МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Свердловской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ СОШ № 112
РАССМОТРЕНО Школьное методическое объединение начальных классов А.В. Чистякова От 28.08.2023 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Л.В. Метальникова от 29.08.2023 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 112 ________________________ И.Н. Удинцев приказ № 90 от 30.08.2023 |
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.2)
«Развитие пространственного восприятия»
Екатеринбург 2023
Пояснительная записка
Формирование пространственных представлений и навыков пространственной ориентировки – важная задача, решение которой поможет подготовке детей к дальнейшей жизни.
При обучении детей ориентировке необходимо прежде всего выработать у них реальные представления о предметах, наполняющих окружающее пространство, их пространственных признаках и отношениях.
Формирование представлений об окружающем пространстве на основе чувственного восприятия, его анализа, осмысления – важнейшая задача обучения. Эффективным методом развития пространственных представлений и пространственного воображения у детей является обучение расположению предметов в пространстве по схеме, практической ориентировке с помощью схем.
Овладение детьми пространственными признаками и отношениями должно осуществляться под руководством педагога, сопровождаться четким словесным описанием расположения предметов в пространстве относительно друг друга и детей.
Педагог широко использует не только наглядные методы обучения, но и словесную регуляцию деятельности детей.
Необходима систематическая проверка и закрепление в различных видах деятельности приобретенных детьми навыков ориентировки в пространстве.
Сформированные у школьнико в процессе коррекционных занятий пространственные представления и навыки практической ориентировки являются прочной основой для их самостоятельной ориентировки в любом незнакомом пространстве, для формирования у них такого качества личности, как мобильность.
Общая характеристика курса
Курс «Развитие пространственного восприятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана начального общего образования. Изучение курса является обязательным и проводится в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Групповые коррекционные занятия проводятся во второй половине дня; их продолжительность 35 минут. Эти занятия проводятся учителем-дефектологом. Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений.
Место курса в учебном плане
Курс «Развитие пространственного восприятия» изучается с 1 по 4 класс. Общее количество часов – 135 часов (по 1 часу в неделю).
Ценностные ориентиры
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта, взаимодействующего с окружающим пространством;
понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности действий при овладении топографическими представлениями;
ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в самостоятельной пространственной ориентировке в микро- и макропространстве;
овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;
развитие учебно-познавательного интереса к пространственной ориентировке;
овладение элементарными навыками пространственной ориентировки;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата в пространственной ориентировке;
выбор наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в зависимости от конкретных условий;
использование всех анализаторов при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки;
овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке;
умение придерживаться заданной последовательности пространственно- ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве;
умение вносить в ранее освоенные ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки.
Планируемые результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные результаты:
формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
формирование установки на поддержание здоровьесбережения, на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
способность решать жизненные задачи;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение умением сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.).
Предметные результаты:
Обучающиеся осознают значимость овладения навыками пространственной ориентировки для дальнейшего развития самостоятельности и успешности обучения по образовательным предметам, овладеют специальными знаниями, умениями и навыками самостоятельной ориентировки в замкнутом и свободном пространстве. У них будут формироваться, обогащаться, расширяться представления о предметах и явлениях окружающей действительности. У них будут формироваться потребность в самостоятельной ориентировке.
Обучающиеся овладеют приемами и способами ориентировки в микропространстве. Обучающиеся получат возможность познакомиться с населенным пунктом, в котором они проживают, основными достопримечательностями и памятниками архитектуры; узнавать их на схемах и по словесному описанию. У них сформируется умение самостоятельно составлять схемы пути, используя топографические представления типа «карта-путь»; составлять схемы пространства, используя топографические представления типа
«карта-план».
Обучающиеся научатся обращаться за помощью к знакомым и незнакомым людям в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета.
Обучающиеся научатся пользоваться научно-популярной и справочной литературой, смогут находить и использовать информацию для практической ориентировки. У них будет сформирована потребность в активном познании окружающего пространства и переноса имеющихся навыков в новое пространство.
Обучающийся научится:
Развитие сохранных анализаторов:
совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
узнавать и выделять в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей, животных;
оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве; узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам; узнавать с помощью нарушенного зрения окружающие предметы.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве:
свободно ориентироваться «на себе»;
уверенно ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на столе, на листе бумаги, в тетради, в книге);
ориентироваться на приборе «Ориентир».
Формирование предметных и пространственных представлений:
узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство; представлять и отражать в схемах пространственное расположение предметов;
узнавать предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное местоположение;
ориентироваться на ближайшей к школе улице, тротуаре, на остановке, подземном и
наземном переходе, в магазине, расположенном рядом со школой.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений:
самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке;
представлять и отражать в макетах и планах пространственные отношения предметов в замкнутом пространстве и пространственные представления по типу «карта- путь»;
отражать сформированные топографические представления «карта-обозрение» в форме словесного описания замкнутого и свободного пространства.
Содержание курса
Развитие анализаторов
Комплексное использование анализаторов в пространственной ориентировке.
Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве
Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом.
Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трехмерного пространства.
Ориентировка на схемах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на схемах.
Формирование предметных и пространственных представлений Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство класса, спальни, столовой, квартиры (мебель, посуда, одежда). Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке.
Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, контурными и силуэтными изображениями. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок и их пространственном местоположении: деревья, кусты, газоны, площадки.
Формирование представлений об объектах города (улица, тротуар, проезжая часть, светофор, подземные и наземные переходы, остановки, жилые дома, киоски, магазины, расположенные вблизи школы), городском транспорте (троллейбус, трамвай, автобус, маршрутное такси, машины).
Конкретизация предметных и пространственных представлений в условиях реального ближайшего окружения школы.
Формирование представлений о крупных культурно-бытовых учреждениях населенного пункта и их предметном наполнении.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений
Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.
Самостоятельная и свободная ориентировка в школе, на пришкольном участке, на
прилегающих к школе улицах.
Правила перехода улицы для слабовидящих обучающихся.
Формирование обобщенных представлений о своем населенном пункте на уровне «карта – план» с использованием схем.
Самостоятельное составление плана замкнутого и свободного пространства по словесному описанию.
Самостоятельное освоение нескольких маршрутов в пределах города. Освоение городского транспорта. Изучение нескольких значимых для воспитанника маршрутов
городского транспорта.
Литература:
Т.Б. Тимофеева Организация коррекционных занятий в (коррекционных) школах-интернатах 3-4 видов, ООО «Феникс», Ростов на Дону, 2010г.
Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. Особенности восприятия пространства у детей. –М.: Просвещение, 2001-214 с.
А.Д. Логвиненко. Зрительное восприятие пространства. -М.: МГУ, 2002 – 278с.
Р.Н.Азарян. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. М.: ВОС, 1989
Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ | Тема | Кол. часов | Содержание |
Элементы научного знания | Универсальные учебные действия |
1 | Диагностика психического развития | 2 | | |
2 | Игра «Расскажи, где находится предмет относительно тебя» | 1 | -руки:-правая , левая;-грудь- впереди, спина –сзади; голова- вверху, ноги- внизу. -использование предлогов :-над, под, между. | -ориентируется в схеме собственного тела (находит части своего тела); -обозначает терминами части тела; -находит предметы, расположенные справа и слева; -развивает фиксацию взора. |
3 | Графический диктант | 1 | правый и левый углы, верхний угол, левый или правый нижний угол, центр, середина каждой стороны. | -ориентируется на листе бумаги |
4 | Игра «Расскажи, где находится предмет» | 1 | -«дверь сзади меня»; -«Саша стоит впереди меня»; -шкаф слева от меня»; -«стол справа от меня» | -упражняется в определении и словесном обозначении пространственных направлений своего тела. |
5 | Графический диктант | 1 | -впереди справа, впереди слева, вверху справа, вверху слева. | -ориентируется на листе бумаги |
6 | Игра «Дорисуй по образцу» | 1 | -звук | -развивает умение определять направление пространства по звуковому сигналу. |
7 | Игры «Лабиринт», перепутаннные линии» | 1 | -впереди, сзади, справа, слева | -двигается к источнику звука и находит его. |
8 | Ориентиры в пространстве. | 2 | -цвет, свет, звук. | -находит и использует различные ориентиры (цветовые, звуковые, световые) |
9 | Пространственные признаки предметов. | 3 | -форма, величина, объем; -круглый, квадратный , овальный; -большой, маленький | -различает пространственные признаки предметов с помощью зрения и осязания; -активизирует зрительные функции; -активизирует функции осязания. |
10 | Протяженность пространства, расстояние между предметами. | 3 | -«справа у окна», «впереди меня», справа, правее, левее, выше, ниже, между, посередине, близко, далеко. | -получает представление о протяженности пространства; -определяет расстояние между предметами в процессе передвижения; -использует соответствующие термины. |
11 | Ориентировка «на себе» и в окружающем пространстве. | 3 | -впереди, сзади, справа, слева, «передо мной», «позади меня | -упражняется в практической ориентировке «на себе» и в окружающем пространстве при изменении своего тела на 90 и 180 градусов. |
12 | Ориентирование на плоскости тетради, | 3 | -правая и левая, верхняя и нижняя | -располагает предметы на столе с точкой отчета «от |
| листа бумаги, парты | | стороны, правый и левый углы, верхний угол, левый или правый нижний угол, центр, середина каждой стороны. | себя»; |
13 | Различные термины сторон, углов, центра, середины каждой стороны | 3 | -правая и левая,верхняя и нижняя стороны, правый и левый углы, верхний угол, левый или правый нижний угол, центр, середина каждой стороны. | -ориентируется на плоскости тетради, листа бумаги, парты; -учится использовать соответствующие пространственные термины |
14 | Расположение предметов на плоскости и по отношению друг к другу | 3 | -слева, справа, выше, ниже, вверху, внизу рядом, под, над, между, посередине | -определяет пространственное расположение предметов; -обозначает расположение предметов словесно; -располагает предметы в названных направлениях; |
15 | Ориентирование в помещениях школы, на пришкольном участке. | 3 | -«идем по коридору, потом направо»; -«идем вверх по лестнице, поворачиваем налево»; -кабинет, столовая, спальня, пришкольный участок | -ориентируется в помещениях школы, на пришкольном участке, -активизирует зрительные функции |
16 | Словесное описание пути. | 3 | -«иду прямо, поворачиваю налево»; -«двигаюсь по правой стороне, по левой стороне». | -учится словесному описанию пути по территории школы, до метро, ближайшего магазина, библиотеки |
1 дополнительный класс (33 часа)
№ | Тема | Кол. часов | Содержание |
Элементы научного знания | Универсальные учебные действия |
1 | Диагностические исследования | 2 | | |
2 | Мое тело. | 3 | -руки:-правая , левая;-грудь- впереди, спина –сзади; голова- вверху, ноги- внизу. -использование предлогов :-над, под, между. | -ориентируется в схеме собственного тела (находит части своего тела); -обозначает терминами части тела; -находит предметы, расположенные справа и слева; -развивает фиксацию взора. |
3 | Ориентировка на других детях. | 2 | -руки: -правая , левая; -грудь- впереди, спина –сзади; голова- вверху, | -ориентируется в схеме тела других детей; -обозначает терминами части тела других детей; |
| | | ноги- внизу. | -изучает соотношение своего тела с частями тела других детей; -активизирует зрительные функции. |
4 | Ориентировка на окружающих предметах. | 3 | -«дверь сзади меня»; -«Саша стоит впереди меня»; -шкаф слева от меня»; -«стол справа от меня» | -упражняется в определении и словесном обозначении пространственных направлений своего тела. |
5 | Ориентировка в окружающем пространстве. | 2 | -впереди справа, впереди слева, вверху справа, вверху слева. | -расширяет представления об окружающем пространстве. |
6 | Ориентировка по звуковому сигналу. | 1 | -звук | -развивает умение определять направление пространства по звуковому сигналу. |
7 | Нахождение источника звука. | 2 | -впереди, сзади, справа, слева | -двигается к источнику звука и находит его. |
8 | Ориентиры в пространстве. | 2 | -цвет, свет, звук. | -находит и использует различные ориентиры (цветовые, звуковые, световые) |
9 | Пространственные признаки предметов. | 2 | -форма, величина, объем; -круглый, квадратный , овальный; -большой, маленький | -различает пространственные признаки предметов с помощью зрения и осязания; -активизирует зрительные функции; -активизирует функции осязания. |
10 | Протяженность пространства, расстояние между предметами. | 2 | -«справа у окна», «впереди меня», справа, правее, левее, выше, ниже, между, посередине, близко, далеко. | -получает представление о протяженности пространства; -определяет расстояние между предметами в процессе передвижения; -использует соответствующие термины. |
11 | Ориентировка «на себе» и в окружающем пространстве. | 3 | -впереди, сзади, справа, слева, «передо мной», «позади меня | -упражняется в практической ориентировке «на себе» и в окружающем пространстве при изменении своего тела на 90 и 180 градусов. |
12 | Ориентирование на плоскости тетради, | 3 | -правая и левая, верхняя и нижняя | -располагает предметы на столе с точкой отчета «от |
| листа бумаги, парты | | стороны, правый и левый углы, верхний угол, левый или правый нижний угол, центр, середина каждой стороны. | себя»; |
13 | Различные термины сторон, углов, центра, середины каждой стороны | 2 | -правая и левая,верхняя и нижняя стороны, правый и левый углы, верхний угол, левый или правый нижний угол, центр, середина каждой стороны. | -ориентируется на плоскости тетради, листа бумаги, парты; -учится использовать соответствующие пространственные термины |
14 | Расположение предметов на плоскости и по отношению друг к другу | 2 | -слева, справа, выше, ниже, вверху, внизу рядом, под, над, между, посередине | -определяет пространственное расположение предметов; -обозначает расположение предметов словесно; -располагает предметы в названных направлениях; |
15 | Ориентирование в помещениях школы, на пришкольном участке. | 1 | -«идем по коридору, потом направо»; -«идем вверх по лестнице, поворачиваем налево»; -кабинет, столовая, спальня, пришкольный участок | -ориентируется в помещениях школы, на пришкольном участке, -активизирует зрительные функции |
16 | Словесное описание пути. | 1 | -«иду прямо, поворачиваю налево»; -«двигаюсь по правой стороне, по левой стороне». | -учится словесному описанию пути по территории школы, до метро, ближайшего магазина, библиотеки |
Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол. часов | Содержание |
Элементы научного знания | Универсальные учебные действия |
1 | Диагностические исследования | 2 | | |
2 | Передвижение в заданном направлении | 2 | -«иду прямо», «иду назад», «иду вдоль стены» | -передвигается в заданном направлении; |
3 | Смена направления движения | 3 | -«иду прямо до лестницы, затем | -развивает умение менять направление движения. |
| | | поворачиваю направо», «иду сначала прямо до столовой, затем поворачиваю налево» | |
4 | Передвижение в пространстве от одного объекта к другому | 2 | -«иду прямо до стола, затем поворачиваю налево и иду до шкафа» | -передвигается в пространстве от одного объекта к другому; -словесно обозначает направление движения; -словесно обозначает расположение предметов. |
5 | Определение местоположения неподвижного источника звука. | 2 | -«звук слышу справа»; -«звук слышу слева» | -учится определять местоположение неподвижного источника звука; |
6 | Словесное обозначение расположения движущегося источника звука в пространстве | 1 | -справа от меня, вверху, слева от меня | -определяет направление движущегося источника звука; -использует соответствующие термины. |
7 | Микроориентировка и словесное обозначение | 3 | -правая сторона, левая сторона, середина нижней стороны, внизу посередине, в правом верхнем углу, слева посередине и т.д. | -совершенствует навыки микроориентировки. -словесно обозначает направления микропространства. |
8 | Моделирование микро- и макропространства по образцу. | 2 | -образец; -модель. | -закрепляет умение моделировать микро- и макропространство по образцу. |
9 | Ориентирование по схемам макро- и микропространства. | 1 | -схема; | -ориентируется по схемам макро- и микропространства |
10 | Нахождение и расположение предметов. | 2 | -справа окно; -слева дверь; -посредине стол; -сзади, сверху, внизу | -находит и располагает предметы по схемам. |
11 | Схемы. Составление и «чтение» схем помещений школы | 3 | -схема класса, спальни, столовой, спортзала. -«в спальне справа стоит шкаф,слевастол»; -«в классе справа стоит шкаф и слева стоит шкаф, слева от шкафа | -учится ориентироваться по схемам; -самостоятельно составляет схемы своего класса, спальни, столовой, других помещений. |
12 | Составление схем и условные изображения предметов | 2 | -схема; -условные изображения | -учится самостоятельно составлять схемы макро- и микропространства; |
| | | | -наносит на схему условные изображения различных предметов. |
13 | Соотнесение схемы с реальным пространством и наоборот | 2 | -«на схеме стол справа от двери», «в классе стол справа от двери» - «на схеме шкаф там же, что и в кабинете» | -соотносит схему с реальным пространством и наоборот |
14 | Правила поведения на улице. | 2 | -правила поведения; -сюжетная игра; | -закрепляет правила поведения на улице через сюжетные и ролевые игры. |
15 | Ориентирование в помещениях школы, на пришкольном участке, ближайших улицах | 3 | -«идем по коридору, потом направо»; -«идем вверх по лестнице, поворачиваем налево»; -кабинет, столовая, спальня, приусадебный участок, пришкольный участок; -пешеходный переход, улица, перекресток. | -ориентируется в помещениях школы, на пришкольном участке, ближайших улицах; -активизирует зрительные функции |
16 | Анализ и объединение информации с помощью различных анализаторов | 2 | -«слева слышу музыку, там музыкальный кабинет», -справа от меня чувствую запах еды, там столовая» | -анализирует и объединяет информацию об окружающем, полученную с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и т.д. |
Тематическое планирование 3 класс (17 часов)
№ | Тема | Кол. часов | Содержание |
Элементы научного знания | Универсальные учебные действия |
1 | Диагностические исследования | 1 | | |
2 | Передвижение в заданном направлении | 1 | -«иду прямо», «иду назад», «иду вдоль стены» | - -передвигается в заданном направлении; |
3 | Смена направления движения | 1 | -«иду прямо до лестницы, затем поворачиваю направо», «иду сначала прямо до столовой, затем поворачиваю налево» | -развивает умение менять направление движения. |
4 | Передвижение в | 1 | -«иду прямо до стола, | -передвигается в пространстве |
| пространстве от одного объекта к другому | | затем поворачиваю налево и иду до шкафа» | от одного объекта к другому; -словесно обозначает направление движения; -словесно обозначает расположение предметов. |
5 | Определение местоположения неподвижного источника звука. | 1 | -«звук слышу справа»; -«звук слышу слева» | -учится определять местоположение неподвижного источника звука; |
6 | Словесное обозначение расположения движущегося источника звука в пространстве | 1 | -справа от меня, вверху, слева от меня | -определяет направление движущегося источника звука; -использует соответствующие термины. |
7 | Микроориентировка и словесное обозначение | 1 | -правая сторона, левая сторона, середина нижней стороны, внизу посередине, в правом верхнем углу, слева посередине и т.д. | -совершенствует навыки микроориентировки. -словесно обозначает направления микропространства. |
8 | Моделирование микро- и макропространства по образцу. | 1 | -образец; -модель. | -закрепляет умение моделировать микро- и макропространство по образцу. |
9 | Ориентирование по схемам макро- и микропространства. | 1 | -схема; | -ориентируется по схемам макро- и микропространства |
10 | Нахождение и расположение предметов. | 1 | -справа окно; -слева дверь; -посредине стол; -сзади, сверху, внизу | -находит и располагает предметы по схемам. |
11 | Схемы. Составление и «чтение» схем помещений школы | 1 | -схема класса, спальни, столовой, спортзала. -« в спальне справа стоит шкаф,слевастол»; -«в классе справа стоит шкаф и слева стоит шкаф, слева от шкафа | -учится ориентироваться по схемам; -самостоятельно составляет схемы своего класса, спальни, столовой, других помещений. |
12 | Составление схем и условные изображения предметов | 1 | -схема; -условные изображения | -учится самостоятельно составлять схемы макро- и микропространства; -наносит на схему условные изображения различных предметов. |
13 | Соотнесение схемы с реальным пространством и | 1 | -«на схеме стол справа от двери», «в классе стол | -соотносит схему с реальным пространством и |
| наоборот | | справа от двери» - «на схеме шкаф там же, что и в кабинете» | наоборот |
14 | Правила поведения на улице. | 1 | -правила поведения; | -закрепляет правила поведения на улице |
15 | Ориентирование в помещениях школы, на пришкольном участке, ближайших улицах | 2 | -«идем по коридору, потом направо»; -«идем вверх по лестнице, поворачиваем налево»; -кабинет, столовая, спальня, -пришкольный участок; -пешеходный переход, улица, перекресток. | -ориентируется в помещениях школы, на пришкольном участке, ближайших улицах; -активизирует зрительные функции |
16 | Анализ и объединение информации с помощью различных анализаторов | 1 | -«слева слышу музыку, там музыкальный кабинет», -справа от меня столовая | -анализирует и объединяет информацию об окружающем, полученную с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и т.д. |
Тематическое планирование 4 класс (17 часов)
№ | Тема | Кол. часов | Содержание |
Элементы научного знания | Универсальные учебные действия |
1 | Диагностические исследования | 1 | | |
2 | Макро- и микропространство | 1 | -близко, далеко; -вверху, внизу | -определяет разницу в пространственном расположении объектов; -словесно обозначает разницу в пространственном расположении объектов. |
3 | Макроориентировка. | 1 | -«справа от меня, вверху, слева от меня, сзади, сбоку, впереди». | -ориентируется в макропространстве |
4 | Микроориентировка. | 1 | -правая сторона, левая сторона, середина нижней стороны, внизу посередине, в правом верхнем углу, слева посередине и т.д. | -ориентируется в микропространстве |
5 | Определение направлений окружающего пространства | 1 | -прямо, справа, слева, позади | -самостоятельно определяет направления окружающего |
| | | | пространства |
6 | Практическая ориентировка | 1 | -«иду прямо до стола»; -«иду влево от парты до двери» | -выполняет практические действия, связанные с ориентировкой впространстве |
7 | Нахождение и расположение предметов в указанных направлениях | 1 | -«стол прямо от двери»; -«парта слева от шкафа»; -«доска прямо впереди» | -находит и располагает предметы в указанных направлениях пространства; |
8 | Определение и словесное обозначение информации (слух). | 1 | -«слышу звук справа»; -«слышу музыку слева | -самостоятельно определяет и словесно обозначает информацию, полученную при помощи слуха. |
9 | Определение и словесное обозначение информации (зрение). | 1 | -«в классе светло»; -«картина яркая»; -«доска цветная» | -самостоятельно определяет и словесно обозначает информацию, полученную при помощи зрения; |
10 | Определение и словесное обозначение информации (осязание). | 1 -« -« | чувствую холод сбоку»; впереди горячо» | -самостоятельно определяет и словесно обозначает информацию, полученную при помощи осязания. |
11 | Определение и словесное обозначение информации (обоняние). | 1 | -«чувствую запах слева от двери»; -«чувствую запах впереди по коридору»; -«чувствую запах справа от меня» | -самостоятельно определяет и словесно обозначает информацию, полученную при помощи обоняния. |
12 | Умение пользоваться схемами пространства | 1 | -схема пространства | -совершенствует умения пользоваться схемами пространства. |
13 | Моделирование микро- и макропространства по образцу. | 1 | -модель; -образец | -развивает умения моделировать микро- и макропространство по образцу. |
14 | Моделирование микро- и макропространства по словесной инструкции. | 1 | -модель; -словесная инструкция | -развивает умения моделировать микро- и макропространство по словесной инструкции |
15 | Ориентирование в помещениях школы, на пришкольном участке, ближайших улицах | 2 | -«идем по коридору, потом направо»; -«идем вверх по лестнице, поворачиваем налево»; -кабинет, столовая, спальня, | -ориентируется в помещениях школы, на пришкольном участке, ближайших улицах; -активизирует зрительные функции |
| | | приусадебный участок, пришкольный участок; -пешеходный переход, улица, перекресток. | |
16 | Диагностические исследования. | 1 | | -выполняет различные упражнения на закрепление пройденного материала. |
Дидактический материал к занятиям
Класс | Игры и упражнения |
1 | «Назови правильно», «Назови стороны предметов», «Пройди точно», «Назови направление движения», «Найди мяч», «Найди звучащий предмет», «Поставь предмет на место», «Путешествие», «Кто первый дойдет до цели?», «Будь внимателен!», «Кто точнее опишет свой путь?», «Иди точно по ориентирам», «Опиши расположение предметов в классе», «Что изменилось вокруг?», «Расположи предметы в указанном порядке». |
2 | «Иди туда, откуда слышишь звук», «проследи путь звучащего предмета», «Кто пройдет правильно?», «Назови сигнал светофора», «На улице города», «Перейди дорогу», «Машины и пешеходы», «Расскажи, что вокруг тебя» |
3 | «Найди предмет по схеме», «Иди по схеме пути». «Что изменилось?», «Расположи предметы, как скажу», «В каком направлении движется предмет?», «Расположи предметы, как на схеме», «Что вокруг тебя?», «Где ты находишься?». |
4 | «Расскажи, что ты видишь и слышишь вокруг», «Расскажи о предмете», |
| «Чем отличаются предметы?», «Как расположены предметы вокруг тебя?», «Иди в сторону звучащего предмета», «Не сбейся с пути», «Найди звучащий предмет». |
5 | «Найди предмет по указанным ориентирам», «Чем отличаются помещения?», «Составь схему помещения», «Расскажи о расположении предметов в помещении (по схеме, по памяти)». |