РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: практикум по математике
(основное общее образование)
Планируемые результаты учебного предмета
Понятие текстовой задачи. Задачи на проценты
Выпускник научится:
Применять основные методы и приёмы решения текстовой задачи;
классифицировать текстовые задачи прикладной направленности и основные методы их решения;
особенности их решения;
знать применение текстовых задач прикладной направленности в жизни, решать задачи на процентные расчёты, смеси и сплавы
Выпускник получит возможность:
самостоятельно производить процентные расчёты, а так же поделиться с одноклассниками своими знаниями.
Выпускник научится:
решать три основные задачи на проценты;
решать простейшие задачи на смеси, сплавы, концентрации.;
Выпускник получит возможность:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей при решении текстовых задач с использованием аппарата алгебры.
Решение текстовых задач и их систем
Выпускник научится:
анализировать задачи с помощью различных схем, таблиц, рисунков;
решать стандартные задачи на движение, работу и т.д, сводящихся к решению линейных уравнений или их системам;
интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.
Выпускник получит возможность:
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей при решении текстовых задач с использованием аппарата алгебры.
овладение умениями применять различные методы решения задач,
выделять межпредметные связи.
Решение задач с помощью рациональных уравнений
Выпускник научится:
решать стандартные задачи на движение, работу и т.д, сводящихся к решению
квадратных уравнений или дробно- рациональных уравнений;
интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.
Выпускник получит возможность:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Решение геометрических задач
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:решения геометрических задач методами алгебры.
Задачи на работу. Задачи на движение
Выпускник научится:
правильно употреблять термины, связанные с различными видами задач;
производить прикидку результатов вычислений;
знать применение текстовых задач прикладной направленности в жизни, решать задачи на движение, работу.
Выпускник получит возможность:
определять тип задачи, знать особенности её решения, использовать при решении разные подходы;
Задачи с геометрическим содержанием. Решение задач с графиками
Выпускник научится:
применять математический аппарат к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства;
уметь использовать дополнительную математическую литературу.
Выпускник получит возможность:
описывать реальные ситуации на языке геометрии;
овладеть практическими навыками, использования геометрических инструментов
интерпретации результатов решения задач с графиками и учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание учебного предмета.
№ | Название раздела (темы). | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
| | | 8 класс |
1 | Модуль 1. Задачи на проценты Понятие процента. Нахождение процентов от числа, числа по его процентам, сколько процентов одно число составляет от другого. Решение задач на смеси, сплавы, концентрации. | 10 | Решают задачи с использованием процентов; переводят проценты в дробь, преобразовывают на их основе числовые выражения, отрабатывают основные этапы решения задач на смеси, сплавы, концентрации. Моделируют практические ситуации, закрепляют навыки осмысленного чтения текста. Формируют целевые установки учебной деятельности, навыков сопоставления, сравнения. |
2 | Модуль 2. Решение текстовых задач и их систем Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным. Решение задач с помощью систем линейных уравнений. | 8 | Закрепляют навыки решения текстовых задач алгебраическим и графическим способами, интерпретируют полученный результат. Интересуются чужим мнением и высказывают своё, осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию. Формируют познавательный интерес. Формируют навыки самоанализа и самоконтроля. |
3 | Модуль 3. Решение задач с помощью рациональных уравнений Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений. Решение текстовых задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | 8 | Закрепляют навыки решения текстовых задач алгебраическим и графическим способами, интерпретируют полученный результат. Интересуются чужим мнением и высказывают своё, осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию. Формируют познавательный интерес. |
4 | Модуль 4. Решение геометрических задач Решение задач по теме» Четырехугольники». Решение задач по теме: «Площади». Решение задач по теме: « Подобные треугольники». Решение задач по теме: « Вписанная и описанная окружности». | 8 | Закрепляют навыки решения задач на применение изученных формул и теорем; приводят примеры, подбирают аргументы, формулируют выводы. Вносят необходимые действия после его завершения, используют поиск необходимой информации, договариваются и приходят к общему решению. Формируют практические навыки в решении геометрических задач. |
| | | 9 класс |
1 | Модуль 1. Понятие текстовой задачи. Задачи на проценты Типы задач на проценты. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования). Задачи на смеси и сплавы. Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы. Задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание». Объёмная концентрация. Процентное содержание. Понятие текстовой задачи; этапы решения текстовой задачи. Наглядные образы как средство решения математических задач. Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач. Арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи. | 9 | Отрабатывают правила составления математических моделей текстовых задач; правильно оформляют решение текстовых задач, закрепляют три основные задачи на проценты в задачах повышенной сложности. Переводят ситуацию в логический план и разрешают её, как задачу – через анализ условий. Формируют навыки составления алгоритма выполнения заданий, навыки выполнения творческого задания. |
2 | Модуль 2. Задачи на работу. Задачи на движение Алгоритм решения задач на работу, вычисление неизвестного времени работы. Путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа. Задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами. Задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы. Задачи, в которых требуется найти производительность труда. Задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение. Предусмотренного объёма работы, система задач, подводящих к составной задаче. Движения навстречу друг другу. Движение в противоположных направлениях из одной точки. Движение в одном направлении. Движение по реке (движение по течению и против течения). Движение по кольцевым дорогам. Относительность движения. Чтение графиков движения. Графический способ решения задач на движение. | 14 | Отрабатывают навыки решения задач алгебраическим способом: переходят от словесной формулировки к алгебраической модели путём составления схем и рисунков. Интересуются чужим мнением и высказывают своё; устанавливают причинно-следственные связи. Формируют познавательный интерес. |
3 | Модуль 3. Задачи с геометрическим содержанием. Решение задач с графиками Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях. Практическая работа на местности. Построение графиков. Задачи построения графиков, зависимых от некоторых параметров. | 11 | Используют методы и способы решения задач в реальной жизни; строят графики зависимости для описания и исследования разнообразных процессов. Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Формируют функциональную грамотность – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты |
Календарно-тематическое планирование
№ урока в году | № урока в триместре | Тема урока | Дата проведения |
| | 8 класс | |
| | Модуль 1. Задачи на проценты(10часов). | |
| | Тема 1. Задачи на проценты(10часов). | |
1 | 1 | Понятие процента. Нахождение процентов от числа, числа по его процентам, сколько процентов одно число составляет от другого. | |
2 | 2 | Понятие процента. Нахождение процентов от числа, числа по его процентам, сколько процентов одно число составляет от другого. | |
3 | 3 | Понятие процента. Нахождение процентов от числа, числа по его процентам, сколько процентов одно число составляет от другого. | |
4 | 4 | Понятие процента. Нахождение процентов от числа, числа по его процентам, сколько процентов одно число составляет от другого. | |
5 | 5 | Решение задач на смеси, сплавы, концентрации. | |
6 | 6 | Решение задач на смеси, сплавы, концентрации. | |
7 | 7 | Решение задач на смеси, сплавы, концентрации. | |
8 | 8 | Решение задач на смеси, сплавы, концентрации. | |
9 | 9 | Решение задач на смеси, сплавы, концентрации. | |
10 | 10 | Решение задач на смеси, сплавы, концентрации. | |
| | Модуль 2. Решение текстовых задач и их систем 8 часов). | |
| | Тема 2. Решение текстовых задач (8 часов). | |
11 | 11 | Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным. | |
12 | 1 | Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным. | |
13 | 2 | Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным. | |
14 | 3 | Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным. | |
15 | 4 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | |
16 | 5 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | |
17 | 6 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | |
18 | 7 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | |
| | Модуль 3. Решение задач с помощью рациональных уравнений (8 часов). | |
| | Тема 3. Решение задач с помощью рациональных уравнений (8 часов) | |
19 | 8 | Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений. | |
20 | 9 | Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений. | |
21 | 10 | Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений. | |
22 | 11 | Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений. | |
23 | 1 | Решение текстовых задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | |
24 | 2 | Решение текстовых задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | |
25 | 3 | Решение текстовых задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | |
26 | 4 | Решение текстовых задач с помощью дробно - рациональных уравнений. | |
| | Модуль 4. Решение геометрических задач (8часов). | |
| | Тема 4. Решение геометрических задач (8 часов). | |
27 | 5 | Решение задач по теме» Четырехугольники». | |
28 | 6 | Решение задач по теме» Четырехугольники». | |
29 | 7 | Решение задач по теме: « Площади». | |
30 | 8 | Решение задач по теме: « Площади». | |
31 | 9 | Решение задач по теме: « Подобные треугольники». | |
32 | 10 | Решение задач по теме: « Подобные треугольники». | |
33 | 11 | Решение задач по теме: « Вписанная и описанная окружности». | |
34 | 12 | Решение задач по теме: « Вписанная и описанная окружности». Подведение итогов. | |
| | 9 класс | |
| | Модуль 1. Понятие текстовой задачи. Задачи на проценты (9 часов). | |
| | Тема 1. Понятие текстовой задачи (2 часа). | |
| 1 | Понятие текстовой задачи; этапы решения текстовой задачи. Наглядные образы как средство решения математических задач. | |
| 2 | Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач. Арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи. | |
| | Тема 2. Задачи на проценты (2 часа). | |
| 3 | Типы задач на проценты. | |
| 4 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования). | |
| | Тема 3. Задачи на процентное отношение, концентрацию (5 часов). | |
| 7 | Задачи на смеси и сплавы. | |
| 8 | Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы. | |
| 9 | Задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание». | |
| 10 | Объёмная концентрация. | |
| 11 | Процентное содержание. | |
| | Модуль 2. Задачи на работу. Задачи на движение (14 часов). | |
| | Тема 4. Задачи на работу (7 часов). | |
| 1 | Алгоритм решения задач на работу, вычисление неизвестного времени работы. | |
| 2 | Путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа. | |
| 3 | Задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами. | |
| 4 | Задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы. | |
| 5 | Задачи, в которых требуется найти производительность труда. | |
| 6 | Задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение. | |
| 7 | Предусмотренного объёма работы, система задач, подводящих к составной задаче. | |
| | Тема 5. Задачи на движение (7 часов). | |
| | Движения навстречу друг другу. | |
| 8 | Движение в противоположных направлениях из одной точки. | |
| 9 | Движение в одном направлении. | |
| 10 | Движение по реке (движение по течению и против течения). | |
| 11 | Движение по кольцевым дорогам. | |
| 1 | Относительность движения. | |
| 2 | Чтение графиков движения. Графический способ решения задач на движение. | |
| | Модуль 3. Задачи с геометрическим содержанием. Решение задач с графиками (11 часов). | |
| | Тема 6. Задачи с геометрическим содержанием (5 часов). | |
| 3 | Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях. | |
| 4 | Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях. | |
| | Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях. | |
| 5 | Вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях. | |
| 6 | Практическая работа на местности. | |
| | Тема 7. Решение задач с графиками (6 часов). | |
| 7 | Построение графиков. | |
| 8 | Построение графиков. | |
| 9 | Задачи построения графиков, зависимых от некоторых параметров. | |
| 10 | Задачи построения графиков, зависимых от некоторых параметров. | |
| 11 | Задачи построения графиков, зависимых от некоторых параметров. | |
| 12 | Итоговое занятие. | |
Аннотация к рабочей программе учебного предмета:«Практикум по математике »
8-9 классы (основное общее образование), базовый уровень.
Данная рабочая программа реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденный постановление Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 №1312;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике (утверждена приказом Министерства образования РФ от 09.03.04 №1312).
Рабочая программа конкретизирует содержание изучаемого материала в 7,8 классе, содержит распределение учебных часов по разделам курса и поурочное планирование, а также основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Срок реализации образовательной программы: 2года (2019-2021г.)
Рассмотрено на заседании Школьного методического объединения ГБОУ Школа № 2122 Протокол № 1от «28 » августа 2019
Согласовано:
Руководитель Школьного методического объединения С. В. Локтева;
Заместитель директора ГБОУ Школа № 2122 О.И. Ханина.
Утверждено: Директор ГБОУ Школа № 2122 Р. Н. Кипятков
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8-9 классов. В программе учитываются возрастные и психологические особенности школьников данного возраста, обучающихся на ступени основного общего образования.
Цель программы: повышение: уровня математической подготовки и расширение спектра задач посильных для учащихся, умения анализировать текст, выделять главное, составлять план решения, развитие познавательных способностей учащихся, гибкости и критичности мышления, воспитание самостоятельности, уверенности.
Задачи программы:
задачи в обучении:
Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
Познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения; реализовать межпредметные связи, связь с жизнью; приобщить учащихся к работе с математической литературой, Интернет-ресурсами.
задачи в развитии:
развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления; развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе; развить интерес к творческой деятельности; развить стремление к самопознанию и самоопределению,
развивать умение анализировать текст, выделять главное, переводить текстовую задачу на математический язык.
задачи в воспитании:
воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма; воспитывать самостоятельность в рассуждениях, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь, аргументировать свою позицию
.
Основные требования к результатам освоения:
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
Овладение первоначальными знаниями в решении текстовых задач.
Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, типов текстовых задач; способов решения текстовых задач.
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
-Уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
-Уметь применять полученные математические знания при решении задач;
- Уметь выделять главное в тексте;
- Уметь систематизировать материал;
- Составлять схемы, таблицы, чертежи;
- Слушать рассказ учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли, их взаимосвязь, анализировать ответы;
- Подбирать дополнительный материал по теме, используя разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
.Личностные результаты:
Программные требования к уровню воспитанности (личностные результаты):
- Оценивать качество своей работы и товарища;
- Вести диалог по материалу учебных тем.
-Уметь работать самостоятельно, в паре, в группе, проявляя интерес к изучаемому.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, коммуникативность
Программные требования к уровню развития:
- Развить стремление к самопознанию, развивать умение анализировать текст, выделять главное, переводить текстовую задачу на математический язык, развивать способность анализировать текст , решение и ответ задачи.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Общепознавательные:
Общеучебные:
использовать общие приёмы решения задач;
ориентироваться в разнообразии способов решения задач,
выбирать наиболее эффективные способы решения задач, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач
Логические:
построение распознавания объектов, выделения существенных признаков;
рассуждения, обобщение
Коммуникативные:
Инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.
УМК:
Алгебра-8. Авторы Ю.Н.Макарычев, Н. Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией Теляковского С.А. Москва Просвещение 2014
Алгебра-9. Авторы Ю.Н.Макарычев, Н. Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией Теляковского С.А Москва Просвещение 2014
Дидактические материалы; тематические тесты: Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз Алгебра. Тематические тесты 8,9 классы Просвещение 2015 г;
Жохов В.И.Уроки алгебры в 8.9 классе: кн. для учителя /В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева— М.:Просвещение 2014 г;
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк,С.Б.Суворова, И.С.Шлыкова Изучение алгебры в 7-9 классах— М.: Просвещение 2014 г .
Я иду на урок математики (методические разработки). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Применяемые средства обучения
- Ресурсы МЭШ
Печатные (книги для чтения, сценарии, специальная литература).
Электронные ресурсы.
Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, фильмы на цифровых носителях).
Наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации, альбомы, магнитные доски).
Технические средства обучения.
- Интерактивная доска
-Ноутбук
-Принтер
-Локальная сеть и интернет
-Программные средства. (CD-диски)
Система оценивания результатов освоения программы.
название ФК | вес ФК | шкала оценивания | Формы промежуточной аттестации |
Работа на уроке | 1 | зачет | |
Зачет | 1 | + |
Устный ответ | 1 | |
Самостоятельная работа | 1 | |