СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета Физика для специальностей

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Рабочая  программа   разработана  в соответствии с ФГОС СОО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями: приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 года № 1645, приказ Минобранауки России от 31.12.2015 года № 1578, приказ Минобранауки России от 29.07.2017 года № 613), на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с учетом Примерной программы по ОУП Физика

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета Физика для специальностей»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум

сельскохозяйственного и строительного транспорта»



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ директора по ТМР Директор ГБПОУ ВО «РТСИСТ»

________И.В. половинкина _________________В.А. Силаков

«_____»_________________2019 «_____»_________________2019




рабочая ПРОГРАММа

ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП. 05 Физика

по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальности:



35.02.07 Механизация сельского хозяйства

23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования


Рабочая программа рассмотрена

на заседании предметно – цикловой комиссии

и рекомендована к утверждению.

от « ______» ________________2019г., протокол № _______

Председатель ПЦК______________ В.Н. Липницкая







пос. Молодежный, 2019 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СОО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями: приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 года № 1645, приказ Минобранауки России от 31.12.2015 года № 1578, приказ Минобранауки России от 29.07.2017 года № 613), на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с учетом Примерной программы по ОУП Астрономия.



Учебники:

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Физика. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ базовый уровень – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ базовый уровень – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»


Разработчики:


Половинкина Ирина Вячеславовна, зам директора по ТМР

Ф.И.О., должность

Ракова Наталья Сергеевна, преподаватель

Ф.И.О., должность









Содержание



стр.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

4

2. структура и содержание предмета

10

3. тематическое планирование

16



































1.Планируемые результаты освоения

учебного предмета

  • Личностные:

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • метапредметных:

- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; - умение анализировать и представлять информацию в различных видах; - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

Предметные результаты


Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

  • устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

  • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

  • характеризовать системную связь межДу основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, - и роль физики в решении этих проблем;

  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объём образовательной нагрузки

122

Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)

122

в том числе:


лабораторные работы

18

практические работы

16

контрольные работы

14

Промежуточная аттестация в форме экзамена































Содержание

Базовый уровень

Механика

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики - перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.

Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.

Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.

Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.

Молекулярная физика и термодинамика

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строение вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона.

Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин

Электродинамика

Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.

Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Геометрическая оптика. Волновые свойства света.

Основы специальной теории относительности

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно­волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Строение Вселенной

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.

Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

аудиторные

практические

контрольные


Введение. Физика и методы научного познания

3




Физика. Техника безопасности на уроках физики.


1



Применение физических открытий.


1



Диагностическая контрольная работа




1

1

Механика.

31




1.1

Кинематика.





Система отсчета, траектория, путь и перемещение.


1



Скорость. Прямолинейное равномерное движение.


1



Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.


1



Равномерное движение точки по окружности.


1



Обобщающий урок по теме «Кинематика».


1



Практическое занятие № 1: Решение задач по теме: «Уравнение прямолинейного равноускоренного движения»

Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения

тела при равноускоренном движении».

Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела по окружности».



3


Контрольная работа №1 по теме: «Кинематика».




1

1.2

Динамика.





Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона.


1



Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.


1



Силы в механике. Закон Всемирного тяготения.


1



Закон Гука. Сила упругости.


1



Вес и невесомость. Силы трения.


1



Обобщающий урок по теме «Динамика».


1



Лабораторная работа № 3 «Определение жесткости пружины».

Практическое занятие № 2: Решение задач по теме: «Законы динамики».

Лабораторная работа № 4 «Определение коэффициента трения скольжения».



3


Контрольная работа № 2 по теме: «Динамика».




1

1.3

Законы сохранения в механике





Импульс. Закон сохранения импульса.


1



Реактивное движение. Освоение космоса.


1



Механическая работа. Работа сил тяжести, упругости и трения.


1



Мощность.


1



Энергия. Закон сохранения механической энергии.


1



Равновесие абсолютно твёрдых тел.


1



Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике».


1



Практическое занятие № 3: Решение задач по теме: «Закон сохранения энергии».

Практическое занятие № 4: Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике».

Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения механической энергии».

Лабораторная работа № 6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил».



4


Контрольная работа № 3 по теме: «Законы сохранения в механике».




1

2













Молекулярная физика и термодинамика.

13




Строение вещества. Молекулярно-кинетическая теория.


1



Температура и тепловое равновесие.


1



Уравнения состояния идеального газа.


1



Агрегатные состояния вещества. Газовые процессы.


1



Первый и второй законы термодинамики.


1



Насыщенный пар. Влажность воздуха.


1



Принцип действия тепловых двигателей.


1



Обобщающий урок по теме «Молекулярная физика».


1



Практическое занятие № 5: «Уравнения состояния идеального газа».

Лабораторная работа № 7: «Проверка уравнения состояния идеального газа».

Практическое занятие № 6: Решение задач по теме: «Газовые процессы».

Лабораторная работа № 8: «Экспериментальная проверка закона Гей - Люссака».



4


Контрольная работа № 4 по теме: «Молекулярная физика».




1

3

Основы электродинамики

10




Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.


1



Напряженность электрического поля.


1



Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.


1



Решение задач по теме: «Закон Кулона»


1



Потенциал и разность потенциалов.


1



Работа электрического поля.


1



Электроемкость. Энергия электрического поля.


1



Обобщающий урок по теме «Электростатика».


1



Практическое занятие № 7: «Работа и энергия электрического поля».



1


Контрольная работа № 5 по теме: «Электростатика».




1

4

Электродинамика

28




4.1






Законы постоянного тока





Электрический ток.


1



Закон Ома для участка цепи.


1



Последовательное и параллельное соединения проводников.


1



Измерение силы тока и напряжения


1



Работа и мощность постоянного тока.


1



Закон Ома для полной цепи.



1



Обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока».



1



Практическое занятие № 8: «Закон Ома для полной цепи».


Лабораторная работа № 9 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».


Лабораторная работа №10 «Последовательное и параллельное соединение проводников».



3


Контрольная работа № 6 по теме: «Законы постоянного тока».




1

4.2

Магнитное поле





Магнитные взаимодействия.



1



Магнитное поле.



1



Сила Ампера и сила Лоренца


1



Практическое занятие № 9: «Магнитные взаимодействия»


Лабораторная работа №11. «Наблюдение действия магнитного поля на ток».



2


Контрольная работа №7 по теме: «Магнитные взаимодействия»




1

4.3

Электромагнитная индукция





Электромагнитная индукция. Правило Ленца.


1



Индуктивность. Закон электромагнитной индукции.


1



Самоиндукция. Энергия магнитного поля.


1



Обобщающий урок по теме: «Электромагнитная индукция».



1



Лабораторная работа №12 «Изучение явления электромагнитной индукции».


Практическое занятие № 10: «Электромагнитная индукция».




2


Контрольная работа № 8 по теме: « Электромагнитная индукция».




1

5

Колебания и волны

14




5.1


Колебания





Свободные механические колебания


1



Период и частота колебаний.


1



Пружинный и математический маятники


1



Колебательный контур


1



Переменный электрический ток.


1



Практическое занятие № 11: «Механические колебания».

Лабораторная работа №13 «Измерение ускорение свободного падения с помощью маятника».

Практическое занятие № 12: «Колебательный контур».



3


Контрольная работа № 9 по теме: «Колебания».




1

5.2






Волны





Механические волны. Звук.


1



Электромагнитные волны


1



Передача информации с помощью электромагнитных волн.


1



Практическое занятие № 13: «Механические волны»



1


Контрольная работа № 10 по теме: «Волны».




1

6

Оптика

11




6.1








Световые волны





Природа света. Принцип Гюйгенса.


1



Законы геометрической оптики.



1



Линзы.


1



Дисперсия света. Интерференция волн.


1



Дифракция волн. Дифракционная решётка.


1



Поляризация света. Виды излучений Спектры


1



Лабораторная работа №14 «Определение показателя преломления стекла».


Практическое занятие № 14: «Законы геометрической оптики».


Лабораторная работа №15 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».


Практическое занятие № 15: «Световые волны»




4


Контрольная работа № 11 по теме: «Оптика».




1

7

Квантовая физика

16




7.1

Световые кванты





Кванты света — фотоны. Закон фотоэффекта


1




Строение атома. Опыт Резерфорда



1



Теория строения атома водорода по Бору.


1



Практическое занятие № 16: «Фотоэффект».


Лабораторная работа №16 «Наблюдение

сплошного и линейчатого спектров».



2


7.2









Атомное ядро и элементарные частицы. Элементы астрофизики





Атомное ядро.



1



Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.


1



Ядерные реакции и энергия связи ядер.


1



Мир элементарных частиц.



1



Солнечная система.


1



Солнце и звёзды.


1



Строение Вселенной


1



Лабораторная работа №17 «Изучение треков

заряженных частиц по фотографиям».


Лабораторная работа №18 «Моделирование

радиоактивного распада».



2


Контрольная работа №11 по теме: «Квантовая физика».





1

Итоговая контрольная работа




1


Всего

122

74

34

14







































Лист корректировки рабочей программы

До корректировки

После корректировки

Разделы, темы

Часы

Разделы, темы

Часы









Преподаватель



Согласовано: Зам. директора по ТМР