Муниципальное образование городской округ Люберцы Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
КАДЕТСКАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________/Еремина В.А../ От «____» августа 2022 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Кадетская школа ___________________/ Н.Г.Скисова/ От «___» августа 2022 года №____ | | |
Рабочая программа учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Базовый уровень
3БК класс
Составитель: Агеева Инна Дмитриевна,
учитель начальных классов высшей категории
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
— разделительный твёрдый знак;
— непроизносимые согласные в корне слова;
— мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
— безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
— безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
— непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
— раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; — характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования); — определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); — определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам; — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правопи‐сания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия; — уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
Содержание предмета
№ п/п | Наименование раздела | Содержание курса |
1 | Язык и речь. | Виды речи. Речь, её назначение. Речь-отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку. |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии c учебными целями и задачами. Предложение (повторение и углубление представлений o предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения c обращением ( общее представление). Состав предложения (повторение и углубление представлений). Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы c графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Развитие речи. Составление небольшого рассказа по репродукции картины. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, a также по рисунку, по заданной теме, по модели. |
3 | Слово в языке и речи | Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений o слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов. Использование омонимов в речи. Работа cо словарём омонимов. Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа cо словарём фразеологиз мов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном? имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их призна ках. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Имя числительное (общее представление). Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, o корне слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов c ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов c парными по глухости звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов c мягким разделительным знаком. Формирование установ Ки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы). Развитие речи. Подробное изложение c языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины. |
4 | Состав слова. Правописание частей слова. | Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство co словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины. Редактирование предло жений c неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста c языковым анализом. Правописание частей слова Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов c удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ). Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составлен ному плану. Составление объявления. |
5 | Части речи | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числитель ное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представле ние об устаревших словах в русском языке. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в Котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного c именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ы й, -ой, -ая, -яя). Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного. Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоиме ния единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единствен ном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o). Правописание частицы не c глаголами. Морфологический разбор глагола. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти. Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины. Составление текста-описания растения в научном стиле. Сопоставление содержа ния и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины. Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины. Составление письма. Составление текста по сюжетным рисункам. Составление предложений c нарушенным порядком слов. |
6 | Повторение | Обобщение изученного о слове, предложении. Звуки речи и звуки природы. Правописание безударных гласных.Однокоренные слова. Правописание приставок и предлогов. Правописание значимых частей слов. Правописание имён собственных. Правописание окончаний имён прилагательных. Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении. Правописание значимых частей слова |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Язык и речь | 2ч. |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание | 11ч. |
3. | Слово в языке и речи | 17ч. |
4. | Состав слова. Правописание частей слова | 38 ч. |
5. | Части речи | 61 ч. |
6. | Повторение | 7ч. |
| Всего | 136 ч. |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
Язык и речь – 2ч. |
1 | Наша речь. Виды речи. | 01.09.2022-07.09.2022 | |
2 | Наш язык. | 01.09.2022-07.09.2022 | |
Текст. Предложение. Словосочетание – 11ч. |
3 | Текст. Типы текстов. | 01.09.2022-07.09.2022 | |
4 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 01.09.2022-07.09.2022 | |
5 | Виды предложений по интонации. Словарный диктант | 08.09.2022-14.09.2022 | |
6 | Предложения с обращением. | 08.09.2022-14.09.2022 | |
7 | Контрольный диктант (входящий) | 08.09.2022-14.09.2022 | |
8 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | 08.09.2022-14.09.2022 | |
9 | Главные и второстепенные члены предложения. | 15.09.2022-21.09.2022 | |
10 | Простое и сложное предложения. | 15.09.2022-21.09.2022 | |
11 | Простое и сложное предложения. | 15.09.2022-21.09.2022 | |
12 | Словосочетание. | 15.09.2022-21.09.2022 | |
13 | Обобщение знаний по теме «Текст. Предложение. Словосочетание» Проверочная работа | 22.09.2022-28.09.2022 | |
Слово в языке и речи -17ч. |
14 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Словарный диктант | 22.09.2022-28.09.2022 | |
15 | Синонимы и антонимы. | 22.09.2022-28.09.2022 | |
16 | Омонимы. | 22.09.2022-28.09.2022 | |
17 | Слово и словосочетание. | 29.09.2022-05.10.2022 | |
18 | Фразеологизмы. | 29.09.2022-05.10.2022 | |
19 | Подробное изложение с языковым анализом текста (упр.88) | 29.09.2022-05.10.2022 | |
20 | Части речи. | 29.09.2022-05.10.2022 | |
21 | Имя существительное. Имя прилагательное | 06.10.2022-19.10.2022 | |
22 | Глагол. | 06.10.2022-19.10.2022 | |
23 | Что такое имя числительное? Проверочная работа «Части речи» | 06.10.2022-19.10.2022 | |
24 | Однокоренные слова. Словарный диктант | 06.10.2022-19.10.2022 | |
25 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 20.10.2022-26.10.2022 | |
26 | Звуки и буквы. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. | 20.10.2022-26.10.2022 | |
27 | Разделительный мягкий знак. | 20.10.2022-26.10.2022 | |
28 | Изложение повествовательного текста по вопросам (упр.129) | 20.10.2022-26.10.2022 | |
29 | Обобщение и закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове» Проверочная работа | 27.10.2022-29.10.2022 | |
30 | Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи» | 27.10.2022-29.10.2022 | |
Состав слова. Правописание частей слова- 38 ч. |
31 | Работа над ошибками. Корень слова. Как найти в слове корень? | 27.10.2022-29.10.2022 | |
32 | Чередование согласных в корне слова. | 27.10.2022-29.10.2022 | |
33 | Сложные слова. | 03.11.2022-05.11.2022 | |
34 | Окончание. Как найти в слове окончание? | 03.11.2022-09.11.2022 | |
35 | Окончание слова. Контрольное списывание | 03.11.2022-09.11.2022 | |
36 | Приставка. | 03.11.2022-09.11.2022 | |
37 | Значение приставок. Словарный диктант | 10.11.2022-16.11.2022 | |
38 | Суффикс. Как найти в слове суффикс? | 10.11.2022-16.11.2022 | |
39 | Значение суффиксов. | 10.11.2022-16.11.2022 | |
40 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». | 10.11.2022-16.11.2022 | |
41 | Основа слова. Разбор слова по составу. | 17.11.2022-30.11.2022 | |
42 | Обобщение знаний о составе слова. | 17.11.2022-30.11.2022 | |
43 | Контрольный диктант по теме «Состав слова». | 17.11.2022-30.11.2022 | |
44 | Подробное изложение повествовательного текста Упр. 191 | 17.11.2022-30.11.2022 | |
45 | Работа над ошибками. Проект «Семья слов» Проверочная работа | 01.12.2022-07.12.2022 | |
46 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 01.12.2022-07.12.2022 | |
47 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 01.12.2022-07.12.2022 | |
48 | Правописание слов с безударным гласным в корне. | 01.12.2022-07.12.2022 | |
49 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 08.12.2022-14.12.2022 | |
49 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 08.12.2022-14.12.2022 | |
51 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 08.12.2022-14.12.2022 | |
52 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 08.12.2022-14.12.2022 | |
53 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 15.12.2022-21.12.2022 | |
54 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 15.12.2022-21.12.2022 | |
55 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 15.12.2022-21.12.2022 | |
56 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 15.12.2022-21.12.2022 | |
57 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». | 22.12.2022-28.12.2022 | |
58 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». | 22.12.2022-28.12.2022 | |
59 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 22.12.2022-28.12.2022 | |
60 | Правописание суффиксов и приставок. | 22.12.2022-28.12.2022 | |
61 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант | 29.12.2022-11.01.2023 | |
62 | Правописание приставок и предлогов. | 29.12.2022-11.01.2023 | |
63 | Правописание приставок и предлогов. Проверочная работа | 29.12.2022-11.01.2023 | |
64 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 29.12.2022-11.01.2023 | |
65 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | 12.01.2023-14.01.2023 | |
66 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | 12.01.2023-14.01.2023 | |
67 | Изложение повествовательного деформированного текста по плану(упр.278) | 12.01.2023-18.01.2023 | |
68 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 12.01.2023-18.01.2023 | |
Части речи – 61 ч. |
Имя существительное – 28ч. |
69 | Части речи. | 19.01.2023-25.01.2023 | |
70 | Имя существительное и его роль в речи. | 19.01.2023-25.01.2023 | |
71 | Значение и употребление имён существительных в речи. | 19.01.2023-25.01.2023 | |
72 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Словарный диктант | 19.01.2023-25.01.2023 | |
73 | Изложение текста повествовательного типа (упр. 21). | 26.01.2023-01.02.2023 | |
74 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 26.01.2023-01.02.2023 | |
75 | Проект «Тайны имени». | 26.01.2023-01.02.2023 | |
76 | Число имён существительных. | 26.01.2023-01.02.2023 | |
77 | Число имён существительных. | 02.02.2023-08.02.2023 | |
78 | Род имён существительных. | 02.02.2023-08.02.2023 | |
79 | Род имён существительных. | 02.02.2023-08.02.2023 | |
80 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 02.02.2022-08.02.2023 | |
81 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 09.02.2023-15.02.2023 | |
82 | Подробное изложение повествовательного текста изложение (упр.62) | 09.02.2023-15.02.2023 | |
83 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 09.02.2023-15.02.2023 | |
84 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных. | 09.02.2023-15.02.2023 | |
85 | Падеж имён существительных. Словарный диктант | 16.02.2023-01.03.2023 | |
86 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 16.02.2023-01.03.2023 | |
87 | Именительный падеж. | 16.02.2023-01.03.2023 | |
88 | Родительный падеж. | 16.02.2023-01.03.2023 | |
89 | Дательный падеж. | 02.03.2023-07.03.2023 | |
90 | Винительный падеж. | 02.03.2023-07.03.2023 | |
91 | Творительный падеж. | 02.03.2023-07.03.2023 | |
92 | Предложный падеж. | 02.03.2023-07.03.2023 | |
93 | Подробное изложение текста повествовательного типа (упр.101) | 09.03.2023-15.03.2023 | |
94 | Обобщение знаний. Проект « Зимняя страничка» | 09.03.2023-15.03.2023 | |
95 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 09.03.2023-15.03.2023 | |
96 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных» | 09.03.2023-15.03.2023 | |
Имя прилагательное – 15 ч. |
97 | Работа над ошибками. Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 16.03.2023-22.03.2023 | |
98 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 16.03.2023-22.03.2023 | |
99 | Роль имён прилагательных в тексте. | 16.03.2023-22.03.2023 | |
100 | Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | 16.03.2023-22.03.2023 | |
101 | Род имён прилагательных. | 23.03.2023-29.03.2023 | |
102 | Изменение имён прилагательных по родам. | 23.03.2023-29.03.2023 | |
103 | Изменение имён прилагательных по родам. | 23.03.2023-29.03.2023 | |
104 | Число имён прилагательных. | 23.03.2023-29.03.2023 | |
105 | Число имён прилагательных | 30.03.2023-12.04.2023 | |
106 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 30.03.2023-12.04.2023 | |
107 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 30.03.2023-12.04.2023 | |
108 | Обобщение знаний. Словарный диктант | 30.03.2023-12.04.2023 | |
109 | Сочинение( или отзыв) по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | 13.04.2023-19.04.2023 | |
110 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект « Имена прилагательные в загадках». | 13.04.202-19.04.2023 | |
111 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 13.04.2023-19.04.2023 | |
Местоимение – 4ч. |
112 | Личные местоимения. | 13.04.2023-19.04.2023 | |
113 | Изменение личных местоимений по родам | 20.04.2023-26.04.2023 | |
114 | Правописание местоимений. | 20.04.2023-26.04.2023 | |
115 | Правописание местоимений. Проверочная работа | 20.04.2023-26.04.2023 | |
Глагол – 14 ч. |
116 | Что обозначает глагол? | 20.04.2023-26.04.2023 | |
117 | Значение и употребление глаголов в речи. | 27.04.2023-03.05.2023 | |
118 | Неопределённая форма глагола. | 27.04.2023-03.05.2023 | |
119 | Неопределённая форма глагола. Словарный диктант. | 27.04.2023-03.05.2023 | |
120 | Число глаголов. | 27.04.2023-03.05.2023 | |
121 | Времена глаголов. | 04.05.2023-04.05.2023 | |
122 | Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов. | 04.05.2023-04.05.2023 | |
123 | Изменение глаголов по временам. | 04.05.2023-04.05.2023 | |
124 | Выборочное изложение повествовательного текста по опорным словам (упр. 213). | 04.05.2023-04.05.2023 | |
125 | Род глаголов в прошедшем времени. | 11.05.2023-17.05.2023 | |
126 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 11.05.2023-17.05.2023 | |
127 | Обобщение изученного материала о глаголе. | 11.05.2023-17.05.2023 | |
128 | Обобщение изученного материала о глаголе. Проверочная работа. | 11.05.2023-17.05.2023 | |
129 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 18.05.2023-24.05.2023 | |
Повторение – 7ч. |
130 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Словарный диктант. | 18.05.2023-24.05.2023 | |
131 | Обобщение изученного о слове, предложении. Обучающее изложение (упр.242) | 18.05.2023-24.05.2023 | |
132 | Правописание окончаний имён прилагательных | 18.05.2023-24.05.2023 | |
133 | Правописание приставок и предлогов | 25.05.2023-31.05.2023 | |
134 | Правописание безударных гласных | 25.05.2023-31.05.2023 | |
135 | Итоговый контрольный диктант. | 25.05.2023-31.05.2023 | |
136 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | 25.05.2023-31.05.2023 | |