Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стемасская основная общеобразовательная школа»
Алатырского муниципального округа Чувашской Республики
Рассмотрено и принято на заседании ШМО Протокол №1 от31.08.2023 | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Н.М. Сидорова | Утверждаю Директор МБОУ «Стемасская ООШ» Приказ от 31.08.2023№ 56 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Родной край»
по социальному
направлению
для обучающихся 1-4 классов
2023 год
Пояснительная записка
Настоящая программа относится к туристско-краеведческой направленности.
Школьное краеведение – важный фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политическому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край.
Каждый край нашей страны имеет свои культурные традиции и памятные места, которые могут стать основой краеведческой работы.
Актуальность настоящей программы заключается в том, что она позволяет средствами дополнительного образования частично компенсировать пробелы в знаниях о родном крае и известных людях по разным предметам, одновременно способствуя и общекультурному развитию детей.
Встреча с местностью и обстановкой, где жили и творили писатели и живописцы, музыканты и актеры, знакомство с подлинными документами и их личными вещами, посещение тех мест, где художниками владели, запечатленные в их творениях мысли и чувства, где их глазам открывались картины поэтического восприятия окружающего мира, производят яркое, неизгладимое впечатление. Волнующий эффект присутствия в этих исторических местах вызывает неповторимое ощущение личной причастности к культурной традиции края.
Во время занятий дети получают информацию о родном поселке, районе, области, роли города Тула в истории России; узнают традиционные для родного края промыслы; знакомятся с культурным наследием Тульской области, именами знаменитых людей, чья жизнь и творчество были связаны с Тулой и областью.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Она позволяет заложить основы краеведческих знаний, опираясь на которые дети смогут развить свой дальнейший интерес, общаясь с другими источниками информации, посещая различные кружки в средних и старших классах.
В основе программы развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Срок реализации программы: 1год. Занятия кружка проходят 1 раза в неделю по 1 часу, всего - 34 часа.
Цели и задачи
Целью курса является программы является формирование интереса к истории своей Малой Родины, расширение собственного культурного кругозора, развитие самосознания школьника.
Задачи курса краеведения познакомить:
с историей возникновения Чуваши, его значение в истории Российского государства;
с оборонительным значением Чувашии для Российского государства;
с народными промыслами и ремеслами Чувашии
с жизнью и бытом населения Чувашии;
с достопримечательностями и памятными местами родного края;
с великими земляками и их вкладом в мировую культуру и искусство
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни села (посёлка), района, актуальность, воспитательная ценность.
Организационно-педагогические основы обучения
К наиболее эффективным формам представления материала по данной программе, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения любой темы и на любом этапе занятия. Презентация дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятия кружка по данной программе. Данная форма позволяет представить изучаемый материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача изучаемого материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.
Все методы учитывают возрастные психологические характеристики учащихся. Существенными новыми качествами у ребят в этом возрасте становится произвольность поведения, способность к самоорганизации, рефлексии, умение творчески решать поставленные задания. Вместе с тем, произвольность процессов еще не у всех учащихся развита на достаточном уровне. Практические и лекционные занятия построены так, чтобы максимально заинтересовать учебным материалом учащихся и дать возможность реализовать свой творческий потенциал.
У детей этого возраста расширяется интерес к социальному миру, формируются социальные мотивы: ответственность, целеустремленность, долг, пытливость. Кроме того, еще значимы мотивы успеха, престижа, «хороших отметок». Поэтому форма контроля игровая.
Структура построения занятий
Программа "Родной край" рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в течение учебного года.
Формы организации учебного процесса.
В учебно-воспитательный процесс включены нетрадиционные формы проведения занятий:
экскурсии
посещение выставок, музеев;
просмотр видеофильмов;
защита проектов;
исследовательская деятельность;
викторины;
игры.
Для реализации образовательной программы «Край родной» необходимо дидактическое обеспечение:
слайды, видео пособия;
специальная литература, фотографии;
иллюстрации.
Методы работы, используемые при освоении программы:
- объяснительно-иллюстрационный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- продуктивный.
В течение всего учебного года поддерживается тесная связь с родителями, которые принимают участие во многих мероприятиях кружка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления об исторических местах и известных людях Чувашии, понимания того, что всем разнообразием знаний о родном крае можно овладеть при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
К концу года школьники должны знать:
историю родного края;
2.о семейных традициях, о своей родословной;
3. историю создания и развития школы;
4. О растительном и животном мире Чувашии;
важные исторические события, связанные с Чувашией и их значение для России;
города Чувашии;
достопримечательности и памятные места Чувашии и их значение в мировой и российской культуры;
великих людей Чувашии и их вклад в мировую культуру и искусство;
6. народные промыслы Чувашии.
7. о земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны.
Дети будут уметь:
работать с картой и находить города Чувашии;
составлять родословную
кратко рассказывать о достопримечательностях и великих людях Чувашии
Содержание программы.
Тема 1. Введение
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2. Мой край на карте Родины
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Символ России – берёза. Стихи, песни о белоствольной. Рисование берёзы. Чувашия– частица России. Наша республика на карте страны. Значение нашей республики для страны.
Тема 3. Природа родного края
Растительный мир средней полосы. Растения Чувашии, занесенные в Красную книгу. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Культурные растения нашего района. Лекарственные растения. Грибы. Животный мир. Животные, занесенные в Красную книгу.
Тема 4. Я и моя семья. (3 ч)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…». Моя родословная. Родословное древо.
Тема 5. Чувашия историческая.
Край наш Чувашский. Города Чувашии. Карта. Как Чувашия строилась. Чувашия древняя. Герб Чувашии. Жизнь и быт населения. Одежда крестьян. Фольклор, праздники. Пиры и питание крестьян.
Тема 6. Чувашские ремесла.
Чудо-мастера Чувашии.
Тема 7. История нашего района.
Откуда пошел город Алатырь. Исторические места города. Памятные места Алатырского района. Известные люди земли Алатырской. Поэты родного края.
Тема 8. Ратная слава земли Чувашской.
Сурский рубеж. Наши герои Великой отечественной войны. Герои-земляки.
Тема 9. Памятные места и известные люди земли Чувашской.
Памятные места Чувашии.
Тема 10. Малая моя родина – мой посёлок.
История возникновения села Стемасы, поселка Восход. Улицы поселка. Предприятия в нашем посёлке. История создания и развития школы. Талантами славится наша земля.
Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Всего часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Мой край на карте Родины. | 2 |
3 | Природа родного края. | 4 |
4 | Я и моя семья. | 2 |
5 | Чувашия историческая. | 4 |
6 | Чувашские ремесла. | 4 |
7 | История нашего района. | 4 |
8 | Ратная слава земли Чувашской. | 6 |
9 | Памятные места и известные люди Чувашии. | 3 |
10 | Малая моя родина – мой посёлок. | 4 |
| Всего: | 34 |
Календарное – тематическое планирование «Родной край»
№ п/п | Дата проведения | Название темы занятия. |
1 | | Вводное занятие. Краеведение - наука о родном крае.Инструктаж по ТБ |
2 | | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. |
3 | | Символ России – берёза. Стихи, песни о белоствольной. Рисование берёзы. |
5 | | Растительный мир средней полосы |
6 | | Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. |
7 | | Животный мир Чувашии. Животные, занесенные в Красную книгу |
8 | | Родной дом и семья. Профессии моих родителей. |
9 | | Творческий конкурс «Старая фотография из семейного альбома рассказала…». |
10 | | Край наш Чувашский. Города. Работа с картой |
11 | | Герб Чувашии – отражение исторического значения Чувашии. |
12 | | Жизнь и быт населения |
13 | | Экскурсия в школьный краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта. |
14 | | Одежда крестьян Рисование одежды крестьян. |
15 | |
16 | | Праздники в крестьянской семье Чувашии. Фольклор – духовное богатство нашего народа |
17 | |
18 | | Пиры, питание тульских крестьян. |
19 | | Игра "Слабое звено" (урок обобщения знаний) |
20 | | Чудо-мастера Чувашии. |
21 | | Тульская гармонь. |
22 | | Откуда пошел Алатырь. Заочная экскурсия по историческим местам г. Алатырь. |
23 | | Памятные места Алатырского района. |
24 | | Экскурсия в краеведческий музей г. Алатырь. |
25 | | Известные люди земли Алатырской. |
26 | | Поэты родного края. |
27 | | Сурский рубеж |
28 | | Экскурсия в школьный краеведческий музей. Знакомство с жизнью и подвигом героев-земляков. |
29 | | Работа над проектом «Герои-земляки» |
30 | | Экскурсия к обелиску Памяти |
31 | | Памятные места чувашии. Работа с картой памятных мест Чувашии. Природные и культурные достопримечательности |
32 | | Обобщающий урок – викторина «Знаете ли вы их имена?» |
33 | | История возникновения родного посёлка |
34 | | Что мы узнали за год? Подведение итогов. Урок обобщения. |