СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана по предмету русский язык 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 3 класс»

Муниципальное образование городской округ Люберцы Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

КАДЕТСКАЯ ШКОЛА


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

________________/Еремина В.А../

От «____» августа 2022 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Кадетская школа

___________________/ Н.Г.Скисова/

От «___» августа 2022 года №____











Рабочая программа учебного предмета

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Базовый уровень


3БК класс













Составитель: Агеева Инна Дмитриевна,

учитель начальных классов высшей категории


















2022 год






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь​ного общего образования Федерального государственного обра​зовательного стандарта начального общего образования (да​лее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори​‐теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Русский язык является основой всего процесса обучения в на​чальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциа​лом в развитии функциональной грамотности младших школь​ников, особенно таких её компонентов, как языковая, комму​никативная, читательская, общекультурная и социальная гра​мотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различ​ных сферах и ситуациях общения способствуют успешной соци​ализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в фор​мировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль​турных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адек​ватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно​нрав​ственных ценностей, принятых в обществе правил и норм пове​дения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результата​ми являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личност​ных результатов —длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планиру​емых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совер​шенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о струк​туре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школь​ников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использо​вания усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письмен​ного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой дея​тельности решаются совместно с учебным предметом «Литера​турное чтение».

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского язы​ка», в 3 классе — 136 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"



В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных дей​ствий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов​но​‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского язы​ка как государственного языка Российской Федерации; пони​‐мание роли русского языка как языка межнационального об​щения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

— овладение основными видами речевой деятельности на ос​нове первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чте​нием, письмом;

— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфе​мике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использова​ние в речевой деятельности норм современного русского литера​турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Феде​рации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный удар​ный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непар​ный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использо​вания на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с раз​делительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справоч​никами, каталогами.

Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатывае​мом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Уста​ревшие слова (ознакомление).

Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)

Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребле​ние в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Измене​ние имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3​-го склонения. Имена существи​тельные одушевлённые и неодушевлённые.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребле​ние в речи. Зависимость формы имени прилагательного от фор​мы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Не​определённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.

Частица не, её значение.

Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (син​таксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Вто​ростепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союза​ми и, а, но и без союзов.

Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфо​граммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

— разделительный твёрдый знак;

— непроизносимые согласные в корне слова;

— мягкий знак после шипящих на конце имён существитель​ных;

— безударные гласные в падежных окончаниях имён существи​тельных (на уровне наблюдения);

— безударные гласные в падежных окончаниях имён прилага​тельных (на уровне наблюдения);

— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

— непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфо​графическом словаре учебника);

— раздельное написание частицы не с глаголами.

Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диа​логе и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно коор​динировать) действия при проведении парной и групповой ра​боты.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рас​суждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Жанр письма, объявления.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно со​ставленному плану.

Изучающее, ознакомительное чтение.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской граждан​ской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио​нального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво​ей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене об​щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно​этических нормах поведения и прави​лах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель​ ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художе​ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осозна​ние важности русского языка как средства общения и самовы​ражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здо​ровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра​вил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудо​вой деятельности, интерес к различным профессиям, возника​ющий при обсуждении примеров из художественных произве​дений;
экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив​ность и
самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматиче​ский признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённо​му признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и проти​воречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языко​выми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, фор​мулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно​следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать из​менения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингви​стическое мини​-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательства​ми на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова​рях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни​ков, родителей, законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео​, графиче​скую, звуковую информацию в соответствии с учебной зада​чей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксирован​ную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо​ции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, со​блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мне​ние;
— строить речевое высказывание в соответствии с постав​ленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рас​суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результа​тах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини​-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для по​лучения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель​ности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учеб​ной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельно​сти одноклассников, объективно оценивать их по предложен​ным критериям.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин​дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учи​телем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; — характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
— производить звуко​буквенный анализ слова (в словах с ор​фограммами; без транскрибирования); — определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); — определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грам​матические признаки имён
существительных: род, число, па​деж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамма​тические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в про​шедшем времени); изменять глагол по временам (простые слу​чаи), в прошедшем времени — по родам; — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правопи​‐сания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (пере​чень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существи​тельных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объ​ёмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте задан​ную информацию;

— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое выска​зывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной ин​тонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, изви​нение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и коррек​тировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия; — уточнять значение слова с помощью толкового словаря.













































Содержание предмета

п/п

Наименование раздела


Содержание курса

1

Язык и речь.


Виды речи. Речь, её назначение. Речь-отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и

условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи. Составление текста по рисунку.


2

Текст. Предложение. Словосочетание.


Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема,

основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка

смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии

c учебными целями и задачами. Предложение (повторение и углубление

представлений o предложении и диалоге). Виды предложений по

цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные)

и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания

в конце предложений. Формирование внимательного отношения к

окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы

развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения c обращением (

общее представление). Состав предложения (повторение и углубление

представлений). Главные и второстепенные члены предложения 

(без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые

предложения. Формирование навыков работы c графической и текстовой

информацией (таблицы и памятки). Разбор предложения по членам.

Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри

сложного предложения. Связь слов в словосочетании. Определение в

словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. 

Развитие речи.

Составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Составление предложений (и текста) из деформированных слов, a также

по рисунку, по заданной теме, по модели.


3

Слово в языке и речи



Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений o слове).

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и

значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном

значении; синонимы, антонимы. Работа с толковым словарём, словарём

синонимов и антонимов.

Использование омонимов в речи.

Работа cо словарём омонимов. Слово и словосочетание. Значение

фразеологизмов и их использование в речи. Работа cо словарём фразеологиз

мов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения

фразеологизмов.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени

существительном? имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их призна

ках.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в

пейзажных зарисовках текста.

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных)

словах, o корне слова.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).Слог,

звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов

c ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в

корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов c парными по глухости звонкости согласными звуками на

конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь).

Правописание слов c мягким разделительным знаком. Формирование установ

Ки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при

переходе улицы).

Развитие речи. Подробное изложение c языковым анализом текста, по

вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений

и текста по репродукции картины.


4

Состав слова. Правописание частей слова.


Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные

слова. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове.

Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство co словообразовательным

словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. 

Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.

 Развитие речи. Сочинение по репродукции картины. Редактирование предло

жений c неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное

изложение повествовательного текста c языковым анализом.

Правописание частей слова

Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых

частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую

задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Правописание слов c безударными гласными в корне. Слова старославянского

происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного

отношения к истории языка.

Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце

слов и перед согласными в корне. Правописание слов c непроизносимыми

согласными в корне. Правописание слов c удвоенными согласными.

 Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение

повествовательного деформированного текста по самостоятельно составлен

ному плану. Составление объявления.


5

Части речи


Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числитель

ное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в

речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представле

ние об устаревших словах в русском языке. Собственные и нарицательные имена

существительные. Правописание имён собственных. Изменение имён

существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму

одного числа (салазки, мёд). Имена существительные общего рода (первое

представление).

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь,

вкусная карамель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского

рода (рожь, тишь, вещь).

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в

Котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена

существительные. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.

Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени

прилагательного c именем существительным. Роль имён прилагательных в

тексте. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость

рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имён прилагательных (-ы й, -ой, -ая, -яя). Изменение

имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени

прилагательного от формы числа имени существительного.

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на

-ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа

имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени

прилагательного.

Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоиме

ния единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица

единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единствен

ном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Глагол.

Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать?

и что сделать? Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем

времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o). Правописание частицы не c

глаголами. Морфологический разбор глагола.

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному

плану, по опорным словам. Письмо по памяти. Составление устного

рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины. Составление

текста-описания растения в научном стиле. Сопоставление содержа

ния и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции

картины. Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины. Составление письма. Составление текста по сюжетным

рисункам. Составление предложений c нарушенным порядком слов.


6

Повторение

Обобщение изученного о слове, предложении. Звуки речи и звуки

природы. Правописание безударных гласных.Однокоренные слова.

Правописание приставок и предлогов. Правописание значимых частей слов. Правописание имён собственных. Правописание окончаний имён прилагательных. Части речи. Обобщение

изученного о слове, предложении. Правописание значимых частей слова



Тематическое планирование

п/п


Тема

Кол-во часов

1.

Язык и речь


2ч.

2.

Текст. Предложение. Словосочетание


11ч.

3.

Слово в языке и речи


17ч.

4.

Состав слова. Правописание частей слова


38 ч.

5.

Части речи


61 ч.

6.

Повторение


7ч.


Всего


136 ч.







Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК «Школа России» 3 класс (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

п/п

Тема урока

Плановые

сроки прохождения

Фактические

сроки прохождения

Язык и речь – 2ч.


1

Наша речь. Виды речи.


01.09.2022-07.09.2022


2

Наш язык.


01.09.2022-07.09.2022


Текст. Предложение. Словосочетание – 11ч.

3

Текст. Типы текстов.

01.09.2022-07.09.2022


4

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

01.09.2022-07.09.2022


5

Виды предложений по интонации.

Словарный диктант

08.09.2022-14.09.2022


6


Предложения с обращением.


08.09.2022-14.09.2022


7

Контрольный диктант (входящий)


08.09.2022-14.09.2022


8

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения.


08.09.2022-14.09.2022


9

Главные и второстепенные члены предложения.


15.09.2022-21.09.2022


10

Простое и сложное предложения.


15.09.2022-21.09.2022


11

Простое и сложное предложения.


15.09.2022-21.09.2022


12

Словосочетание.


15.09.2022-21.09.2022


13

Обобщение знаний по теме «Текст. Предложение. Словосочетание»

Проверочная работа

22.09.2022-28.09.2022


Слово в языке и речи -17ч.

14

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Словарный диктант

22.09.2022-28.09.2022


15

Синонимы и антонимы.


22.09.2022-28.09.2022


16

Омонимы.


22.09.2022-28.09.2022


17

Слово и словосочетание.


29.09.2022-05.10.2022


18

Фразеологизмы.


29.09.2022-05.10.2022


19

Подробное изложение с языковым анализом текста (упр.88)


29.09.2022-05.10.2022


20

Части речи.


29.09.2022-05.10.2022


21

Имя существительное. Имя прилагательное


06.10.2022-19.10.2022


22

Глагол.


06.10.2022-19.10.2022


23

Что такое имя числительное?

Проверочная работа «Части речи»

06.10.2022-19.10.2022


24

Однокоренные слова.

Словарный диктант

06.10.2022-19.10.2022


25

Звуки и буквы. Гласные звуки.


20.10.2022-26.10.2022


26

Звуки и буквы. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.


20.10.2022-26.10.2022


27

Разделительный мягкий знак.


20.10.2022-26.10.2022


28

Изложение повествовательного текста по вопросам (упр.129)


20.10.2022-26.10.2022


29

Обобщение и закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове»

Проверочная работа

27.10.2022-29.10.2022


30

Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»


27.10.2022-29.10.2022


Состав слова. Правописание частей слова- 38 ч.


31

Работа над ошибками. Корень слова. Как найти в слове корень?

27.10.2022-29.10.2022


32

Чередование согласных в корне слова.

27.10.2022-29.10.2022


33

Сложные слова.


03.11.2022-05.11.2022


34

Окончание. Как найти в слове окончание?


03.11.2022-09.11.2022


35

Окончание слова.

Контрольное списывание

03.11.2022-09.11.2022


36

Приставка.


03.11.2022-09.11.2022


37

Значение приставок.

Словарный диктант

10.11.2022-16.11.2022


38

Суффикс. Как найти в слове суффикс?


10.11.2022-16.11.2022


39

Значение суффиксов.


10.11.2022-16.11.2022


40

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе».


10.11.2022-16.11.2022


41

Основа слова. Разбор слова по составу.


17.11.2022-30.11.2022


42

Обобщение знаний о составе слова.


17.11.2022-30.11.2022


43

Контрольный диктант по теме «Состав слова».


17.11.2022-30.11.2022


44

Подробное изложение повествовательного текста

Упр. 191

17.11.2022-30.11.2022


45

Работа над ошибками. Проект «Семья слов»

Проверочная работа

01.12.2022-07.12.2022


46

В каких значимых частях слова есть орфограммы?


01.12.2022-07.12.2022


47

Правописание слов с безударными гласными в корне.


01.12.2022-07.12.2022


48

Правописание слов с безударным гласным в корне.


01.12.2022-07.12.2022


49

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.


08.12.2022-14.12.2022


49

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.


08.12.2022-14.12.2022


51

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.


08.12.2022-14.12.2022


52

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


08.12.2022-14.12.2022


53

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


15.12.2022-21.12.2022


54

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


15.12.2022-21.12.2022


55

Правописание слов с удвоенными согласными.


15.12.2022-21.12.2022


56

Правописание слов с удвоенными согласными.


15.12.2022-21.12.2022


57

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».


22.12.2022-28.12.2022


58

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».


22.12.2022-28.12.2022


59

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.


22.12.2022-28.12.2022


60

Правописание суффиксов и приставок.



22.12.2022-28.12.2022


61

Правописание суффиксов и приставок.

Словарный диктант

29.12.2022-11.01.2023


62

Правописание приставок и предлогов.


29.12.2022-11.01.2023


63

Правописание приставок и предлогов. Проверочная работа


29.12.2022-11.01.2023


64

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.


29.12.2022-11.01.2023


65

Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.


12.01.2023-14.01.2023


66

Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.


12.01.2023-14.01.2023


67

Изложение повествовательного деформированного текста по плану(упр.278)


12.01.2023-18.01.2023


68

Проект «Составляем орфографический словарь»


12.01.2023-18.01.2023


Части речи – 61 ч.


Имя существительное – 28ч.


69

Части речи.


19.01.2023-25.01.2023


70

Имя существительное и его роль в речи.


19.01.2023-25.01.2023


71

Значение и употребление имён существительных в речи.


19.01.2023-25.01.2023


72

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Словарный диктант

19.01.2023-25.01.2023


73

Изложение текста повествовательного типа (упр. 21).


26.01.2023-01.02.2023


74

Собственные и нарицательные имена существительные.



26.01.2023-01.02.2023


75

Проект «Тайны имени».


26.01.2023-01.02.2023


76

Число имён существительных.


26.01.2023-01.02.2023


77

Число имён существительных.


02.02.2023-08.02.2023


78

Род имён существительных.


02.02.2023-08.02.2023


79

Род имён существительных.


02.02.2023-08.02.2023


80

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.


02.02.2022-08.02.2023


81

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.


09.02.2023-15.02.2023


82

Подробное изложение повествовательного текста изложение (упр.62)


09.02.2023-15.02.2023


83

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


09.02.2023-15.02.2023


84

Работа над ошибками. Склонение имён существительных.


09.02.2023-15.02.2023


85

Падеж имён существительных.

Словарный диктант

16.02.2023-01.03.2023


86

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»


16.02.2023-01.03.2023


87

Именительный падеж.


16.02.2023-01.03.2023


88

Родительный падеж.


16.02.2023-01.03.2023


89

Дательный падеж.


02.03.2023-07.03.2023


90

Винительный падеж.



02.03.2023-07.03.2023


91

Творительный падеж.


02.03.2023-07.03.2023


92

Предложный падеж.


02.03.2023-07.03.2023


93

Подробное изложение текста повествовательного типа (упр.101)


09.03.2023-15.03.2023


94

Обобщение знаний.

Проект « Зимняя страничка»

09.03.2023-15.03.2023


95

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»


09.03.2023-15.03.2023


96

Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных»


09.03.2023-15.03.2023


Имя прилагательное – 15 ч.

97

Работа над ошибками. Значение и употребление имён прилагательных в речи.


16.03.2023-22.03.2023


98

Значение и употребление имён прилагательных в речи.


16.03.2023-22.03.2023


99

Роль имён прилагательных в тексте.


16.03.2023-22.03.2023


100

Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь»


16.03.2023-22.03.2023


101

Род имён прилагательных.


23.03.2023-29.03.2023


102

Изменение имён прилагательных по родам.


23.03.2023-29.03.2023


103

Изменение имён прилагательных по родам.


23.03.2023-29.03.2023


104

Число имён прилагательных.


23.03.2023-29.03.2023


105

Число имён прилагательных


30.03.2023-12.04.2023


106

Изменение имён прилагательных по падежам.


30.03.2023-12.04.2023


107

Изменение имён прилагательных по падежам.


30.03.2023-12.04.2023


108

Обобщение знаний.

Словарный диктант

30.03.2023-12.04.2023


109

Сочинение( или отзыв) по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».


13.04.2023-19.04.2023


110

Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект « Имена прилагательные в загадках».

13.04.202-19.04.2023


111

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»


13.04.2023-19.04.2023


Местоимение – 4ч.

112

Личные местоимения.


13.04.2023-19.04.2023


113

Изменение личных местоимений по родам


20.04.2023-26.04.2023


114

Правописание местоимений.


20.04.2023-26.04.2023


115

Правописание местоимений.

Проверочная работа

20.04.2023-26.04.2023


Глагол – 14 ч.

116

Что обозначает глагол?


20.04.2023-26.04.2023


117

Значение и употребление глаголов в речи.


27.04.2023-03.05.2023


118

Неопределённая форма глагола.


27.04.2023-03.05.2023


119

Неопределённая форма глагола.

Словарный диктант.

27.04.2023-03.05.2023


120

Число глаголов.


27.04.2023-03.05.2023


121

Времена глаголов.


04.05.2023-04.05.2023


122

Времена глаголов.

2-ое лицо глаголов.


04.05.2023-04.05.2023


123

Изменение глаголов по временам.


04.05.2023-04.05.2023


124

Выборочное изложение повествовательного текста по опорным словам (упр. 213).


04.05.2023-04.05.2023


125

Род глаголов в прошедшем времени.


11.05.2023-17.05.2023


126

Правописание частицы НЕ с глаголами.


11.05.2023-17.05.2023


127

Обобщение изученного материала о глаголе.


11.05.2023-17.05.2023


128

Обобщение изученного материала о глаголе.

Проверочная работа.

11.05.2023-17.05.2023


129

Контрольный диктант по теме «Глагол»

18.05.2023-24.05.2023



Повторение – 7ч.

130

Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Словарный диктант.

18.05.2023-24.05.2023


131

Обобщение изученного о слове, предложении. Обучающее изложение (упр.242)

18.05.2023-24.05.2023


132

Правописание окончаний имён прилагательных

18.05.2023-24.05.2023


133

Правописание приставок и предлогов


25.05.2023-31.05.2023


134

Правописание безударных гласных


25.05.2023-31.05.2023


135

Итоговый контрольный диктант.


25.05.2023-31.05.2023


136

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

25.05.2023-31.05.2023






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!