СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа: "Речь и альтернативная коммуникация"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа: "Речь и альтернативная коммуникация"»


Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изменеиями);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, утвержденный приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599.

  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с РАС и умственной отсталостью от 24.11.22 г. № 1023.

.

Цель программы по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»: создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, а также расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

Основные задачи программы по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»:

1) Учить овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

2) Научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3) Коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, артикуляционной и мелкой моторики.

Место коррекционно-развивающегося курса в учебном плане

По ФААООП выделено 2 ч. в неделю, всего 68 часов.


НАПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ КУРСА.

Основным средством реализации образования является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Направления работы:

  1. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Задачи:

  • расширить рамки коммуникации с окружающими;

  • дать представления о невербальных средствах коммуникации;

  • развить невербальные компоненты коммуникации.

  • Приемы:

  • развитие понимания жестов и выразительных движений;

  • моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на и тд.);

  • развитие мимики и жеста;

  • учить понимать и пользоваться пиктограммами, сигнальными карточками, картинками, рисунками.

  1. Развитие слухового восприятия.

Задачи:

  • расширить рамки слухового восприятия;

  • развить слуховые функции;

  • сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.

Приемы:

  • привлечение внимания к звучащему предмету;

  • различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;

  • реагирование на громкость звучания;

  • развитие подражания неречевым и речевым звукам;

  • различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

  1. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи:

  • Развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;

  • формировать представления о схемах лица и тела;

  • развить подвижность речевой мускулатуры;

  • обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

Приемы:

  • массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

  • пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

  • активизация пассивных и активных движений рук;

  • артикуляционная и мимическая гимнастика;

  1. Развитие функции голоса и речевого дыхания.

Задачи:

  • формировать навыки и умения правильного пользования речевым дыханием;

  • активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Приемы:

  • развитие произвольного речевого вдоха;

  • различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха;

  • упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;

  • формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и] и тд..

  1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

  • развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

  • формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.

Приемы:

  • узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда,
    животные, люди);

  • показ картинок с изображением предметов, относящихся к
    определённым категориям, различающимся по признакам;

  • автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);

  • выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;

  • побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;

  • активизация потребности в речевых высказываниях;

  • развитие речевого подражания.

В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность, ученики становятся, более открыты для общения, комплексный подход позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Формироваться правильное эмоциональное состояние без речевого ребенка. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.

Данное сопровождение учащихся с тяжелыми нарушениями речи позволит улучшить их социальную адаптацию, дать возможность для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.

На уроках используются: карточки, иллюстрации, рисунки, модели, схемы, дидактические пособия, символы, пиктограммы, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации, обучающие фильмы), коммуникативные таблицы и тетради для общения, сюжетные картинки различной тематики для развития речи, мелодии для пропевания звуков, зеркала.

Дидактические игры «Послушный карандаш», «Обведи по точкам», «Нарисуй дорожку», «Узоры для раскрашивания», «Услышь звук», «Связь жеста и слова», «Связь слова и мимики», «Свиязь слова и действия», «Повтори за мной», «Делай так», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Кто больше запомнит или увидит», «Четвёртый лишний», «Угадай, чей голос», «Шумовые коробочки», «Найди общее», «В чём различия?», «Объедини предметы», «Разложи по группам», «Весёлые картинки», «Покажи карточку, если ты согласен», «Подними нужный символ», «Угадай жест», «Подними нужную карточку», «Делай как я» и др.

Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (2 часа в неделю).

В соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.


Ожидаемые результаты освоения программы.

У обучающихся будут сформированы:

1. Потребность в коммуникации.

2. Способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов.

3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом;

использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;

использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления
природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.


Основные требования к умениям учащегося.

Обучающиеся должны уметь:

- понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и
графических изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;

- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, символы, коммуникативные тетради;

- использовать вербальные средства общения (слово);

- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;

-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);

- выполнять задания по словесной инструкции учителя;

- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании

- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- выполнять развивающие упражнения для рук;

- выполнять графические упражнения.


Содержание тем учебного курса

4 класс

Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся.

Обследование импрессивной речи.

Обследование экспрессивной речи.

Обследование графомоторных навыков.

Обследование внимания, восприятия.

Понятие «Да»

Связь указательного жеста, карточек со словом: форма согласия «ДА!»

Понятие «Нет»

Связь указательного жеста, карточек со словом: форма отрицания «НЕТ!»

Понятие «Не знаю»

Связь указательного жеста со словом: форма сомнения «НЕ ЗНАЮ!»

Понятие «Здравствуйте»

Связь указательного жеста со словом: форма приветствия «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Понятие «До свидания»

Связь указательного жеста со словом: форма прощания «ДО СВИДАНИЕ!»

Понятие «На»

Знакомство с понятием: «На»

Понятие «Дайте, пожалуйста»

Связь указательного жеста со словом: форма просьбы «ДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!»

Понятие «Возьмите, пожалуйста»

Связь указательного жеста со словом: форма отдачи «ВОЗЬМИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!»

Понятие «Спасибо»

Выражение благодарности «Спасибо», жестом, словом.

Импрессивная речь

Выполнение простых инструкций: «Подойди ко мне»; «Посмотри на меня» и т.д.

Выполнение простых инструкций: «Покажи игрушку». Выполнение действий по образцу: с игрушкой, на примере предметных картинок

Взаимодействие детей: «Игры рядом»

Имитация элементарных артикуляционных движений.

Семья «Показ близких, детей, кукол».

Семья «Работа над словами: дай, на, где, еще».

Я – ребенок. Овладение невербальными средствами коммуникации; понимание графического изображения.

Части тела и лица. «Лицо мое и соседа».

Части тела и лица. «Тело мое и соседа»

Отождествление человека с именем. Отзывание на свое имя.

Эмоции и мимика

Мимика – как средство общения.

Положительные эмоции «Смех и радость»

Эмоции «Слезы - грусть»

«Удивление»

Отрицательные эмоции «Злость»

«Страх»

Экспрессивная речь.

Подражательно-речевая деятельность в форме любых звуков, проявлений (кап-кап, тук-тук, у-у-у и т.д.).

Развитие экспрессивной речи. Подражание крикам животных.

Подражание музыкальным инструментам.

Подражание транспортным шумам.

Соотношение звуков с реальными предметами.

Формирование зрительной линейной памяти.

Формирование зрительной линейной памяти.

Предметы игрушки.

Предметные картинки.

Цветовой материал.

Контурные изображения.

Коммуникация с помощью вербальных и невербальных средств.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».

«Корова, лошадь».

«Кошка, собака».

Настольный театр «Кто в домике живет»

Звукоподражание. Имитация движений

Дидактическая игра «Угадай по звуку»

Дидактическая игра «Строители»

Коммуникативное взаимодействие по теме: «Транспорт. ПДД». Легковой.

«Транспорт. ПДД». Грузовой.

Коммуникативное взаимодействие, инсценирование сказки «Теремок»

Коммуникативное взаимодействие по теме «Овощи».

«Одежда».

«Головные уборы».

Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы.

Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Фрукты».

Знакомство со словами-названиями - действиями, которые находятся в близком окружении (на улице). «Чтение» изображений. Жест «нет», «не хочу», «не буду».

Коммуникативное взаимодействие по теме «Мебель». Жест – сядь, встань.

Коммуникативное взаимодействие игра «Лото»

«Посуда». Д/игра «Напоим гостя чаем».

Д/игра «Сложи картинку».

Коммуникативное взаимодействие по теме «Обувь».

«Продукты».

«Домашние птицы».

«Дикие птицы»

«Дикие животные»

Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов

1.

Обследование устной и письменной речи, общего развития учащегося

6

2.

Понятие «Да»

1

3.

Понятие «Нет»

1

4.

Понятие «Не знаю»

1

5.

Понятие «Здравствуйте»

1

6.

Понятие «До свидания»

1

7.

Понятие «Дайте, пожалуйста»

1

8.

Понятие «Возьмите, пожалуйста»

1

9.

Понятие «Спасибо»

1

10.

Понятие «На»

1

11.

Импрессивная речь

10

12.

Эмоции и мимика

6

13.

Экспрессивная речь.

5

14.

Формирование зрительной линейной памяти.

4

15.

Коммуникация с помощью вербальных и невербальных средств

29

Итого

68 ч.


Календарно-тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Темы и основные направления работы

Примечание

Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся.

1.



Обследование импрессивной речи.


2.



Обследование импрессивной речи.


3.



Обследование экспрессивной речи.


4.



Обследование экспрессивной речи.


5.



Обследование графомоторных навыков.


6.



Обследование внимания, восприятия.


Понятие «Да»

7.



Связь указательного жеста, карточек со словом: форма согласия «ДА!»


Понятие «Нет»

8.



Связь указательного жеста, карточек со словом: форма отрицания «НЕТ!»


Понятие «Не знаю»

9.



Связь указательного жеста со словом: форма сомнения «НЕ ЗНАЮ!»


Понятие «Здравствуйте»

10.



Связь указательного жеста со словом: форма приветствия «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»


Понятие «До свидания»

11.



Связь указательного жеста со словом: форма прощания «ДО СВИДАНИЕ!»


Понятие «На»

12.



Знакомство с понятием: «На»


Понятие «Дайте, пожалуйста»

13.



Связь указательного жеста со словом: форма просьбы «ДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!»


Понятие «Спасибо»

14.



Выражение благодарности «Спасибо», жестом, словом.


Импрессивная речь

15.



Выполнение простых инструкций: «Подойди ко мне»; «Посмотри на меня» и т.д.


16.



Выполнение простых инструкций: «Покажи игрушку». Выполнение действий по образцу: с игрушкой, на примере предметных картинок


17.



Взаимодействие детей: «Игры рядом»


18.



Имитация элементарных артикуляционных движений.


19.



Семья «Показ близких, детей, кукол».


20.



Семья «Работа над словами: дай, на, где, еще».


21.



Я – ребенок. Овладение невербальными средствами коммуникации; понимание графического изображения.


22.



Части тела и лица. «Лицо мое и соседа».


23.



Части тела и лица. «Тело мое и соседа»


24.



Отождествление человека с именем. Отзывание на свое имя.


Эмоции и мимика

25.



Мимика – как средство общения


26.



Положительные эмоции «Смех и радость»


27.



Эмоции «Слезы - грусть»


28.



«Удивление»


29.



Отрицательные эмоции «Злость»


30.



«Страх»


Экспрессивная речь

31.



Подражательно-речевая деятельность в форме любых звуков, проявлений (кап-кап, тук-тук, у-у-у и т.д.).


32.



Развитие экспрессивной речи. Подражание крикам животных.


33.



Подражание музыкальным инструментам.


34.



Подражание транспортным шумам.


35.



Соотношение звуков с реальными предметами


Формирование зрительной линейной памяти.

36.



Формирование зрительной линейной памяти.


37.



Предметы игрушки.


38.



Предметные картинки


39.



Цветовой материал.


Коммуникация с помощью вербальных и невербальных средств.

40.



Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».


41.



«Корова, лошадь».



42.



«Кошка, собака».


43.



Настольный театр «Кто в домике живет»


44.



Звукоподражание. Имитация движений


45.



Дидактическая игра «Угадай по звуку»


46.



Дидактическая игра «Строители»


47.



Коммуникативное взаимодействие по теме: «Транспорт. ПДД». Легковой


48.



«Транспорт. ПДД». Грузовой


49.



Коммуникативное взаимодействие, инсценирование сказки «Теремок»


50.



Коммуникативное взаимодействие по теме «Овощи».


51.



«Одежда».


52.



«Головные уборы».


53.



Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы.


54.



Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений.


55.



Коммуникативное взаимодействие по теме «Фрукты»


56.



Знакомство со словами-названиями - действиями, которые находятся в близком окружении (на улице). «Чтение» изображений. Жест «нет», «не хочу», «не буду».


57.



Коммуникативное взаимодействие по теме «Мебель». Жест – сядь, встань


58.



«Продукты».


59.



«Домашние птицы».


60.



«Дикие птицы»


61.



«Дикие животные»


62.



Инсценировка сказки «Три медведя»


63.



Коммуникативное взаимодействие, по сказке «Семеро козлят».


64.



Коммуникативное взаимодействие, по сказке «Теремок».


65.



Обследование речи: понимание обращённой речи, внятность речи, лексический строй речи.


66.



Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, артикуляционная моторика; мимика.


67.



Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, артикуляционная моторика; мимика.



68.



Итоговое занятие





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!