СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" 3 класс»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. При ее составлении за основу были взяты следующие документы:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 вариант (1-13 классы) ФГОС ОВЗ для обучения лиц, зачисленных в образовательное учреждение с 1 сентября 2016 г.



2)Учебный план МКОУ «Школа-интернат №39».



УМК:

1.Букварь. 1 класс. В 2 частях. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. – ОАО «Издательство «Просвещение», 2017

2.Речевая практика. 3 класс. ( для обучающихся с интеллектуальными нарушенииями) С.В.Комарова. – Москва, «Просвещение», 2018



На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Срок реализации рабочей программы – 1 год .

Цель программы - подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

- формирование умения выполнять несложные инструкции;

- формирование умения отвечать на вопросы;

- формирование правильной артикуляции и дикции;

- формирование умения употреблять слова и выражения:

«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;

- обучение умению делить слова на слоги

- обучение правильной посадке при письме;

- обучение правильному захвату карандаша;

- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.



Содержание рабочей программы

Каждый раздел предмета включает в себя несколько подразделов:


п/п

Раздел

Содержание раздела

1

Коммуникация

- слова – приветствия: «здравствуйте», «привет»;

- слова – прощания: «пока», «до свидания»;

- слова просьба: «я хочу», «дай», «помоги».

- «у меня болит»

- «отдыхать», «играть»

- слова «мяч», «чай», «сок», «дом»


2

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

3

Чтение и письмо

Неречевые звуки

Речевые звуки

Буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн, Шш, Пп, Дд,Лл, Ии,Кк,Тт,Вв,Ы, Г,Ж,З,Ч.

Слово (Выделение слова как единица речи)

Предложение (Выделение предложения как единицы речи, составление предложений)

Деление предложений на слова

Слоги (деление слов на слоги)

Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием.

Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.

Рисование вертикальных линий.

Рисование горизонтальных линий.

Письмо букв: Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн, Шш, Пп, Дд,Лл,Ии,Кк,Тт,Вв, Ы, Г,Ж,З,Ч.









Средства мониторинга и оценки динамики обучения



Критерии оценки: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.

Оценка

Критерии

Оценка не ставится

недостаточный уровень – оценка не ставится, обучающийся не понимает смысла задания и не выполняет его совместно с учителем.


Оценка «3» удовлетворительно

допустимый уровень - предложенное задание выполняет с контролирующей помощью, в отдельных ситуациях самостоятельно. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.


Оценка «4» хорошо

достаточный уровень обучающийся способен самостоятельно выполнить задание (иногда только в определенных условиях), допускает ошибки, которые может исправить по замечанию учителя. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Оценка «5» отлично

оптимальный уровень обучающийся самостоятельно выполняет предложенное задание. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.



Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений, навыков по предмету проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.

Тематическое планирование

Урока

Тема

Тип урока

Технологии

Цели урока

Виды деятельности

Предметные

I ЧЕТВЕРТЬ

16ч

1

Слова -приветствия и слова -прощания»

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование коммуникативных и речевых навыков по альтернативной системе коммуникации

Пиктограммы

Умение использовать символы и жесты приветствия

2

Звуки и буквы А,У

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Аа,Уу

Карточки, Алфавит. прописи, пластилин

Умение узнавать и писать букву Аа,Уу

3

Образование и чтение слогов АУ, УА

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения читать слоги АУ,УА

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги АУ,УА

4

Звук и буква Оо.

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнаватьи писать букву Оо

Карточки, Алфавит. прописи, пластилин

Умение узнавать и писать букву Оо

5

Звук и буква М

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Мм

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Мм

6

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой М

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой М

Карточки, Алфавит. прописи, пластилин

Умение читать слоги с буквой М

7

Звук и буква П

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву П

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву П

8

Образование открытых и закрытых слогов с буквой П

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой П

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги

с буквой П


9

Звук и буква Хх

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Хх

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Хх

10

Образование открытых и закрытых слогов с буквой Х

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой С

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой Х

11

Звук и буква Нн

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Нн

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Нн

12

Образование открытых и закрытых слогов с буквой Н

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой Н

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой Н

13

Звук и буква Д

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Дд

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Дд

14

Образование открытых и закрытых слогов с буквой Д

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой Д

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой Д

15

Просьба «дай мне», «я хочу»

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование коммуникативных и речевых навыков по альтернативной системе коммуникации

Пиктограммы

Умение использовать символы и жесты просьбы

16

Самостоятельная работа

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Диагностика умения писать и читать

Проверочные задания

Умение писать и читать

II ЧЕТВЕРТЬ

16ч

1

Звук и буква Сс

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Сс

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Сс

2

Образование открытых и закрытых слогов с буквой С

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой С

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой С

3

Звук и буква Бб

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Бб

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Бб

4

Образование открытых и закрытых слогов с буквой Б

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой Б

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой Б

5

Звук и буква Шш

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Шш

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Шш

6

Образование открытых и закрытых слогов с буквой Ш

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой Ш

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой Ш

7


Звук и буква И

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Ии

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Ии

8


Чтение слогов с буквой И

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой И

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой И

9

Звук и буква В

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву В

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву В

10

Чтение слогов с буквой В

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой В

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой В

11

Звук и буква Т

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Т

12

Чтение логов с буквой Т

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой Т

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой Т

13

Скрипт «У меня болит»

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование коммуникативных и речевых навыков по альтернативной системе коммуникации

Карточки

Умение пользоваться пиктограммами

14

Звук и буква Л

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Лл

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Лл

15

Образование открытых и закрытых слогов с буквой Л

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой Л

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой Л

16

Контрольные задания

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Диагностика умения писать и читать

Проверочные задания

Умение писать и читать

III ЧЕТВЕРТЬ

22ч

1

Звук и буква К

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву К

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву К

2

Чтение логов с буквой К

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой К

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой К

3


Узнавание буквы Г

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Г

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Г

4

Конструирование буквы Г

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Г

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Г

5

Выделение буквы Г

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Г

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Г

6-7

Чтение слогов с буквой Г

Комбинирован-ный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой Г

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой Г

8

Узнавание буквы З

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву З

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву З

9

Конструирование буквы З

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву З

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву З

10

Выделение буквы З

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву З

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву З

11-12

Чтение слогов с буквой З

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой З

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой З

13

Составление и чтение слова ЗУБ

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения составлять и писать слово ЗУБ

Карточки, Алфавит. прописи

Умение составлять и писать слово ЗУБ

14

Узнавание буквы Ы

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Ы

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Ы

15

Конструирование буквы Ы

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Ы

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Ы

16


Выделение буквы Ы

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Ы

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Ы

17

Чтение слогов с буквой Ы

Комбинирован-ный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой К

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой К

18

Составление и чтение слова ДОМ

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения составлять и писать слово ДЫМ

Карточки, Алфавит. прописи

Умение составлять и писать слово ДЫМ. Уметь использовать пиктограмму

19

Составление и чтение слова СОК

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения составлять и писать слово СОК

Карточки, Алфавит. прописи

Умение составлять и писать слово СОК. Уметь использовать пиктограмму

20

Ознакомление со словом «мыло»

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование комму-никативных и речевых навыков по альтерна-тивной системе комму-никации

Работа с карточками

Умение пользоваться речью /средствами аль-тернативной коммуни-кации. Умение читать глобально слово «мыло»

21

Ознакомление со словом «отдых»

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование комму-никативных и речевых навыков по альтерна-тивной системе комму-никации

Работа с карточками

Умение пользоваться речью /средствами аль-тернативной коммуни-кации.

22

Самостоятельная работа

Комбинированный


Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Диагностика умения составлять предложения, условно - графически кодировать

Проверочные задания

Умение читать слоги с изученными буквами

IV ЧЕТВЕРТЬ

14ч

1

Узнавание буквы Ж

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Ж

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Ж

2

Конструирование буквы Ж

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Ж

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Ж

3


Выделение буквы Ж

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Ж

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Ж

4

Чтение слогов с буквой Ж

Комбинирован-ный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой Ж

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой Ж

5

Составление и чтение слова ЖУК

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения составлять и писать слово ЖУК

Карточки, Алфавит. прописи

Умение составлять и писать слово ЖУК

6

Узнавание буквы Ч

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Ч

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Ч

7

Конструирование буквы Ч

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Ч

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Ч

8


Выделение буквы Ч

Комбинированный

Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения узнавать и писать букву Ч

Карточки, Алфавит. прописи

Умение узнавать и писать букву Ч

9

Чтение слогов с буквой Ч

Комбинирован-ный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование умения читать слоги с буквой Ч

Карточки, Алфавит. прописи

Умение читать слоги с буквой Ч

10

Контрольные задания

Комбинированный


Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Диагностика умения составлять предложения, условно - графически кодировать

Проверочные задания

Умение пользоваться приобретенными знаниями

11

Ознакомление со словом «чай»

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование комму-никативных и речевых навыков по альтерна-тивной системе комму-никации

Работа с карточками

Умение пользоваться ре-чью /средствами аль-тернативной коммуни-кации. Умение читать глобально слово «чай»

12

Ознакомление со словом «мяч»

Комбинированный

Развивающего обучения, игро-вые, здоро-вьесберегающие

Формирование комму-никативных и речевых навыков по альтерна-тивной системе комму-никации

Работа с карточками

Умение пользоваться ре-чью /средствами аль-тернативной коммуни-кации. Умение читать глобально слово мяч

13

Составление простых предложений по предметной картинке, их кодирование и «чтение».

Комбинированный


Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения составлять предложения по предметной картинке, их кодирование и «чтение».

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

Умение составлять предложения

14

Составление предложения по схеме –

Кто? Что делает? – по сюжетным

картинкам.

Комбинированный


Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие

Формирование умения составлять предложения по схеме –

Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы.

Умение составлять предложения по схеме


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!