СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа: "Рабочий по ремонту и обслуживанию зданий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может использоваться для предпрофессиональной подготовки учащихся 10-11 классов коррекционных общеобразовательных школ для детец с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа: "Рабочий по ремонту и обслуживанию зданий"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для индивидуального и бригадного обучения в школе и на производстве учащихся 10-11 классов школы по специальности «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» (код профессии – 17544, квалификация – 2-3 разряд).

Программа составлена на основании квалификационной характеристики профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» на 2-й и 3-й разряды, содержащийся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих: Выпуск 1. Раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства», а также с учётом требуемых компетенций. Квалификационные характеристики содержат описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий». Конкретное содержание, объём, и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются на предприятиях и в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями или другими документами. Кроме работ, предусмотренных квалификационными характеристиками, учащиеся должны также выполнять работы, связанные с приёмкой и сдачей смены, своевременной подготовкой к работе и уборкой своего рабочего места, оборудования, инструментов, приспособлений и содержанием их в надлежащем состоянии; ведением установленной технической документации.

Программа производственного обучения составлена с учетом знаний, полученных учащимся по программе специальной коррекционной школы VIII вида, и предусматривает приобретение общетехнических и специальных знаний, необходимых рабочему по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2-3 разряда для практической работы.

В процессе производственного обучения объясняются технические требования, предъявляемые к каждой новой работе, правила организации труда и техники безопасности, показываются наиболее рациональные и безопасные способы выполнения работ, приемами пользования инструментами и приспособлениями, объясняются правила межоперационного самоконтроля, проверяется ход выполнения и результаты работы обучающегося, указывается на допущенные ими ошибки.

Производственное обучение в 10-м классе проводит учитель технологии школы, а в 11-м классе учитель технологии школы, совместно с высококвалифицированными рабочими (наставниками) в рабочее время и на рабочем месте учащегося. Они должны не только научить рабочих высокопроизводительно трудиться, но и привить им любовь к данной профессии.

Программой теоретического обучения предусмотрено изучение общетехнических и специальных дисциплин. Теоретическое обучение в 10-м классе проводится в школьной учебной слесарной мастерской ГБПОУ КГТиТ№41 (подразделение «Давыдково»). На теоретические занятия отводится 34 недели по 8 часов в неделю. Теоретические занятия в 11-м классе проводит учитель технологии школы, по возможности, привлекая высококвалифицированных инженерно-технических работников, имеющих опыт по техническому обучению кадров. На теоретические занятия отводится 34 недели по 4 часа в неделю. Занятия можно проводить в специально отведенные дни или в дни производственного обучения по 1-2 часа.

Для осуществления связи производственного обучения с теорией целесообразно темы программы теоретического обучения изучать в той последовательности, которая приведена в программе.

Подготовка по электробезопасности осуществляется в рамках общепрофессионального курса «Электробезопасность» в объёме II квалификационной группы.

К концу обучения каждый обучающийся должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой в соответствии с техническими требованиями и нормами, установленными на производстве.

Для подтверждения уровня освоения установленной технологии, безопасных приёмов и методов труда по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» по окончании производственного обучения выпускники выполняют квалификационную пробную работу.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Профессия - «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий»

Квалификация – 2-й - 3-й разряд

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2-го и 3-го разряда должен знать:

- постановления местных органов по вопросам санитарии, благоустройства, внешнего содержания зданий;

- правила санитарии и гигиены по содержанию улиц, помещений, мусоропроводов и др.;

- устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования;

- правила безопасности при выполнении уборочных работ.

Дополнительно для 3-го разряда:

- основы ремонтно-строительных работ и способы их выполнения;

- виды материалов; назначение и устройство инструментов, приспособлений, машин, механизмов и оборудования при ведении работ;

- правила безопасности при ведении ремонтно-строительных работ.

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2-го и 3-го разряда должен уметь:

- осуществлять уборку и содержание в надлежащем санитарном состоянии зданий и прилегающих к ним территорий (дворов, тротуаров, сточных канав, урн, мусоросборников, мусоропроводов, лестничных площадок и маршей, помещений общего пользования, кабин лифтов, подвалов, чердаков и т.д.);

- осуществлять сезонную подготовку обслуживаемых зданий, сооружений, оборудования и механизмов;

- осуществлять очистку от снега и льда дворовых территорий, тротуаров, крыш, навесов, водостоков и т.д.;

- устранять повреждения и неисправности по заявкам.

Дополнительно для 3-го разряда:

- осуществлять периодический осмотр технического состояния обслуживаемых зданий, сооружений, оборудования и механизмов, их техническое обслуживание и текущий ремонт с выполнением всех видов ремонтно-строительных работ (штукатурных, малярных, обойных, бетонных, плотничных, столярных и др.) с применением подмостей, люлек, подвесных и других страховочных и подъёмных приспособлений;

- осуществлять текущий ремонт и техническое обслуживание систем центрального отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения, водостоков, теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха и другого оборудования, механизмов и конструкций с выполнением слесарных, паяльных и сварочных работ;

- осуществлять монтаж, демонтаж и текущий ремонт электрических сетей и электрооборудования с выполнением электротехнических работ.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий»

Длительность обучения: 68 недель Недельная нагрузка: 16 часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (10 класс-8ч./неделю.).

№ темы

Тема

Кол-во часов

Недели

1.

Введение. Основные сведения об условиях работы и организации рабочего места.

24

1-3

2.

Охрана труда и производственная санитария.

24

4-6

3.

Электробезопасность.

32

7-10

4.

Пожарная безопасность и пожарно-технический минимум.

24

11-13

5.

Оборудование и технология уборки зданий и прилегающих к ним территорий.

88

14-24

6.

Сезонная подготовка обслуживаемых зданий, сооружений, оборудования и механизмов.

32

25-28

7.

Основы ремонтно-строительных работ и способы их выполнения. Охрана труда.

48

29-34


Всего часов:

272

34



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (11 класс-4ч./неделю).

темы

Тема

Кол-во часов

Недели

1.

Текущий ремонт и техническое обслуживание систем центрального отопления и теплоснабжения.

28

1-7

2.

Текущий ремонт и техническое обслуживание систем холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков.

32

8-15

3.

Текущий ремонт и техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха и санитарно-технических систем зданий.

28

16-22

4.

Основы монтажа, демонтажа и текущего ремонта электрических сетей и электрооборудования.

48

23-34


Всего часов:

136

34

Программа теоретического обучения.

10 класс

Тема 1. Введение. Основные сведения об условиях работы и организации рабочего места.

Ознакомление с квалификационной характеристикой рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 2-го и 3-го разряда и программами производственного и теоретического обучения.

Возможные объекты работы: офисные, производственные или жилые здания, подвалы, чердаки, коммуникации водоснабжения, теплоснабжения, газового и электроснабжения. Придомовые территории, территории образовательных и медицинских учреждений. Территории около промышленных и офисных зданий.

Рабочее место и его организация. Правила трудового распорядка и организация рабочего времени для рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. Должностная инструкция для рабочего по комплексному обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования.

Тема 2. Охрана труда и производственная санитария.

Охрана труда.

Законодательство об охране труда и органы надзора по охране труда в России. Понятие о Трудовом кодексе РФ.

Правила поведения на территории и в помещениях жилых, офисных, образовательных, медицинских, промышленных зданий и объектах культуры. Мероприятия по предупреждению травматизма. Требования безопасности при работах по подъему и перемещению тяжестей и при применении подъемно-транспортных механизмов.

Инструкция по охране труда для рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, утвержденная работодателем.

Производственная санитария.

Задачи производственной санитарии. Личная гигиена. Самопомощь и первая помощь при несчастных случаях. Медицинское и санитарное обслуживание рабочих на предприятии.

Тема 3. Электробезопасность.

Статистика электротравматизма и основные понятия при поражении электротоком. Воздействие электрического тока на организм. Опасные и смертельные токи. Факторы, влияющие на исход поражения электротоком. Классификация помещений в жилых и производственных зданиях. Признаки опасности помещений.

Электробезопасность. Правила безопасной работы с электроинструментами. Меры и средства защиты от поражения электрическим током.

Тема 4. Пожарная безопасность и пожарно-технический минимум.

Основные причины возникновения пожаров в помещениях жилых, офисных, образовательных, медицинских, промышленных зданий, объектах культуры и на прилегающей территории. Противопожарные мероприятия. Недопустимость применения открытого огня. Химические средства огнетушения и правила их применения. Правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах.

Тема 5. Оборудование и технология уборки зданий и прилегающих к ним территорий.

Ежедневная уборка школьных и других помещений.

Виды покрытий полов: паркет, ламинат, линолеум, керамическая плитка. Средства для мытья каждого типа полов. Уборочный инвентарь для уборки полов: половая щётка, совок, швабра, тряпка (насадка), ведро. Назначение каждого вида уборочного инвентаря, его использование и бережное обращение. Подготовка к хранению и хранение уборочного инвентаря. Охрана труда при уборке полов. Служебные помещения, их виды, назначение и оборудование. Порядок расположения и хранения вещей в каждом помещении. Бытовые электропылесосы, их виды, устройство и правила пользования. Школьная мебель, её виды и назначение. Виды покрытий для мебели: лак, эмаль, ламинат, кожзаменитель, пластик. Средства и правила ухода за мебелью в зависимости от покрытия. Лестница в школе и её устройство: ступени, пролёт, площадка, ограждение (перила или поручни). Особенности уборки лестниц и лестничных маршей. Моющие средства, применяемые при уборке. Правила безопасности при уборке лестницы.

Генеральная уборка школьных и других помещений.

Отличие генеральной уборки помещений о т ежедневной. Очистка и мытьё стенных панелей, дверей и подоконников, окрашенных масляной краской или эмалью. Удаление пыли со стен, окрашенных водоэмульсионными красками. Чистка ковровых покрытий и мягкой мебели с помощью пылесоса. Средства для обработки шпонированной и полированной мебели. Сезонное мытьё окон и оконных переплётов. Санитарно-гигиенические правила и требования охраны труда при генеральной уборке помещений.

Уборка помещений на промышленном предприятии.

Объекты уборки на промышленном предприятии. Значение уборки для производительной работы цеха. Распорядок дня работы на фабрике, заводе. Работа уборщицы (уборщика): основные обязанности и требования к качеству работы. Последовательность уборки зоны работы станочного оборудования. Последовательность уборки в цеховой раздевалке и комнате для приёма пищи. Принципы складирования и утилизации производственных отходов. Правила охраны труда при уборке в помещениях цеха. Личная гигиена рабочего- уборщика помещений.

Уборка территории и помещений на предприятии общественного питания.

Требования к территории и помещениям предприятий общепита. Правила сбора, хранения и удаления отходов. Уборочный инвентарь и контейнеры для мусора и пищевых отходов. Моющие средства: назначение и использование. Правила О.Т. при работе с моющими и дезинфицирующими средствами.

Ежедневная уборка помещений в лечебно-профилактическом учреждении и больнице.

Значение и требования к уборке помещений в лечебном учреждении. Виды и назначение уборочного инвентаря и моющих средств. Повышенные требования к качеству уборки помещений в лечебно-профилактических учреждениях и больнице. Особенности рабочей одежды уборщицы (уборщика) в больнице, её хранение и уход. Особенности уборки и дезинфекции «стерильных» зон: операционная, процедурная. Использование ультрафиолетовых ламп для обеззараживания помещений. Правила уборки холодильного оборудования в поликлинике и больнице. Охрана труда при использовании моющих и дезинфицирующих средств и при уборке. Элементарные этические правила при взаимоотношениях с больными.

Уборка санитарных узлов в школьных, промышленных, лечебно-профилактических учреждениях, больницах и других зданиях.

Понятие о санузлах в школе, на промышленном предприятии, в лечебно-профилактическом учреждении, больнице и других зданиях. Санитарно – техническое оборудование санитарного узла. Устройство и виды раковин: фаянсовая, чугунная, стальная. Писсуар, его устройство и эксплуатация. Гигиенический душ, его устройство, регулирование температуры воды. Устройство унитаза (ватерклозета): чаша, сливной бачок, клапаны. Причины и следствия засора унитаза. Методы ликвидации засоров. Приспособления для обработки саноборудования: щётка, вантуз. Средства для чистки керамики и эмали. Правила безопасности при работе с хлорсодержащими составами. Общие правила и последовательность при уборке санузлов. Хранение и использование орудий труда и спецодежды. Обработка (мытьё, дезинфекция) и хранение резиновых перчаток. Соблюдение личной гигиены при уборке санузлов.

Уборка пришкольной и другой территории.

Объекты работы: дорожки, газоны и клумбы, деревья, спортсооружения, территория вокруг школьных строений. Хозяйственный инвентарь: метла, совок, грабли, лопата штыковая и совковая, тележка хозяйственная. Назначение и устройство хозинвентаря. Безопасные приёмы работы при использовании хозинвентаря. Высокопроизводительные машины для уборки пришкольной территории и ландшафтных работ: газонокосилки, триммеры, кусторезы, цепные бензопилы, высоторезы, воздуходувки, культиваторы. Устройство, назначение и применение данного оборудования.

Уборка пришкольной и другой территории в зимнее время.

Свойства асфальтобетонного покрытия. Основные инструменты для зимней уборки асфальтобетонных покрытий: лопата для снега, движок, скребок, лом. Назначение и применение инструментов для уборки снега и льда. Высокопроизводительные машины для зимней уборки территории: снегоуборочная машина (снегоуборщик) с функцией подметания дорожек.

Тема 6. Сезонная подготовка обслуживаемых зданий, сооружений, оборудования и механизмов.

Понятие о сезонности: весеннее-летний и осеннее-зимний сезоны. Особенности подготовки зданий к осеннее-зимнему сезону. Подготовка оконных блоков к зимнему сезону. Виды и назначение зимнего шанцевого инструмента, и его ремонт. Подготовка дверей к зимнему сезону. Подготовка чердаков и подвалов к зимнему сезону. Применение и техобслуживание снегоуборочной техники. Подготовка фасада и цокольной части здания к летнему сезону. Правила ухода за стёклами в стеклопакетах ПВХ.

Тема 7. Основы ремонтно-строительных работ и способы их выполнения. Охрана труда.

Виды кровли домов и общественных зданий. Уход за кровлей и водосточными трубами. Текущий ремонт кровли из различных материалов. Виды столярных работ в общественных и жилых зданиях. Ремонт дверей. Дверных коробок оконных переплётов и окон в зданиях. Остекление окон. Утепление дверей и окон. Виды и ремонт полов в общественных и жилых зданиях. Виды паркета: паркетная доска, штучный и наборный паркет. Настилка и ремонт паркетных полов. Полы с пластиковым покрытием, их настилка и ремонт. Штукатурно-малярные работы в общественных и жилых зданиях. Инструменты и материалы для штукатурных и малярных работ. Охрана труда при проведении ремонтных работ в зданиях.

11 класс

Тема 1. Текущий ремонт и техническое обслуживание систем центрального отопления и теплоснабжения.

Теплоцентрали и тепловые сети.

Устройство теплоэлектроцентралей (ТЭЦ). Городские тепловые сети. Внутриквартальные тепловые сети (ЦТП). Устройство тепловых вводов в здание (элеваторные подстанции). Техническое обслуживание элеваторных подстанций.

Центральное отопление зданий.

Виды систем центрального отопления зданий. Паровое отопление и принцип действия. Водяное отопление с естественным возбуждением и принцип действия. Водяное отопление с насосным возбуждением и принцип действия. Однотрубная и двухтрубная системы водяного отопления. Удаление воздуха из систем водяного отопления. Элементы оборудования систем отопления. Принципы монтажа отопительных приборов. Радиаторы отопления и конвекторы. Испытание систем теплоснабжения. Текущий ремонт систем и приборов центрального отопления. Уход за отопительными приборами.

Тема 2. Текущий ремонт и техническое обслуживание систем холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков.

Системы холодного и горячего водоснабжения зданий.

Классификация систем водоснабжения и водопроводов. Внутренний холодный и горячий водопроводы зданий. Водомерные узлы и системы регулирования давления воды в здании и квартире. Водоразборная арматура холодного и горячего водоснабжения зданий. Сантехнические приборы и арматура общественных и жилых зданий. Классификация и типы смесителей по назначению. Устройство противопожарного водопровода в зданиях. Централизованное холодное и горячее водоснабжение в зданиях. Особенности монтажа внутренней водопроводной сети в зданиях. Испытание систем холодного и горячего водоснабжения зданий.



Системы канализации и водостоки.

Классификация, назначение и характеристика систем канализации общественных и жилых зданий. Источники сточных вод общественных и жилых зданий. Назначение и применение санитарных приборов и смесителей в зданиях. Системы канализации общественных и промышленных зданий. Системы водостоков общественных и жилых зданий. О.Т. при монтаже. Устранение неисправностей внутренних сантехприборов в зданиях.

Тема 3. Текущий ремонт и техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха и санитарно-технических систем зданий.

Понятие о системах вентиляции жилых и промышленных зданий. Виды вентиляции: естественная и принудительная. Устройство естественной системы вентиляции жилых зданий. Физические основы естественных систем вентиляции. Принципы и применение принудительных систем вентиляции. Требования к качеству воздуха в жилых зданиях. Требования к качеству воздуха в промышленных зданиях. Качество воздуха в учреждениях образования и медицины. Назначение систем очистки и кондиционирования воздуха. Принципы индивидуальной системы кондиционирования воздуха. Принципы общественной (домовой) системы кондиционирования. Мероприятия по техобслуживанию систем кондиционирования. Виды фильтров, применяемые в кондиционерах. Понятие о санитарных системах (мусоропроводах) зданий. Правила пользования мусоропроводами в жилых зданиях. Порядок ежедневной очистки камер мусоросборников. Аварийно-восстановительные работы при засоре мусоропровода. Понятие о системе пожаротушения в зданиях. Контроль целости и исправности пожарных гидрантов и рукавов.

Тема 4. Основы монтажа, демонтажа и текущего ремонта электрических сетей и электрооборудования.

Понятие о системах электрооборудования зданий. Схема силовой составляющей электрооборудования. Слаботочные системы зданий (радио и телефония). Информационные системы зданий. Проектирование силовой составляющей электрооборудования. Монтажные щиты и их расположение в зданиях. Принципы поквартирной разводки электричества. Ограничение максимальной нагрузки на квартиру (секцию). Принципы работы пожарной сигнализации в жилых зданиях. Виды и расположение датчиков пожарной сигнализации. Контроль расхода электричества в офисных и промышленных зданиях. Контроль расхода электричества в многоквартирных домах. Соблюдение О.Т. при обслуживании электрических систем зданий. Профилактические мероприятия по обслуживанию систем зданий. Критерии необходимости ремонта (восстановления) домовой разводки. Частичный ремонт квартирной разводки без штробления стен. Частичный ремонт квартирной разводки со штроблением стен. Соблюдение требований безопасности при штроблении. Требования для прокладки проводов в штробы. Условия для переноса квартирных розеток. Ремонт внутренней проводки с прокладыванием наружных проводов. Условия для прокладки проводов в коробах. Монтаж (замена) розеток скрытой проводки. Монтаж (замена) розеток открытой проводки. Монтаж (замена) выключателей скрытой проводки. Монтаж (замена) выключателей открытой проводки. Демонтаж (отсекание) систем скрытой проводки. Демонтаж проводов и коробов систем открытой проводки. Правила утилизации проводов и коробов при ремонтных работах. Правила О.Т. при замене розеток, выключателей и демонтаже. Понятие о лифтовом оборудовании жилых и других зданий. Текущее обслуживание лифтовых шахт и приямков. Текущий ремонт осветительного оборудования в общих коридорах. Текущий ремонт осветительного оборудования в школьных холлах. Классификация ламп дневного света по спектру излучения. Классификация ламп накаливания по мощности. Применение энергосберегающих технологий при освещении холлов. Применение систем УЗО при подключении электричества. Схемы подключения электричества в жилых домах и других зданиях.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (10 класс-8ч./неделю).

Тема

Кол-во часов

Недели

1.




2.


3.



4.


5.


6.



7.



Знакомство с возможными объектами работы для рабочего по ремонту и обслуживанию зданий.

Организация рабочего места.


Уборка учебных и других помещений школы.


Генеральная уборка учебных и других помещений школы.



Уборка пришкольной территории.


Уборка пришкольной территории в зимнее время.


Подготовка здания и оборудования школы к зимнему сезону.



Ремонтные работы в учебных и других помещениях школы. Ремонт мебели и принадлежностей.




16


24


16



40


32



16



32




1-3


4-6


7-10



11-13


14-24



25-28



29-34



Всего часов:


272

34





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (11 класс-12ч./неделю).

Тема

Кол-во часов

Недели

1.



2.



3.



4.

Техническое обслуживание и мелкий ремонт систем центрального отопления и теплоснабжения.


Техническое обслуживание и мелкий ремонт систем холодного, горячего водоснабжения и канализации.


Техническое обслуживание и мелкий ремонт систем вентиляции и санитарно-технических систем.


Монтаж, демонтаж и текущий ремонт электросетей и оборудования.



84



96



84



144


1-7



8-15



16-22



23-34



Всего часов:


408

34





ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ И ЛИТЕРАТУРА



  1. А.Н.Перелетов, П.М.Лебедев Столярное дело учебник для специальных коррекционных школ VIII вида

  2. Шепелев А.М. Справочник домашнего мастера, М. Стройиздат

  3. А.Н. Богатырёв Электрорадиотехника, М. Просвещение

8