Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№5 им.А.П.Лимаренко поселка Псебай
Принято Педагогическим советом Протокол № ___ от «____»_______ 20___ г. | Утверждено Приказом № ____ от «____» ______ 20___ г. Директор ________________ А.А.Сулухия |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
для обучающегося на дому
_________________________ (4 класс)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Голощук Екатерина Владимировна
Ознакомлен и согласен ____________________________
Подпись родителя (законного представителя)
пгт.Псебай
2023-2024 у.г.
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.2.Планируемые результаты освоения программы
1.3.Система оценки достижений планируемых результатов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Учебно-тематический план
2.2.Календарно-тематическое планирование
2.3.Лист корректировки рабочей программы
2.4.Лист оценки выполнения рабочей программы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в ФАОП в варианте 2. Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Особенности обучения на занятия ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
В соответствии с требованиями ФГОС к федеральной адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Формы контроля при выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений.
Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Цель данной программы - повысить уровень как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к овладению коммуникативными навыками.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование правильной артикуляции ;
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- знакомство с печатными буквами
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
Устанавливать зрительный контакт с собеседником;
Реагировать на своё имя;
Слушать объяснения учителя;
Проявлять заинтересованность в выполнении задания;
Соотносить название предмета с соответствующей картинкой;
Называть действия предметов изображённых на картинке с помощью учителя;
Достаточный уровень:
показывать изображение предмета названного учителем;
составлять короткие предложения по сюжетной картинке с помощью учителя;
читать слоги из пройденных букв с помощью учителя;
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 4 класса на уроках речь и альтернативная коммуникация, обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное отношение к учебе в целом:
Личностные:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений
Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в паре (учитель–ученик)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные:
активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия
Познавательные:
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по предмету речь и альтернативная коммуникация должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.
Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
Реализация учебной программы «Речь и альтернативная коммуникация» обеспечивается через оснащение уроков необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Тема урока | Планируемые результаты |
| 1 четверть |
1. Коммуникация |
1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. |
1 | 1 | 04.09 | | Выявление уровня знаний. | Выявление актуальной зоны развития |
2 | 1 | 06.09 | | Использование звука как средства коммуникации | Учить распознавать звуки. |
3 | 1 | 11.09 | | Использование звукоподражания как средства коммуникации | Учить распознавать звуки. |
4 | 1 | 13.09 | | Использование звукоподражания как средства коммуникации | Учить распознавать звуки. |
5 | 1 | 18.09 | | Использование звукового комплекса как средства коммуникации | Учить распознавать комплексы звуков |
6 | 1 | 20.09 | | Использование звукового комплекса как средства коммуникации | Учить распознавать комплексы звуков |
7 | 1 | 25.09 | | Использование слога как средства коммуникации | Учить распознавать слоги |
8 | 1 | 27.09 | | Использование слога как средства коммуникации | Учить распознавать слоги |
9 | 1 | 02.10 | | Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним) | Учить словам приветствия и прощания |
10 | 1 | 04.10 | | Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним) | Учить словам приветствия и прощания |
11 | 1 | 09.10 | | Использование предложения как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним) | Учить предложениям приветствия и прощания |
12 | 1 | 11.10 | | Использование предложения как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним) | Учить предложениям приветствия и прощания |
1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. |
13 | 1 | 16.10 | | Использование взгляда как средства коммуникации | Учить устанавливать зрительный контакт с собеседником |
14 | 1 | 18.10 | | Использование взгляда как средства коммуникации | Учить устанавливать зрительный контакт с собеседником |
15 | 1 | 23.10 | | Использование мимики как средства коммуникации | Учить поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми; учить пониманию мимики |
16 | 1 | 25.10 | | Использование мимики как средства коммуникации | Учить поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми; учить пониманию мимики |
Итого: 16 часов |
2 четверть |
17 | 1 | 06.11 | | Использование жеста как средства коммуникации | Учить поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми; использование доступных жестов для передачи сообщения; учить пониманию жестов |
18 | 1 | 08.11 | | Использование жеста как средства коммуникации | Учить поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми; использование доступных жестов для передачи сообщения; учить пониманию жестов |
19 | 1 | 13.11 | | Использование жеста как средства коммуникации | Учить поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми; использование доступных жестов для передачи сообщения; учить пониманию жестов |
20 | 1 | 15.11 | | Использование звучащего предмета как средства коммуникации | Учить соотносить звучащие предметы с изображенными на картинках |
21 | 1 | 20.11 | | Использование звучащего предмета как средства коммуникации | Учить соотносить звучащие предметы с изображенными на картинках |
22 | 1 | 22.11 | | Использование звучащего предмета как средства коммуникации | Учить соотносить звучащие предметы с изображенными на картинках |
23 | 1 | 27.11 | | Использование предметного символа как средства коммуникации | Учить рассматривать картинки |
24 | 1 | 29.11 | | Использование предметного символа как средства коммуникации | Учить рассматривать картинки |
25 | 1 | 04.12 | | Использование предметного символа как средства коммуникации | Учить рассматривать картинки |
26 | 1 | 06.12 | | Использование графического изображения как средства коммуникации | Учить рассматривать картинки |
27 | 1 | 11.12 | | Использование графического изображения как средства коммуникации | Учить рассматривать картинки |
28 | 1 | 13.12 | | Использование графического изображения как средства коммуникации | Учить рассматривать картинки |
29 | 1 | 18.12 | | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | Учить рассматривать картинки |
30 | 1 | 20.12 | | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | Учить рассматривать картинки |
31 | 1 | 25.12 | | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | Учить рассматривать картинки |
32 | 1 | 27.12 | | Использование компьютера (планшетного компьютера) как средства коммуникации | Учить рассматривать картинки на ноутбуке |
Итого: 16 часов |
3 четверть |
33 | 1 | 08.01 | | Использование компьютера (планшетного компьютера) как средства коммуникации | Учить рассматривать картинки на ноутбуке |
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
1.2.1. Импрессивная речь |
34 | 1 | 10.01 | | Понимание слова, обозначающего собственное имя | Учить звукам собственного имени. |
35 | 1 | 15.01 | | Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов | Учить соотношению названия членов семьи с членами семьи, педагога |
36 | 1 | 17.01 | | Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов | Учить соотношению названия членов семьи с членами семьи, педагога |
37 | 1 | 22.01 | | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | Учить узнавать картинки, обозначающие предметы |
38 | 1 | 24.01 | | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | Учить узнавать картинки, обозначающие предметы |
39 | 1 | 29.01 | | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | Учить узнавать картинки, обозначающие предметы |
40 | 1 | 31.01 | | Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | Учить узнавать картинки, обозначающие предметы |
41 | 1 | 05.02 | | Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | Учить узнавать картинки, обозначающие предметы |
42 | 1 | 07.02 | | Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | Учить узнавать картинки, обозначающие действия |
43 | 1 | 12.02 | | Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | Учить узнавать картинки, обозначающие действия |
44 | 1 | 14.02 | | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | Учить узнавать картинки, обозначающие признаки предметов |
45 | 1 | 19.02 | | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | Учить узнавать картинки, обозначающие признаки предметов |
46 | 1 | 21.02 | | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | Учить словам, обозначающим признаки действия, состояния |
47 | 1 | 26.02 | | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | Учить словам, обозначающим признаки действия, состояния |
48 | 1 | 28.02 | | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | Учить словам, обозначающим признаки действия, состояния |
49 | 1 | 04.03 | | Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.) | Учить словам, обозначающим указание на субъект/объект, его принадлежность |
50 | 1 | 06.03 | | Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.) | Учить словам, обозначающим указание на субъект/объект, его принадлежность |
51 | 1 | 11.03 | | Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.) | Учить словам, обозначающим указание на субъект/объект, его принадлежность |
52 | 1 | 13.03 | | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | Учить пониманию слов, обозначающих число, количество предметов |
53 | 1 | 18.03 | | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | Учить пониманию слов, обозначающих число, количество предметов |
54 | 1 | 20.03 | | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | Учить пониманию слов, обозначающих число, количество предметов |
Итого: 22 часа |
4 четверть |
55 | 1 | 01.04 | | Понимание простых предложений | Учить понимать простые предложения и соотносить с картинкой |
56 | 1 | 03.04 | | Понимание простых предложений | Учить понимать простые предложения и соотносить с картинкой |
57 | 1 | 08.04 | | Понимание простых предложений | Учить понимать простые предложения и соотносить с картинкой |
58 | 1 | 10.04 | | Понимание простых предложений | Учить понимать простые предложения и соотносить с картинкой |
59 | 1 | 15.04 | | Понимание сложных предложений | Учить понимать сложные предложения и соотносить с картинкой |
60 | 1 | 17.04 | | Понимание сложных предложений | Учить понимать сложные предложения и соотносить с картинкой |
61 | 1 | 22.04 | | Понимание сложных предложений | Учить понимать сложные предложения и соотносить с картинкой |
62 | 1 | 24.04 | | Понимание сложных предложений | Учить понимать сложные предложения и соотносить с картинкой |
63 | 1 | 29.04 | | Понимание содержания текста | Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками |
64 | 1 | 06.05 | | Понимание содержания текста | Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками |
65 | 1 | 08.05 | | Понимание содержания текста | Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками |
66 | 1 | 13.05 | | Понимание содержания текста | Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками |
67 | 1 | 15.05 | | Понимание содержания текста | Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками |
68 | 1 | 20.05 | | Понимание содержания текста | Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками |
Итого:14 часов |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение) |
По плану | По факту |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
Предмет | Количество часов по плану | Выполнение | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия |
Четверть |
| | 1 | 2 | 3 | 4 | | | |
Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с средней умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).
Формы работы на уроке: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия
Демонстрационные:
Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из сказок.
Раздаточные: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Буквы разрезной азбуки, карточки с изображениями предметов, слогов, слов, карандаши, фломастеры, манка, элементы пройденных букв, материал для моделирования пройденных букв (верёвочки, палочки)
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Ноутбук.
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
Учебно-методический комплекс
Речевая практика. 1 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2017. – 95 с.
Речевая практика. 2 класс: учеб.для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2018. – 79 с.