оформление информационного стенда «Подготовка к ОГЭ». | 3 четверть |
11 | Индивидуальные консультации родителей | В течение года, |
12 | Работа с заданиями различной сложности. Практикум по решению заданий второй части экзаменационной работы | Индивид работа в течение года, |
16 | Регулярное участие в диагностических работах. | В течение года |
17 | Регулярное участие в тренировочных работах. | В течение года |
18 | Мониторинг качества подготовки учащихся к ОГЭ. | В течение года |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Виды учебной деятельности в классе | Домашнее задание | Дата проведен занят |
1 | Решение практических задач ОГЭ | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. | Пробный вариант ОГЭ (сборник от ФИПИ, 2021) | |
2 | Решение практических задач ОГЭ | В-1 из сборника ОГЭ 2021 | В-2 из сборника ОГЭ 2021 | |
3 | Числа и выражения. Преобразование выражений | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. | В-3 из сборника ОГЭ 2021 | |
4 | Числа и выражения. Преобразование выражений | Работа с открытым банком заданий. | В-4 из сборника ОГЭ 2021 | |
5 | Уравнения. Решение уравнений | alexlarin.net генератор заданий ОГЭ | В-5 из сборника ОГЭ 2021 | |
6 | Решение уравнений | В-6 из сборника ОГЭ 2021 | Пробный вариант ОГЭ (сборник от ФИПИ, 2021) | |
7 | Квадратные уравнения | Работа с открытым банком заданий. http://mathgia.ru/ | В-7 из сборника ОГЭ 2021 | |
8 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | Работа с открытым банком заданий https://oge.sdamgia.ru/ | В-8 из сборника ОГЭ 2021 | |
9 | Решение геометрических задач по теме «Касательная к окружности» | Работа с открытым банком заданий https://oge.sdamgia.ru/ | В-9 из сборника ОГЭ 2021 | |
10 | Уравнения с модулем | В-10 из сборника ОГЭ 2021 | В-10 из сборника ОГЭ 2021 | |
11 | Системы уравнений | alexlarin.net | Пробный вариант ОГЭ (сборник от ФИПИ, 2021) | |
12 | Графики с модулем в ОГЭ | alexlarin.net | В-20 из сборника ОГЭ 2021 | |
13 | Решение задач по теории вероятностей | Работа с открытым банком заданий https://oge.sdamgia.ru/ | В-23 из сборника ОГЭ 2021 | |
14 | Геометрические задачи в ОГЭ | В-22 из сборника ОГЭ 2021 | В-25 из сборника ОГЭ 2021 | |
15 | Решение неравенств | Работа с открытым банком заданий https://oge.sdamgia.ru/ | В-28 из сборника ОГЭ 2021 | |
16 | Многочлены. Преобразования, три способа разложения на множители. | alexlarin.net | В-30 из сборника ОГЭ 2021 | |
17 | Многочлены. Преобразования, замена переменной. Степень и корень многочлена с одной переменной. | В-33 из сборника ОГЭ 2021 | В-33 из сборника ОГЭ 2021 | |
18 | Неравенства. Числовые неравенства, их свойства. Решение неравенств. | Uztest.ru | В-36 из сборника ОГЭ 2021 | |
19 | Неравенства. Задания повышенной сложности. | https://oge.sdamgia.ru/ | https://oge.sdamgia.ru/ | |
20 | Декартовы координаты на плоскости. Координаты середины отрезка, длина отрезка. Угол между прямыми. Угловой коэффициент. | http://mathgia.ru/ | Задания по уровням с отработкой поиска ошибок | |
21 | Геометрические фигуры, их свойства. Движение на плоскости. | alexlarin.net | В-38 из сборника ОГЭ 2021 | |
22 | Треугольник: виды, свойства, формулы. Опорные таблицы. | Работа с открытым банком заданий https://oge.sdamgia.ru/ | В-40 из сборника ОГЭ 2021 | |
23 | Треугольник: решение, подобные треугольники. Теоремы косинусов и синусов. Система самопроверки. | Работа с открытым банком заданий https://oge.sdamgia.ru/ | Пробные варианты ОГЭ 2021 | |
24 | Многоугольники. Свойства многоугольников. Вычисление площадей многоугольников. 22-03.10шения линейных уравнений000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 | Работа с открытым банком заданий https://oge.sdamgia.ru/ | В-43 из сборника ОГЭ 2021 | |
25 | Окружность и круг. | Работа с открытым банком заданий https://oge.sdamgia.ru/ | В-45 из сборника ОГЭ 2021 | |
26 | Решение задач повышенной сложности по геометрии. | alexlarin.net | Открытый банк заданий ФИПИ задания второй части. | |
27 | Описательная статистика | alexlarin.net | В-47 из сборника ОГЭ 2021 | |
28 | Теория вероятностей и комбинаторика. | alexlarin.net | В-49 из сборника ОГЭ 2021 | |
29 | Решение задач по теории вероятности. | В-50 из сборника ОГЭ 2021 | Распечатка тестов по уровню сложности. | |
30 | Решение задач по теории вероятностей | Работа с открытым банком заданий https://oge.sdamgia.ru/ | В-11 из сборника ОГЭ 2021 | |
31 | Решение задач по теории вероятностей | Работа с открытым банком заданий https://oge.sdamgia.ru/ | В-13 из сборника ОГЭ 2021 | |
32 | Геометрические задачи в ОГЭ | В-15 из сборника ОГЭ 2021 | В-17 из сборника ОГЭ 2020 | |
33 | Решение практических задач ОГЭ | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. | Пробный вариант ОГЭ (сборник от ФИПИ, 2021) | |
34 | Решение практических задач ОГЭ | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. | В-19 из сборника ОГЭ 2021 | |
35 | Решение практических задач ОГЭ | Работа с демонстрационным вариантом. Работа с открытым банком заданий. | Пробный вариант ОГЭ (сборник от ФИПИ, 2021) | |
36 | Итоговое занятие. | Тренировочное тестирование | | |
ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН. Таблицу квадратов двузначных чисел, формулы корней квадратного уравнения, разложения на множители квадратного трехчлена, формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Калькуляторы на экзамене не используются. На экзамене запрещено пользоваться мобильными телефонами и иными средствами связи. Проверяемые элементы содержания и виды деятельности. Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный. Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) | | Задание 1. Уметь выполнять вычисления и преобразования | Б | 1 | 2-3 | | Задание 2. Уметь выполнять вычисления и преобразования | Б | 1 | 2-3 | | Задание 3.Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | Б | 1 | 2-3 | | Задание 4. Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | Б | 1 | 2-3 | | Задание 5. Уметь строить и читать графики функций | Б | 1 | 2-3 | | Задание 6. Уметь строить и читать графики функций | Б | 1 | 3-5 | | Задание 7. Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | Б | 1 | 3-5 | | Задание 8. Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | Б | 1 | 2-3 | | Задание 9. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 | | Задание 10. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 | | Задание 11. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 | | Задание 12. Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 1 | 5 | | Задание 13. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | Б | 1 | 5 | | Задание 14. Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. | Б | 1 | 5 | | Задание 15. Описывать с помощью функций различные реальные зависимостмежду величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей | Б | 1 | 5 | | Задание 16. Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов | Б | 1 | 5 | | Задание 17. Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин | Б | 1 | 10 | | Задание 18. Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках | Б | 1 | 10 | | Задание 19. Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики | Б | 1 | 10 | | Задание 20. Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами | Б | 1 | 10 | | Задание 21 (С1). Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций | П | 2 | 15-20 | | Задание 22 (С2). Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | П | 2 | 15-20 | | Задание 23 (С3). Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | В | 2 | 15-20 | | Задание 24 (С4). Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | П | 2 | 15-20 | | Задание 25 (С5). Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | П | 2 | 15-20 | | Задание 26 (С6). Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | В | 2 | 15-20 | | ШКАЛА ПЕРЕВОДА ОТМЕТОК Шкала пересчета суммарного балла за выполнение экзаменационной работы в целом в отметку по математике ( для прохождения порога необходимо решить 3 задания по геометрии и 5 заданий по алгебре) Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» | Суммарный балл за работу в целом | 0 – 7 | 8 – 14 | 15 – 21 | 22 – 32 | |
Материально-техническое обеспечение, интернет-ресурсы
1. Тренинг ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ - Образовательный портал для подготовки к экзаменам;
2. Тесты и тренинги на uztest.ru;
3. Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html
4. Генератор вариантов ОГЭ-2019 http://alexlarin.net/
Сайты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике.
http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия
http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки
http://www.egetrener.ru - видеоуроки
http://www.mathege.ru - открытый банк заданий
http://live.mephist.ru/?mid=1255348015#comments - Открытый банк
http://reshuege.ru/
http://matematika.egepedia.ru
http://www.mathedu.ru
http://www.ege-trener.ru
http://egeent.narod.ru/matematika/online/
http://alexlarin.net/ege/2010/zadc3.pdf - Подготовка к C3
http://alexlarin.net/ege/2010/C4agk.pdf - Подготовка к С4
http://alexlarin.net/ege/2010/c1c3sta.pdf - Задания С1, С3
http://vkontakte.ru/app1841458 - приложение ВКонтакте - отработка части В
http://matematika-ege.ru
http://uztest.ru/
http://www.diary.ru/~eek - Математическое сообщество.
Видео-уроки по математике.
http://egefun.ru/test-po-matematike
http://www.webmath.ru/
http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=752 разбор заданий С6
http://www.youtube.com/user/wanttoknowru канал с разборами всех заданий
http://www.pm298.ru/ справочник математических формул
http://www.uztest.ru/abstracts/?idabstract=18 квадратичная функция: примеры и задачи
http://www.bymath.net/ элементарная математика
http://dvoika.net/ лекции
http://www.slideboom.com/people/lsvirina презентации по темам
http://www.ph4s.ru/book_ab_mat_zad.html книги
http://uniquation.ru/ru/ формулы
http://www.mathnet.spb.ru/texts.htm методические материалы.
Литература
И.В. Ященко, С.А.Шестаков. Сборник ОГЭ 2021: «Типовые тестовые задания» от разработчиков ФИПИ. Изд. «Экзамен», М.2020.