МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 108 ИМЕНИ В.Н. ТАТИЩЕВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
секции волейбол
для учащихся 2-4 классов
Составитель:
учитель физической культуры -
Ягупова Анна Германовна
г. Екатеринбург
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учеников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся смогут научиться:
- Рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе.
- Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек.
- Планировать самостоятельные занятия физической подготовкой;
- Раскрывать понятие техники двигательного действия и использовать основные правила её освоения в самостоятельных занятиях;
- Отбирать основные средства коррекции осанки и телосложения, осуществлять их планирование в самостоятельных формах занятий;
- Раскрывать понятие спортивной подготовки, характеризовать её отличия от физической и технической подготовки.
- Определять дозировку температурных режимов для закаливающих процедур, руководствоваться правилами безопасности
при их проведении.
- Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах.
- Готовить места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями.
- Соблюдать правила техники безопасности при занятиях.
- Выполнять технические приёмы и тактические действия.
- Контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом.
- Играть в волейбол с соблюдением основных правил.
- Демонстрировать жесты волейбольного судьи.
- Проводить судейство по волейболу.
смогут узнать:
- Значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся.
- Названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники.
- Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий.
- Упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
- Контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения.
- Основное содержание правил соревнований по волейболу.
- Жесты волейбольного судьи.
- Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола.
Учащийся получит возможность научиться:
- Характеризовать значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармоничного развития личности, подготовки к труду и защите Родины.
- Определять влияние вредных привычек на организм спортсмена (курение, алкоголь, наркотические вещества).
- Использовать естественные факторы природы: солнце, воздух и воду в целях укрепления здоровья и закаливания.
- Определять основные направления в развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из них.
- Определять понятие «допинг», характеризовать негативное влияние допинга на здоровье спортсмена.
- Характеризовать качества личности и обосновывать возможность их воспитания в процессе занятий.
- Характеризовать основные приёмы массажа, организовывать и проводить самостоятельные сеансы.
- Характеризовать оздоровительную силу бани, руководствоваться правилами проведения банных процедур.
- Отбирать состав упражнений для физкультурно- оздоровительных занятий, определять последовательность их выполнения и дозировку.
- Описывать технику выполнения волейбольных упражнений, осваивать её самостоятельно.
- Включать волейбольные упражнения в различные формы занятий физической культурой.
- Применять волейбольныеупражнения для развития физических качеств, выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать ее по частоте сердечных сокращений.
- Демонстрировать вариативное выполнение волейбольныеупражнений.
- Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений.
- Осваивать упражнения для организации самостоятельных тренировок.
- Самостоятельно развивать физические качества.
- Участвовать в соревновательной деятельности.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Теоретический материал
Физическая культура и спорт
Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармоничного развития личности, подготовки к труду и защите Родины.
Влияние вредных привычек на организм спортсмена (курение, алкоголь, наркотические вещества).
Краткий обзор развития и истории волейбола в России и за рубежом
История и развитие волейбола в России.
История и развитие волейбола за рубежом.
Гигиена питания и режим
Соблюдение санитарно-гигиенических требований во время занятий спортом.
Использование естественных факторов природы: солнца, воздуха и воды в целях укрепления здоровья и закаливания. Основы методики обучения, планирование тренировки и методика обучения.
Режим дня и питание – как важная составляющая подготовки высоко квалифицированного спортсмена.
Оборудование, инвентарь и уход за ним
Правила использования оборудования и инвентаря
Правила ухода и бережного отношения к оборудованию и инвентарю на занятиях.
Основы методики обучения, планирование тренировки
Последовательность и методика обучения игреволейбол.
Учет возрастных, половых особенностей при занятиях волейболом. Разминка, ее значение и содержание.
Виды соревнований. Правила соревнований
Содержание положений о соревнованиях. Программа соревнований.
Правила проведения соревнований поволейболу. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
Правила техники безопасности. Оказание медицинской помощи
Правила поведения в спортивном зале, во время тренировочных занятий по волейболу.
Правила техники безопасности во время занятий по волейболу. Предотвращение травматизма.
Оказание первой медицинской помощи при получении травмы.
Практический материал
Техническая подготовка.
Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
- перемещения;
- подачи мяча;
- передачи мяча;
- приём мяча;
- падения.
Перемещения
Стойка игрока (исходные положения). Перемещение в стойке приставными шагами: правым и левым боком, лицом вперёд. Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)
Передачи мяча
Передача сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку).
Передача снизу двумя руками над собой. Передача снизу двумя руками в парах.
Подачи мяча
Нижняя прямая.
Приём мяча
Приём снизу двумя руками. Приём сверху двумя руками. Приём мяча, отражённого сеткой.
Падения
Падение на пол со скольжением. Падение на пол с переворотом.
Тактическая подготовка
- индивидуальные действия;
- групповые действия;
- командные действия.
Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это:
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях;
- умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия;
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.
Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Спортивные игры: баскетбол, футбол.
Подвижные игры и эстафеты.
Специальная физическая подготовка.
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
- упражнения с набивными и теннисными мячами,
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера ,
- игры и эстафеты с препятствиями.
Контрольные испытания.
- Контрольные испытания по общей физической подготовке
- Контрольные испытания по технической подготовке.
Тематическое планирование.
Рассчитано на 2 занятия в неделю по одному часу.
Общее количество часов -70
Занятия | По плану | Фактически | Тема занятия | Кол-во часов неделю. | Элементы содержания |
1-2 | | | Введение. История возникновения волейбола. Правила игры. Игровое поле и инвентарь. | 2 | Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи. Правила игры. Игровое поле и инвентарь. Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) |
3-4 | | | Тактические действия. | 2 | Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия. |
5-6 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо). |
7-8 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая). Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) |
9-10 | | | Техническая подготовка. Контрольные игры и испытания. | 2 | Пас предплечьями в движении. Челночный бег. Прыжки через скакалку. Бег в течении 6-ти минут. |
11-12 | | | Техническая подготовка. Общая физическая подготовка. | 2 | Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) Упражнения с предметами; со скакалками и мячами. |
13-14 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас предплечьями в движении. Пас предплечьями на точность. |
15-16 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования. |
17-18 | | | Техническая подготовка. Общая физическая подготовка. | 2 | Боковая подача. Подвижные игры и эстафета. |
19-20 | | | Тактическая подготовка. Общая физическая подготовка. | 2 | Подача и пас предплечьями. Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. |
21-22 | | | Тактические действия. | 2 | Прием подачи в правой и левой задних зонах. Нацеленная подача. |
23-24 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Упражнения для мышц плечевого пояса. Развитие координационных способностей. |
25-26 | | | Тактика защиты. Техническая подготовка. | 2 | Умение взаимодействовать с другими игроками. Передача сверху. |
27-28 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас-отскок мяча - пас. Учебная игра. |
29-30 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Упражнения для мышц плечевого пояса. Развитие координационных способностей. |
31-32 | | | Техническая подготовка. | 2 | Короткий пас, пас назад, длинный пас. Передача – перемещение- передача. |
33-34 | | | Общая физическая подготовка. Тактическая подготовка. | 2 | Подвижные игры с использованием волейбольных мячей. Передача безадресного мяча. |
35-36 | | | Тактическая подготовка. | 2 | Короткий пас, пас назад, длинный пас. |
37-38 | | | Техника нападения. | 2 | Круг за кругом. Высокая прострельная передача. |
39-40 | | | Техника защиты. | 2 | Пас из неудобного положения. Игра “Кому принимать подачу?” |
41-42 | | | Техника защиты. | 2 | Приём подачи. Падения со скольжением при приёме подачи. |
43-44 | | | Техническая подготовка. Общая физическая подготовка. | 2 | Нижняя подача. Игра “Круг за кругом”. |
45-46 | | | Специальная физическая подготовка. Тактическая подготовка. | 2 | Упражнения с набивными и теннисными мячами. Пас предплечьями на точность. Пас из неудобного положения. Падения со скольжением при приёме подачи. |
47-48 | | | Техническая подготовка. | 2 | Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо). |
49-50 | | | Техническая подготовка. | 2 | Передача – перемещение- передача. Пас в движении. |
51-52 | | | Тактическая подготовка. | 2 | Передача сверху (Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.) |
53-54 | | | Техника защиты. | 2 | Падения со скольжением при приёме подачи – быстрый возврат в свою зону. |
55-56 | | | Техника защиты. | 2 | Пас из неудобного положения. Падения со скольжением при приёме подачи – быстрый возврат в свою зону. |
57-58 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Игра “Сумей передать и подать”. Упражнения на координационной лестнице. |
59-60 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения на координационной лестнице. |
61-62 | | | Тактика защиты. | 2 | Игра ”Кому принимать подачу”. Падение с переворотом при приёме уходящего мяча. |
63-64 | | | Тактика защиты. | 2 | Игра “Берем игру на себя”. Падение с переворотом при приёме уходящего мяча. Учебная игра. |
65-66 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Игра пионербол. Игра “Подай и попади”. Общеразвивающие упражнения. Падение с переворотом при приёме уходящего мяча. |
67-68 | | | Общая физическая подготовка. Тактическая подготовка. | 2 | Развитие силовых качеств. Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении. |
69-70 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Падение с переворотом при приёме уходящего мяча. |