СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" составлена на основании нормативно-правовых документов для обучающихся с ОВЗ в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"»

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 3 класса.



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  • Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • 2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • 3. Учебного плана образовательного учреждения.

  • 4. Устава КОУ ВО «ВОШ №31»



Программа рассчитана на 67 часа, по 2 часа в неделю.

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе средств как вербальной, так и невербальной коммуникации.

Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи обучения:

  • формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;

  • развитие способностей использовать доступные вербальные и невербальные средства общения (мимика, жест, графические изображения);

  • формирование умения понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий), жестов;

  • формирование умений употреблять отдельные звуки, звукоподражания для привлечения к себе внимания, выражения согласия-несогласия и др.;

  • формирование умения понимать простые слова (мама, папа, дядя и др.)

  • формирование умения понимать слова, обозначающие действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)



Содержание предмета представлено в рабочей программе следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации». Раздел «Чтение и письмо на данном этапе обучения по данным диагностик и наблюдений считаю включать в содержание нецелесообразным. В содержание раздела «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включены два этапа обучения: импрессивная речь и экспрессивная речь. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации пока для данной учащейся недоступно.

Раздел «Коммуникация» содержит следующие этапы работы:

Коммуникация с использование вербальных средств

  • Установление контакта с собеседником;

  • реагирование на собственное имя;

  • приветствие собеседника звуком;

  • привлечение к себе внимание звуком;

  • выражение своих желаний

  • выражение просьбы о помощи звуком;

  • выражение согласия (несогласия) звуком.

Коммуникация с использованием невербальных средств

  • взгляд как средство коммуникации;

  • мимика как средство коммуникации;

  • жест как средство коммуникации;

  • звук как средство коммуникации;

  • предметный символ как средство коммуникации;



Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

Импрессивная речь

  • понимание простых по звуковому составу слов, реагирование на собственное имя, узнавание и различие имен членов семьи;

  • понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты)

  • понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Экспрессивная речь

  • употребление отдельных звуков, звукоподражания.



Личностные и предметные результаты освоения предмета

Ожидаемые личностные результаты

В результате реализации специальной индивидуальной программы развития учащаяся получит возможность научиться:

  • осознавать свое «Я»;

  • адекватно принимать окружающий и социальный мир;

  • овладеть элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;

  • сотрудничать со взрослыми;

  • доброжелательно относиться к окружающим;

  • сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др.

Ожидаемые предметные результаты

  • установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником;

  • реагирование на собственное имя;

  • приветствие собеседника звуком, мимикой или жестом;

  • привлечение к себе внимания звуком, звучащим предметом, жестом, предметным символом либо графическим изображением;

  • обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком, действием;

  • выражение согласия (несогласия) звуком, мимикой, жестом;

  • прощание с собеседником звуком, жестом;

  • указание взглядом, жестом на объект при выражении своих желаний;

  • понимание простых слов «бабушка», «дедушка», «дядя» и др.;

  • понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).





Учебно-тематический план



№ урока

Тема урока

Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств

1

Установление контакта. Дидактическая игра «Иди ко мне».

2

Установление контакта. Дидактическая игра «Иди ко мне».

3

Дидактическая игра «Возьми шарик».

4

Дидактическая игра «Возьми шарик».

4

Игра «Цветик-семицветик», «Собери цветок».

5

Игра «Цветик-семицветик», «Собери цветок».

6

Различение предметов по цвету и форме. Игра собери пирамидку, картинки и конструктор. Уметь различать цвета.

7

Различение предметов по цвету и форме. Игра собери пирамидку, картинки и конструктор. Уметь различать цвета.

8

Узнавание своего имени. Дидактическая игра «Найди своё место».

9

Узнавание своего имени. Дидактическая игра «Найди своё место».

10

Приветствие (прощание), привлечение к себе внимания, выражение просьбы о помощи, выражение согласия (несогласия), с

использованием звука.

11

Приветствие (прощание), привлечение к себе внимания, выражение просьбы о помощи, выражение согласия (несогласия), с

использованием звука.

Коммуникация с использованием невербальных средств

12

Использование взгляда как средство коммуникации Дидактическая игра «Покажи мяч, куклу».

13

Использование взгляда как средство коммуникации Дидактическая игра «Покажи мяч, куклу».

14

Использование взгляда как средство коммуникации Дидактическая игра «Покажи мяч, куклу».

15

Дидактическая игра «Какие разные эмоции».

16

Дидактическая игра «Какие разные эмоции».

17

Дидактическая игра «Какие разные эмоции».

18

Дидактическая игра «Какие разные эмоции».

19

Выражение мимикой согласия (несогласия), дидактическая игра «Зеркало».

20

Выражение мимикой согласия (несогласия), дидактическая игра «Зеркало».

21

Выражение мимикой согласия (несогласия), дидактическая игра «Зеркало».

22

Упражнения на подражание действий учителя «Смотри и повторяй».

23

Упражнения на подражание действий учителя «Смотри и повторяй».

24

Упражнения на подражание действий учителя «Смотри и повторяй».

25

Упражнения на подражание действий учителя «Смотри и повторяй».

26

Дидактическая игра со звучащими предметами «Переложи игрушки», «Найди игрушку по звуку».

27

Дидактическая игра со звучащими предметами «Переложи игрушки», «Найди игрушку по звуку».

28

Дидактическая игра со звучащими предметами «Переложи игрушки», «Найди игрушку по звуку».

29

Дидактическая игра со звучащими предметами «Переложи игрушки», «Найди игрушку по звуку».

30

Зрительные упражнения с предметами «Покажи». Игровые упражнения с игрушками большого размера «Покажи, чем».

31

Зрительные упражнения с предметами «Покажи». Игровые упражнения с игрушками большого размера «Покажи, чем».

32

Зрительные упражнения с предметами «Покажи». Игровые упражнения с игрушками большого размера «Покажи, чем».

33

Зрительные упражнения с предметами «Покажи». Игровые упражнения с игрушками большого размера «Покажи, чем».

34

Формирование умения использовать графическое изображение (фотография, картинка) как средство коммуникации.

35

Формирование умения использовать графическое изображение (фотография, картинка) как средство коммуникации.

36

Формирование умения использовать графическое изображение (фотография, картинка) как средство коммуникации.

37

Формирование умения использовать графическое изображение (фотография, картинка) как средство коммуникации.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

38

Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов, реагирование на собственное имя, узнавание и различие имен членов семьи.

39

Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов, реагирование на собственное имя, узнавание и различие имен членов семьи. 

40

Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов, реагирование на собственное имя, узнавание и различие имен членов семьи. 

41

Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов, реагирование на собственное имя, узнавание и различие имен членов семьи. 

42

Упражнения на понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты).

43

Упражнения на понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты).

44

Упражнения на понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты).

45

Упражнения на понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

46

Упражнения на понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

47

Упражнения на понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

48

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Слушание сказок. Воспроизведение слоговых компонентов в силу своих возможностей.

49

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Слушание сказок. Воспроизведение слоговых компонентов в силу своих возможностей.

50

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Слушание сказок. Воспроизведение слоговых компонентов в силу своих возможностей.

51

Выражение лица. Научить распознавать выражение лица. Картинки, ролевые игры. Распознание эмоций.

52

Выражение лица. Научить распознавать выражение лица. Картинки, ролевые игры. Распознание эмоций.

53

Выражение лица. Научить распознавать выражение лица. Картинки, ролевые игры. Распознание эмоций.

54

Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак. (я, он, мой, твой, его, её, их)

55

Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак. (я, он, мой, твой, его, её, их)

56

Составление простых предложений с использованием графического изображения.

57

Составление простых предложений с использованием графического изображения.

58

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

59

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

60

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

61

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

62

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

63

Написание слова по образцу; под диктовку; по памяти.

64

Написание слова по образцу; под диктовку; по памяти.

65

Написание слова по образцу; под диктовку; по памяти.

66

Упражнения на употребление отдельных звуков, звукоподражания. Артикуляционная гимнастика – пение гласных: а-а-а-а-а-а-а, о-о-о-о-о-о, у-у-у и др.

67

Повторение.