МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АТКАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «АПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
для всех специальностей естественнонаучного, социально-экономического
и технического профилей
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА »
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Родная литература» является частью программы подготовки специалистов среднего звена, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017г., для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического, естественнонаучного и технического профилей, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина «Родная литература» относится к базовым дисциплинам общеобразовательной подготовки, для всех специальностей среднего профессионального образования естественнонаучного, социально-экономического, технического профилей.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих результатов:
• личностные результаты:
-- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
-- гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционное национальное и общечеловеческие гуманистические ценности;
-- готовность служению Отечеству, его защите;
-- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
-- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
-- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной общественной деятельности;
-- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
-- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
-- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
-- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
-- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
• метапредметные результаты:
−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
−− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
-- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
-- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
-- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
• предметные результаты:
−− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
−− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;
−− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
−− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
учебной нагрузки обучающегося 34 часа, в том числе:
учебной нагрузки обучающегося во взаимодействии с преподавателем 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 34 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
Промежуточная аттестация в форме зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Раздел 1. Родная литература 19 века | 6 | |
Тема 1.1 Введение. Родная литература. | Содержание учебного материала | | |
1 | Литература и история саратовского края. Теория литературы. Реализм. | 1 | 2 |
2 | Самобытность родной литературы 19 века. | 1 | 2 |
Тема 1.2 Н. Г. Чернышевский | Содержание учебного материала | | |
1 | Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа. | 2 | 2 |
2 | Г. Чернышевский и Саратов. Проблематика рассказов «Чингисхан», «История Елизара Федотыча» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения «Общество будущего в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”»; презентаций. Чтение романа «Что делать?» и рассказов « Чингисхан», «История Елизара Федотыча» | | |
| Раздел 2. Родная литература начала 20 века | 14 | |
Тема 2. 1. П.В. Орешин | Содержание учебного материала | | |
1 | Этапы биографии и творчества. Лирика поэта. Мир природы в лирике поэта. Анализ книг «Родник». «Ржаное солнце». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения: «Герои произведений Л.Кассиля (по выбору)», «Биография и творческий путь»; презентаций. | | |
Тема 2. 2. А.Н. Толстой | Содержание учебного материала | | |
1 | Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» — художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. | 2 | 2 |
2 | Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения. | 2 | 2 |
3 | «Хождение по мукам». История создания произведения. Жанровое своеобразие. Судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революции 1917 года. Внутренний конфликт героев произведения. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: чтение романов «Петр Первый», «Хождение по мукам». Подготовка презентаций, сообщений по теме: Роман «Петр Первый» — художественная история России XVIII века; «Судьбы русской интеллигенции в романе «Хождение по мукам»» | | |
Тема 2.3 К.А.Федин. | Содержание учебного материала | | |
1 | Этапы биографии и творчества. Федин и Саратов. Литературный музей имени К.А.Федина. | 2 | 2 |
2 | «Города и годы». Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Опыт Первой мировой и Гражданских войн на страницах романа. Экранизация романа. Обзор трилогии «Первые радости», «Необыкновенное дето», «Костер». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проект: «Исторические моменты в жизни нашей страны в произведениях К.Федина». | | |
Тема 2.4 Л.А.Кассиль | Содержание учебного материала | | |
1 | Тематическая направленность книг Кассиля. Художественное своеобразие повести «Кондуит и Швамбрания». Художественное своеобразие повести «Вратарь Республики». Общественная деятельность писателя. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения: «Герои произведений Л.Кассиля (по выбору)», «Биография и творческий путь»; презентаций. | | |
| Раздел 3. Родная литература второй половины 20 века – начала 21 века | 14 | |
Тема 3.1 А.А.Бек | Содержание учебного материала | | |
1 | Биография и творческий путь. Великая Отечественная война на страницах повести «Волоколамское шоссе». | 1 | 2 |
2 | Мирный труд в произведениях А.Бека | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения: «Герои произведений А.Бека», «Биография и творческий путь»; презентаций. | | |
Тема 3.2 А.Н.Студитский | Содержание учебного материала | | |
1 | Жизненный и творческий путь. Работа в редакциях. Анализ научно-фантастических произведений. «Ущелье Батырлар-Джол», «Сокровище Черного моря» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проект: «Великий земляк-фантаст» | | |
Тема 3.3 М.Н.Алексеев | Содержание учебного материала | | |
1 | Биография и творчество писателя. Художественное своеобразие романа «Вишнёвый омут». | 1 | 2 |
2 | Художественный мир писателя. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения или презентации: «Герои «Вишневого омута»», «Биография и творческий путь». Чтение романа «Вишневый омут» | | |
Тема 3.4 И.Г.Тобольский | Содержание учебного материала | | |
1 | Обзор жизненного и творческого пути поэта. Особенности лирики. | 1 | 2 |
2 | Поэма «Исповедь»: жанровые особенности. Идейное содержание поэмы « Исповедь». | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения или презентации: «Биография и творческий путь»; чтение стихотворений и поэмы «Исповедь». | | |
Тема 3.5 Н.Е.Палькин | Содержание учебного материала | | |
1 | Малая родина Палькина. Тема Волги в творчестве поэта. | 1 | 2 |
2 | Тема любви в лирике. Мир природы в лирике поэта | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения или презентации: «Биография и творческий путь»; чтение стихотворений. | | |
Тема 3.6 Г.Г.Голобоков | Содержание учебного материала | | |
1 | Жизненный путь поэта. Своеобразие художественного мироощущения поэта. Анализ цикла стихов «Братья по разуму». Хаос и космос в творчестве Голобокова | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения или презентации: «Биография и творческий путь»; чтение стихотворений. | | |
Тема 3.7 В.Ф.Бойко | Содержание учебного материала | | |
1 | В.Ф. Бойко - поэт, журналист, литературный критик. Особенности художественного мира поэта. Книга «День начинается с птицы»: жанровые особенности. Идейное содержание книги. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения или презентации: «Биография и творческий путь»; чтение книги «День начинается с птицы». | | |
Тема 3.8 Родная литература последних десятилетий | Содержание учебного материала | | |
1 | Родная литература на современном этапе. Нравственная проблематика произведений 21 века. | 1 | 2 |
2 | Обзор произведении последних десятилетий, в том числе местных авторов | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения или презентации: «Биография и творческий путь Ю.П.Анненкова»; чтение стихотворений. | | |
Зачёт | | 1 | |
| Итого | 34 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации учебной программы дисциплины «Родная литература» имеется учебный кабинет русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
аудиторная доска;
комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);
шкафы для книг;
портреты писателей;
видеотека по курсу;
DVD, СD, МР3 (аудио и видео записи).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- ноутбук;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в электронных презентациях.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники для студентов:
1. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1 / под ред. Г. А. Обернихиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2018.
2. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 / под ред. Г. А. Обернихиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2018.
3. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2017.
Дополнительные источники:
1. Ю.П.Анненков. «О природе, о любви, о жизни» 1999г.
2.. Ю.П.Анненков «Фронтовики, наденьте ордена!» 2000г.
3. Ю.П.Анненков «Аткарский край Руси родной - частица во Вселенной...» Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=454439 © Библиофонд
4. В.М. Ганский. «Дорогие мои саратовцы!» - Саратов «Приволжское книжное издательство», 2015 г.
5. Невннская И.Н. Кассиль Лев Абрамович. Русские детские писатели XX века - Москва «Наука», 2014г.
6. Н.Е. Палькин. Зацвели саратовские вишни. Сборник песен ~ Саратов «Приволжское книжное издательство». 2015 г.
7. Старков А. Ступени мастерства: очерк творчества К.А. Федина.- Москва «Просвещение». 2015 г.
8. Толстая-Крандиевская Н.В. Я вспоминаю. - Москва «Дрофа», 2013 г.
9. Тимина С.И. Русская проза конца XX в. - М., 2001.
10. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста-Москва «Просвещение», 2013
11.Энциклопедия для детей. Русская литература 19-20 века- Москва Аванта+, 2015г.
Интернет-ресурсы:
1. Белянкнн Е.О. www.ru.wikipedia.org/wiki/ Белянкин Евгений Осипович
2.Тобольскнй И.Гwww.ru.wikipedia.org/wiki/Тобльский Исай Григорьевич
3. Голобоков Г.Г. www.ru.wikipedia.org/wiki/Голобоков_Геннадий_Григорьевнч
4. Бойко В.Ф. www.ru.wikipedia.org/wiki/Бойко_Виталий_Фёдорович
5. Орешин Г1.В. www.ru.wikipedia.org/wiki/Орешин Пётр Васильевич
Для преподавателя:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм. , внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
6. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
7.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
8. Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011.
9. Черняк М. А. Современная русская литература. — М., 2010.
10. Электронный ресурс ЭБС IPR books. Форма доступа: www.iprbookshop.ru
11. Электронный ресурс «Литературный портал- « Русская литература». Форма доступа: www.fplib.ru
Интернет-ресурсы -
http: // teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_pro.htm#rupisnet.
http:// www.vavilon.ru
http://lit.lseptember.ru/index.php.
www.alledu/pedsovet.ru,
http://www.gramma.ru
http://eelmaa.narod.ru/urtit/urlit_main.htm
www.school.edu.ru/dok edu.asp
www.edu.ru/db/portal/sred/
3.3 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятии (деловые и ролевые игры). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный м фронтальный) и письменные опросы (тестирование, рефераты, выполнение индивидуальных задании) по соответствующим темам.
Контроль знаний по завершению курса дисциплины проводится в форме зачёта.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (предметные результаты) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины " Родная литература": −− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; | Оперативный контроль: - тестирование; - в устной или письменной форме; |
−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; | Оперативный контроль: - устный опрос; -тестирование; |
−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; | Оперативный контроль: - устный опрос; -тестирование; |
−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование; |
−− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование; |
−− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование; |
−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - защита проекта; |
−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование; |
−− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; | Оперативный контроль: - в устной или письменной форме; - тестирование; |
−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. | Промежуточный контроль –зачет |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Личностные результаты |
-- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); -- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; | - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
-- гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционное национальное и общечеловеческие гуманистические ценности; -- готовность служению Отечеству, его защите; | - проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей; -демонстрация готовности к исполнению воинского долга; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. Своевременность постановки на воинский учет. |
-- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; -проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
-- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; -- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности; | Успешное прохождение учебной практики; - участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях; |
-- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной общественной деятельности; | - демонстрация желания учиться; - сознательное отношение к продолжению образования вузе; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
-- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; | - умение ценить прекрасное; | Творческие и исследовательские проекты |
-- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; -- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; | - готовность вести здоровый образ жизни; - занятия и спортивных секциях; - отказ от курения, употребления алкоголя; -забота о своем здоровье и здоровье окружающих; - оказание первой помощи | Спортивно-массовые мероприятия Дни здоровья |
-- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; | - демонстрация интереса к будущей профессии; - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач | Занятия по специальным дисциплинам Учебная практика Творческие проекты |
-- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; | - экологическое мировоззрение; -знание основ рационального природопользования и охраны природы | Мероприятия по озеленению территории Экологические проекты |
-- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. | - уважение к семейным ценностям; - ответственное отношение к созданию семьи | Внеклассные мероприятия, посвященные институту семьи |
метапредметные результаты |
−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | - организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей | Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ |
−− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | - демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию | Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио |
-- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | -демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; -использование различных методов решения практических задач | Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады |
-- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; -- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; - использование компьютерных технологий для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности | Подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. |
-- умение определять назначение и функции различных социальных институтов; | - сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения и т.д.) | Деловые игры – моделирование социальных и профессиональных ситуаций |
-- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | -демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; -самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
-- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; -- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | -умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |