СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Шахматная азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы овладения великой игрой! 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Шахматная азбука"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Горковская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»


Директор МБОУ Горковской СОШ


_________Табачкова Т.В.


Приказ № ________от


«____»_______20__г.

«Согласовано»


Председатель Методического Совета

__________ Ульянова Ю.И.


«____»____________20 г.

«Рассмотрено»


на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___ от

«____»________20 г.


Руководитель ШМО учителей начальных классов

___________ Кучмасова Л.В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Шахматная азбука»

(клуб)


1 класс

внеурочная деятельность,

реализующая спортивно-оздоровительное направление


на 2021 – 2022 учебный год









Всего часов 33 часа


Количество часов в неделю 1 часа




Составитель: учитель,

Макарышкина Елена Владимировна




Горки-2

2021 год




Пояснительная записка.


Рабочая программа курса «Шахматы» для 1-3 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

2. Примерной программы по шахматам.

3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1- 4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.

4. С основной образовательной программы МБОУ Горковской СОШ.


Согласно Учебному плану МБОУ Горковская СОШ на 2021-2022 гг. рабочая программа для 1-го класса предусматривает изучение курса «Шахматная азбука» в объёме 33 часов в год, 1 час в неделю.

Срок реализации: 33 учебные недели.


Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного курса.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В результате изучения учебного курса обучающийся научится:

  • правила техники безопасности во время занятий;

  • историю возникновения и развития шахматной игры;

  • имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой

  • вклад они внесли в развитие шахмат;

  • вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

  • историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;

  • историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

  • приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности


Обучающийся получит возможность научиться:

  • уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья;

  • знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры;

  • иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

  • правильно располагать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

  • знать цену каждой шахматной фигуры;

  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;

  • владеть способом взятие на проходе;

  • записывать шахматную партию;

  • уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.



Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

У обучающихся будут сформированы:

  • основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

  • чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

  • основы шахматной культуры;

  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

  • понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

Обучающиеся получат возможность сформировать:

  • мотивация к творческому труду, работе на результат;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

  • умение управлять своими эмоциями;

  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

  • оказание бескорыстной помощи окружающим.


Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.


Познавательные УУД:

научаться:

- умению с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- способам структурирования шахматных знаний;

- способам выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- способам поиска необходимой информации;

- умению совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

получат возможность научиться:

- действиям моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умению строить логические цепи рассуждений;

- умению анализировать результат своих действий;

- умению воспроизводить по память информацию;

- умению устанавливать причинно – следственные связи;

- умению логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.


Коммуникативные УУД:

научаться

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

получат возможность научиться:

- умению донести свою позицию до других;

- умениям учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Регулятивные УУД:

научаться:

- умению планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

получат возможность научиться:

- способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.


Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях






РАЗДЕЛ 2.

Содержание учебного предмета


Теоритические основы и правила шахматной игры (30ч)

Сведения из истории шахмат.

История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.

Практико-соревновательная деятельность (4ч)

Соревнования.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.


Учебно-тематический план


№ пп

Наименование тем, разделов

Всего часов по авторской программе

Всего часов по рабочей программе

Теоретические основы и правила шахматной игры

29

29

Сведения из истории шахмат.

Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущим шахматистом мира.

1

1

Базовые понятия шахматной игры

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

28

28

Практико-соревновательная деятельность

4

4

Соревнования.

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

4

4


Итого

33

33




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Горковская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»


Директор МБОУ Горковской СОШ


_________Табачкова Т.В.


Приказ № ________от


«____»_______20__г.

«Согласовано»


Председатель Методического Совета

__________ Ульянова Ю.И.


«____»____________20 г.

«Рассмотрено»


на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___ от

«____»________20 г.


Руководитель ШМО учителей начальных классов

___________ Кучмасова Л.В.





Календарно – тематическое планирование

курса «Шахматная азбука»

(клуб)


1 А класс


на 2021 – 2022 учебный год









Всего часов 33 часа


Количество часов в неделю 1 часа




Составитель: учитель,

Макарышкина Елена Владимировна








Горки-2

2021 год



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема урока

Примечание

Фактическая

Планируемая


__.___.2021

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом



__.___.2021

Шахматная доска.

Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии



__.___.2021

Горизонталь.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь»



__.___.2021

Вертикаль.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль»



__.___.2021

Диагональ.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ»



__.___.2021

Шахматная нотация.

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур



__.___.2021

Шахматные фигуры и начальная позиция.

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции



__.___.2021

Ладья.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход»



__.___.2021

Слон.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон


10.11.2021

__.___.2021

Ферзь.

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие



__.___.2021

Конь.

Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие



__.___.2021

Пешка.

Правила хода и взятия пешкой



__.___.2021

Превращение пешки.

Правила превращение пешки



__.___.2021

Король.

Правила хода и взятия королём



__.___.2021

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур



__.___.2021

Нападение.

Атакующие возможности фигур



__.___.2021

Взятие. Взятие на проходе.

Особое взятие пешкой: взятие на проходе



__.___.2021

Шах и защита от шаха.

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха


__.___.2021

Мат.

Постановка мата всеми фигурами

11.02.2022

__.___.2021

Пат – ничья.

Варианты ничьей


1

__.___.2021

Рокировка.

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки

1

1

__.___.2021

Основные принципы игры в начале партии.

Общие принципы игры в начале шахматной партии

1

2

__.___.2021

Мат двумя ладьями одинокому королю.

Техника матования одинокого короля двумя ладьями

2

2

__.___.2021

Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй

2

3

__.___.2021

Мат ферзем и королем одинокому королю.

Техника матования одинокого короля ферзём и королём

2

4

__.___.2021

Материальное преимущество.

Определение материального преимущества, реализация

материального преимущества


5

__.___.2021

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

Ошибочные ходы в начале партии и их последствия


5

__.___.2021

Партии – миниатюры.

Анализ коротких партий


6

__.___.2021

Запись шахматной партии.

Способ ведения записи партии во время соревнований


7

__.___.2021

Шахматный этикет.

Правила поведения шахматиста во время партии

8

8

__.___.2021

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

8

8

__.___.2021

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

9

9

__.___.2021

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

9

10

__.___.2021

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире

10



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Горковская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»


Директор МБОУ Горковской СОШ


_________Табачкова Т.В.


Приказ № ________от


«____»_______20__г.

«Согласовано»


Председатель Методического Совета

__________ Ульянова Ю.И.


«____»____________20 г.

«Рассмотрено»


на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___ от

«____»________20 г.


Руководитель ШМО учителей начальных классов

___________ Кучмасова Л.В.





Календарно – тематическое планирование

курса «Шахматная азбука»

(клуб)


1 Б класс


на 2021 – 2022 учебный год









Всего часов 33 часа


Количество часов в неделю 1 часа




Составитель: учитель 1 категории,

Макарышкин Владимир Витальевич








Горки-2

2021 год



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема урока

Примечание

Фактическая

Планируемая


__.___.2021

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом



__.___.2021

Шахматная доска.

Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии



__.___.2021

Горизонталь.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь»



__.___.2021

Вертикаль.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль»



__.___.2021

Диагональ.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ»



__.___.2021

Шахматная нотация.

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур



__.___.2021

Шахматные фигуры и начальная позиция.

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции



__.___.2021

Ладья.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход»



__.___.2021

Слон.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон



__.___.2021

Ферзь.

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие



__.___.2021

Конь.

Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие



__.___.2021

Пешка.

Правила хода и взятия пешкой



__.___.2021

Превращение пешки.

Правила превращение пешки



__.___.2021

Король.

Правила хода и взятия королём



__.___.2021

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур



__.___.2021

Нападение.

Атакующие возможности фигур



__.___.2021

Взятие. Взятие на проходе.

Особое взятие пешкой: взятие на проходе



__.___.2021

Шах и защита от шаха.

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха



__.___.2021

Мат.

Постановка мата всеми фигурами



__.___.2021

Пат – ничья.

Варианты ничьей


1

__.___.2021

Рокировка.

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки


1

__.___.2021

Основные принципы игры в начале партии.

Общие принципы игры в начале шахматной партии


2

__.___.2021

Мат двумя ладьями одинокому королю.

Техника матования одинокого короля двумя ладьями


3

__.___.2021

Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй


4

__.___.2021

Мат ферзем и королем одинокому королю.

Техника матования одинокого короля ферзём и королём


5

__.___.2021

Материальное преимущество.

Определение материального преимущества, реализация

материального преимущества


6

__.___.2021

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

Ошибочные ходы в начале партии и их последствия


6

__.___.2021

Партии – миниатюры.

Анализ коротких партий


7

__.___.2021

Запись шахматной партии.

Способ ведения записи партии во время соревнований


8

__.___.2021

Шахматный этикет.

Правила поведения шахматиста во время партии


9

__.___.2021

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире


9

__.___.2021

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире


10

__.___.2021

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире


11

__.___.2021

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире