Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № ______ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Русская словесность»
на 2018 – 2019 учебный год
Уровень образования (класс) основное общее, 5 класс
Направление: общеинтеллектуальное
Общее количество часов 34
Количество часов в неделю 1
Педагог дополнительного образования Чижик Ольга Петровна
квалификационная категория нет
Программа разработана на основе:
Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А.Горского – 4-е издание – М.: «Просвещение», 2014г.- (Стандарты второго поколения).
Авторская программа к учебному курсу «Русская словесность. 5—9 классы» / Р. И. Альбеткова. — М. : Дрофа, 2017 – 56 с.
2018 год
Программа курса «Русская словесность» разработана на основе:
Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17.12.2010 г. № 1897;
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом МО и Н РФ от 4 октября 2010 г. № 986);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189);
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МОиН РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
Письма МО и Н РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
Письма МОиН РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
Письма МОиН РФ, департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Положения о рабочей программе ОУ (приказ ОО №112 от 26.06 2017г.);
Учебного плана ОУ на 2018/2019 учебный год;
Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А.Горского – 4-е издание – М.: «Просвещение», 2014г.- (Стандарты второго поколения).
Авторской программы к учебному курсу «Русская словесность. 5—9 классы» / Р. И. Альбеткова. — М. : «Дрофа», 2017.
Цель программы по курсу «Русская словесность» – воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку и литературе как величайшим духовным, нравственным и культурным ценностям русского народа.
Задачи:
- освоение знаний о законах функционирования языка, о разновидностях употребления языка и стилистической окраске слов и выражений, о стилистических возможностях различных языковых средств — лексических, фонетических, грамматических — и форм словесного выражения содержания, о тексте и его качествах, о значении средств художественной изобразительности, о правилах речевого общения в разных ситуациях;
- овладение на основе этих знаний русским языком как средством общения и материалом словесности, культурой устной и письменной речи, различными видами речевой деятельности; освоение умений творческого употребления литературного русского языка для выражения собственных мыслей и чувств, для создания в соответствии со сферой и ситуацией общения устных и письменных высказываний, не только соответствующих нормам литературного языка, но и обладающих такими качествами, как убедительность и выразительность;
- осознание эстетической ценности русского языка, развитие потребности в речевом самосовершенствовании на основе изучения языка выдающихся произведений словесности;
- понимание специфики языка художественной словесности, своеобразия словесного выражения содержания в произведениях разных родов и видов; восприятие произведения как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как целостного явления искусства слова; овладение умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл произведения в его родовой и видовой специфике через его языковую ткань;
- осознание значимости чтения для развития личности; формирование потребности в систематическом чтении; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного творчески воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Методической основой курса «Русская словесность» является системно-деятельностный подход.
В курсе «Русская словесность» обучающиеся 5 класса я знакомятся с богатством лексики русского языка, с прямым и переносным значением слов; с начальным понятием о тексте. Они получают первоначальное представление о произведениях разных родов и видов и об особенностях словесного выражения содержания в них.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностными результатами являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;
7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности. Они включают:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
регулятивные УУД
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
познавательные УУД
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
регулятивные УУД
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
познавательные УУД
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
коммуникативные УУД
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог -обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
коммуникативные УУД
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения словесности предполагают:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) освоение базовых понятий лингвистики; лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Обучающийся научится:
-различать слова по их стилистической окраске; лирические, эпические и драматические произведения; размеры стихов; героя, автора и рассказчика в эпическом произведении;
-понимать роль общеупотребительных, областных, специальных, заимствованных слов в произведениях словесности; значение средств художественной изобразительности; значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении; значение ритма, рифмы и аллитерации в лирическом произведении; роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев в драматическом произведении;
-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской, имеющие различные средства художественной изобразительности; юмористические произведения, былины; эпические, лирические и по ролям драматические произведения;
-употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской; различные средства художественной изобразительности; средства создания комического; различные формы словесного выражения;
- рассказывать юмористические рассказы, легенды, предания;
- находить в тексте средства художественной изобразительности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать собственный юмористический рассказ или сценку, создавать проект, рассказ по собственным впечатлениям, драматическую сценку, употребляя в ней ремарки, монологи и диалоги;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества; творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.
Обобщенный результат образовательной деятельности фиксируется в портрете выпускника основной школы:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
2.Содержание курса «Русская словесность»
Форма проведения занятий: групповая, коллективная.
№ п/п | Раздел предмета (курса) | Кол-во часов | Формы занятий | Основные виды учебной деятельности |
| ЧТО ТАКОЕ СЛОВО. Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. | 3 | Беседа, наблюдения, выразительное прочтение текстов, практическая творческая работа, презентация творческих работ. | Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка. Выработка умения отвечать на вопросы по рассмотренной картине. Формирование умения сочинять небольшой рассказ по определенному заданию. |
| СЛОВЕСНОСТЬ Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. | 4 | Беседа, наблюдения, практическая творческая работа, презентация творческих работ. | Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Выработка умения составлять рассказ по картине. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение. |
| БОГАТСТВО ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. Синонимы, их роль в художественных произведениях. Антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. | 9 | Беседа, наблюдения, практические занятия с элементами игр, фразеологизмов и др. | Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях. |
| ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Сравнение. Эпитет. Аллегория. | 3 | Беседа, наблюдения, практическая работа. | Понимание прямого и переносного значений слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегорий. |
| ТЕКСТ Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте: смысловые, грамматические; последовательные, параллельные. Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. | 5 | Беседа, наблюдения, практическая работа, творческая работа, презентация творческих групповых работ. | Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога. |
| СТИХИ И ПРОЗА Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Ритм. Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи. | 5 | Беседа, наблюдения, практическая работа, творческая работа. | Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам. |
| УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ Понятия о произведении устной народной словесности. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки. Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания. | 5 | Беседа, наблюдения, практическая работа, творческая работа, коллективный проект. | Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| ЧТО ТАКОЕ СЛОВО. | 3 | | |
| Слово как единица языка и как словесное высказывание. | 1 | | |
| Начальные сведения о происхождении слов. | 1 | | |
| Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. | 1 | | |
| СЛОВЕСНОСТЬ | 4 | | |
| Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. | 1 | | |
| Разговорный язык и литературный язык, их свойства. | 1 | | |
| Диалог и монолог. Просторечие. | 1 | | |
| Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. | 1 | | |
| БОГАТСТВО ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА | 9 | | |
| Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. | 1 | | |
| Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. | 1 | | |
| Слова-термины, способы определения понятия. | 1 | | |
| Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. | 1 | | |
| Синонимы, их роль в художественных произведениях. | 1 | | |
| Синонимы, их роль в художественных произведениях. | 1 | | |
| Неологизмы, их роль в художественных произведениях. | 1 | | |
| Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. | 1 | | |
| Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. | 1 | | |
| ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА | 3 | | |
| Прямое значение слова. | 1 | | |
| Употребление слова в переносном значении. | 1 | | |
| Сравнение. Эпитет. Аллегория. | 1 | | |
| ТЕКСТ | 5 | | |
| Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. | 1 | | |
| Тема и основная мысль (идея) текста. | 1 | | |
| Способы связи предложений в тексте: смысловые, грамматические; последовательные, параллельные. | 1 | | |
| Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. | 1 | | |
| Презентация творческих работ. | 1 | | |
| СТИХИ И ПРОЗА | 5 | | |
| Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Ритм. Интонация. | 1 | | |
| Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. | 1 | | |
| Восклицательные предложения и их интонация. | 1 | | |
| Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. | 1 | | |
| Рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи. | 1 | | |
| УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ | 5 | | |
| Понятия о произведении устной народной словесности. Знакомство со сказками. Виды сказок. | 1 | | |
| Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. | 1 | | |
| Другие виды народной словесности: небылицы, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки. | 1 | | |
| Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания. | 1 | | |
| Презентация творческих работ. | 1 | | |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВВР
«_____»____________2018 г.