Ростовская область, Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
основная общеобразовательная школа № 20 х. Сальский Кагальник
«Утверждаю»
Директор МБОУ - ООШ № 20
х. Сальский Кагальник
___________/Антоненко О.В./
Приказ № _от « » 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 5 КЛАССА
Количество часов: 170
Учитель: Петренко Светлана Евгеньевна
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
рабочей программы «Русский язык. /Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В, Богданова Г.И. / -М: «Дрофа», 2017 ;
«Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х. Сальский Кагальник»;
учебника: «Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.– М : Дрофа, 2019.
Цели и задачи учебного предмета «Русский язык »:
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основные задачи курса:
Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
Формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных;
Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует идеи Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной программы основного общего образования. При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание курса нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Система работы по развитию связной речи учащихся 5 класса учитывает следующие положения:
связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»).
взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.
связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).
связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения (необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.).
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Структура курса разработана с учётом основных закономерностей усвоения русского языка и отечественных традиций в изучении данного школьного предмета: 5 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.
На этом этапе должны быть достигнуты указанные в программе результаты обучения, что гарантирует дальнейшее успешное продвижение учащихся по предмету: на базе изученного в начальных классах отрабатываются ведущие навыки распознавания частей речи, типов и стилей речи, простых и сложных предложений; совершенствуются навыки языкового анализа различных единиц языка; закрепляются важнейшие орфографические и пунктуационные навыки. Новый материал вводится на фоне уже известного, как его развитие и обогащение, что обеспечивает
системное восприятие знаний. Учтены внутрипредметные связи (например, материал по лексике и словообразованию даётся во взаимосвязи), что облегчает процесс усвоения изучаемого, способствует прочности знаний и умений.
Текст в курсе изучения 5 класса рассматривается как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение.
В данной рабочей программе существуют сокращения слов: р/р – это уроки развития речи.
Последовательность изучения тем в курсе русского языка 5 класса:
О языке и речи.
Повторение. Фонетика. Графика.
Письмо. Орфография.
Слово и его строение. Морфемика.
Слово как часть речи. Морфология.
Синтаксис и пунктуация (вводный курс).
Систематический курс русского языка. Фонетика. Орфоэпия.
Лексика и фразеология.
Словообразование. Орфография.
Синтаксис и пунктуация (вводный курс).
Морфология. Орфография. Глагол.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Повторение.
Место учебного предмета в учебном плане
На основании учебного плана на изучение русского языка в 5 классе отводится 175 часов, из расчета 5 учебных часов в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение русского языка в 5 классе основной школы отводится 170 часов, из расчета 5 учебных часов в неделю.
Рабочая программа «Русский язык: 5-9 классы: /М.М. Разумовская и др./ .- М: «Дрофа», 2017 г. предусматривает 175 часов.
Данная программа будет выполнена за 170 часов. Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой «Русский язык: 5-9 классы: программа /М.М. Разумовская и др./ за исключением тем раздела «Повторение» ( в конце года) на 5 часов ( в авторской программе - 10 часов, в данной программе - 5 часов).
Программа будет выполнена за 170 часов за счет объединения данных тем раздела «Повторение».
Количество учебных часов – 170
из них:
развитие речи – 41
контрольные диктанты - 7
контрольные работы - 3
Направления проектной деятельности по русскому языку в 5 классе
Темы проектов:
Звуки спорят: кто важнее?
Заимствованные слова в русском языке.
Из истории этикетных слов.
История падежей.
Лексика русского языка нашего времени.
Лингвистическая сказка о приставках ПРИ- и ПРЕ.
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры современного человека.
Интересные способы словообразования.
Морфологические признаки частей речи.
10) Знаки препинания и их роль в письменной речи.
11) Диалектизмы в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
12) Наши домашние питомцы и русская фразеология.
13) Орфоэпия.
14) Омонимы в русском языке.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
● содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
● содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
●содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
О языке и речи
Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека. Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих людей о русском языке.
Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.
Речь
Р е ч ь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность). Речевая ситуация —условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет.
Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка.
Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.
С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).
Т и п ы р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста: изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.
Язык. Правописание. Культура речи
Повторение
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности.
Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический
разбор слова.
Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.
Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.
Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ—ь; -тся и -ться в глаголах. Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.
Не с глаголами.
Орфографический словарь и его использование в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот, М. М. Разумовская.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА
Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова.
Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ
Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка.
Самостоятельные части речи, их основные признаки.
Склонение и спряжение.
Служебные части речи.
Систематический курс русского языка
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Предложения распространённые и нераспространённые.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.
Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на письме.
Выдающиеся лингвисты: А.М. Пешковский.
Культура речи
Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами.
Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
Предмет изучения лексики.
Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснения значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Этикетные слова как особая лексическая группа.
Знакомство с толковым словарём и его использование в речевой практике.
Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания слова.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.
Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.
Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.
Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение.
Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.
Правописание приставок на з/ с. Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Толковый словарь и его использование в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль.
Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской.
Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов.
Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Текстовая функция лексического повтора.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).
Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).
Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в глаголах (закрепление).
Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание.
Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное (условное) наклонение; значение, образование, правописание.
Повелительное наклонение; значение, образование, правописание.
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей разных типов.
Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Верное произношение отдельных глагольных форм.
Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
Текстовая функция видовременных форм.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имён существительных.
Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных.
Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных.
Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Правописание безударных окончаний имён существительных.
Развитие навыков использования в речевой практике словарей разных типов.
Культура речи. Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др.
Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка.
Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имён прилагательных.
Разряды имён прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.
Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий.
Степени сравнения имён прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная.
Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.
Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных прилагательных (сильна), прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный (бескрайный — бескрайний, искренно — искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).
Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
2) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
3) Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
- представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 5 классе;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими
умениями:
п о ф о н е т и к е и г р а ф и к е: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, последовательно употреблять букву ё;
п о о р ф о э п и и: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);
п о м о р ф о л о г и и: различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
п о о р ф о г р а ф и и: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст-//-рос-, -лаг-// -лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-/, ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть
способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ—ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
п о с и н т а к с и с у: вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
п о п у н к т у а ц и и: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именами существительными в именительном падеже.
Речевая деятельность
Аудирование
Учащийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Учащийся получит возможность научиться: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Учащийся научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
• отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Учащийся получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Учащийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Учащийся получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых 44 учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Учащийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст
Учащийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы.
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Учащийся получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Учащийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально- делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Учащийся получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение - рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Тематическое планирование , 5 класс – 170 часов
№ урока п/п | Тема | Основное содержание по темам | Основные виды деятельности обучающегося | Формы контроля | Дата |
План | Коррекция |
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ - 5 ЧАСОВ |
1. | Зачем человеку нужен язык. | Роль языка в жизни общества, человека; требования к речи :внятность, выразительность, смысловая точность. | Создание высказываний на лингвистические темы. | Текущий контроль | 02.09 | |
2. | Что мы знаем о русском языке. | Работа с лингвистическим текстом: высказывания великих людей разных эпох о русском языке. | Чтение и пересказ текстов. | Фронтальный опрос | 03.09 | |
3. | Р/р Что такое речь в отличие от языка. | Язык и речь. Умение общаться-важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. | Заучивание высказываний о языке. | Самостоятельная работа | 04.09 | |
4. | Р/р Речь монологическая и диалогическая. | Речь монологическая и диалогическая. Монолог, диалог, полилог. | Составление монолога и диалога. | Текущий контроль | 05.09 | |
5. | Р/р Речь устная и письменная. | Речь устная и письменная. | Составление монолога и диалога | Орфографический диктант | 06.09 | |
ПОВТОРЕНИЕ. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА - 7 ЧАСОВ |
6. | Звуки и буквы. Алфавит. | Фонетика и графика как разделы лингвистики. | Чтение наизусть алфавита. | Словарный диктант | 09.09 | |
7. | Что обозначают буквы е, ё, ю, я. | Звуковое значение букв е, ё, ю, я в составе слова. | Различение звуков и букв. | Самостоятельная работа | 10.09 | |
8. | Фонетический разбор слова. | Порядок фонетического анализа слова. Устный и письменный фонетический анализ слова с использованием детальной фонетической транскрипции. | Частичный и полный фонетический разбор слов. | Индивидуальный опрос | 11.09 | |
9. | Р/р Что такое текст. | Текст и его основные признаки. | Наблюдение над текстами. | Фронтальный опрос | 12.09 | |
10. | Р/р Тема текста. | Тема текста. Узкая и широкая тема текста. | Наблюдение над текстами, определение темы и основной мысли текста. | Текущий контроль | 13.09 | |
11. | Р/р Основная мысль текста. | Основная мысль текста. Заголовок текста как отражение темы или основной мысли текста. | Определение темы и основной мысли текста. | Фронтальный опрос | 16.09 | |
12. | Р/р Сочинение «Памятный день летних каникул». | Сочинение. | Отбор материала по теме, составление плана сочинения. | Индивидуальная работа | 17.09 | |
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ - 10 ЧАСОВ |
13. | Зачем людям письмо. | Письмо как величайшее достижение человечества. Значение письма. | Чтение и пересказ текстов о письменности. | Текущий контроль | 18.09 | |
14. | Орфография. Нужны ли правила? | Что такое современная русская орфография. Орфограмма. | Сопоставление произношения. | Индивидуальный опрос | 19.09 | |
15. | Орфограммы гласных корня. Правила обозначения буквами гласных звуков. | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова и их правописание. | Различать гласные и согласные в корне. | Фронтальный опрос | 20.09 | |
16. | Орфограммы согласных корня. Правила обозначения согласных звуков буквами. | Проверяемые и непроверяемые согласные корня. Непроизносимые согласные корня. Удвоенные согласные корня. | Уметь подбирать проверочные слова, писать слова с удвоенными согласными в корне. | Орфографический диктант | 23.09 | |
17. | Буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, рщ. | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, рщ. | Овладевать навыками ориентировки письма с данными сочетаниями. | Самостоятельная работа | 24.09 | |
18. | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. | Буква Ь и её отсутствие на конце имен существительных. Ь после шипящих на конце глаголов. | Использовать орфографический словарь | Орфографический диктант | 25.09 | |
19. | Разделительные ъ и ь. | Употребление разделительных ъ и ь. | Знать условия употребления разделительных знаков и верно писать слова. | Словарный диктант | 26.09 | |
20. | Не с глаголами. | Раздельное и слитное употребление не с глаголами. Ударение в некоторых глаголах с не. | Знать правила написания НЕ с глаголами, перечень слов –исключений. | Тестовые задания | 27.09 | |
21. | Правописание -тся- и –ться- в глаголах. И-Ы после Ц. | Написание -тся- и –ться- в глаголах на основе сопоставления звуков и букв. Правописание И-Ы после Ц. | Овладевать способом определения написания слов с –тся, -ться. | Фронтальный опрос | 30.09 | |
22. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Осень» по теме «Повторение». | Орфография, пунктуация, синтаксис, культура речи. | Усвоение правил написания слов с гласными и согласными в корне. | Диктант с грамматическим заданием | 01.10 | |
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ . МОРФЕМИКА - 2 ЧАСА |
23. | Почему корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. | Корень, приставка, суффикс, окончание как минимальные значимые части слова. | Определять в словах приставку, корень, суффикс, окончание. | Индивидуальная работа, самопроверка | 02.10 | |
24. | Как образуются формы слова. | Основа слова. Образование формы слова с помощью окончания. Нулевое окончание. | Соотнесение окончания и грамматической формы слова | Текущий контроль | 03.10 | |
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ - 6 ЧАСОВ |
25. | Самостоятельные части речи. | Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия. | Знать, что изучает морфология, на какие вопросы отвечают слова. | Текущий контроль | 04.10 | |
26. | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | Склонение имен существительных, имен прилагательных. Спряжение глаголов. | Определять морфологические признаки слов. | Индивидуальная работа, самопроверка | 07.10 | |
27. | Служебные части речи: предлог, союз, частица. | Предлог, союз, частица как служебные части речи. Их особенности. | Тренироваться в умении определять слово как части речи. | Фронтальный опрос | 08.10 | |
28. | Р/р От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. | Текст. Смысловые отношения между предложениями текста. Зависимые и независимые предложения. | Восстанавливать порядок предложений в деформированном тексте | Индивидуальный опрос | 09.10 | |
29. | Р/р Абзац как часть текста. | Микротема текста. Абзац и его строение. | Находить микротемы и выделять абзацы в тексте. | Текущий контроль | 10.10 | |
30. | Р/р План текста. Сжатие и развертывание текста. | План текста сочинения и его элементы. Строение абзаца :зачин (начало), развитие мысли, конец (концовка). | Знать и находить в тексте основные элементы абзаца, уметь сокращать текст | Индивидуальная работа, самопроверка | 11.10 | |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ - 7 ЧАСОВ |
31. | Что изучает фонетика. | Фонетика как раздел, изучающий звуки речи. Устная речь. Органы речи. | Знать предмет изучения фонетики. Различать звуки и буквы, устную и письменную речь. | Фронтальный опрос | 14.10 | |
32. | Звуки гласные и согласные. | Две группы звуков речи: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Парные и непарные согласные. Сонорные согласные. Шипящие согласные. | Различать гласные и согласные звуки. | Индивидуальная работа | 15.10 | |
33. | Слог, ударение. | Фонетические слоги. Ударные и безударные слоги. Русское словесное ударение, его особенности. | Знать основные особенности русского ударения. | Текущий контроль | 16.10 | |
34. | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. | Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила произношения слов. | Знать основные правила произношения слов. | Самостоятельная работа | 17.10 | |
35. | Произношение согласных звуков. | Основные правила произношения согласных звуков и их сочетаний. | Работать со школьным орфоэпическим словарем | Индивидуальный опрос | 18.10 | |
36. | Орфоэпический разбор слова. | Орфоэпический разбор слова как разновидность фонетического разбора. | Закреплять навыки работы с орфоэпическим словарем. | Текущий контроль | 21.10 | |
37. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Учебники» по теме «Фонетика. Орфоэпия». | Фонетика. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Орфоэпический разбор. Орфоэпический словарь. | Уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова. | Диктант с грамматическим заданием | 22.10 | |
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ - 10 ЧАСОВ |
38. | Как определить лексическое значение слова. | Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова (краткое толкование, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов). | Определять лексическое значение слова и работать с толковым словарем. | Словарный диктант | 23.10 | |
39. | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | Однозначные и многозначные слова. | Определять лексическое значение слова и работать с толковым словарем. | Фронтальный опрос | 24.10 | |
40. | Когда слово употребляется в переносном значении. Тематические группы слов. | Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Основные виды тропов (эпитет, метафора, олицетворение). Группы слов. | Различать прямое и переносное значения слова с помощью толкового словаря. | Самостоятельная работа | 25.10 | |
41. | Основные виды тропов: эпитет, метафора, олицетворение. | Основные виды тропов (эпитет, метафора, олицетворение). | Опознавать основные виды тропов. | Текущий контроль | 05.11 | |
42. | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. | Омонимы и их виды. Значение, строение, написание разных видов омонимов. Использование омонимов в художественной речи. | Различать слова-омонимы, иметь представление о признаках различных омонимов. | Самостоятельная работа, самопроверка | 06.11 | |
43. | Что такое профессиональные и диалектные слова. | Профессиональные и диалектные слова, сферы их употребления. | Знать названия групп слов, имеющих ограниченное употребление. | Словарный диктант | 07.11 | |
44 | О чем рассказывают устаревшие слова. | Устаревшие слова. Их особенности. | Знать формы устаревших слов и особенности их употребления в речи. | Индивидуальная работа | 08.11 | |
45. | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. | Понятие о речевом этикете. | Тренироваться в уместном употреблении частых этикетных форм. | Фронтальный опрос | 11.11 | |
46. | О чем рассказывают фразеологизмы. | Фразеологизмы, их стилистическая принадлежность и функции. | Знать признаки фразеологизмов, уметь употреблять в речи фразеологизмы. | Текущий контроль | 12.11 | |
47. | Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология». | Лексика. Основные виды тропов. Фразеологизмы. | Проверить правила усвоения и употребления слов и фразеологизмов. | Тестовые задания | 13.11 | |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ - 17 ЧАСОВ |
48. | Как пополняется словарный состав русского языка. | Пути пополнения словарного состава языка: словообразования, заимствования. | Наблюдать над неполногласными сочетаниями слов. | Индивидуальный опрос | 14.11 | |
49. | Как образуются слова в русском языке. | Основные способы образования слов: суффиксальный, приставочный, сложение. Разбор слова по составу. | Работать с толковыми словарями. | Фронтальный опрос | 15.11 | |
50. | Основные способы образования слов. | Основные способы образования слов: суффиксальный, приставочный, сложение. Разбор слова по составу. | Выполнять словообразовательный разбор. | Самостоятельная работа, самопроверка | 18.11 | |
51. | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах. | Корни слов с чередованием гласных и согласных. Чередование Е и О с нулем звука. | Опознавать слова с чередующимися звуками. | Орфографический диктант | 19.11 | |
52. | Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-, –рос-, -раст-, (-ращ-), -гор-, -гар-, -зор-, -зар-. | Правила употребления чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-, –рос-, -раст-,(ращ), -), -гор-, -гар-, -зор-, -зар-. Употребительные слова с данным корнями. | Знать правила употребления данных корней , пользоваться орфографическим словарем. | Контрольный словарный диктант | 20.11 | |
53. | Буквы О-Ё после шипящих в корне слова. | Правописание О-Ё после шипящих. Употребительные слова с такими словами. | Знать правила употребления букв о-ё после шипящих в ударном положении в корнях слов, уметь привести примеры. | Самостоятельная работа | 21.11 | |
54. | Правописание корней слов. | Правила употребления чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-, –рос-, -раст-,(ращ), -), -гор-, -гар-, -зор-, -зар-. | Закреплять изученные орфографические правила, верно писать слова для заучивания. | Тестовые задания | 22.11 | |
55. | Правописание приставок. | Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з-, с-. | Знать и различать на письме слова с указанными группами . | Орфографический диктант | 25.11 | |
56. | Буквы И-Ы после Ц. | Правописание И-Ы после Ц. | Знать условия употребления букв и или ы после ц и уметь привести примеры. | Текущий контроль | 26.11 | |
57. | Повторение по теме «Орфография». | Правописание корней. Правописание неизменяемых приставок и приставок на –З, -С. Правописание О-Ё после шипящих. | Закреплять правописание корней, приставок. | Тестовые задания | 27.11 | |
58. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Летняя гроза» по теме «Орфография». | Правописание корней. Правописание неизменяемых приставок и приставок на –З, -С. | Выполнять морфемный и орфографический разборы. | Диктант с грамматическим заданием | 28.11 | |
59. | Р/р Что изучает стилистика. | Стилистически значимая речевая ситуация. Речевая ситуация в тексте. Схема речевой ситуации. | Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи. | Фронтальный опрос | 29.11 | |
60. | Р/р Разговорная и книжная речь. | Разговорная и книжная речь. Использование форм обращения и приветствия в официальной обстановке. | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной речи. | Самостоятельная работа | 02.12 | |
61. | Р/р Художественная речь. | Речевая ситуация в художественной речи. Принадлежность текста к художественному стилю речи. Стилистический анализ художественного текста. | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной речи. | Индивидуальная работа, самопроверка | 03.12 | |
62. | Р/р Научно-деловая речь. | Речевая ситуация в научно-деловой речи. Научно-деловая и художественная речь. | Сопоставлять тексты художественного и научного стилей. | Фронтальный опрос | 04.12 | |
63. | Р/р Подробное изложение «Барсучонок» (По Г. Скребицкому). | Подробное изложение текста | Составлять план изложения, выделять ключевые слова. | Индивидуальная работа | 05.12 | |
64. | Р/р Подробное изложение «Барсучонок». (По Г. Скребицкому). | Подробное изложение текста | Составлять план изложения, выделять ключевые слова. | Индивидуальная работа, самопроверка | 06.12 | |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС) - 32 ЧАСА |
65. | Что изучает синтаксис и пунктуация. | Синтаксис и пунктуация. Слово и предложение. Роль знаков препинания для понимания смысла предложения. | Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации, иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения. | Текущий контроль | 09.12 | |
66. | Словосочетание. | Словосочетание и его номинативная функция. Словосочетание и слово. Строение словосочетания. | Понимать, чем отличается словосочетание от слова и предложения. | Самостоятельная работа | 10.12 | |
67. | Словосочетание. Виды словосочетаний. | Виды словосочетаний: именные и глагольные. | Понимать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, разбирать словосочетание. | Тестовые задания | 11.12 | |
68. | Предложение. Интонация предложения. | Предложение и его коммуникативная функция. Основные признаки предложения. | Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления предложений разных видов. | Фронтальный опрос | 12.12 | |
69. | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | Виды предложений по цели высказывания и интонации. | Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. | Текущий контроль | 13.12 | |
70. | Главные члены предложения. | Главные члены как грамматическая основа предложения. Основные способы выражения подлежащего и сказуемого. | Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. | Самостоятельная работа | 16.12 | |
71. | Тире между подлежащим и сказуемым. | Правила пунктуации: тире между подлежащим и сказуемым. | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире. | Тестовые задания | 17.12 | |
72. | Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения. | Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения и способы их выражения. | Знать определение понятия второстепенного члена, роль второстепенных членов в предложении, находить второстепенные члены. | Текущий контроль | 18.12 | |
73. | Дополнение. | Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Дополнение. | Знать определение понятия второстепенного члена, роль второстепенных членов в предложении, находить второстепенные члены. | Фронтальный опрос | 19.12 | |
74. | Определение. Обстоятельство. | Второстепенные члены предложения. Определение. Обстоятельство. | Находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членами. | Самостоятельная работа | 20.12 | |
75. | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. | Анализ текста. Определение стиля текста (разговорного, художественного, научно-делового). | Тестовые задания | 23.12 | |
76. | Однородные члены предложения. | Предложения с однородными членами. Условия однородности, средства связи однородных членов. | Знать характерные признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах, соблюдать правильную интонацию при чтении. | Фронтальный опрос | 24.12 | |
77. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | Знать характерные признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах. | Текущий контроль | 25.12 | |
78. | Обращение. | Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращениями. | Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации. | Самостоятельная работа | 26.12 | |
79. | Синтаксический разбор простого предложения. | Порядок и образец синтаксического разбора простого предложения. | Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения. | Индивидуальная работа | 27.12 | |
80. | Сложное предложение. | Сложное предложение и его структура в сопоставлении с простым предложением. | Учиться составлять схемы простых и сложных предложений. | Индивидуальный опрос | 09.01 | |
81. | Союз И в сложном предложении. | Схемы сложных предложений. Союз И в сложном предложении. | Уметь составлять сложные предложения с союзом И. | Фронтальный опрос | 10.01 | |
82. | Запятая между частями сложного предложения. | Запятая между частями сложного предложения. | Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. | Текущий контроль | 13.01 | |
83. | Прямая речь. | Прямая речь и её письменное и интонационное оформление. | Составлять схемы предложений с прямой речью | Индивидуальная работа | 14.01 | |
84. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Знать, что такое прямая речь и слова автора, уметь составлять схемы предложений с прямой речью. | Тестовые задания | 15.01 | |
85. | Диалог. | Диалог. Интонационное и пунктуационное оформление диалога. | Знать, что такое диалог, реплика. Правильно ставить знаки препинания при диалоге. | Индивидуальная работа, самопроверка. | 16.01 | |
86. | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | Синтаксис и пунктуация. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Обращение. | Уметь ставить знаки препинания при обращении. | Тестовые задания | 17.01 | |
87. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Отважные люди» по теме «Синтаксис и пунктуация». | Синтаксис и пунктуация. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Обращение. Знаки препинания при обращении. | Проверка уровня сформированности в области синтаксиса и пунктуации. | Диктант с грамматическим заданием | 20.01 | |
88. | Р/р Что такое тип речи. | Основные типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их особенности. | Иметь общие представления о типах речи. | Текущий контроль | 21.01 | |
89. | Р/р Описание, повествование, рассуждение. | Основные типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их особенности. | Уметь определять типы речи в текстах и их особенности. | Индивидуальная работа | 22.01 | |
90. | Р/р Основные типы речи. | Основные типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их особенности. | Разграничивать типы речи на основе их значения. | Тестовые задания | 23.01 | |
91. | Р/р Оценка действительности. Сочинение-описание фотографии «Ландыши». | Оценка действительности и способы её выражения. Положительная и отрицательная оценка предметов, признаков, действий и состояний. Сочинение-описание. | Иметь представление о способах выражения оценки действительности. Создавать художественные тексты с оценочными высказываниями. | Индивидуальная работа | 24.01 | |
92. | Р/р Строение текста типа рассуждения – доказательства. | Текст типа рассуждения-доказательства. Схема развертывания такого текста. | Иметь представление о рассуждении-доказательстве как разновидности типа речи. | Самостоятельная работа | 27.01 | |
93. | Р/р Текст типа рассуждения-доказательства. | Текст типа рассуждения-доказательства. Схема развертывания такого текста: тезис-аргументы, примеры-вывод. | Уметь находить в художественном тексте фрагменты со значением рассуждения-доказательства. | Фронтальный опрос | 28.01 | |
94. | Контрольная работа по теме «Типы речи». | Типы речи. Рассуждение-доказательство. | Уметь находить в художественном тексте фрагменты со значением рассуждения-доказательства. | Контрольная работа | 29.01 | |
95. | Р/р Изложение, близкое к тексту «Джек здоровается». | Соединение типов речи в одном тексте. Изложение «Джек здоровается». | Уметь сохранять при пересказе стиль речи и типологическую структуру текста (художественный стиль речи, повествование с двумя вкраплениями описания). | Индивидуальная работа | 30.01 | |
96. | Р/р Изложение, близкое к тексту «Джек здоровается». | Изложение «Джек здоровается». | Уметь сохранять при пересказе стиль речи и типологическую структуру текста. | Индивидуальная работа | 31.01 | |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ . ГЛАГОЛ - 22 ЧАСА |
97. | Самостоятельные и служебные части речи. | Самостоятельные и служебные части речи. Распознавание слова как части речи. Морфологические признаки имен | Знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных частей речи. | Текущий контроль | 03.02 | |
98. | Что обозначает глагол. | Глагол как часть речи. | Уметь рассказать о глаголе как части речи в форме научного описания. Тренироваться в умении находить в тексте глаголы тематических групп. | Фронтальный опрос | 04.02 | |
99. | Правописание НЕ с глаголами. | НЕ с глаголами: правило и исключения. | Писать глаголы с данной орфограммой раздельно. | Тестовые задания | 05.02 | |
100. | Как образуются глаголы. | Приставочный и суффиксальный способ образования глаголов. | Уметь выполнять словообразовательный разбор | Индивидуальная работа, самопроверка | 06.02 | |
101. | Правописание приставок при- и пре-. | Правописание приставок при- и пре-. | Различать значение и правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-. | Текущий контроль | 07.02 | |
102. | Вид глагола. | Виды глагола: совершенный и несовершенный. | Знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. | Устный опрос | 10.02 | |
103. | Корни с чередованием букв е-и. | Глаголы с чередующимися гласными Е-И в корне. | Владеть способом написания корней с чередованием букв е-и, используя правило и орфографический словарь. | Словарный диктант | 11.02 | |
104. | Неопределенная форма глагола. (инфинитив). | Инфинитив как начальная форма глагола. | Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать неопределенную форму глагола в тексте. | Самостоятельная работа | 12.02 | |
105. | Возвратные глаголы. Правописание -тся и –ться в глаголах. | Возвратные глаголы. Правописание -тся и –ться в глаголах. | Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой. | Орфографический диктант | 13.02 | |
106. | Наклонение глагола. | Три наклонения глагола. Общие сведения. | Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола. | Фронтальный опрос | 14.02 | |
107. | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола. | Сослагательное (условное) наклонение глагола. Раздельное написание частицы бы с глаголами сослагательного наклонения. | Уметь находить в тексте глаголы в сослагательном наклонении. Уместно использовать их в собственной речи. | Текущий контроль | 17.02 | |
108. | Как образуется повелительное наклонение глагола. | Повелительное наклонение глагола и его формы. Порядок и образец морфологического разбора глагола. | Уметь находить в тексте глаголы в форме повелительного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. | Проект | 18.02 | |
109. | Времена глагола. | Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Времена глагола. | Совершенствовать умения определять признаки глагола. | Индивидуальная работа | 19.02 | |
110. | Правописание гласной перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени. | Правописание гласной перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени. | Уметь осуществить выбор гласной перед суффиксом –л-. | Словарный диктант | 20.02 | |
111. | Спряжение глагола. Лицо и число. | Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. | Спрягать глаголы и определять окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | Орфографический диктант | 21.02 | |
112. | Правописание личных окончаний глаголов. | Правила и образец рассуждения при спряжении глаголов с безударным личным окончанием. | Знать и применять способ определения верного написания окончания глаголов. | Фронтальный опрос | 25.02 | |
113. | Правописание личных окончаний глаголов. | Правила и образец рассуждения при спряжении глаголов с безударным личным окончанием. | Знать и применять способ определения верного написания окончания глаголов. | Тестовые задания | 26.02 | |
114. | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. | Безличные глаголы и их признаки. Переходные и непереходные глаголы и их признаки. | Иметь представление, какие глаголы считаются безличными, а какие переходными и непереходными. Уметь находить в тексте безличные, переходные и непереходные глаголы. | Текущий контроль | 27.02 | |
115. | Повторение по теме «Глагол». | Глагол как часть речи. Времена глагола. Виды глагола. Правописание НЕ с глаголами. | Определять окончания глаголов 1 и 2 спряжения, переходность глаголов | Индивидуальная работа | 28.02 | |
116. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» (По А. Стрижову). | Глагол как часть речи. Времена глагола. Виды глагола. Правописание НЕ с глаголами. | Проверить знания о глаголе, временах, видах глагола, правописании не с глаголами. | Диктант с грамматическим заданием | 02.03 | |
117. | Р/р Как связываются предложения в тексте. | «Данное» и «новое» в предложениях текста. Ошибки в порядке слов. | Иметь представление о строении повествования. | Фронтальный опрос | 03.03 | |
118. | Р/р Строение текста типа повествования. | Строение текста типа повествования. Редактирование текстов. Повествовательные этюды. | Уметь редактировать тексты типа повествования. | Индивидуальная работа | 04.03 | |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - 30 ЧАСОВ |
119. | Что обозначает имя существительное. | Имя существительное как часть речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Рассказать об имени существительном как о части речи в форме научного описания. | Текущий контроль | 05.03 | |
120. | Как образуются имена существительные. | Основные способы образования имен существительных. Имена существительные со значением отвлеченного действия. | Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи. Знать основные способы образования имен существительных. | Самостоятельная работа | 06.03 | |
121. | Употребление при письме суффиксов –чик-, -щик-. | Правописание суффиксов –чик-, -щик-. | Образовывать существительные с суффиксами –чик-, -щик- и правильно писать их. | Орфографический диктант | 10.03 | |
122. | Правописание суффиксов -ек-, -ик-. | Правописание суффиксов -ек-, -ик-. | Овладеть способом определения верного написания суффиксов –ек-, -ик-. | Тестовые задания | 11.03 | |
123 | Правописание о-е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. | Правописание о-е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных. | Овладеть способом определения верного написания о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных. | Самостоятельная работа | 12.03 | |
124. | Правописание сложных имен существительных. | Правописание сложных имен существительных. | Уметь писать сложные имена существительные: слитное и раздельное написание сложных существительных. | Орфографический диктант | 13.03 | |
125. | Слитное и раздельное написание не с именами существительными. | Правописание не с существительными. | Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием. | Словарный диктант | 16.03 | |
126. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Олицетворение. | Распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Индивидуальная работа | 17.03 | |
127. | Имена существительные собственные и нарицательные. | Собственные и нарицательные имена существительные. Употребление прописной буквы для обозначения имен собственных на письме. | Уметь употреблять прописную букву для обозначения имен собственных на письме. | Фронтальный опрос | 18.03 | |
128. | Род имен существительных. Существительные общего рода. | Род как постоянный признак имен существительных. | Знать способ определения рода имен существительных. Научиться пользоваться различными словарями. | Словарный диктант | 19.03 | |
129. | Род несклоняемых имен существительных. | Род несклоняемых имен существительных. | Образовывать и правильно употреблять в речи существительные общего рода и несклоняемые. | Индивидуальный опрос | 20.03 | |
130. | Число имен существительных. | Формы числа имен существительных. Употребление в речи имен существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа. | Иметь представление о значении числа имен существительных, имеющих форму только единственного числа. | Самостоятельная работа | 30.03 | |
131. | Падеж и склонение имен существительных. | Три склонения имен существительных. План морфологического разбора существительного. | Определять склонение и падеж имени существительного. Склонение на –мя и путь. | Текущий контроль | 31.03 | |
132. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | Безударные падежные окончания имен существительных. Орфографические правила и способы их применения. | Распознавать в тексте имена существительные с безударным окончанием. | Словарный диктант | 01.04 | |
133. | Употребление имен существительных в речи. | Синтаксическая роль имен существительных. Словосочетания. | Обобщить сведения о синтаксической роли имен существительных. | Тестовые задания | 02.04 | |
134. | Повторение по теме «Имя существительное». | Имя существительное как часть речи. Правописание не с существительными. Правописание безударных личных окончаний имен существительных. | Иметь знания об имени существительном, правописании не с существительными. Правописание окончаний. | Самостоятельная работа | 03.04 | |
135. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Одуванчики» по теме «Имя существительное». | Имя существительное как часть речи. Правописание не с существительными. Правописание безударных личных окончаний имен существительных. | Проверить знания об имени существительном, числе, склонении, падежах, окончаниях имен существительных, правописании НЕ с существительными. | Диктант с грамматическим заданием | 06.04 | |
136. | Р/р Строение текста типа описания предмета. | Строение текста (продолжение). Описание предмета. Строение текста типа описания предмета. | Иметь представление об описании предмета как разновидности типа речи «описание». Знать, как строится текст типа «описание». | Проект | 07.04 | |
137. | Р/р Редактирование текстов типа описания предмета. | Редактирование текстов типа описания предмета. | Различать художественное и деловое описание предмета. | Самостоятельная работа | 08.04 | |
138. | Р/р Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей. | Художественное и деловое описание предмета. Этюды-зарисовки. | Создавать тексты типа описания предмета | Фронтальный опрос | 09.04 | |
139. | Р/р Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей. | Художественное и деловое описание предмета. Этюды-зарисовки. | Создавать тексты типа описания предмета. | Самостоятельная работа | 10.04 | |
140. | Р/р Сочинение «Знакомьтесь: мой друг…» | Сочинение-описание | Уметь составлять план сочинения-описания | Индивидуальная работа | 13.04 | |
141. | Р/р Сочинение «Знакомьтесь: мой друг…» | Сочинение-описание | Уметь редактировать текст сочинения-описания | Индивидуальная работа | 14.04 | |
142. | Р/р Типы речи в тексте. | Соединение типов речи в тексте. Типологический анализ текста с разными типами речи. Ведущий тип речи. | Проводить типологический анализ текста, в котором соединяются разные типы речи. Определять тип речи и ведущие фрагменты | Фронтальный опрос | 15.04 | |
143. | Р/р Анализ и редактирование текста. | Анализ текста с разными типами речи. | Обосновывать уместность включения фрагментов в текст. Уметь исправлять недостатки в тексте. | Индивидуальная работа | 16.04 | |
144. | Р/р Сочинение «Что я люблю делать и почему?» | Сочинение-рассуждение | Уметь прогнозировать типологическую структуру создаваемого высказывания. | Индивидуальная работа | 17.04 | |
145. | Р/р Сочинение «Что я люблю делать и почему?» | Сочинение-рассуждение | Составлять план и типологическую структуру текста. | Индивидуальная работа | 20.04 | |
146. | Р/р Редактирование текста. | Редактирование текста с разными типами речи. | Знать «опасные» места в тексте. Находить и исправлять ошибки в строении текста. | Фронтальный опрос | 21.04 | |
147. | Р/р Изложение, близкое к тексту «Друг детства». | Изложение, близкое к тексту | Сохранять типологическую структуру текста при пересказе. | Индивидуальная работа | 22.04 | |
148. | Р/р Изложение, близкое к тексту «Друг детства». | Изложение, близкое к тексту | Сохранять типологическую структуру текста при пересказе | Индивидуальная работа | 23.04 | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 17 ЧАСОВ |
149. | Что обозначает имя прилагательное. | Имя прилагательное как часть речи. | Рассказывать об имени прилагательном в форме научного описания. | Фронтальный опрос | 24.04 | |
150. | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. | Разряды имен прилагательных. | Знать, на какие разряды делятся имена прилагательные. | Текущий контроль | 27.04 | |
151. | Разряды имен прилагательных. | Разряды имен прилагательных. | Знать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные. | Индивидуальная работа | 28.04 | |
152. | Правописание безударных окончаний имен прилагательных. | Безударные окончания имен прилагательных и правила их написания. | Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания. | Орфографический диктант | 29.04 | |
153. | Правописание безударных окончаний имен прилагательных. | Безударные окончания имен прилагательных и правила их написания. | Приводить примеры имен прилагательных с безударным окончанием. | Тестовые задания | 30.04 | |
154. | Образование имен прилагательных. | Типичные способы образования имен прилагательных. | Знать основные способы образования имен прилагательных и типичные морфемы. | Текущий контроль | 06.05 | |
155. | Прилагательные полные и краткие. | Полные и краткие имена прилагательные. | Различать и правильно образовывать полную и краткую форму имен прилагательных. Находить в тексте краткие имена прилагательные и определять их синтаксическую роль. | Самостоятельная работа | 07.05 | |
156. | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий. | Орфография: краткие прилагательные с основой на шипящий. | Знать, что в кратких именах прилагательных на шипящий не пишется Ь. | Орфографический диктант | 08.05 | |
157. | Правописание суффиксов –к- и –ск- в именах прилагательных. | Правописание суффиксов –к- и –ск- в именах прилагательных. | Знать правописание суффиксов –к- и –ск-. Уметь использовать орфографический словарь. | Словарный диктант | 12.05 | |
158. | Правописание Н и НН в именах прилагательных. | Правописание Н и НН в именах прилагательных. | Знать правила написания Н и НН в прилагательных. | Тестовые задания | 13.05 | |
159. | Н и НН в именах прилагательных. | Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. | Знать правила написания Н и НН в прилагательных. | Индивидуальная работа, самопроверка | 14.05 | |
160. | Правописание сложных имен прилагательных. | Правописание сложных имен прилагательных. | Знать и уметь применять правило написания сложных имен прилагательных: слитное и дефисное. | Тестовые задания | 15.05 | |
161. | Слитное и дефисное написание имен прилагательных. | Правописание сложных имен прилагательных. | Знать и уметь применять правило написания сложных имен прилагательных: слитное и дефисное. | Фронтальный опрос | 18.05 | |
162. | Сравнительная и превосходная степени сравнения имен прилагательных. | Три степени сравнения прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная | Иметь представления о том, как различаются сравнительная и превосходная степени имен прилагательных. | Индивидуальная работа | 19.05 | |
163. | Степени сравнения имен прилагательных. | Три степени сравнения прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная | Иметь представления о том, как различаются сравнительная и превосходная степени имен прилагательных. | Текущий контроль | 20.05 | |
164. | Повторение по теме «Имя прилагательное». | Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. НЕ с прилагательными. Степени сравнения прилагательных. | Находить в тексте формы сравнительной и превосходной степеней сравнения имен прилагательных. Повторить правила написания суффиксов прилагательных, Н и НН в прилагательных. | Тестовые задания | 21.05 | |
165. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Необычный стрелок» по теме «Имя прилагательное». | Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных. НЕ с прилагательными. | Проверить навыки усвоения имени прилагательного как части речи, правописание НЕ с прилагательными, правописание Н и НН в прилагательных. | Диктант с грамматическим заданием | 22.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ – 5 ЧАСОВ |
166. | Р/р Культура речевого поведения. | Использование форм обращения и приветствия в официальной обстановке. | Уметь использовать формы обращения и приветствия в официальной обстановке | Текущий контроль | 25.05 | |
167. | Итоговая контрольная работа. | Фонетика. Лексика. Словообразование. Орфография. Синтаксис и пунктуация. | Проверить навыки усвоения фонетики, лексики, словообразования, орфографии, синтаксиса и пунктуации. | Тестовые задания | 26.05 | |
168. | Р/р Культура речевого поведения. | Использование форм обращения и приветствия в официальной обстановке. | Уметь использовать формы обращения и приветствия в официальной обстановке | Фронтальный опрос | 27.05 | |
169. | Повторение по теме «Морфология. Орфография». | Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Орфография. | Повторить самостоятельные части речи, правописание приставок, корней. | Самостоятельная работа | 28.05 | |
170. | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Словосочетание. Предложение. | Повторить виды предложений по цели высказывания и интонации, синтаксический разбор простого предложения. | Индивидуальная работа | 29.05 | |
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
______________/ Петренко С. Е. / ______________ / Бунечко Е. В. /
______________2019 г. ______________ 2019 г.
12