Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МБОУ Горковской СОШ _________Табачкова Т.В. Приказ № ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Председатель Методического Совета __________ Ульянова Ю.И. «____»____________20 г. | «Рассмотрено» на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от «____»________20 г. Руководитель ШМО учителей начальных классов ___________ Кучмасова Л.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Шахматная азбука»
(клуб)
1 класс
внеурочная деятельность,
реализующая спортивно-оздоровительное направление
на 2021 – 2022 учебный год
Всего часов 33 часа
Количество часов в неделю 1 часа
Составитель: учитель,
Макарышкина Елена Владимировна
Горки-2
2021 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Шахматы» для 1-3 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. Примерной программы по шахматам.
3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1- 4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
4. С основной образовательной программы МБОУ Горковской СОШ.
Согласно Учебному плану МБОУ Горковская СОШ на 2021-2022 гг. рабочая программа для 1-го класса предусматривает изучение курса «Шахматная азбука» в объёме 33 часов в год, 1 час в неделю.
Срок реализации: 33 учебные недели.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В результате изучения учебного курса обучающийся научится:
правила техники безопасности во время занятий;
историю возникновения и развития шахматной игры;
имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья;
знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры;
иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать цену каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;
владеть способом взятие на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.
У обучающихся будут сформированы:
основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
основы шахматной культуры;
понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
Обучающиеся получат возможность сформировать:
мотивация к творческому труду, работе на результат;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
научаться:
- умению с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- способам структурирования шахматных знаний;
- способам выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- способам поиска необходимой информации;
- умению совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
получат возможность научиться:
- действиям моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умению строить логические цепи рассуждений;
- умению анализировать результат своих действий;
- умению воспроизводить по память информацию;
- умению устанавливать причинно – следственные связи;
- умению логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
научаться
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
получат возможность научиться:
- умению донести свою позицию до других;
- умениям учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
научаться:
- умению планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
получат возможность научиться:
- способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Теоритические основы и правила шахматной игры (30ч)
Сведения из истории шахмат.
История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность (4ч)
Соревнования.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.
Учебно-тематический план
№ пп | Наименование тем, разделов | Всего часов по авторской программе | Всего часов по рабочей программе |
| Теоретические основы и правила шахматной игры | 29 | 29 |
| Сведения из истории шахмат. Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущим шахматистом мира. | 1 | 1 |
| Базовые понятия шахматной игры Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. | 28 | 28 |
| Практико-соревновательная деятельность | 4 | 4 |
| Соревнования. Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса» | 4 | 4 |
| Итого | 33 | 33 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МБОУ Горковской СОШ _________Табачкова Т.В. Приказ № ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Председатель Методического Совета __________ Ульянова Ю.И. «____»____________20 г. | «Рассмотрено» на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от «____»________20 г. Руководитель ШМО учителей начальных классов ___________ Кучмасова Л.В. |
Календарно – тематическое планирование
курса «Шахматная азбука»
(клуб)
1 А класс
на 2021 – 2022 учебный год
Всего часов 33 часа
Количество часов в неделю 1 часа
Составитель: учитель,
Макарышкина Елена Владимировна
Горки-2
2021 год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
Фактическая | Планируемая |
| | __.___.2021 | Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом | |
| | __.___.2021 | Шахматная доска. Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии | |
| | __.___.2021 | Горизонталь. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь» | |
| | __.___.2021 | Вертикаль. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» | |
| | __.___.2021 | Диагональ. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» | |
| | __.___.2021 | Шахматная нотация. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур | |
| | __.___.2021 | Шахматные фигуры и начальная позиция. Расстановка шахматных фигур в начальной позиции | |
| | __.___.2021 | Ладья. Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» | |
| | __.___.2021 | Слон. Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон | |
| 10.11.2021 | __.___.2021 | Ферзь. Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие | |
| | __.___.2021 | Конь. Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие | |
| | __.___.2021 | Пешка. Правила хода и взятия пешкой | |
| | __.___.2021 | Превращение пешки. Правила превращение пешки | |
| | __.___.2021 | Король. Правила хода и взятия королём | |
| | __.___.2021 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур | |
| | __.___.2021 | Нападение. Атакующие возможности фигур | |
| | __.___.2021 | Взятие. Взятие на проходе. Особое взятие пешкой: взятие на проходе | |
| | __.___.2021 | Шах и защита от шаха. Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха | |
| 1Б | __.___.2021 | Мат. Постановка мата всеми фигурами | 1А |
| 11.02.2022 | __.___.2021 | Пат – ничья. Варианты ничьей | |
| 1 | __.___.2021 | Рокировка. Правила рокировки, длинная и короткая рокировки | 1 |
| 1 | __.___.2021 | Основные принципы игры в начале партии. Общие принципы игры в начале шахматной партии | 1 |
| 2 | __.___.2021 | Мат двумя ладьями одинокому королю. Техника матования одинокого короля двумя ладьями | 2 |
| 2 | __.___.2021 | Мат ферзем и ладьей одинокому королю. Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй | 2 |
| 3 | __.___.2021 | Мат ферзем и королем одинокому королю. Техника матования одинокого короля ферзём и королём | 2 |
| 4 | __.___.2021 | Материальное преимущество. Определение материального преимущества, реализация материального преимущества | |
| 5 | __.___.2021 | Нарушение основных принципов игры в начале партии. Ошибочные ходы в начале партии и их последствия | |
| 5 | __.___.2021 | Партии – миниатюры. Анализ коротких партий | |
| 6 | __.___.2021 | Запись шахматной партии. Способ ведения записи партии во время соревнований | |
| 7 | __.___.2021 | Шахматный этикет. Правила поведения шахматиста во время партии | 8 |
| 8 | __.___.2021 | Шахматный турнир. Участие в шахматном турнире | 8 |
| 8 | __.___.2021 | Шахматный турнир. Участие в шахматном турнире | 9 |
| 9 | __.___.2021 | Шахматный турнир. Участие в шахматном турнире | 9 |
| 10 | __.___.2021 | Шахматный турнир. Участие в шахматном турнире | 10 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МБОУ Горковской СОШ _________Табачкова Т.В. Приказ № ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Председатель Методического Совета __________ Ульянова Ю.И. «____»____________20 г. | «Рассмотрено» на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от «____»________20 г. Руководитель ШМО учителей начальных классов ___________ Кучмасова Л.В. |
Календарно – тематическое планирование
курса «Шахматная азбука»
(клуб)
1 Б класс
на 2021 – 2022 учебный год
Всего часов 33 часа
Количество часов в неделю 1 часа
Составитель: учитель 1 категории,
Макарышкин Владимир Витальевич
Горки-2
2021 год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
Фактическая | Планируемая |
| | __.___.2021 | Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом | |
| | __.___.2021 | Шахматная доска. Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии | |
| | __.___.2021 | Горизонталь. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь» | |
| | __.___.2021 | Вертикаль. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» | |
| | __.___.2021 | Диагональ. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» | |
| | __.___.2021 | Шахматная нотация. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур | |
| | __.___.2021 | Шахматные фигуры и начальная позиция. Расстановка шахматных фигур в начальной позиции | |
| | __.___.2021 | Ладья. Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» | |
| | __.___.2021 | Слон. Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон | |
| | __.___.2021 | Ферзь. Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие | |
| | __.___.2021 | Конь. Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие | |
| | __.___.2021 | Пешка. Правила хода и взятия пешкой | |
| | __.___.2021 | Превращение пешки. Правила превращение пешки | |
| | __.___.2021 | Король. Правила хода и взятия королём | |
| | __.___.2021 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур | |
| | __.___.2021 | Нападение. Атакующие возможности фигур | |
| | __.___.2021 | Взятие. Взятие на проходе. Особое взятие пешкой: взятие на проходе | |
| | __.___.2021 | Шах и защита от шаха. Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха | |
| | __.___.2021 | Мат. Постановка мата всеми фигурами | |
| | __.___.2021 | Пат – ничья. Варианты ничьей | |
| 1 | __.___.2021 | Рокировка. Правила рокировки, длинная и короткая рокировки | |
| 1 | __.___.2021 | Основные принципы игры в начале партии. Общие принципы игры в начале шахматной партии | |
| 2 | __.___.2021 | Мат двумя ладьями одинокому королю. Техника матования одинокого короля двумя ладьями | |
| 3 | __.___.2021 | Мат ферзем и ладьей одинокому королю. Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй | |
| 4 | __.___.2021 | Мат ферзем и королем одинокому королю. Техника матования одинокого короля ферзём и королём | |
| 5 | __.___.2021 | Материальное преимущество. Определение материального преимущества, реализация материального преимущества | |
| 6 | __.___.2021 | Нарушение основных принципов игры в начале партии. Ошибочные ходы в начале партии и их последствия | |
| 6 | __.___.2021 | Партии – миниатюры. Анализ коротких партий | |
| 7 | __.___.2021 | Запись шахматной партии. Способ ведения записи партии во время соревнований | |
| 8 | __.___.2021 | Шахматный этикет. Правила поведения шахматиста во время партии | |
| 9 | __.___.2021 | Шахматный турнир. Участие в шахматном турнире | |
| 9 | __.___.2021 | Шахматный турнир. Участие в шахматном турнире | |
| 10 | __.___.2021 | Шахматный турнир. Участие в шахматном турнире | |
| 11 | __.___.2021 | Шахматный турнир. Участие в шахматном турнире | |