ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа 6 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся 6 класса с интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
II. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы
Межпредметные связи:
СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
Тематический план 6 специального (коррекционного) класса по СБО
предусматривает следующее распределение по часам:
По школьному учебному плану в 6 классе – 1 ч. в неделю, 34 часов в год
Реализация практической части рабочей программы по СБО.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках СБО значительное внимание отводится
- экскурсиям (на промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения)
- практическим работам по разделам «Питание», «Одежда и обувь», Жилище», «Средства связи»
- проведению сюжетно-ролевых игр по разделам «Торговля», «Семья», «Жилище», «Трудоустройство»
- демонстрации видеофильмов, презентаций
Планирование коррекционной работы СБО в 6 классе
№ п/п | Крупные темы | Кол-во часов | Коррекционная работа |
1 | «Питание» | 9 | Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами. |
2 | «Личная гигиена» | 3 | Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур. |
3 | «Одежда и обувь» | 5 | Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание. |
4 | «Семья» | 3 | Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц. |
5 | «Культура поведения» | 3 | Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города. |
6 | «Жилище» | 4 | Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. |
7 | «Транспорт» | 5 | Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал. |
8 | «Торговля» | 2 | Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие. |
В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки:
Беседы
Практические работы
Экскурсии
Сюжетно-ролевые игры
В 6 классе:
1 Обучающиеся могут узнать:
Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца
Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани
Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье
Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками
Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия
Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета
Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.
Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте
Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях
Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества.
2. Обучающиеся могут научиться:
Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи
Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ
Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки
Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани
Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье
Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми
Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом
Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов
Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города
Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу
Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки
Обращаться с вопросами к работникам ДЮЦ, правильно вести себя на занятиях, соблюдать правила поведения.
Контрольно – измерительные материалы.
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:
Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями учащихся каждого класса.
В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.
Тематическое планирование по курсу «Социально – бытовая ориентировка» 6класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные понятия, Словарь | Выполнение практической части программы | Национально- Региональный компонент | Примечание |
| ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА – 3 часов. | | | | | | |
1 | Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Правила и приёмы закаливания. | 1 | | Понятие «Закаливание» Значение закаливания Способы закаливания Основные природные факторы, способствующие закаливанию Правила закаливания Обтирание как первый этап закаливания. Приёмы закаливания | Демонстрация упражнений | Спортивные клубы района. | Последова-тельность процедур. |
2 | Правила и приёмы ухода за органами зрения. Гигиена зрения, чтения и просмотра телевизора. | 1 | | Упражнения для расслабления зрения Правила для сохранения зрения Контактные линзы Линзовые и коррекционные очки Хирургическое вмешательство Правила ухода за глазами Удаление соринки из глаз Правила при чтении (расстояние до книги) Правила при письме Правила при просмотре телепередач | Демонстрация показа удаления соринки из глаза | Офтальмологи районных поликлиник | Зарисовка глаза. |
3 | Губительное влияние наркотических и токсических веществ на живой организм. | 1 | | | | | |
| ОДЕЖДА И ОБУВЬ – 5 часов. | | | | | | |
4 5 | Значение опрятного вида. Поддержание одежды в чистоте и порядке. | 1 1 | | Формирование представлений об опрятном виде Требования к внешнему виду школьника Значение. | | | |
6 | Правила пришивания пуговиц. Пришивание вешалки. | 1 | | Разновидности пуговиц Назначение Правила пришивания пуговиц Правила безопасной работы с колющими инструментами. Назначение вешалки Способы пришивания Правила пришивания | Пришивание пуговиц по образцу. Пришивание вешалки | Ремонт одежды в ателье района, города. | Назначение пуговиц, зарисовка. |
7 | Глажение фартуков. | 1 | | История утюга Правила глажения, последовательность Правила безопасности при работе с утюгом | Глажение фартуков | | Зарисовка фартука |
8 | Глажение косынок, носовых платков, салфеток. | 1 | | Последовательность глажения Способы складывания глаженого белья. | Глажение. | | Зарисовка утюга, правила безопасности |
| СЕМЬЯ – 3 часа | | | | | | |
9 | Место работы, должность каждого члена семьи. Родственные отношения в семье | 1 | | Разнообразие профессий и их значение Место работы членов семьи Занимаемые ими должности, их продуктивность. Родственные понятия в семье Распределение отношений в семье | Заполнение таблицы | | Беседа с родителями, уточнение данных |
10 | Права и обязанности каждого члена семьи. | 1 | | Распределение обязанностей в семье Права каждого члена семьи Права детей и подростков в семье, их обязанности | | | Выполнять возложенные обязанности в семье |
11 | Записывание фамилии, имени, отчества каждого члена семьи. | 1 | | ФИО родственников Правила написания ФИО | Заполнение таблицы | | |
| КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ – 3 часа | | | | | | |
12 | Правила поведения в театре. Проведение игры «Посещение театра» | 1 | | Назначение театров Театры города Челябинска, их месторасположение Правила поведения в театре Распределение ролей Практическое выполнение правил Разбор ситуаций | Обыгрывание различных ситуаций. | Театры города | Зарисовки правил |
13 | Правила поведения в кинотеатре, музее, библиотеке. | 1 | | Разновидности кинотеатров города Челябинска Разновидности музеев Правила поведения в общественных местах | | Кинотеатры, музеи, библиотеки | Правила поведения |
14 | Способы ведения разговора со сверстниками, старшими | 1 | | Правила поведения со старшими товарищами Правила поведения со сверстниками Поведение с взрослыми Разбор ситуаций | | | Правила поведения |
| ПИТАНИЕ – 9 часов. | | | | | | |
15 | Гигиена приготовления пищи. | 1 | | | | | Санитарно-гигиеничес-кие требования |
16 | Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи. | 1 | | Способы хранения продуктов и готовой пищи Правила хранения Назначение и устройство холодильника | | Фирмы по выпуску холодильников | Правила хранения |
17 | Способы выбора доброкачественной пищи. | 1 | | | | | Санитарно-гигиеничес-кие |
18 | Правила и приёмы ухода за посудой. Мытьё посуды с применением моющих средств. | 1 | | | Мытьё посуды | | |
19 | Составление рецептов приготовления блюд. Чтение рецептов. | 1 | | Понятие «рецепт» Варианты записи рецептов | Работа с кулинар-ными книгами | | |
20 | Заваривание чая. | 1 | | Происхождение чая Способы заваривания чая Технология заваривания. | Заваривание чая | | Технология заваривания чая |
21 | Приготовление каши. | 1 | | | Приготовление каши на молоке. | | Технология приготовления каши |
22 | Отварные макароны. | 1 | | | Отваривание макарон | | Технология приготовле-ния |
23 | Сервировка стола к завтраку. ПР | 1 | | Понятие «Сервировка стола» Варианты сервировки стола к завтраку Последовательность сервировки | Сервировка стола | | Зарисовка основных элементов сервировки |
| ЖИЛИЩЕ – 4 часов | | | | | | |
24 | Гигиенические требования к жилому помещению. | 1 | | | | | Требования |
25 | Повседневная сухая и влажная уборка помещения. | 1 | | Виды уборки помещения, их отличия Правила и приспособления сухой уборки Правила и приспособления для влажной уборки | Уборка помещения | | Осущест-влять уборку помещения |
26 | Пылесос и его устройство. Работа с пылесосом. | 1 | | Разновидности пылесоса Назначение Составные части пылесоса Правила пользования пылесосом Закрепление составных частей пылесоса Сборка и разборка пылесоса Работа с пылесосом | Демонстрация пылесоса и работа с ним | Пылесосы в магазинах | Зарисовка пылесоса |
27 | Уход за мебелью. | 1 | | Виды мебели Виды материала для изготовления мебели Виды покрытия мебели, их особенности Уход за мебелью в зависимости от покрытия | | Мебельные фабрики | Зарисовка мебели |
| ТРАНСПОРТ – 5 часов. | | | | | | |
28 | Городской транспорт. | 1 | | Виды городского транспорта, их отличия Маршруты городского транспорта | | Транспорт | Зарисовка транспорта |
29 | Правила поведения в транспорте и оплата проезда. | 1 | | Правила поведения, принятые в транспорте Способы оплаты проезда | Ролевая игра «Покупка билета» | | |
30 | Наиболее рациональные маршруты передвижения. | 1 | | Понятие «рациональный маршрут» Зарисовка схемы передви-жения от дома до школы. | | | Оформление схемы. |
31 | Пригородные поезда. | 1 | | Понятие «пригородные» Разновидности поездов Направления движения | | Ж/Д вокзал | Зарисовка поезда |
32 | Расписания. Направления. Способы заказа и приобретение билетов. | 1 | | Расписание поездов, варианты наведения справок | | Пригородные кассы Ж\Д вокзала, автовокзала | |
| ТОРГОВЛЯ – 2 часов | | | | | | |
33 | Магазины промышленных товаров и их отделы. | 1 | | Назначение промышленных магазинов Разновидности отделов Правила поведения покупателя. | | Промышленные магазины | Зарисовка товаров промышленных отделов, загадки. |
34 | Экскурсия в магазин промышленных товаров. | 1 | | Месторасположение магазина Его отделы Нахождение отделов Наблюдение за поведением покупателей. | Экскурсия в магазин. | Промышленные магазины | Отчет по плану. |