МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
____________________________________________________________________
Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64;Е-mail: [email protected]
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ____________ Л.В.Постных | УТВЕРЖДЕНА приказом МОАУ СОШ № 1 от _________ № _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по праву (профиль)
10А класс
Учитель: __________________________
Пономарева Яна Вячеславовна,
высшая квалификационная категория
г.Зея, 2018
Структура Рабочей программы
Пояснительная записка.
1.1. Обоснование выбора программы.
1.2. Количество учебных часов.
1.3. Описание учебно-методического комплекта.
Планируемые результаты обучения
Содержание программы.
Тематическое планирование
Календарно-тематический план.
I. Пояснительная записка
Обоснование выбора программы
Настоящая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (БУП-2004) - для 10-11 классов (профильный уровень соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС). Рабочая программа обеспечивает достижение профильного уровня образовательных достижений учащихся. Специфика программы в том, что она способствует формированию необходимых знаний, умений и навыков учащихся 10 класса.
Примерная программа соответствуют возрастным особенностям обучающихся 10 класса, поэтому рабочая программа, составленная на их основе, обеспечивает мотивацию учащихся к освоению базового уровня и обеспечивает освоение базовых понятий курса истории.
Программа соответствует содержанию учебникаА. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Право» для средней школы (10— 11 классы) и рассчитано на углубленный уровень обучения. Учебник включен в действующий Федеральный перечень учебников.
1.2. Количество учебных часов
Для профильного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего общего образования отводится 140 часов – в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов.
Учебный план МОАУ СОШ № 1 на изучение права в 10 классе отводит 2 учебных часа в неделю в течение всего года обучения, всего 68 уроков.
1.3. Описание учебно-методического комплекта.
Учебно-методический комплекс по праву издательства «Дрофа» (А.Ф.Никитин, Т.И.Никитина «Право» ( базовый и углубленный уровень), который согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с Образовательной программой учреждения.Данный комплект представляет собой завершенную линию для средней (полной) школы и включает в себя:
Учебник:
«Право. 10—11 кл. Базовый и углублённый уровни/ А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина»: Дрофа; Москва; 2016
Дополнительная литература:
1.Рабочая тетрадь к учебнику «Право. 10—11 кл. Базовый и углублённый уровни/ А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина»: Дрофа; Москва; 2016
II.Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса право на профильном уровне обучающийся должен
Знать/понимать:
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятия и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь:
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
- поиска, анализа и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора, соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
III. Содержание программы
Раздел 1. Из истории государства и права (11 ч)
Происхождение права и государства. Теориипроисхождения государства. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители.
Право древнего мира. Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Европейское и римское право.
Право средневековой Европы. Особенности средневекового права. Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей.
Становление права Нового времени. Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содержание Конституции США.
Развитие права в России в 9-начале 19 в.Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIIIв.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя" Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г.
Российское право в 19-начале 20 в. Политико-правовые воззрения декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права.
Советское право в 1917-1953 гг. Сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленина. Революционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г.
Советское право в 1954-1991 г.Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидентское движение.
Современное российское право.Основные цели экономических реформ 90-х г.г. в России. Конституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ.
Раздел 2. Вопросы теории государства и права (8 ч)
Государство, его признаки и формы. Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы государственного устройства. Формы правления. Политический режим.
Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право, правовая норма. Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы.
Понятие и признаки правового государства. Правовое государство. Признаки правового государства.
Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей.Верховенство закона в правовом государстве. Законность и правопорядок. Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.
Право и другие сферы общества. Право, мораль, их взаимосвязь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия. Соотношение права и политики. Влияние права на экономику. Связь права и культуры.
О российской философии права. Теория права. Философия права. Отечественная философия права. Соотношение права и нравственности. Право и верховное благо.
Раздел 3. Конституционное право (23ч)
Понятие конституции, ее виды. Конституция РФ 1993 г. Способы принятия Конституции. Виды конституций. Роль конституции как правового документа. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «конституционализм». Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Гимн, флаг.
Конституции в России.Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г.
Общая характеристика Конституции РФ.Причины проведения конституционной реформы в России. Принятие новой Конституции РФ. Достоинства и недостатки Конституции РФ 1993 г.
Основы конституционного строя.Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции.
Гражданство РФ.Гражданин и гражданство. «Право крови» и «право почвы». Двойное гражданство: выгоды и трудности.
Федеративное устройство.Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Основы федеративного устройства РФ, закрепленные в Конституции РФ. Субъекты РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов. Сепаратизм.
Президент РФ.Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности.
Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.Роль органов представительной власти в демократических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания. Формирование СоветаФедерации и его полномочия. Государственная Дума и ее полномочия.
Законотворческий процесс в РФ.Осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта. Содержание законодательной деятельности Государственной Думы. Действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона.
Правительство РФ.Высший орган исполнительной власти. Состав правительства РФ и его формирование. Осуществление правосудия в России. Система судебной власти. Конституционный суд. Компетенция Верховного суда РФ. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции.
Местное самоуправление.Роль местного самоуправления в системе власти в России. Способы осуществления гражданами местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления.
Раздел 4. Права человека (20 ч)
Права и свободы человека и гражданина.Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Соотношение прав и обязанностей. Соотношение прав человека и прав народов.
Международные договоры о правах человека.Международный билль о правах. Основное содержание Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Декларация. Конвенция. Пакт. Признание нашей страной приоритета международного права.
Гражданские права.Содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Значение достоинства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международного права. Декларация о пытках. Презумпция невиновности. Причины вынужденной миграции. Право на свободу совести. Ограничение свободы вероисповедания.
Политические права.Свобода информации. Право на объединение. Политические партии и их значение. Декларация, содержание и значение статьи 21. Эффективность политической жизни и успех в экономической сфере.
Экономические, социальные и культурные права.Условия для развития личности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Право человека на достойную, благополучную жизнь. Декларация об обязанностях человека.
Право на благополучную окружающую среду.Экологическое право. Экологическая угроза. Содержание экологического права. Экологические права человека. Основные направления выхода из экологического кризиса.
Права ребенка.Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний.
Нарушение прав человека.Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Формы дискриминации национальных меньшинств. Опасность повседневных, массовых нарушений прав человека.
Защита прав человека в мирное время.Роль ООН в защите прав человека. Комитет по правам человека и его деятельность. Общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав человека. Роль государственных органов в защите прав человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право (МГП). Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Современное положение в области МГП.
Раздел 5. Избирательное право и избирательный процесс (8 ч)
Избирательное право. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательные системы и избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательный процесс. Этапы. Избирательная кампания. Избирательные комиссии. Референдум. День голосования.
Резерв времени — 3 ч.
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов (70ч.) |
Теория | Контроль |
1. | Из истории государства и права | 9 | 2 |
2. | Вопросы теории государства и права | 7 | 1 |
3. | Конституционное право | 22 | 1 |
4. | Права человека | 19 | 1 |
5. | Избирательное право и избирательный процесс | 6 | 2 |
| Итого: | 63 | 7 |
V. Календарно-тематический план
№ урока | Тема | Кол-во часов | § учебника | Дата | Контроль |
план | факт |
| Раздел I. История государства и права | 11ч. | | | | |
1 | Происхождение государства и права | 1ч | § 1 | | | |
2 | Право Древнего мира | 1ч | § 2 | | | Входной контроль |
3 | Право Европы в Средние века и Новое время | 1ч | § 3 | | | |
4 | Становление права Нового времени в США | 1ч | § 4 | | | |
5 | Развитие права в России. IX — начало XIX в | 1ч | § 5 | | | |
6 | Российское право в XIX — начале XX в. | 1ч | § 6 | | | |
7 | Советское право в 1917—1953 гг. | 1ч | § 7 | | | |
8 | Советское право в 1917—1953 гг. | 1ч | § 8 | | | |
9 | Современное российское право | 1ч | § 9 | | | |
10 | Практикум по теме «История государства и права» | 1ч | | | | |
11 | П-О урок по теме «История государства и права» | 1ч | | | | Контрольное тестирование |
| Раздел II. Вопросы теории государства и права | 8ч | | | | |
12 | Государство, его признаки и формы | 1ч | §10 | | | |
13 | Понятие права. Система права. | 1ч | § 11 | | | |
14 | Источники права | 1ч | § 11 | | | |
15 | Понятие и признаки правового государства | 1ч | § 12 | | | |
16 | Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей | 1ч | § 13 | | | |
17 | Право и другие сферы общества | 1ч | § 14 | | | |
18 | О российской философии права | 1ч | § 15 | | | |
19 | П-О урок по теме «Вопросы теории государства и права» | 1ч | | | | Контрольное тестирование |
| Раздел III. Конституция Российской Федерации | 23 ч | | | | |
20 | Понятие конституции, ее виды. | 1ч | §16 | | | |
21 | Конституционализм | 1ч | § 16 | | | |
22 | Конституции в России | 1ч | § 17 | | | |
23 | История принятия Конституции Российской Федерации | 1ч | § 18 | | | |
24 | Общая характеристика Конституции Российской Федерации | 1ч | § 18 | | | |
25 | Основы конституционного строя. Общая характеристика | 1ч | § 19 | | | |
26 | Основы конституционного строя. Принцип федерализма | 1ч | § 19 | | | |
27 | Гражданство в Российской Федерации | 1ч | § 20 | | | |
28 | Федеративное устройство | 1ч | § 21 | | | |
29 | Президент Российской Федерации - глава государства | 1ч | § 22 | | | |
30 | Президент Российской Федерации - Верховный Глав - нокомандующий Вооруженными Силами РФ | 1ч | § 22 | | | |
31 | Федеральное Собрание. Совет Федерации. | 1ч | § 23 | | | |
32 | Резерв | 1ч | | | | |
33 | Федеральное Собрание. Государственная Дума | 1ч | § 23 | | | |
34 | Законодательный процесс в Российской Федерации | 1ч | § 24 | | | |
35 | Правительство Российской Федерации. Структура | 1ч | § 25 | | | |
36 | Правительство Российской Федерации. Характеристика | 1ч | § 25 | | | |
37 | Судебная власть в Российской Федерации. | 1ч | § 26 | | | |
38 | Прокуратура | 1ч | § 26 | | | |
39 | Местное самоуправление Структура | 1ч | § 27 | | | |
40 | Местное самоуправление. Полномочия | 1ч | § 27 | | | |
41 | Практикум по теме «Конституция Российской Федерации» | 1ч | | | | |
42 | П-О урок по теме «Конституция Российской Федерации» | 1ч | | | | Контрольное тестирование |
| Раздел IV . Права человека | 20ч. | | | | |
43 | Правовой и конституционный статус человека | 1ч | § 28 | | | |
44 | Права и свободы человека и гражданина | 1ч | § 28 | | | |
45 | Международные договоры о правах человека | 1ч | § 29 | | | |
46 | Практикум | 1ч | | | | |
47 | Гражданские права | 1ч | § 30 | | | |
48 | Политические права | 1ч | § 31 | | | |
49 | Виды политических прав | 1ч | § 31 | | | |
50 | Экономические права | 1ч | § 32 | | | |
51 | Социальные и культурные права | 1ч | § 32 | | | |
52 | Резерв | 1ч | | | | |
53 | Право на благоприятную окружающую среду | 1ч | §33 | | | |
54 | Дискуссия или «круглый стол» по теме | 1ч | | | | |
55 | Права ребенка | 1ч | § 34 | | | |
56 | Нарушения прав человека | 1ч | § 35 | | | |
57 | Виды нарушения прав человека | 1ч | § 35 | | | |
58 | Защита прав человека в мирное время | 1ч | § 36 | | | |
59 | Международная защита прав человека в условиях военного времени | 1ч | § 37 | | | |
60 | Защита проектов | 1ч | | | | |
61 | П-О урок по теме «Права человека» | 1ч | | | | Контрольное тестирование |
62 | Резерв | 1ч | | | | |
| Раздел V. Избирательное право и избирательный процесс | 8ч | | | | |
63 | Избирательное право | 1ч | §38 | | | |
64 | Избирательные системы | 1ч | § 39 | | | |
65 | Избирательный процесс | 1ч | § 39 | | | |
66 | Итоговая годовая контрольная работа | 1ч | | | | Итоговая К.р |
67 | П-О урок по теме» Избирательное право и избирательный процесс» | 1ч | | | | Контрольное тестирование |
68 | Итоговый урок по курсу «Правоведение» | 1ч | | | | |