СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по СБО 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

СБО в 5 классе ОВЗ 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по СБО 5 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовое ориентирование» для учащихся 5 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:


Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2018 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)

Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:

― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ, упражнений, а также перечислены требования к знаниям и умениям учащихся.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов, диафильмов др.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение тем в 5 классе отведено 33 часа (1 час в неделю). На изучение учебного предмета отводится:

– количество часов в год – 33;

– количество часов в неделю – 1;

– количество часов в 1-й четверти – 8;

– количество часов во 2-й четверти – 7;

– количество часов в 3-й четверти – 10;

– количество часов в 4-й четверти – 8.

Формулировка тем по всем разделам программы сокращена, ввиду её большого объема, с сохранением смысловой части темы.

Множество точек соприкосновения занятий по СБО с другими предметами: русским языком, математикой, биологией, географией, трудом помогают не только закреплению знаний, но и полноценному развитию личности ребенка.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися программы по «Социально-бытовому ориентированию», которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения программы по относятся:

1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

11) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Программа по «Социально-бытовой ориентировке» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

Минимальный уровень:

- представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;

- приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;

- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

- знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;

- знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;

- знание названий торговых организаций, их видов и назначения;

- совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;

- знание и соблюдение правил поведения в общественном транспорте;

Достаточный уровень:

- знание способов хранения и переработки продуктов питания;

- составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;

- самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;

- самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;

- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

- соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения.

Базовые учебные действия

На уроках формируются следующие базовые учебные действия.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.



Познавательные учебные действия:

Познавательные учебные действия включают: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Содержание учебного предмета

Личная гигиена Правила личной гигиены. Сохранение в чистоте и порядке личных вещей. Уход за полостью рта. Сохранение и укрепление зрения.

Одежда и обувь Виды одежды, её назначение. Виды головных уборов, их назначение. Повседневный уход за одеждой. Виды обуви, их назначение. Уход за обувью. Практическая работа: подготовка обуви к длительному хранению.

Питание Основные продукты питания. Режим питания. Место приготовления пищи и оборудование его. Кухонная посуда и инвентарь. Сервировка стола. Приготовление бутербродов. Формы нарезки овощей. Приготовление салата. Приготовление винегрета. Практические работы: приготовление бутербродов, салатов, винегрета, сервировка стола.

Семья Родственные отношения в семье. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.

Культура поведения Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Обращение к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Мимика и жесты. Правила поведения за столом. Вежливые слова.

Жилище Виды жилых помещений. Варианты квартир и подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Домашний адрес.

Транспорт Виды транспортных средств. Правила дорожного движения. Правила поведения на остановке и в общественном транспорте.

Торговля Основные виды магазинов. Виды отделов в продовольственных магазинах. Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Правила поведения в магазине. Экскурсия в продовольственный магазины.





Календарно – тематический план реализации рабочей программы по СБО

№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока

Требования к результату

Виды контроля

Предметные


Личностные, метапредметные


1

Вводное занятие.


-название учебного курса, цель предмета;

-инструкцию по ТБ в кабинете СБО

-правила обучающихся, воспитанников школы-интерната


Формировать личностных качеств: аккуратность, усидчивость.

Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними.

Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Эмоциональный контроль с целью создания позитивных эмоций

2

Личная гигиена.


- последовательность выполнения утреннего, вечернего туалета;

-периодичность, правила ухода за ушами ,кожей рук, ног, ногтями

-совершать утренний, вечерний туалет в определенной последовательности;

-выбирать прическу, причесывать волосы;

-стричь ногти на руках, ногах

Текущий контроль. Ответы на вопросы.

3

Личные вещи.


-правила личной гигиены;

-названия вещей личного пользования

-стирать личные вещи, содержать их в чистоте

Текущий контроль знаний. Опрос

Видеофильм о личных вещах

4

Гигиена зрения.


-правила освещенности рабочего места;

-правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

- соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, просмотре телепередач;

-соблюдать правила личной гигиены

Текущий контроль знаний. Опрос

5

Личная гигиена. Практическая работа.


- правила утреннего, вечернего туалета;

- правила освещенности рабочего места;

-правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

-соблюдать правила работы с острыми режущими предметами, правила освещенности рабочего места;

-соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, просмотре телепередач.

Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Контроль действий обучающихся, воспитанников, помощь.

Оценка.

6

О вреде курения, алкоголя.


-о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм;

-о соблюдении правил здорового образа жизни.

-корректно отказаться от предлагаемых сигарет, алкоголя, проявив силу воли;

-соблюдать правила здорового образа жизни

Опрос обучающихся, воспитанников

7

Культура поведения. Осанка.


-требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя;

-правильное положение тела для сохранения осанки.

-следить за своей осанкой;

-принимать правильную позу в положении сидя, стоя.

Формировать личностные качества: аккуратность, усидчивость;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Контроль за действиями обучающихся, воспитанников и качеством выполнения

8

Тестирование по темам 1 четверти


-правила поведения при встрече и расставании с друзьями, со старшими;

-формы обращения с просьбой, вопросом

-следить за своей походкой, жестикуляцией, мимикой;

-соблюдать правила общения со старшими, сверстниками

Проверка знаний. Контроль за действиями обучающихся, воспитанников

9

Формы обращения с просьбой


-правила обучающихся, воспитанников школы-интерната;

-выполнять правила обучающихся, воспитанников

Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников

10

Правила поведения за столом.


-правила поведения за столом:

-правила этикета

-правильно сидеть за столом;

-пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

-красиво и аккуратно принимать пищу.

Формировать навыки культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками; развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание, воображение, речь).

Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании навыков культурного поведения

Текущий контроль

11

Культура поведения.

Практическая работа.



-правильно вести себя со сверстниками, взрослыми

в различных ситуациях.

Ролевая игра.

Ответы на вопросы.

12

Семья. Состав семьи обучающихся, воспитанников.


-родственные отношения в семье;

-состав семьи;

-ФИО каждого члена семьи, возраст, дни рождения.

-называть состав семьи, ФИО, возраст;

Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Ответы на вопросы, текущий контроль

13

Практическая работа.

«Генеалогическое древо»


-состав семьи;

- понятие «родословное древо»;

-ФИО, возраст, дни рождения членов семьи

-называть состав семьи, ФИО, возраст

-рассказывать о взаимоотношениях в семье.

Контроль за действиями обучающихся, воспитанников

14

Одежда, обувь

Виды одежды.


-виды одежды, их назначение;

-различать одежду в зависимости от назначения;

-подбирать одежду по сезону в зависимости от назначения

Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность. Формирование начальных познавательных универсальных учебных действий : наблюдения, сравнения, анализа

Ответы на вопросы.

Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников

15

Чистка одежды, сушка.


-правила ухода за одеждой

-сушить и чистить одежду;

подготавливать одежду к хранению;

-подбирать материалы для чистки одежды

Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников

16

Виды обуви. Чистка, хранение обуви.


- виды обуви, ее назначение; - правила ухода за обувью из различных материалов.

-различать обувь в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная, обувь по сезону.

Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников

17

Виды головных уборов.


-виды головных уборов в зависимости от сезона, их назначение ;

-времена года

-подбирать головной убор по сезону;

-называть виды головных уборов в зависимости от сезона


Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников

18

Жилище. Виды жилых помещений.


-виды жилых помещений в городе, селе;

-виды отопления в городе, селе.

-соблюдать порядок в помещении;

-называть виды жилых помещений, отоплений .

Развитие пространственной ориентировки при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением; развитие памяти, мышления, внимания, воображения, речи)

Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность. Формирование начальных познавательных универсальных учебных действий : наблюдения, сравнения, анализа

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Текущий опрос.

Контроль действий

обучающихся, воспитанников.

19

Виды жилья. Варианты квартир.


-организация рабочего места школьника

-правила уборки помещений

-соблюдать порядок на рабочем столе, в жилом помещении.

Фронтальный опрос. Текущий контроль

20

Почтовый адрес школы, дома. Практическая работа.


-почтовый адрес адресата, адресанта

-писать адрес на конверте.

Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников

21

Транспорт. Виды транспортных средств.


-основные виды транспортных средств в городе, селе;

-маршрут следования в школу-интернат.

-различать и называть виды транспортных средств в городе и селе;

-составлять маршрут следования в школу-интернат.

Фронтальный опрос.

22

Поведение в транспорте.


- правила поведения в транспорте

- соблюдать правила поведения в транспорте и на улице.

Текущий контроль. Опрос обучающихся, воспитанников. Рефлексия в игре.

23

Правила и знаки дорожного движения


-правила дорожного движения

-соблюдать правила дорожного движения;

-различать знаки дорожного движения;

Фронтальный опрос.

24

Торговля.

Виды и значения торговых предприятий.


-виды магазинов;

-правила поведения в магазине.

-соблюдать правила поведения в магазине;

-выбирать необходимые продукты питания;

-ориентироваться в торговых предприятиях.

Текущий контроль

25

Отделы продовольственных магазинов


-назначение

продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;

-выбирать необходимые продукты питания;

-соблюдать правила поведения в магазине

Оценка исполнения ролей в дидактической игре

26

Виды товара.


-правила покупки товаров; -стоимость хлебных, молочных продуктов, десятка яиц, овощей, фруктов.

-подсчитывать сумму за приобретенные продукты;

-соблюдать правила поведения в магазине.

Фронтальный опрос.

27

Срок годности продуктов питания


-срок годности товара;

-правила хранения продуктов питания

-выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;

-хранить продукты питания

Работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду

Проверка практических работ

28

Торговля. Практическая работа. «Покупка в магазине».


- стоимость хлебных, молочных продуктов, десятка яиц, овощей, фруктов.

-культурно вести себя с работниками торговли;

-определять срок годности товара

Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников

29

Значение питания в жизни человека


- значение питания в жизни и деятельности человека;

-правила составления рациона питания

-составлять рацион питания;

-рассказывать о влиянии правильного режима и рационального питания на здоровье людей.


30

Кухонные принадлежности.


-ПТБ при работе с режущими инструментами;

-место приготовления пищи и его оборудование.

-строго соблюдать ПТБ;

-распределять кухонные принадлежности по назначению.

Перфокарты. Опрос обучающихся, воспитанников

31

Уход за посудой. Практическая работа.


-правила мытья посуды;

-ПТБ работы на кухне.

- строго соблюдать ПТБ;

-выполнять правила и приемы ухода за посудой и помещением.

Контроль качества знаний, опрос обучающихся, воспитанников

32

Рецепт. Бутерброды.


-виды блюд, не требующих тепловой обработки;

-виды бутербродов.

-прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;

-приготавливать бутерброды.

Проверка записи. Опрос.

33

Питание. Практическое занятие. «Приготовление бутербродов».


-ПТБ на кухне;

- правила мытья посуды и уборки помещения.

-нарезать хлеб, сырые и вареные овощи;

-строго соблюдать ПТБ


Контроль действий обучающихся, воспитанников Дегустация блюд.