СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация для обучающегося по СИПР на 2023-2024 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация»

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

№5 им.А.П.Лимаренко поселка Псебай




Принято

Педагогическим советом

Протокол № ___

от «____»_______ 20___ г.

Утверждено

Приказом № ____ от «____» ______ 20___ г.

Директор ________________ А.А.Сулухия




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

 «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

для обучающегося на дому

_________________________ (4  класс)

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Голощук Екатерина Владимировна

                                           Ознакомлен и согласен  ____________________________

                                                                                                                         Подпись родителя (законного представителя)








пгт.Псебай

2023-2024 у.г.




СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.2.Планируемые результаты освоения программы

1.3.Система оценки достижений планируемых результатов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Учебно-тематический план

2.2.Календарно-тематическое планирование

2.3.Лист корректировки рабочей программы

2.4.Лист оценки выполнения рабочей программы

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в ФАОП в варианте 2. Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность  ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.


Задачи:

1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Особенности обучения на занятия ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру.

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.

В соответствии с требованиями ФГОС к федеральной адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Формы контроля при выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений.

Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Цель данной программы - повысить уровень как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к овладению коммуникативными навыками.                                                                                                                                                    

С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:

Образовательные:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

 - формирование умения выполнять несложные инструкции;

- формирование правильной артикуляции ;

- обучение правильной посадке при письме;

 - обучение правильному захвату карандаша;

 - обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

- знакомство с печатными буквами

Коррекционно – развивающие:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

 - развитие памяти;

 - развитие внимания;

 - развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

 - воспитывать интерес к процессу обучения;

 - воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты

          Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

  • Устанавливать зрительный контакт с собеседником;

  • Реагировать на своё имя;

  • Слушать объяснения учителя;

  • Проявлять заинтересованность в выполнении задания;

  • Соотносить название предмета с соответствующей картинкой;

  • Называть действия предметов изображённых на картинке с помощью учителя;

Достаточный уровень:

  • показывать изображение предмета названного учителем;

  • составлять короткие предложения по сюжетной картинке с помощью учителя;

  • читать слоги из пройденных букв с помощью учителя;

Формирование базовых учебных действий

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 4 класса на уроках речь и альтернативная коммуникация, обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное отношение к учебе в целом:

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений

Коммуникативные:

  • вступать  в контакт и работать в паре (учитель–ученик)

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Регулятивные:    

  • активно участвовать в деятельности, контролировать  свои действия

Познавательные:

  • поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми;  

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по предмету речь и альтернативная коммуникация должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.

        Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.

        Реализация учебной программы «Речь и альтернативная коммуникация» обеспечивается через оснащение уроков необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.





Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Планируемые результаты


1 четверть

1. Коммуникация

1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств.

1

1

04.09


Выявление уровня знаний.

Выявление актуальной зоны развития

2

1

06.09


Использование звука как средства коммуникации

Учить распознавать звуки.

3

1

11.09


Использование звукоподражания как средства коммуникации

Учить распознавать звуки.

4

1

13.09


Использование звукоподражания как средства коммуникации

Учить распознавать звуки.

5

1

18.09


Использование звукового комплекса как средства коммуникации

Учить распознавать комплексы звуков

6

1

20.09


Использование звукового комплекса как средства коммуникации

Учить распознавать комплексы звуков

7

1

25.09


Использование слога как средства коммуникации

Учить распознавать слоги

8

1

27.09


Использование слога как средства коммуникации

Учить распознавать слоги

9

1

02.10


Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним)

Учить словам приветствия и прощания

10

1

04.10


Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним)

Учить словам приветствия и прощания

11

1

09.10


Использование предложения как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним)

Учить предложениям приветствия и прощания

12

1

11.10


Использование предложения как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним)

Учить предложениям приветствия и прощания

1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.

13

1

16.10


Использование взгляда как средства коммуникации

Учить устанавливать зрительный контакт с собеседником

14

1

18.10


Использование взгляда как средства коммуникации

Учить устанавливать зрительный контакт с собеседником

15

1

23.10


Использование мимики как средства коммуникации

Учить поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми; учить пониманию мимики

16

1

25.10


Использование мимики как средства коммуникации

Учить поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми; учить пониманию мимики

Итого: 16 часов

2 четверть

17

1

06.11


Использование жеста как средства коммуникации

Учить поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми; использование доступных жестов для передачи сообщения; учить пониманию жестов

18

1

08.11


Использование жеста как средства коммуникации

Учить поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми; использование доступных жестов для передачи сообщения; учить пониманию жестов

19

1

13.11


Использование жеста как средства коммуникации

Учить поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми; использование доступных жестов для передачи сообщения; учить пониманию жестов

20

1

15.11


Использование звучащего предмета как средства коммуникации

Учить соотносить звучащие предметы с изображенными на картинках

21

1

20.11


Использование звучащего предмета как средства коммуникации

Учить соотносить звучащие предметы с изображенными на картинках

22

1

22.11


Использование звучащего предмета как средства коммуникации

Учить соотносить звучащие предметы с изображенными на картинках

23

1

27.11


Использование предметного символа как средства коммуникации

Учить рассматривать картинки

24

1

29.11


Использование предметного символа как средства коммуникации

Учить рассматривать картинки

25

1

04.12


Использование предметного символа как средства коммуникации

Учить рассматривать картинки

26

1

06.12


Использование графического изображения как средства коммуникации

Учить рассматривать картинки

27

1

11.12


Использование графического изображения как средства коммуникации

Учить рассматривать картинки

28

1

13.12


Использование графического изображения как средства коммуникации

Учить рассматривать картинки

29

1

18.12


Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

Учить рассматривать картинки

30

1

20.12


Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

Учить рассматривать картинки

31

1

25.12


Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

Учить рассматривать картинки

32

1

27.12


Использование компьютера (планшетного компьютера) как средства коммуникации

Учить рассматривать картинки на ноутбуке

Итого: 16 часов

3 четверть

33

1

08.01


Использование компьютера (планшетного компьютера) как средства коммуникации

Учить рассматривать картинки на ноутбуке

1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

1.2.1. Импрессивная речь

34

1

10.01


Понимание слова, обозначающего собственное имя

Учить звукам собственного имени.

35

1

15.01


Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов

Учить соотношению названия членов семьи с членами семьи, педагога

36

1

17.01


Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов

Учить соотношению названия членов семьи с членами семьи, педагога

37

1

22.01


Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

Учить узнавать  картинки, обозначающие предметы

38

1

24.01


Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

Учить узнавать  картинки, обозначающие предметы

39

1

29.01


Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

Учить узнавать  картинки, обозначающие предметы

40

1

31.01


Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

Учить узнавать  картинки, обозначающие предметы

41

1

05.02


Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

Учить узнавать  картинки, обозначающие предметы

42

1

07.02


Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

Учить узнавать  картинки, обозначающие действия

43

1

12.02


Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

Учить узнавать  картинки, обозначающие действия

44

1

14.02


Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

Учить узнавать  картинки, обозначающие признаки предметов

45

1

19.02


Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

Учить узнавать  картинки, обозначающие признаки предметов

46

1

21.02


Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

Учить словам, обозначающим признаки действия, состояния

47

1

26.02


Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

Учить словам, обозначающим признаки действия, состояния

48

1

28.02


Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

Учить словам, обозначающим признаки действия, состояния

49

1

04.03


Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.)

Учить словам, обозначающим указание на субъект/объект, его принадлежность

50

1

06.03


Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.)

Учить словам, обозначающим указание на субъект/объект, его принадлежность

51

1

11.03


Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.)

Учить словам, обозначающим указание на субъект/объект, его принадлежность

52

1

13.03


Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

Учить пониманию слов, обозначающих число, количество предметов

53

1

18.03


Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

Учить пониманию слов, обозначающих число, количество предметов

54

1

20.03


Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

Учить пониманию слов, обозначающих число, количество предметов

Итого: 22 часа

4 четверть

55

1

01.04


Понимание простых предложений

Учить понимать простые предложения и соотносить с картинкой

56

1

03.04


Понимание простых предложений

Учить понимать простые предложения и соотносить с картинкой

57

1

08.04


Понимание простых предложений

Учить понимать простые предложения и соотносить с картинкой

58

1

10.04


Понимание простых предложений

Учить понимать простые предложения и соотносить с картинкой

59

1

15.04


Понимание сложных предложений

Учить понимать сложные предложения и соотносить с картинкой

60

1

17.04


Понимание сложных предложений

Учить понимать сложные предложения и соотносить с картинкой

61

1

22.04


Понимание сложных предложений

Учить понимать сложные предложения и соотносить с картинкой

62

1

24.04


Понимание сложных предложений

Учить понимать сложные предложения и соотносить с картинкой

63

1

29.04


Понимание содержания текста

Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками

64


1


06.05



Понимание содержания текста

Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками

65

1

08.05


Понимание содержания текста

Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками

66

1

13.05


Понимание содержания текста

Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками

67

1

15.05


Понимание содержания текста

Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками

68

1

20.05


Понимание содержания текста

Учить понимать содержание текста и соотносить текст с картинками

Итого:14 часов

Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение)

По плану

По факту

























































































2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

Предмет

Количество часов по

плану

Выполнение

Отставание

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

Четверть



      1

         2

3

4













Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с средней умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для реализации данной программы  используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).

Формы работы на уроке: индивидуальная.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия

Демонстрационные:

Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из сказок.

Раздаточные: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Буквы разрезной азбуки, карточки с изображениями предметов, слогов, слов, карандаши, фломастеры, манка, элементы пройденных букв, материал для моделирования пройденных букв (верёвочки, палочки)

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Ноутбук.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

  • Презентации к урокам речи и альтернативной коммуникации по разделам.

Учебно-методический комплекс

  • Речевая практика. 1 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2017. – 95 с.

  • Речевая практика. 2 класс: учеб.для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2018. – 79 с.