СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку в 11 классе с контрольно-измерительными материалами

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 11 класс»

«Согласовано» «Утверждаю»

Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 5 Директор МБОУ СОШ № 5

г.Гусиноозёрска: г.Гусиноозёрска:

__________ Павлова Т.А. _________ Гапоненко А.И.

«___ « _______ 2019 г. Приказ № ____ от

«___» _______2019 г.





Рабочая программа



Предмет: русский язык

Класс: 11

Количество часов: всего: 34; в неделю: 1

Авторы учебника: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2018 г.

Учитель: Е.С.Астраханцева



Рассмотрена

на заседании МО

Руководитель МО:_______

Григорьева Л.И.

Протокол № ____ от

«____» ________ 2019 г.











2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»; федерального компонента государственного образовательного стандарта; примерной учебной программы по русскому языку, учебника «Русский язык. 10 - 11 классы» под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. М.: Просвещение, 2013 г. в соответствии с учебным планом школы на 2019 – 2020 учебный год.

Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык – один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и других международных организаций.

Русский язык – один из наиболее богатых и развитых языков мира. На русском языке созданы произведения, являющиеся золотым фондом русской культуры и литературы, получившие мировую известность и признание.

Всё это определяет значимость изучения русского языка как науки и как средства познания мира и человека в нём, средства приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, а также к культурно-историческому опыту человечества.

Выполняя требования Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, ориентироваться на регулирование становления личностных характеристик выпускника средствами изучаемого предмета, программа учебного предмета «Русский язык и литература» предусматривает включение тем и заданий, направленных:

- на формирование уважения к своей стране, своему народу, его культуре и традициям;

- на воспитание признания ценности семьи, осознание себя гражданином России, понимание многонациональности Российского государства, сопричастности общечеловеческим ценностям;

- на развитие креативности и умения критически оценивать информацию, полученную из различных источников;

- на понимание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

- на обучение научным методам познания окружающего мира;

- на развитие творчества и инновационную деятельность;

- на формирование готовности к сотрудничеству, на обучение учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности;

- на осознание обучающимися себя личностью, пробуждение социальной активности, осознание собственной ответственности перед семьёй, обществом, государством, человечеством.

Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

- формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка;

- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

- сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- способность свободно общаться в различных формах и форматах на разные темы, свободно использовать словарный запас;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

-- сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);

- владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.

Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Курс русского языка призван завершить формирование представлений о системе языка, его уровнях и изобразительно-выразительных возможностях, поэтому теоретический материал преподносится крупными блоками. Курс выстроен таким образом, чтобы прослеживалась взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как о системе, тем самым формировалось системное мышление обучающихся и достигалась полнота единой картины мира, отражённая в максимальном объёме языковых средств, доступных языковой личности для выражения мысли и осознания процессов формирующегося мировоззрения на этапе старшей школы.

Особое внимание в данном курсе уделяется подбору текстов из произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и литературоведческого анализа.

Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, объективно оценивать свои учебные достижения, соотносить приложенные усилия с полученными результатами, и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Тесная связь с литературой, литературоведческим анализом художественного произведения обеспечивает качественное формирование универсальных учебных действий, к числу которых относятся:

- личностные, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся и формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире;

- регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допуская этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие творческий подход к решению нестандартных языковых, межпредметных, этнокультурных и поликультурных заданий с опорой на имеющийся уровень сформированных у школьника компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой);

- познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией;

- коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации;

- информационные, обеспечивающие использование различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими достижениями, чертами своей личности.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи предназначены такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Изучение русского языка и литературы как единого предмета даёт возможность для формирования индивидуальной готовности обучающихся самостоятельному получению знаний и дальнейшему непрерывному образованию

Включение в число заданий исследовательских и проектных работ, проблемных вопросов к текстам упражнений, соотнесение языковой основы литературного текста с его идейным замыслом позволяет планомерно решать поставленные задачи формирования познавательных универсальных учебных действий и готовить обучающихся к непрерывному обучению в течение всей его профессиональной жизни.

Большую роль в освоении курса русского языка и литературы играют информационные технологии. Это одно из важнейших условий освоения предложенного обучающимся учебного материала. Подготовка презентации как вид самостоятельного коммуникативного взаимодействия – важнейшая форма формирования коммуникативной компетенции и решения коммуникативных учебных действий, способ достижения метапредметных результатов в ходе обучения русскому языку. При создании учебной презентации учащийся овладевает умением анализировать имеющуюся у него информацию, учится различным способам сокращения текста сообщения, учится соотносить текст на экране презентации с текстом, произносимым в это время перед слушателем. Он учится экономно-выразительному подбору иллюстративного оформления тестовой информации.

Не менее значимую роль для освоения современного курса русского языка играет вооружение учащихся навыками самостоятельного получения и обработки информации. Электронные образовательные ресурсы, электронные словари, электронные библиотеки, электронные научные и научно-популярные порталы как естественное продолжение работы с учебником в ходе освоения программы развивают обучающегося и дают ему возможность в зоне удаленного доступа общаться с мировым сообществом, что становится актуальным в условиях глобализации мирового экономического, политического и образовательного пространств и требуют от него четкости, краткости и точности в общении, толерантности в выборе языковых средств, культуры личности, которая в интернет-формате ассоциируется с культурой речи, так как является единственным маркером собеседника в дистанцированном общении.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование речевых умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа предусматривает создание оптимальных условий для выявления развития и реализации способностей одарённых детей; приобщение их к научно-исследовательской деятельности; в подготовке к участию в предметных олимпиадах, турнирах; обучение редакционной деятельности в процессе создания рефератов; ознакомление обучающихся с новинками периодических изданий; подготовка презентаций выступлений обучающихся; обучение приёмам эффективной самостоятельной работы над языком; ознакомление со способами самоконтроля с применением дисков и программ;

создание условий для успешного усвоения учебных программ всеми учащимися; формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду; отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников; изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учёбе и слабой мотивации; создание атмосферы особой доброжелательности и успешности.

К программе прилагается план работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися.

























































Содержание тем учебного курса

Введение

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Повторение

Морфология и орфография

Имя прилагательное. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Глагол. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.

Причастие. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное правописание наречий.

Служебные части речи Предлог.. Особенности употребления предлогов. Правописание предлогов. Союзы. Подчинительные союзы и сочинительные союзы. Правописание союзов. Частицы. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.

Словосочетание

Строение словосочетаний: типы словосочетаний по степени слитности, по структуре, типы словосочетаний по главному слову, смысловые отношения, начальная форма, смысловая и грамматическая связи в словосочетаниях.

Предложение

Понятие о предложении, понятие предикативности, средства выражения предикативности. Простые и сложные предложения, виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Подлежащее, способы его выражения, группа подлежащего в предложении. Сказуемое, типы сказуемых, способы выражения сказуемых.

Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений.

Осложнённые предложения

Однородные члены предложения. Синтаксические единицы, не являющиеся однородными членами предложения. Средства выражения однородности, знаки препинания при однородных членах предложения. Признаки однородности определений, признаки неоднородных определений, отсутствие запятой при неоднородных определениях.

Обособленные определения и обстоятельства

Обособление согласованных определений; обособление несогласованных определений, условия обособления определений; запятая при обособленных приложениях, тире при обособленных приложениях; знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Предложения с вводными и вставными конструкциями

Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах и вводных конструкциях, при стечении вводных слов. Слова, не являющиеся вводными, особенности функционирования слов.

Предложения с обращениями

Обращение, способы выражения обращения, место обращения в предложении. Знаки препинания при обращениях, запятая при обращении, восклицательный знак при обращении. Риторическое обращение. Обращение и олицетворение.

Сложное предложение

Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

Сложносочинённое предложение. Анализ сложносочинённых предложений. Средства связи в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Отсутствие знаков препинания при наличии общего второстепенного члена предложений.

Сложноподчинённое предложение. Анализ сложноподчинённых предложений Главная и придаточная части сложноподчинённых предложений. Место придаточного по отношению к главной части. Знаки препинания в предложении. Средства связи в сложноподчинённом предложении: союзы и союзные слова. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Анализ бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания: точка, точка с запятой, двоеточие, тире – в бессоюзном сложном предложении.

Сложные предложения с различными видами связи. Анализ предложений с различными видами связи. Знаки препинания в предложениях с различными видами связи.

Предложения с чужой речью. Прямая и косвенная речь Знаки препинания в предложениях с чужой речью. Цитаты. Способы цитирования.

Повторение и обобщение пройденного

Планируемые результаты изучения предмета

В результате изучения русского языка ученик научится::

- различать основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;

- применять орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

- владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, редактировать собственные тексты, выступать перед аудиторией с докладом;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализировать причины коммуникативных неудач, уметь их объяснять и предупреждать их возникновение;

- употреблять языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения;

- анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные), официально-деловые, публицистические тексты и тексты других функциональных разновидностей языка с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

- распознавать тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и тексты других функциональных разновидностей языка по их экстралингвистическим и лингвистическим признакам;

- создавать учебно-научные, официально-деловые, публицистические тексты ( в устной и письменной форме) и тексты других функциональных разновидностей языка с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

- выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;

- проводить анализ фрагментов прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, точности, чистоты, богатства, выразительности, соответствия литературным нормам;

- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

- осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения;

- соблюдать в собственной речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы современного русского литературного языка;

- осуществлять речевой самоконтроль; анализировать собственную речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;

- владеть разными способами редактирования текстов;

- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения;

- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни;

- опознавать единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях художественной литературы и исторических текстах

Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов

должны знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

владеть: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями:

использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

- для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.















УМК

Учебно-методический комплект

1.Власенков.А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень. – М. : Просвещение, 2011.

2. Власенков. А.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» : книга для учителя. – М. Просвещение, 2007.

3.Цветкова. Г.В. «Поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. 11класс. – Волгоград, 2012.

4.Войлова.К.А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь. – М. : Дрофа, 2008.

5.Дунаев А.И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников. – СПб : САГА : Азбука-классика, 2008.

6.Единый государственный экзамен. 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. – М. : Интеллект-Центр, 2011.

7.Козловская М.В. Русский язык. Анализ текста : пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.

8.Мазнева О.А. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания : пособия для старшеклассников. – М. : Дрофа, 2008.

9.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: 10-11 классы : рабочая тетрадь. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.

10.Русский язык в школе : журн. – 2007. - № 5.

11.Антонова С.В..Русский язык : задания типа ЕГЭ : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана-Граф, 2008.

12.Попова Г.П. «Русский язык. 5-11 классы. Диктанты». Волгоград., 2015.

Словари и справочники

1.Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка. М.,2010.

2.Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка М., 2012.

3. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 2010.

4.Крысин Л.П.Толковый словарь иноязычных слов. М., 2010.

5.Лопатин В.В. Русский орфографический словарь М., 2010.

6.Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 2006.

7.Николина. Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов. М., 2012.

8. Николина. Н.А. Школьный морфемный словарь русского языка. М., 2010.

9.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка. М., 2010.

10.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. словарь трудностей русского языка. М., 2003.

11.Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.

12.Семенюк А.А., Семенюк И.А. Школьный словарь синонимов русского языка. М., 2013.

13. Семенюк А.А., Семенюк И.А. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2010.

14.Скворцов Л.И. Школьный словарь по культуре русской речи. М., 2010.

15.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 2003.

16.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2004.

17.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный этимологический словарь русской фразеологии. М., 2011.

18.Энциклопедический словарь-справочник: выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред.А.П.Сковородникова.М., 2009.



Дополнительная литература

1.Богданова Г.А. Русский язык без репетитора: в 2 ч. М., 2012.

2.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 2009.

3.Воронина Н.В., Егорова Т.В. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку. М., 2013.

4.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. М., 2010.

5.Колесов В.В. Гордый наш язык… СПб, 2009.

6.Крысин Л.П. Жизнь слова. М., 2008.

7.Николина Н.А. Великие имена: русские лингвисты. М., 2008.

8.Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. М., 2009.

10.Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. М., 2006.

11.Шанский Н.М., Мазмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. М., 2013.

12.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов.



Электронные информационные ресурсы

1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: электронный учебник.

2.Методический раздел издательства «Русское слово»: русское-слово.рф.

3.Справочно-информационный портал «Грамота»: www.gramota.ru.

4.Спраочный портал по русскому языку «Культура письменной речи»: www.gramma.ru.

5.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): feb-web.ru.

6.Федеральный институт педагогических измерений.: old.fipi.ru.

7.Электронная версия газеты для учителя «Первое сентября»: ps.1september.ru.

8.Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru.

9.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: scool-collection.edu.ru.





Структура курса по русскому языку в 11 классе

На изучение предмета отводится:

Количество часов в неделю – 1 час

Количество часов в год – 34 часа

Количество часов в 1 четверти – 9 часов

Количество часов во 2 четверти – 7 часов

Количество часов в 3 четверти – 10 часов

Количество часов в 4 четверти – 8 часов









Структура курса

п/п

тема

количество

часов

1

Введение

2ч.

2

Морфология и орфография

11ч.

3

Словосочетание и предложение

5ч.

4

Осложнённое предложение

8ч.

5

Сложное предложение

8ч.

























Учебно-тематический план

п/п

темы

тема

к-во

часов

домашнее

задание

дата

план

факт

Введение – 2 ч.

1

1

Введение. «Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский). История развития русского языка

1ч.

подготовиться к диктанту

07.09


2

2

Входная диагностика. Диктант

1ч.


14.09


Морфология и орфография – 11 ч.

3

1

Имя существительное

1ч.

упр.89

21.09


4

2

Имя прилагательное

1ч.

упр.90

28.09


5

3

Глагол. Правописание глаголов

1ч.

упр.101,

102

05.10


6

4

Имя числительное

1ч.

склонение числит., упр.94

12.10


7-

8

5-

6

Причастие и деепричастие

2ч.

упр.104,

105

19.10

26.10


9

7

Наречие. Правописание наречий

1ч.

упр.108,

109

02.11


10

8

Местоимение

1ч.

упр.96

16.11


11-

12

9-

10

Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы

2ч.

упр.106

подготовиться к диктанту

23.11

30.11


13

11

Контрольный диктант

1ч.


07.12


Словосочетание и предложение – 5 ч.

14

1

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание

1ч.

упр.366

14.12


15

2

Предложение. Смысловой центр предложения. Члены предложения

1ч.

разобрать словосочетания

21.12


16

3

Управление при словах, близких по значению

1ч.

упр.367,

сообщение об односоставных предложениях с примерами

28.12


17

4

Односоставные предложения

1ч.

подготовиться к контрольной работе

11.01


18

5

Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»

1ч.


18.01


Осложнённое предложение – 8 ч.

19-

20

1-

2

Однородные члены предложения и пунктуация при них

2ч.

упр.120

25.01

01.02


21-

22

3-

4

Обособление определений и обстоятельств

2ч.

упр.121

08.02

15.02


23

5

Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения

1ч.

составить диктант

22.02


24-

25

6-

7

Пунктуация в предложениях с вводными словами и вставными конструкциями. Обращение

2ч.

найти в худож.произвед. предлж. С вставными конструкциями

01.03

15.03


26

8

Контрольный диктант

1ч.


22.03


Сложное предложение – 8 ч.

27

1

Виды сложных предложений. Пунктуация в ССП

1ч.

найти в периодич. печати различные виды сложных предложений

05.04


28-

29

2-

3

Сложноподчинённые предложения. СПП с несколькими придаточными

2ч.

упр.369

12.04

19.04


30

4

Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП

1ч.

упр.370

26.04


31

5

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

1ч.

упр.374

03.05


32

6

Предложения с чужой речью. Цитаты

1ч.

подготовиться к диктанту

10.05


33

7

Контрольный диктант

1ч.

подготовиться к тесту

17.05


34

8

Итоговый контрольный тест

1ч.


24.05






















Контрольно-измерительные

материалы

(КИМ)







































Диктант к уроку № 2

Люди давно подметили необычную быстроту роста тополей, крупные размеры, любовались их красотой, охотно обсаживали ими плотины или берега прудов и водоёмов, улицы и дороги. В озеленении городов тополя, кстати, использовались не только из-за быстрого роста, но и из-за своей неприхотливости, а также способности легко размножаться черенками. Посадил весной небольшой тридцатисантиметровый черенок тополя, а к осени без особого ухода это уже трёхметровое деревце.

Мало где встретишь теперь тополь, а вместе с ним и нарекания на его пух. Много нелестных эпитетов люди отпускают по адресу тополя, не зная о том, что это растение двудомное, имеющее мужские экземпляры и женские. Цветут они в одно и то же время, ранней весной, ещё до распускания листьев. Красноватые серёжки тополей с мужскими цветками, развеяв пыльцу, опадают, не причиняя особых хлопот людям, тогда как жёлто-зелёные серёжки женских цветков после опыления их пыльцой образуют завязи, из которых в течение полутора-двух месяцев развиваются зелёные коробочки тополиных плодов. Эти-то плоды раскрываются в начале лета и рассыпают миллиарды мелких семян, снабжённых пушинками-парашютиками. Способность женских деревьев тополя далеко рассеивать своё потомство знал ещё древние греки и поэтому обсаживали площади народных собраний и улицы только экземплярами с мужскими цветками.

































Диктант к уроку № 13

Утро

Косые лучи утреннего солнца будили меня рано. Я живо одевался, брал полотенце, книгу и шёл купаться к реке в тени березняка, который располагался в полуверсте от дома в полу. Там я ложился на траву и читал, изредка поглядывая на серебряную поверхность реки. А иногда забирался в яблоневый сад, в середину густого малинника. Над головой горячее небо, а кругом – колючая зелень кустов малины, перемешанных с сорною травою. Тёмно-зелёная крапива с цветущей макушкой стройно тянется вверх. Размашистый репейник с неестественно лиловыми цветками грубо растёт выше малины и кое-где с крапивою достаёт до развесистых ветвей старых яблонь. Внизу игловатая травка и молодой лопух, увлажнённые росой, сочно зеленеют в вечной тени, как будто и не знают о том, как на листьях яблони играет солнце.

В чаще этой всегда сыро, пахнет паутиной, недозрелыми яблоками, малиной. Продвигаясь вперёд, спугиваешь воробьёв, которые живут в этой глуши, слышишь их торопливое чириканье и удары маленьких крыльев. Вот послышалось пчелиное жужжание и шаги старенького садовника Акима. Ноги мои насквозь мокры, руки обожжены крапивой, голову начинают печь прямые лучи солнца. Есть давно хочется. В одиннадцатом часу я обыкновенно приходил домой.

Грамматическое задание

1.Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, графически объясните написание орфограмм.

2.Выполните синтаксический разбор второго предложения.

3.Указать все части речи в третьем предложении.























Контрольная работа к уроку № 18

I.Диктант

Живая речь

Паром – это шумный колхозный базар. Он заменяет собой народные сборища и колхозные чайные.

Чтобы узнать все новости, чтобы наслушаться всяких мудрых и неожиданных сентенций и невероятных рассказов, надо пойти на заваленный сенной трухой щелистый паром и только посиживать там, покуривать да слушать, переплавляясь с берега на берег.

Почти все паромщики – люди словоохотливые, острые на язык и бывалые. Особенно они любят поговорить к вечеру, когда спокойно опускается солнце за крутояром и зудит мошкара.

II.Тест

1.Определите, простое предложение или сложное:

а) простое б) сложное

1.Я долго сидел над задачей и всё-таки решил её сам.

2. Допевали петухи, ночь смешалась с днём

3. Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.

4. Задул соловей и высушил землю.

5. Было знойное лето, пахло резедой.

6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру.

7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.

8. Учёные заинтересовались находкой и начали раскопку кургана.

9. Глеб, я это знал, учился в гимназии.

10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

2.Укажите, чем выражено подлежащее:

а) существительным; б) прилагательным; в) числительным; г) местоимением;

д) глаголом; е) наречием; ж) словосочетанием

1. Наше завтра непредсказуемое. 2. Дед с матерью шли впереди.

3. Прошло два дня. 4. Кто постучался в дверь ко мне?

5. Чёрное море прекрасно в любую погоду. 6. Петь с чужого голоса всегда плохо.

7. Непогода мешала уборке урожая. 8. Бывалые поучали молодых.

9. Десять делится на два. 10. К славному подвигу каждый готов.

3.Определите вид сказуемого:

а) простое глагольное; б) составное глагольное; в) составное именное

1.Вся комната янтарным блеском озарена. 2. Погода была не из приятных.

3. Раннюю песню запел жаворонок. 4. Брат стал студентом института.

5. Деревья продолжают желтеть. 6. Он хотел дышать чистым воздухом.

7. Я долго буду петь. 8. Непросеянные зёрна не взойдут.

9. В зной рад бродить в берёзовой роще. 10. Он был мастером на все руки.

4. Укажите, чем выражено сказуемое:

а) существительным; б) прилагательным; в) глаголом; г) глаголом + существительным; д) глаголом + прилагательным; е) глаголом + глаголом; ж) прилагательным + глаголом; з) фразеологизмом

1.Мы сделали усилие продвинуться дальше. 2. Он отлично умеет плавать.

3. Я рад встретиться с вами. 4. Он казался болтливым.

5. Зинаида ходила по всем комнатам. 6. Ольга чувствовала приближение весны.

7. Пристально глядя в окно, он постучал. 8. Мы вам ничего не должны.

9. Расстояние не помеха для друзей. 10. С него всё как с гуся вода.

5. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:

а) нужно; б) не нужно

1. Волга величайшая река. 2. Птицы наша лучшие помощники.

3. Хорошая книга точно беседа с человеком. 4. Пять да шесть 0диннадцать.

5. Тигр животное чрезвычайно красивое. 6. Прилёт грачей признак начала весны.

7. Попытка не пытка, спрос не беда. 8. Весна всему начало.

9. Людская молва что морская волна. 10. Счастье это быть с природой.

6. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:

а) подлежащим; б) сказуемым; в) дополнением; г) определением; д) обстоятельством; е) не является членом предложения

1. Вальсы играет гармонь вдалеке. 2. Шепчут губы чьё-то имя.

3. Вследствие дождей дороги размыло. 4. Ночь на миг дыханье задержала.

5. Он поторопился, потому и ошибся. 6. Он просил нас зайти к нему.

7. Сбылась мечта увидеть Париж. 8. С горы хорошо видно мой дом и школу.

9. С утра мы решили заняться делом. 10. Байкал – самое глубокое в мире озеро.

7. Определите тип простого предложения:

а) односоставное; б) двусоставное

1. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно. 2. Не забывай родные дали.

3. Принесли к врачу солдата только что из боя. 4. Есть в мире сотни замечательных явлений. 5. Юность склонна к быстрым обобщениям. 6. Обожаю всяческую жизнь.

7. Быть грозе великой. 8. Не хочется забывать вчерашний дивный день.

9. Опалило ивушку грозою. 10. Я воспитан природой суровой.

8. Укажите вид односоставного предложения:

а) определённо-личное; б) неопределённо-личное; в) обобщённо-личные; г) безличное; д) назывное

1. Вот письмо сына. 2. Словом можно полки за собой повести. 3. Мне грустно. 4. Сильнее кошки зверя нет. 5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. 6. Светает. 7. В посёлке строят новый дом. 8. Слезами горю не поможешь. 9. Век живи – век учись. 10. Приятно пахнет черёмухой.

9. Определите, полное или неполное предложение:

а) полное; б) неполное

1. Над лесной поляной ночная звезда. 2.В нежном небе серебристом комом облако невиданной красы. 3. Дремлет в русле река от истока до устья. 4. Отсветы берёзовой коры. 5. На подушке – ёлки тень резная. 6. Охватило всю душу тревогами. 7. Предчувствую отрадное свиданье. 8. За лесом необъятная равнина. 9. Ночь бесприютно звездна и черна. 10. После ливня – ни грозы ни ветра.















Диктант к уроку № 26



Иван Сергеевич Тургенев – один из талантливейших писателей-романистов, классиков русской литературы.

Родился он в городе Орле, славящемся своими живописными окрестностями. Отец Тургенева до женитьбы был полковником-кирасиром. Женился он на немолодой, некрасивой, но очень богатой помещице Варваре Николаевне Лутовиновой по расчёту.

Когда Тургеневы поселились в имении, то помещик-самодур дал волю своему крутому необузданному нраву. Много горя и тяжких переживаний доставлял он окружающим: и жене, и детям, и крепостной дворне.

Мать Ивана Сергеевича, женщина грубая и властная, едва ли многим уступала своему мужу в жестокости и вспыльчивости. Постоянные окрики, наказания розгами, даже кнутом, надругательства над крепостной прислугой – вот что неоднократно приходилось наблюдать будущему писателю в детстве.

Домашнее воспитание детей шло исключительно под руководством гувернёров-иностранцев: французов, немцев, швейцарцев. Всё русское с презрением изгоняли, считая такое воспитание ни для кого из детей не подходящим.

К счастью, один крепостной (память о нём всегда будет жить в истории литературы) сумел вовремя внушить мальчику любовь к родным писателям.

Дальнейшее образование Тургенев получил сначала в пансионе, потом в университете. Увлекался он преимущественно гуманитарными науками: историей и философией, древними языками и литературой.

В Берлине Тургенев близко сошёлся с виднейшими представителями русской общественной мысли того времени: Грановским, Станковичем, Бакуниным – и под их влиянием стал западником. Течение это, как известно, противопоставляло себя славянофильству и было либеральным, а следовательно, более свободным от крайностей крепостничества.

Грамматическое задание:

1.Подчеркните в тексте обособленные определения.

2.Выпишите предложение с однородными членами и обобщающим словом перед ними. Составьте схему.









Диктант к уроку № 33

В роще

Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. Касьян присел на толстый конец срубленной берёзы. Я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени тихо скользили вниз и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в тёмный армяк, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы. Наскучив его безмолвием, я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далёком светлом небе. Удивительно приятное занятие – лежать на спине и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное небо, что оно широко расстилается под нами, что деревья не поднимаются от земли, нос словно корни огромных растений, спускаются, отвесно падают в те стеклянно ясные воды, листья на деревьях, то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти чёрную зелень. Где-нибудь далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плёса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака – и вот вдруг всё море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, - всё это заструится, задрожит беглым блеском, и поднимается свежее, трепещущее лепетание, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зяби. Вы не двигаетесь – вы глядите: и нельзя выразить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце. Вы глядите: та глубокая чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу, и как будто вместе с ними, медлительной вереницей, проходят по душе счастливые воспоминания, и всё вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше и тянет вас самих за собой в ту спокойную, сияющую бездну, и невозможно оторваться от этой вышины, от этой глубины.

Грамматическое задание:

1)Выписать СПП с придаточным определительным.

2) Выписать простое предложение с обособленным обстоятельством.

3) Составить схему девятого предложения: Вам кажется, что вы смотрите…















Контрольный тест к уроку № 34

1.Пишется Е:

а) клее..щий б) желудоч..к в) отта..вла г) высме..нный д) плем..нной

2. Пишется Е:

а) оп..рались б) прот..рали в) выб..ру г) бракосоч..тание д) инт..ллигенция

3. Пишется Ь:

а) еш..те хлеб б) горяч.. в) замуж.. г) наотмаш.. д) нет училищ..

4. Пишется Ъ:

а) ад..ютант б) под..ехали в) собез..янничать г) в..езд д) в..юнок

5. Пишется Ы:

а) ц..ц б) куниц..н в) революц..я г) вакц..на д) ц..ган

6. Пишется О:

а) з..рька б) р..внина в) заск..чить г) р..сток д) з..рница

7. Пишутся звонкие согласные (з-с, д-т):

а) гипно.. б) про..ьба в) изморо..ь (на ветках) г) жени..ьба д) фель..шер

8. Пишутся непроизносимые согласные:

а) инци..дент б) горе..ный (взгляд) в) чу..ствовать г) я..ственно д) сверс..ник

9. Пишется –НН-:

а) кури..ый б) песча..ый в) безымя..ый г) це..ый д) безветре..ый

10. Пишется –НН-:

а) гружё..ый состав б) незва..ый гость в) прокипячё..ое бельё г) нескоше..ая трава д) руки вымаза..ы

11. Пишется через дефис:

а) (генерал)майор б) (бело)мраморный в) (пол)арбуза г) до (полу)ночи д) (военно)полевой

12. Пишется через дефис:

а) (кое)(о)ком б) песча..ый в) безымя..ый г) це..ый д) безветре..ый

13. Отметьте номера слов, где пишется частица НЕ:

а) Куда он только н.. обращался! б) Н.. одна живая душа не знала, что происходит дома. в) Это было н.. что иное, как ошибка конструктора. г) Он н.. мог не прийти! д) Он не умел н.. писать, н.. читать.

14. Отметьте буквы, где слова пишутся слитно.:

а) Я то(же) написала сочинение. б) Вот так(же) поступал и брат. в) Мы преодолели невзгоды, по(тому) что помогали друг другу. г) За(чем) пойдёшь, то и найдёшь, д) От(чего) вы отказываетесь от приглашения?

15. Пишется И:

а) Пр..камье б) пр..вилегия в) камень пр..ткновения г) пр..оритет д) пр..пятствовать

16. Пишется Я(А):

а) зате..нный б) мол..тся в) стел..щийся г) насто..нный д) скро..нный

17. Отметьте буквы, где НЕ пишется слитно:

а) И как (не)досмотрел! б) (Не)смотря на дождь и усталость, двинулись в путь. в) (Не)доведя до дома. г) Она (не)дослушала и отошла. д) (Не)взлюбить.

18. Отметьте буквы, где пишется удвоенная гласная:

а) дра(м,мм)а б) а(п,пп)арат в) и(л,лл)юзия г) ра(с,сс)чёт д) ко(р,рр)пция

19. Отметьте буквы предложений, где слова, набранные курсивом, выделены запятыми:

а) Мчится лыжник по пороше паренёк один хороший. б) Московскому художнику Лаврову предложили написать несколько пейзажей Волги. в) Тихую песню напевая парень на шахту идёт. г) Скрепя сердце Андрей вошёл в дом. д) Потом мы уходили напившись кипятку.

20. Отметьте буквы предложений, где слова, набранные курсивом, выделены запятыми:

а) Тронутый участием Виталия Евгений робко напомнил о готовой модели самолёта. б) В большом темноватом сарае были врыты в землю огромные чаны. в) Словом Матвея терзали сомнения. г) Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу. д) К счастью поезд пришёл вовремя.

21. Отметьте буквы предложений, где слова, набранные курсивом, выделены запятыми:

а) Смотри как роща зеленеет. б) Сосновый лес как золотой орган. в) Море в далёкие годы пело мне песни как мать. г) Глаза у неё были чуткие как дым. д) Для меня ты как солнце весной.

22. Отметьте группы предложений, в которых на месте прочерка ставится запятая:

а) На дворе всходило солнце_ и громко пели птицы. б) Подул ветерок с заречья_ и воздух прозрачен до боли. в) На другой день ни свет_ ни заря она проснулась. г) То сам себя не понимал_ то мир меня не понимал. д) Я заметил, что_ куда ни приедешь, найдёшь что-нибудь замечательное.

23. Отметьте группы предложений, в которых на месте прочерка ставится двоеточие::

а) А просьба моя состоит в следующем_ берегите нашу маму. б) Как путь далёк_ как этот мир велик! в) По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки_ отцветает черёмуха. г) Деревья гибнут_ лес не умирает. д) Влага под землёю весной просочится_ выше поднимается в поле пшеница.

24. Отметьте группы предложений, в которых на месте прочерка ставится тире:

а) На столе_ раскрытый томик вам подаренных стихов. б) Шапочка её сбилась набок_ в кудрях вились звуки мазурки. в) Увидишь её, узнаешь её_ махни платком. г) Четвёртый час_ надо торопиться к обеду. д) Я гляжу_ на этом свете честный труд не пропадёт.

25. Отметьте буквы прочерков, где ставится запятая:

Большую часть этого времени мы провели в Петербурге_(а) да за границей_(б) и _(в) если когда я и заезжал к себе в деревню_(г) то не более_(д) как на несколько дней.

26. Отметьте буквы прочерков, где ставится запятая:

В господский дом Муму не ходили_(а) и _(б) когда Герасим носил в комнаты дрова_(в) всегда оставалась позади_(г) и нетерпеливо его ожидала у крыльца_(д) навострив уши.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!