Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовое ориентирование» для учащихся 5 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2018 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ, упражнений, а также перечислены требования к знаниям и умениям учащихся.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов, диафильмов др.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение тем в 5 классе отведено 33 часа (1 час в неделю). На изучение учебного предмета отводится:
– количество часов в год – 33;
– количество часов в неделю – 1;
– количество часов в 1-й четверти – 8;
– количество часов во 2-й четверти – 7;
– количество часов в 3-й четверти – 10;
– количество часов в 4-й четверти – 8.
Формулировка тем по всем разделам программы сокращена, ввиду её большого объема, с сохранением смысловой части темы.
Множество точек соприкосновения занятий по СБО с другими предметами: русским языком, математикой, биологией, географией, трудом помогают не только закреплению знаний, но и полноценному развитию личности ребенка.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися программы по «Социально-бытовому ориентированию», которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по относятся:
1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа по «Социально-бытовой ориентировке» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Минимальный уровень:
- представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
- приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
- знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
- знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
- знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
- совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
- знание и соблюдение правил поведения в общественном транспорте;
Достаточный уровень:
- знание способов хранения и переработки продуктов питания;
- составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
- самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
- самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
- соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения.
Базовые учебные действия
На уроках формируются следующие базовые учебные действия.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Познавательные учебные действия включают: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета
Личная гигиена Правила личной гигиены. Сохранение в чистоте и порядке личных вещей. Уход за полостью рта. Сохранение и укрепление зрения.
Одежда и обувь Виды одежды, её назначение. Виды головных уборов, их назначение. Повседневный уход за одеждой. Виды обуви, их назначение. Уход за обувью. Практическая работа: подготовка обуви к длительному хранению.
Питание Основные продукты питания. Режим питания. Место приготовления пищи и оборудование его. Кухонная посуда и инвентарь. Сервировка стола. Приготовление бутербродов. Формы нарезки овощей. Приготовление салата. Приготовление винегрета. Практические работы: приготовление бутербродов, салатов, винегрета, сервировка стола.
Семья Родственные отношения в семье. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.
Культура поведения Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Обращение к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Мимика и жесты. Правила поведения за столом. Вежливые слова.
Жилище Виды жилых помещений. Варианты квартир и подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Домашний адрес.
Транспорт Виды транспортных средств. Правила дорожного движения. Правила поведения на остановке и в общественном транспорте.
Торговля Основные виды магазинов. Виды отделов в продовольственных магазинах. Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Правила поведения в магазине. Экскурсия в продовольственный магазины.
Календарно – тематический план реализации рабочей программы по СБО
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока | Требования к результату | Виды контроля |
Предметные | Личностные, метапредметные |
|
1 | Вводное занятие. | | -название учебного курса, цель предмета; -инструкцию по ТБ в кабинете СБО -правила обучающихся, воспитанников школы-интерната | | Формировать личностных качеств: аккуратность, усидчивость. Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними. Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | Эмоциональный контроль с целью создания позитивных эмоций |
2 | Личная гигиена. | | - последовательность выполнения утреннего, вечернего туалета; -периодичность, правила ухода за ушами ,кожей рук, ног, ногтями | -совершать утренний, вечерний туалет в определенной последовательности; -выбирать прическу, причесывать волосы; -стричь ногти на руках, ногах | Текущий контроль. Ответы на вопросы. |
3 | Личные вещи. | | -правила личной гигиены; -названия вещей личного пользования | -стирать личные вещи, содержать их в чистоте | Текущий контроль знаний. Опрос Видеофильм о личных вещах |
4 | Гигиена зрения. | | -правила освещенности рабочего места; -правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. | - соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, просмотре телепередач; -соблюдать правила личной гигиены | Текущий контроль знаний. Опрос |
5 | Личная гигиена. Практическая работа. | | - правила утреннего, вечернего туалета; - правила освещенности рабочего места; -правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. | -соблюдать правила работы с острыми режущими предметами, правила освещенности рабочего места; -соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, просмотре телепередач. | Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Контроль действий обучающихся, воспитанников, помощь. Оценка. |
6 | О вреде курения, алкоголя. | | -о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм; -о соблюдении правил здорового образа жизни. | -корректно отказаться от предлагаемых сигарет, алкоголя, проявив силу воли; -соблюдать правила здорового образа жизни | Опрос обучающихся, воспитанников |
7 | Культура поведения. Осанка. | | -требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя; -правильное положение тела для сохранения осанки. | -следить за своей осанкой; -принимать правильную позу в положении сидя, стоя. | Формировать личностные качества: аккуратность, усидчивость; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Контроль за действиями обучающихся, воспитанников и качеством выполнения |
8 | Тестирование по темам 1 четверти | | -правила поведения при встрече и расставании с друзьями, со старшими; -формы обращения с просьбой, вопросом | -следить за своей походкой, жестикуляцией, мимикой; -соблюдать правила общения со старшими, сверстниками | Проверка знаний. Контроль за действиями обучающихся, воспитанников |
9 | Формы обращения с просьбой | | -правила обучающихся, воспитанников школы-интерната; | -выполнять правила обучающихся, воспитанников | Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
10 | Правила поведения за столом. | | -правила поведения за столом: -правила этикета | -правильно сидеть за столом; -пользоваться столовыми приборами, салфеткой; -красиво и аккуратно принимать пищу. | Формировать навыки культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками; развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание, воображение, речь). Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании навыков культурного поведения | Текущий контроль |
11 | Культура поведения. Практическая работа. | | | -правильно вести себя со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях. | Ролевая игра. Ответы на вопросы. |
12 | Семья. Состав семьи обучающихся, воспитанников. | | -родственные отношения в семье; -состав семьи; -ФИО каждого члена семьи, возраст, дни рождения. | -называть состав семьи, ФИО, возраст; | Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Ответы на вопросы, текущий контроль |
13 | Практическая работа. «Генеалогическое древо» | | -состав семьи; - понятие «родословное древо»; -ФИО, возраст, дни рождения членов семьи | -называть состав семьи, ФИО, возраст -рассказывать о взаимоотношениях в семье. | Контроль за действиями обучающихся, воспитанников |
14 | Одежда, обувь Виды одежды. | | -виды одежды, их назначение; | -различать одежду в зависимости от назначения; -подбирать одежду по сезону в зависимости от назначения | Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность. Формирование начальных познавательных универсальных учебных действий : наблюдения, сравнения, анализа | Ответы на вопросы. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
15 | Чистка одежды, сушка. | | -правила ухода за одеждой | -сушить и чистить одежду; подготавливать одежду к хранению; -подбирать материалы для чистки одежды | Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
16 | Виды обуви. Чистка, хранение обуви. | | - виды обуви, ее назначение; - правила ухода за обувью из различных материалов. | -различать обувь в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная, обувь по сезону. | Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
17 | Виды головных уборов. | | -виды головных уборов в зависимости от сезона, их назначение ; -времена года | -подбирать головной убор по сезону; -называть виды головных уборов в зависимости от сезона | | Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
18 | Жилище. Виды жилых помещений. | | -виды жилых помещений в городе, селе; -виды отопления в городе, селе. | -соблюдать порядок в помещении; -называть виды жилых помещений, отоплений . | Развитие пространственной ориентировки при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением; развитие памяти, мышления, внимания, воображения, речи) Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность. Формирование начальных познавательных универсальных учебных действий : наблюдения, сравнения, анализа Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; | Текущий опрос. Контроль действий обучающихся, воспитанников. |
19 | Виды жилья. Варианты квартир. | | -организация рабочего места школьника -правила уборки помещений | -соблюдать порядок на рабочем столе, в жилом помещении. | Фронтальный опрос. Текущий контроль |
20 | Почтовый адрес школы, дома. Практическая работа. | | -почтовый адрес адресата, адресанта | -писать адрес на конверте. | Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
21 | Транспорт. Виды транспортных средств. | | -основные виды транспортных средств в городе, селе; -маршрут следования в школу-интернат. | -различать и называть виды транспортных средств в городе и селе; -составлять маршрут следования в школу-интернат. | Фронтальный опрос. |
22 | Поведение в транспорте. | | - правила поведения в транспорте | - соблюдать правила поведения в транспорте и на улице. | Текущий контроль. Опрос обучающихся, воспитанников. Рефлексия в игре. |
23 | Правила и знаки дорожного движения | | -правила дорожного движения | -соблюдать правила дорожного движения; -различать знаки дорожного движения; | Фронтальный опрос. |
24 | Торговля. Виды и значения торговых предприятий. | | -виды магазинов; -правила поведения в магазине. | -соблюдать правила поведения в магазине; -выбирать необходимые продукты питания; -ориентироваться в торговых предприятиях. | Текущий контроль |
25 | Отделы продовольственных магазинов | | -назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции; | -выбирать необходимые продукты питания; -соблюдать правила поведения в магазине | Оценка исполнения ролей в дидактической игре |
26 | Виды товара. | | -правила покупки товаров; -стоимость хлебных, молочных продуктов, десятка яиц, овощей, фруктов. | -подсчитывать сумму за приобретенные продукты; -соблюдать правила поведения в магазине. | Фронтальный опрос. |
27 | Срок годности продуктов питания | | -срок годности товара; -правила хранения продуктов питания | -выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; -хранить продукты питания | Работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду | Проверка практических работ |
28 | Торговля. Практическая работа. «Покупка в магазине». | | - стоимость хлебных, молочных продуктов, десятка яиц, овощей, фруктов. | -культурно вести себя с работниками торговли; -определять срок годности товара | Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
29 | Значение питания в жизни человека | | - значение питания в жизни и деятельности человека; -правила составления рациона питания | -составлять рацион питания; -рассказывать о влиянии правильного режима и рационального питания на здоровье людей. | |
30 | Кухонные принадлежности. | | -ПТБ при работе с режущими инструментами; -место приготовления пищи и его оборудование. | -строго соблюдать ПТБ; -распределять кухонные принадлежности по назначению. | Перфокарты. Опрос обучающихся, воспитанников |
31 | Уход за посудой. Практическая работа. | | -правила мытья посуды; -ПТБ работы на кухне. | - строго соблюдать ПТБ; -выполнять правила и приемы ухода за посудой и помещением. | Контроль качества знаний, опрос обучающихся, воспитанников |
32 | Рецепт. Бутерброды. | | -виды блюд, не требующих тепловой обработки; -виды бутербродов. | -прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления; -приготавливать бутерброды. | Проверка записи. Опрос. |
33 | Питание. Практическое занятие. «Приготовление бутербродов». | | -ПТБ на кухне; - правила мытья посуды и уборки помещения. | -нарезать хлеб, сырые и вареные овощи; -строго соблюдать ПТБ | | Контроль действий обучающихся, воспитанников Дегустация блюд. |