СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Профильный труд, слесарное дело» 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Профильный труд, слесарное дело» 9 класс»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ


«Профильный труд, слесарное дело»




Основное общее образование, 9е, 9ж класс

Количество часов – 11 часов в неделю, всего – 374 часа

Учитель – составитель Курбанов Д.Н.








Слесарное дело 9 класс


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

Адаптированная основная образовательная программа ГБПОУ КГТиТ №41,

Учебный план ГБПОУ КГТиТ №41 на 2018-2019 учебный год;

Календарный годовой график на 2018-2019 учебный год;

Программа адаптирована для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Целью программы является обучение и воспитание учащихся с нарушением интеллекта разной степени тяжести, коррекция отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

В группу для обучения слесарному делу следует отбирать ребят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.

Большое внимание уделяется вопросам охраны труда. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Отделка слесарного изделия»). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

Содержание программы 9 класса ориентировано на дифференциацию трудовой подготовки учащихся. В зависимости от их умственного развития, материальной базы школы и особенностей рынка труда предлагается вести обучение по профессиям «Слесарь механосборочных работ» или «Слесарь - ремонтник». В последнем случае можно делается акцент на изготовление узлов и деталей производственного оборудования, а также на соответствующие ремонтные работы. Специализация в выпускном классе учитывается при начальном обучении профессии. Также специализация учащихся учитывается темой «Практическое повторение» путем подбора соответствующих работ для каждой группы.

В программу включено машиностроительное черчение. Задача этой темы - научить школьников читать и выполнять несложные чертежи.

Изучение тем токарного дела начинается с теоретических занятий и ознакомительных упражнений. Работают учащиеся на станках в течение года по специальному графику. К самостоятельной работе на токарном станке ребята допускаются только с разрешения врача.

В программе предлагается примерный перечень изделий. Конкретную работу учащихся определяет учитель. Также учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

Результаты деятельности учащихся соотносятся с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающий верно выполнил от 35% до 50% задания;

«хорошо» ― от 51% до 65% задания.

«отлично» - свыше 65%.














































Учебно-тематический план

I четверть

Вводное занятие.

Задачи обучения на учебный год и план работы на четверть. Правила охраны труда при работе в слесарной мастерской. Ознакомление с образцами изделий, выполненных учащимися 9 класса в мастерской.

Организация труда и производства на машиностроительном заводе

Теоретические сведения. Машиностроительный завод и этапы производственного процесса: подготовка производства, получение материалов, изготовление и обработка заготовок, изготовление деталей, сборка узлов и изделий, контроль качества, испытание готовой продукции, упаковка, транспортировка. Структура подразделений машиностроительного завода. Цех - основное звено производства. Основные и вспомогательные цехи. Участок. Рабочее место. Заводоуправление.

Понятия: массовое, серийное и индивидуальное производство, норма времени (время на выполнение данной операции) норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Виды предприятий: государственное, акционерное, частное.


Пригонка плоского шарнира

Изделия. Циркуль разметочный с дужкой (рамкой). Ножницы по металлу.

Теоретические сведения. Назначение припасовки деталей. Использование в технике точного сопряжения деталей, полученного подгонкой вручную. Припасовка одной детали по готовой второй. Припасовка детали по готовой пройме. Припасовка проймы по готовой детали.


Упражнения. Изготовление образца сопрягаемых деталей (материал - поделочная сталь полосовая или квадратного сечения).


Практическая работа. Подбор инструмента. Последовательная обработка припасовываемых плоскостей. Контроль: размеров производится штангенциркулем, а плоскости лекальной линейкой на плите под окраску. Подгонка одной детали по готовой второй.


Заточка инструмента

Объект работ. Зубило, чертилка, кернер.

Теоретические сведения. Зависимость угла заострения зубила от твердости обрабатываемого металла. Требования к форме затачиваемой грани. Устройство электроточила. Абразивные инструменты и материалы: виды (шлифовальные круги, бруски, шкурки, порошки и пасты), сравнение по твердости, зернистости абразивного материала и связке. Действие шлифовального круга на металл. Причины «засаливания» круга. Нагревание затачиваемого инструмента: причины и следствия. Правила безопасной работы на электроточиле.

Умения. Работа на электроточиле.


Практическая работа. Заточка зубила. Контроль угла заточки по шаблону. Охлаждение зубила при заточке. Правка лезвия на бруске. Заточка чертилки. Заточка кернера*.

Правила безопасности на территории и в цехах машиностроительного завода Теоретические сведения. Внутризаводской и внутрицеховой транспорт: предупредительные сигналы, указатели и надписи о безопасности движения. Меры безопасности при использовании грузоподъемного устройства. Правила электробезопасности. Документация по охране труда базового предприятия.

Практическое повторение


Виды работ. Изготовление циркуля разметочного (из поковок). Ориентировка по чертежу, работа по инструкционно-технологическим картам.

Гигиена труда, производственная санитария и профилактика травматизма


Теоретические сведения. Утомляемость в процессе работы. Переутомления, признаки и способы предупреждения. Значение рационального режима труда и отдыха, занятий спортом для повышения работоспособности. Требования к состоянию рабочей одежды. Правила гигиены и режим питания. Требования к освещению рабочих мест и вентиляции производственных помещений.

Инфекционное заболевание: виды, пути распространения, предупреждение. Кожно-гнойничковое заболевание: виды, причины (мелкие травмы и нарушения правил гигиены).

Влияние паров щелочных эмульсий и масел на верхние дыхательные пути и организм в целом. Влияние шума и вибрации на организм человека. Заболевания, возникающие от действия пыли. Травма глаз: причины, меры предупреждения. Поражением электрическим током: последствия, меры защиты. Первая доврачебная помощь при порезах, ушибе, переломе, электротравме, отравлении, кровотечении, ожоге, обморожении. Вредное воздействие на организм курения, употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ.


II четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила охраны труда при работе в слесарной мастерской.

Состав машины и виды соединений деталей в машине

Теоретические сведения. Детали машины. Взаимозаменяемость деталей. Наиболее распространенные детали машин: вал, ось, зубчатое, колесо, шкив, кронштейн. Крепёжные детали: болт, винт, гайка. Сборочная единица машины. Подвижное и неподвижное, разъемное и неразъемное соединения. Неподвижное разъемное соединение: резьбовое, шпоночное, шлицевое, клиновое. Неподвижное неразъемное соединение: сварное, заклепочное, выполненные с помощью запрессовки, паяния. Подвижные разъемные соединения, выполненные с помощью подшипников, зубьев колес зубчатых передач, опорных поверхностей (станин, направляющих).

Сборка неподвижного соединения

Объекты работ. Учебные сборочные единицы, механизмы, машины.


Теоретические сведения. Сборка резьбовых соединений. Диаметральный зазор болтового соединения в обычных и ответственных сопряжениях. Соединение с помощью резьбовой шпильки. Брак в резьбовом соединении (дефект резьбы, перекос гайки). Ручной инструмент для сборки резьбовых соединений. Гаечный ключ: открытый, накладной, торцевой, трещоточный. Ключи для установки шпилек. Отвертки. Стопорение гаек: контргайкой, разводным шплинтом, пружинной шайбой из мягкой стали, проволокой. Правила безопасной работы при сборке резьбового соединения. Прессовое соединение: виды, назначения. Применение тепловых посадок. Прессовое соединение деталей без нагрева. Брак при запрессовке. Инструменты и приспособления для запрессовки деталей. Молотки со вставками из цветных металлов, выколотки ручные. Пневматический и гидравлический прессы. Приспособление для разборки запрессованных деталей (винтовой съемник). Правила безопасной работы.


Практическая работа. Установка и затяжка резьбового соединения. Определение брака в резьбовом соединении. Стопорение резьбового соединения.

Запрессовка деталей вручную с помощью выколотки. Запрессовка с использованием ручного пресса. Определение брака при запрессовке. Разборка прессовых соединений.


Практическое повторение

Виды работ. Изготовление ключа гаечного рожкового (из поковок). Ориентировка по чертежу, работа по инструкционно-технологическим картам.


III четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила техники безопасности.

Механизированные инструменты для сборочных работ.

Теоретические сведения. Электрические и пневматические гайковерты, механизированные отвертки, шпильковерт. Назначение, устройство и применение. Правила безопасной работы. Правила электробезопасности.

Сборка узлов и механизмов вращательного движения.

Объекты работ. Учебные сборочные единицы, механизмы и машины.


Теоретические сведения. Использование шпоночных соединений. Шпонка и её виды: клиновая, призматическая, сегментная. Материал для изготовления шпонок. Инструмент для установки шпонок (молоток со вставными бойками). Шпоночные канавки. Сухое и жидкое трение. Разница между этими видами трения. Подшипники скольжения (цельные и разъемные). Антифрикционный материал: виды и свойства. Приспособления для запрессовки втулок в корпус подшипника. Контроль правильности запрессовки. Подшипник качения: виды, устройства. Правила запрессовки подшипника качения на вал и в корпус. Применение съемников при демонтаже узлов и механизмов с подшипниками качения. Правила безопасной работы при монтаже и разборке узлов вращательного движения.


Практическая работа. Подгонка и установка шпонок. Разборка шпоночного соединения. Запрессовка и стопорение неразъемных подшипников. Демонтаж втулок. Сборка узлов с подшипниками качения. Проверка правильности установки подшипников.

Разборка, ремонт, сборка и регулировка производственного оборудования

Объект работ. Изношенное оборудование школьной мастерской.


Теоретические сведения. Инструкционно-технологические карты на разборку и сборку узлов (механизмов) станочного оборудования и приспособлений.


Виды простейших неисправностей в станках и приспособлениях: ослабление резьбового соединения, зазоры в подшипниках и направляющих, погнутость кронштейнов и ограждений, трещины и поломка в деталях; износ крепежных деталей. Распределение деталей на годные, подлежащие ремонту (восстановлению) и негодные (требующие замены). Применение разводных гаечных ключей. Дефектная ведомость. Технические условия на сборку. Порядок сборки. Правила безопасности при работе с керосином.


Практическая работа. Подготовка рабочего места и инструмента для разборки. Отвинчивание резьбовых деталей. Подбор рабочей части отвертки по размерам шлица винта. Подбор гаечного ключа по головке винта. Отвинчивание туго сидящих гаек и винтов. Отвинчивание винта со сломанной головкой. Удаление обломка винта высверливанием. Определение дефектов деталей на глаз и с помощью измерительного инструмента.


Исправление дефектов винтов и гаек прогонкой резьбы. Припиливание граней для захвата гаечным ключом. Снятие фасок на торце винта. Удаление шплинтов, цилиндрических и конических штифтов, призматических и сегментных шпонок. Съем подшипников качения, шкивов, муфт. Разметка по месту. Сверление отверстий дрелями и нарезание резьбы в станине станка. Удаление, заусенцев, шабрение и шлифовка направляющих. Промывка, протирка и смазка деталей. Сборка узлов. Стопорение резьбовых соединений: контргайкой , шплинтом, проволокой, пружинной шайбой, шайбой с отгибаемым краем. Покраска деталей кистью.


Практическое повторение

Виды работ. Ремонт школьного инвентаря. Ориентировка в задании по чертежу и образцу.


IV четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила охраны труда при работе в слесарной мастерской.

Разборка, ремонт, сборка и регулировка производственного оборудования.

Объект работ. Учебные станки.


Теоретические сведения. Ползун и направляющие - основные звенья механизма поступательного движения. Направляющие: регулирующие устройства (компенсаторы), виды неисправностей и износа, способ устранения дефектов (шабрение). Пригонка трущихся деталей. Контрольная плита: виды, назначения, устройства. Простейшие способы выверки плоскостей: на глаз, с помощью поверочной линейки на просвет, поверочной плитой на краску.


Умения. Ориентировка по образцам обработанных плоскостей. Планирование работы по устной инструкции учителя.


Практическая работа. Устранение характерных неисправностей направляющих: отколы, выбоины, заусенцы, износ. Установка вставок и накладок при ремонте выбоин и отколов. Обработка направляющих после заварки дефектов. Ремонт прижимных планок и регулировка зазора с их помощью. Заточка инструмента.


Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря-сборщика и слесаря-ремонтника

Теоретические сведения. Значение нормирования труда. Норма времени и норма выработки. Слагаемые оперативного времени на выполнение технологических операций (основное и вспомогательное, на обслуживание рабочего места, на отдых и удовлетворение естественных надобностей).


Основные признаки квалификации рабочего: объем теоретических, и практических знаний, навыков и умений. Тарифные разряды и квалификационные характеристики профессий. Зависимость заработной платы рабочего от тарифного разряда (тарифный коэффициент, тарифная ставка). Формы и системы зарплаты. Бригадные формы организации и оплаты труда.


Практическое повторение

Виды работы. Сборка и подгонка деталей учебных станков.

Трудовое законодательство


Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные трудовые права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.