рабочая программа внеурочной деятельности
«Безопасность на дорогах» (1-4 кл.)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта , в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», постановлением Правительства РФ, разработана в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в РФ», на основе методического пособия по использованию в неурочной деятельности учебно- методического комплекта для обучающихся в 1-4 классах общеобразовательных школ «Безопасность на дорогах». – М.: Интелин, 2011
Данная программа направлена на формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе развития способностей к моделированию дорожных ситуаций и принятию решений в реальном масштабе времени.
С родителями (законными представителями обучающихся) проводилась анкета по выбору курсов внеурочной деятельности и на основании мониторинговых исследований был определён выбор направления - социальное «Безопасность на дорогах».
Актуальность изучения этого курса вызвана тем, что на дорогах в нашей стране ежегодно погибают около 1000 и получают травмы более 20 тысяч детей. Это происходит в результате низкой грамотности, несформированности элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неготовности большинства детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам городов и других населённых пунктов.
В нашей жизни всегдасуществовали и будут возникать такие ситуации, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его современных и грамотных действий. Кто поможет ребёнку, оказавшемуся на улице современного города или посёлка, где бурлит движение и машин больше, чем людей? Прежде всего он сам. Поэтому необходимо научить ребёнка безопасному участию в дорожном движении, привить ему навыки быстрой и точной оценки ситуации на дорогах, выбора правильного алгоритма в интересах дорожной безопасности в целом и своей собственной и тем самым устранить часть причин, следствием которых может быть дорожно - транспортное происшествие.
Новизна программы: использование в неурочной деятельности специализированного программного обеспечения по безопасности дорожного движения с применением специального интерактивного оборудования.
Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средства обучения, намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Специализированное программное обеспечениепо безопасности дорожного движения (СПО БДД) включает: (примеры дорожных ситуаций, слайды с текстами правил дорожного движения, вопросы, интерактивный конструктор дорожных ситуаций), которые вытесняют устаревшие средства обучения.
Цель программы:
освоить обязательный минимум знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, его культуру поведения на улицах и дорогах, необходимую для устранения опасных ситуаций с ожиданием результатов снижения числа детского дорожно-транспортного травматизма
Задачи программы:
Научить обучающихся наблюдать, ориентироваться в обстановке дороги, оценивать и предвидеть опасность
Актуализировать субъектный опыт обучающихся (опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения)
способствовать развитию мотивации к безопасному поведению
развивать познавательные способности обучающихся, позволяющие им правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде
формировать личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
оптимизировать модель поведения по воспитанию правопослушного поведения с соблюдением правил дорожного движения
формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте
воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы : 7-10 лет (1-4 класс)
Режим занятий:
работа кружка «Безопасность на дорогах» рассчитана на135 часов.
1-й год обучения – 1 занятие в неделю продолжительностью 35 минут, 33 ч. в год
2 –й год обучения – 1 занятие в неделю продолжительностью 40 минут, 34 ч. в год
3 –й год обучения – 1 занятие в неделю продолжительностью 40 минут, 34 ч. в год
4 –й год обучения – 1 занятие в неделю продолжительностью 40 минут, 34 ч. в год
Формы работы:
Индивидуальная (самостоятельное выполнение обучающимися заданий);
Фронтальная ( одновременное выполнение общих заданий всеми обучающимися для достижения ими познавательной задачи);
Групповая (величина группы – от 2-6 человек); коллективная (все обучают каждого и каждый обучает всех).
Викторины, олимпиады, целевые экскурсии по городу, творческие конкурсы, тестирование (электронный и бумажный варианты), интерактивный конструктор дорожных ситуаций, социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной педагогом и инспектором ГБДД, КТД (коллективно- творческое дело), социально- образовательные проекты.
Занятия проводятся в классном оснащённом кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами, представленными не только на бумажном носителе, но и в электронном. Современный интерактивный класс оборудован мультимедийным комплексом.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
адекватное восприятие предложений учителя, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
умение работать в группе, учитывать мнения товарищей
умение ставить вопросы;
умение обращаться за помощью;
умение формулировать свои затруднения;
умение предлагать помощь и сотрудничество;
умение слушать собеседника;
умение договориться и приходить к общему решению;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение осуществлять взаимный контроль;
умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Дорога | 8 | 4 | 4 |
2 | Переходы | 3 | 2 | 1 |
3 | Перекрёстки | 4 | 2 | 2 |
4 | Транспорт | 6 | 3 | 3 |
5 | Дорожные знаки | 6 | 3 | 3 |
6 | Дорога глазами водителя | 4 | 2 | 2 |
7 | Правила поведения при ДТП | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 33 | 17 | 16 |
Содержание изучаемого курса
класс
Дорога -8ч
Что такое дорога? Почему на дороге опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.
Дорога в школу и домой. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Что такое проезжая часть дороги? Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть? Остановочный путь автомобиля.
Элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Пешеходные ограждения. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте.
Места для игр и езды на самокатных средствах. Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.
Формы работы: Беседа, презентация, загадки, стихи, игра «Водители – пешеходы», работа с интерактивной доской. интерактивный конструктор дорожных ситуаций.
Переходы -3ч
Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (дорожные знаки, разметка).
Дорога с двусторонним движением. Что делать, если не успел перейти проезжую часть? Поведение пешехода, стоящего на середине проезжей части.
Дорога с односторонним движением. Правила перехода дороги с односторонним движением.
Формы работы: Анализ готовых дорожных ситуаций: «Что делать, если не успел перейти дорогу», игра «Пешеходный переход», видеофрагменты. Просмотр фильма «Стойте, идите» интерактивный конструктор дорожных ситуаций.
Перекрёстки-4ч
Движение транспортных средств на перекрёстке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. Регулируемые перекрёстки.
Светофор. Для чего нужен светофор? Сигналы светофора: красный, жёлтый, зелёный. Как работает трёхсекционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрёстке со светофором Пешеходный светофор и его сигналы.
Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», « Наземный пешеходный переход». Правила перехода дороги при наличии этих переходов. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включёнными специальными сигналами.
Формы работы: Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я. Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов) Викторина «Счастливый случай». Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному). Тестирование
Транспорт-6ч
Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси. Остановка автобуса и троллейбуса. Его обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса. Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»
Трамвайная остановка. Её обозначение, отличие трамвайной остановки от автобусной. Как правильно пройти на трамвайную остановку. Правила поведения на трамвайных остановках. Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из трамвая.
Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным такси. Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка)
Велосипед, его общее устройство и история. Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нём. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.
Формы работы: этическая беседа, игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация, интерактивный конструктор дорожных ситуаций.
Дорожные знаки-6ч
Дорожные знаки «Пешеходный переход» (информационно – указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход». Дорожные знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», « Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».
Формы работы: Блиц – опрос, этическая беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили). интерактивный конструктор дорожных ситуаций, контрольные вопросы, тестирование.
Дорога глазами водителя-4ч
Проезжая часть – место работы водителей.
Как водитель видит пешеходов – нарушителей?
Формы работы: Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра. интерактивный конструктор дорожных ситуаций, экскурсия, групповой проект «На дворе гляди в оба»
Правила поведения при ДТП-2ч
Почему происходят дорожно – транспортные происшествия (ДТП)?
Просмотр видеофильмов, слайдов по ПДД.
Формы работы: Подведение итогов (тестирование) Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение, защита проектов: «Дом-школа-дом».
Календарно- тематическое планирование
№ | Перечень разделов | Тема | Всего часов | Теорети ческие занятия | Прак тические занятия |
| Дорога | | 8 | | |
1 | | Что такое дорога? Почему на дороге опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Экскурсия | 2 | 1 | 1 |
2 | | Дорога в школу и домой. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута. | 2 | 1 | 1 |
3 | | Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. | 1 | | 1 |
4 | | Элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. | 1 | | 1 |
5 | | Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. | 1 | 1 | |
6 | | Места для игр и езды на самокатных средствах. | 1 | 1 | |
| Переходы | | 3 | | |
7 | | Где можно переходить дорогу? Экскурсия | 1 | | 1 |
8 | | Дорога с двусторонним движением. | 1 | 1 | |
9 | | Дорога с односторонним движением. | 1 | 1 | |
| Перекрёстки | | 4 | | |
10 | | Движение транспортных средств на перекрёстке.Игра «Регулировщик» | 1 | | 1 |
11 | | Светофор. Для чего нужен светофор? Экскурсия | 2 | 1 | 1 |
12 | | Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. | 1 | 1 | |
| Транспорт | | 6 | | |
13 | | Какие транспортные средства называют маршрутными? | 2 | 1 | 1 |
14 | | Трамвайная остановка. Её обозначение, отличие трамвайной остановки от автобусной. | 1 | | 1 |
15 | | Маршрутное такси. | 1 | 1 | |
16 | | Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нём.Тестирование | 2 | 1 | 1 |
| Дорожные знаки | | 6 | | |
17 | | Дорожные знаки «Пешеходный переход» | 1 | | 1 |
18 | | «Наземный пешеходный переход». | 1 | 1 | |
19 | | Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», | 1 | | 1 |
20 | | Место остановки трамвая», | 1 | 1 | |
21 | | « Движение пешеходов запрещено», | 1 | 1 | |
22 | | Тестирование | 1 | | 1 |
| Дорога глазами водителя | | 4 | | |
23 | | Проезжая часть – место работы водителей. | 1 | | 1 |
24 | | Как водитель видит пешеходов – нарушителей? | 3 | 2 | 1 |
| Правила поведения при ДТП | | 2 | | |
25 | | Почему происходят дорожно – транспортные происшествия (ДТП)? | 1 | 1 | |
26 | | Просмотр видеофильмов, слайдов по ПДД. Итоговое тестирование | 1 | | 1 |
| Итого: | | 33 | 17 | 16 |
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Безопасная дорога | 2 | 1 | 1 |
2 | Загородная дорога | 2 | 1 | 1 |
3 | Зачем нужен светофор? | 8 | 4 | 4 |
4 | Регулировщик на дороге | 2 | 1 | 1 |
5 | Поездка в пассажирском транспорте | 5 | 3 | 2 |
6 | Дорожные знаки | 8 | 4 | 4 |
7 | Остановочный путь и скорость движения автомобиля | 1 | 1 | |
8 | Нерегулируемые перекрёстки | 1 | | 1 |
9 | Регулируемые перекрёстки и светофоры | 2 | 1 | 1 |
10 | Дорога в школу | 3 | 1 | 2 |
11 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
| Итого: | 34 | 17 | 17 |
Содержание курса
2 класс
Безопасная дорога -2ч
Почему на улице опасно? Сложность движения по улицам большого города. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Экскурсия по городу. Характеристика улиц на которых живут обучающиеся.
Формы работы: интерактивный конструктор дорожных ситуаций, беседа, проблемный разговор с инспектором ГИБДД, контрольные вопросы.
Безопасный переход дороги -3ч
Пещеходный переход и его обозначение. Какие бывают пешеходные переходы. Правила перехода дороги с односторонним и двусторонним движением. Правила перехода дороги, если отсутствуют пешеходный переход или перекрёсток. Практическое игровое занятие по отработке действий пешехода при переходе дороги с односторонним и двусторонним движением.
Формы работы: интерактивный конструктор дорожных ситуаций, беседа, экскурсия, контрольные вопросы
Загородная дорога-2ч
Движение транспорта по загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.
Формы работы: беседа, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, дидактическая игра «Мы идём в поход»
Зачем нужен светофор?-8ч
Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналу светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрёстке. Анализ причин возникновения ДТП.
Формы работы: интерактивный конструктор дорожных ситуаций, беседа, проблемный разговор с инспектором ГИБДД, дидактическая игра «Перекрёсток» контрольные вопросы.
Регулировщик на дороге-2ч
Сигналы регулировщика. Действие пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.
Формы работы: интерактивный конструктор дорожных ситуаций, беседа, контрольные вопросы.
Поездка в пассажирском транспорте-5ч
Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации при этом. Правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке в вагон и при выходе. Правила пользования маршрутным такси и автомобилем. Поездка в легковом автомобиле. Правила перевозки детей в возрасте до 12 лет при помощи специальных детских кресел и удерживающих устройств.
Экскурсия на автобусную остановку. Наблюдение за пассажирами и анализ их действий.
Формы работы: интерактивный конструктор дорожных ситуаций, беседа, час коллективной рефлексии, экскурсия, контрольные вопросы
Дорожные знаки- 8ч
Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещён». Знаки сервиса. Экскурсия «Дорожные знаки в микрорайоне школы»
Формы работы: интерактивный конструктор дорожных ситуаций, беседа, дидактическая игра «Запоминаем дорожные знаки», КТД.
Остановочный путь и скорость движения автомобиля-1ч
Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко двигающимся транспортом.
Экскурсия «Движение автомобилей. Скорость и торможение»
Формы работы: интерактивный конструктор дорожных ситуаций, беседа, дидактическая игра «Ночь в городе», «Утро в городке»
Нерегулируемые перекрёстки-1ч
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрёстке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрёстке. Нерегулируемые перекрёстки в микрорайоне школы.
Формы работы: беседа, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, дидактическая игра «Перекрёсток»
Регулируемые перекрёстки и светофоры-2ч
Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрёстке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрёстке. Регулируемые перекрёстки в микрорайоне школы. Как светофор связан с регулируемым перекрёстком? Сигналы светофора и их значение.
Экскурсия (практическое занятие) к ближайшему от образовательного учреждения регулируемому перекрёстку.
Формы работы: беседа, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, дидактическая игра «Перекрёсток»
Дорога в школу (твой ежедневный маршрут)
Микрорайон вокруг школы. Транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрёстки в микрорайоне школы. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому.
Итоговое занятие-1ч
Подведение итогов (тестирование)
Формы работы: Защита проектов «Мой дорожный знак»
Календарно- тематическое планирование
2 класс
№ | Перечень разделов | Тема | Всего часов | Теорети ческие занятия | Прак тические занятия | Дата |
| Безопасная дорога -2ч | | 2 | | | |
1 | | Почему на улице опасно? Сложность движения по улицам большого города. | 1 | 1 | | |
2 | | Экскурсия по городу. Характеристика улиц на которых живут обучающиеся. | 1 | | 1 | |
| Загородная дорога-2ч | | 2 | | | |
3 | | Движение транспорта по загородной дороге. | 1 | 1 | | |
4 | | Правила движения пешеходов по загородной дороге. | 1 | | 1 | |
| Зачем нужен светофор?-8ч | | 8 | | | |
5 | | Сигналы светофора. Анализ причин возникновения ДТП. Игра «Светофор» | 2 | 1 | 1 | |
6 | | Типы светофоров. | 1 | | 1 | |
7 | | Действия участников движения по сигналу светофора. | 2 | 1 | 1 | |
8 | | Правила перехода дороги на регулируемом перекрёстке. | 2 | 1 | 1 | |
9 | | Анализ причин возникновения ДТП. | 1 | 1 | | |
| Регулировщик на дороге-2ч | | 2 | | | |
10 | | Сигналы регулировщика.. | 1 | 1 | | |
11 | | Действие пешеходов по этим сигналам. | 1 | | 1 | |
| Поездка в пассажирском транспорте-5ч | | 5 | | | |
12 | | Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. | 1 | 1 | | |
13 | | Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. | 1 | | 1 | |
14 | | Правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке в вагон и при выходе. | 1 | 1 | | |
15 | | Правила пользования маршрутным такси и автомобилем. | 1 | 1 | | |
16 | | Экскурсия на автобусную остановку. Наблюдение за пассажирами и анализ их действий. | 1 | | 1 | |
| Дорожные знаки- 8ч | | 8 | | | |
17 | | Группы дорожных знаков и их назначение. | 2 | 1 | 1 | |
18 | | Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». | 2 | 1 | 1 | |
19 | | Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещён». | 2 | 1 | 1 | |
20 | | Знаки сервиса. | 1 | 1 | | |
21 | | Экскурсия «Дорожные знаки в микрорайоне школы» | 1 | | 1 | |
| Остановочный путь и скорость движения автомобиля-1ч | | 1 | | | |
22 | | Опасность перехода перед близко двигающимся транспортом. | 1 | 1 | | |
| Нерегулируемые перекрёстки-1ч | | 1 | | | |
23 | | Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрёстке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрёстке. | 1 | | 1 | |
| Регулируемые перекрёстки и светофоры-2ч | | 2 | | | |
24 | | Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрёстке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрёстке. | 1 | 1 | | |
| | Регулируемые перекрёстки в микрорайоне школы. | 1 | | 1 | |
| Дорога в школу (твой ежедневный маршрут) -3ч | | 3 | | | |
25 | | . Разбор безопасных путей подхода к школе, дому | 2 | 1 | 1 | |
| Итоговое занятие | | | | | |
26 | | Подведение итогов (тестирование) | 1 | | 1 | |
| Итого: | | 34 | 17 | 17 | |
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Правила поведения учащихся на дроге | 2 | 1 | 1 |
2 | Как устроены дороги? | 1 | 1 | |
3 | Как перейти дорогу? | 1 | | 1 |
4 | Как перейти дорогу, если нет пешеходного перехода? | 1 | | 1 |
5 | Какие бывают перекрёстки? | 4 | 2 | 2 |
6 | Нерегулируемый перекрёсток | 1 | 1 | |
7 | Регулируемые перекрёстки | 4 | 2 | 2 |
8 | Транспорт и его виды | 6 | 3 | 3 |
9 | Язык дороги- дорожные знаки и дорожная разметка | 4 | 2 | 2 |
10 | О дороге и игре | 4 | 2 | 2 |
11 | На дачной дороге | 2 | 2 | |
12 | Дорожно- транспортное происшествие | 2 | 1 | 1 |
13 | Итоговое занятие | 2 | | 2 |
| Итого: | 34 | 17 | 17 |
Содержание курса
3 класс
Правила поведения учащихся на дороге – 2ч
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.Соблюдение правил дорожного движения на прилегающих территориях. Составление маршрута «дом – школа-дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.
Формы работы: беседа, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, дидактическая игра «Перекрёсток», проект «Дом – школа-дом»
Как устроены дороги? -1ч
Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Что такое проезжая часть дороги?
Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть дороги?
Трамвайные пути, обочины, разделительные полосы.
Формы работы: беседа, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, викторина «Дорога и её устройство»
Как перейти дорогу?-1ч
Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (дорожные знаки, разметка)
Формы работы: проблемный разговор, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, игра «Перейдём через дорогу», контрольные задания.
Как перейти дорогу, если нет пешеходного перехода? -1ч
Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекрёсток.
Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми при переходе дороги вне пешеходных переходов
Формы работы: проблемный разговор, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, игры «Как себя вести?», «Пешеходу – малышу», контрольные задания.
Какие бывают перекрёстки?-4ч
Виды перекрёстков. Движение транспортных средств на перекрёстке. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включёнными специальными сигналами.
Формы работы: проблемный разговор, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, игра «Перекрёсток», контрольные задания.
Нерегулируемый перекрёсток -1ч
Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке.
Формы работы: проблемный разговор, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, игра «Перекрёсток», контрольные задания, кроссворд.
Регулируемые перекрёстки-4ч
Светофор. Для чего нужен светофор? Какие бывают сигналы светофора: красный, жёлтый, зелёный. В каком порядке загораются сигналы трёхсекционного светофора и что они означают? Как нужно переходить дорогу на перекрёстке со светофором? Пешеходный светофор и его сигналы. Подземный и наземный переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «наземный пешеходный переход»
Формы работы: проблемный разговор, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, игра «Перекрёсток», контрольные задания.
Транспорт и его виды -6ч
Виды транспорта: наземный, водный, воздушный. Самый распространённый вид наземного транспорта – автомобильный. Какие бывают автомобили? Маршрутные транспортные средства, легковые, грузовые, специального назначения- пожарные, полицейские, медицинские, строительные.
Маршрутные транспортные средства: автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси .Городские и междугородние пассажирские маршруты. Как правильно пройти на остановку? Правила поведения на остановке. Поведение пассажиров на трамвайных остановках до прихода трамвая.
Формы работы: проблемный разговор, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, игра «Кто знает больше видов автомобилей и для чего они предназначены», контрольные задания.
Язык дороги- дорожные знаки и дорожная разметка-4ч
Все ли понимают язык дороги? О чём говорят дорожные знаки и дорожная разметка? Виды знаков- предупреждающие, запрещающие, предписывающие. Дорожные знаки для пешеходов. Как читать дорожную разметку для пешехода: пешеходный переход, разделительные линии, места остановок маршрутных транспортных средств и такси?
Формы работы: проблемный разговор, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, игра на интерактивной доске «Составь знак из элементов», тестирование
О дороге и игре-4ч
Почему нельзя играть на дорогах и прилегающих к ним территориях? Места для игр и езды на велосипедах и самокатных средствах: самокатах, роликовых коньках, скейтбордах. Что делать, если мяч оказался на проезжей части? Как нужно вести себя в жилых зонах и на дворовых территориях?
Формы работы: проблемный разговор, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, игра «Можно- нельзя», защита социальных проектов «Наш город».
На дачной дороге- 2ч
Как устроена загородная дорога (дорога на дачу, лесная дорога, полевая дорога? Обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Какие правила нужно соблюдать на загородной дороге?
Формы работы: проблемный разговор, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, дидактическая игра «Мы идём в поход».
Дорожно- транспортное происшествие -2ч
Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?
Какие бывают ДТП?
Почему случаются ДТП? Как нужно вести себя, если рядом случилось дорожно- транспортное происшествие?
Формы работы: проблемный разговор, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, контрольные задания.
Итоговое занятие-2ч
Просмотр видеофильмов, слайдов по ПДД. Подведение итогов ( тестирование).
Формы работы: игра – соревнование на знание правил дорожного движения, защита социальных проектов «У дорожных правил каникул нет»
Календарно- тематическое планирование
3 класс
№ | Перечень разделов | Тема | Всего часов | Теорети ческие занятия | Прак тические занятия |
| Правила поведения учащихся на дороге – 2ч | | 2 | | |
1 | | Дисциплинана дороге.Обязанности пешеходов при движении по тротуару. | 1 | 1 | |
2 | | Составление маршрута «дом – школа-дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. | 1 | | 1 |
| Как устроены дороги? -1ч | | 1 | | |
3 | | Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Что такое проезжая часть дороги? | 1 | 1 | |
| Как перейти дорогу?-1ч | | 1 | | |
4 | | Где можно переходить дорогу. | 1 | | 1 |
| Как перейти дорогу , если нет пешеходного перехода? -1ч | | 1 | | |
5 | | Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекрёсток. | 1 | | 1 |
| Какие бывают перекрёстки?-4ч | | 4 | | |
6 | | Виды перекрёстков. | 1 | 1 | |
7 | | Движение транспортных средств на перекрёстке. | 1 | | 1 |
8 | | Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. | 1 | 1 | |
9 | | Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включёнными специальными сигналами. | 1 | | 1 |
| Нерегулируемый перекрёсток -1ч | | 1 | | |
10 | | Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. | 1 | | 1 |
| Регулируемые перекрёстки-4ч | | 4 | | |
11 | | Светофор. Для чего нужен светофор? | 1 | 1 | |
| | Какие бывают сигналы светофора: красный, жёлтый, зелёный. | 1 | | 1 |
12 | | Как нужно переходить дорогу на перекрёстке со светофором? | 1 | | 1 |
13 | | Пешеходный светофор и его сигналы. | 1 | 1 | |
| Транспорт и его виды -6ч | | 6 | | |
14 | | Виды транспорта: наземный, водный, воздушный. | 1 | 1 | |
15 | | Какие бывают автомобили? | 1 | | 1 |
16 | | Маршрутные транспортные средства, легковые, грузовые, специального назначения- пожарные, полицейские, медицинские, строительные. | 1 | 1 | |
17 | | Маршрутные транспортные средства: автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси. | 1 | | 1 |
18 | | Городские и междугородние пассажирские маршруты. | 1 | 1 | |
19 | | Правила поведения на остановке. | 1 | | 1 |
| Язык дороги- дорожные знаки и дорожная разметка-4ч | | 4 | | |
20 | | Все ли понимают язык дороги? О чём говорят дорожные знаки и дорожная разметка? | 1 | 1 | |
21 | | Виды знаков- предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | 1 | | 1 |
22 | | Дорожные знаки для пешеходов. | 1 | 1 | |
23 | | Как читать дорожную разметку для пешехода: | 1 | | 1 |
| О дороге и игре-4ч | | 4 | | |
24 | | Почему нельзя играть на дорогах и прилегающих к ним территориях? | 1 | 1 | |
25 | | Места для игр и езды на велосипедах и самокатных средствах: | 1 | | 1 |
26 | | Что делать, если мяч оказался на проезжей части? | 1 | 1 | |
27 | | Как нужно вести себя в жилых зонах и на дворовых территориях? | 1 | | 1 |
| На дачной дороге- 2ч | | 2 | | |
28 | | Как устроена загородная дорога (дорога на дачу, лесная дорога, полевая дорога? | 1 | 1 | |
29 | | Какие правила нужно соблюдать на загородной дороге. | 1 | 1 | |
| Дорожно- транспортное происшествие -2ч | | 2 | | |
30 | | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? | 1 | 1 | |
31 | | Какие бывают ДТП? | 1 | 1 | |
| Итоговое занятие-2ч | | 2 | | |
32 | | Просмотр видеофильмов, слайдов по ПДД. | 1 | | 1 |
33 | | Подведение итогов (тестирование). | 1 | | 1 |
| Итого: | | 34 | 17 | 17 |
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Лето в дороге | 1 | | 1 |
2 | На дороге нужно быть осторожным | 3 | 2 | 1 |
3 | Что такое ДТП | 2 | 1 | 1 |
4 | Виды транспорта | 5 | 3 | 2 |
5 | Какой транспорт служит людям | 9 | 4 | 5 |
6 | Какие бывают дороги | 5 | 3 | 2 |
7 | Знаем ли мы правила дорожного движения? | 2 | 1 | 1 |
8 | Дорожное движение | 1 | 1 | |
9 | Какие дорожные знаки должен знать пешеход? | 1 | | 1 |
10 | Железнодорожный переезд | 2 | 1 | 1 |
11 | Экстренная остановка автомобиля | 1 | 1 | |
12 | Практическое занятие (итоговое) | 2 | | 2 |
| Итого: | 34 | 17 | 17 |
Содержание курса
4 класс
Лето в дороге (1ч.)
Общая беседа с учащимися о летних дорожных впечатлениях
Формы работы: проблемно-ценностная дискуссия
На дороге нужно быть осторожным (3ч)
Опасности дорожного движения – дорожно – транспортные происшествия: столкновение автомобилей, наезд транспортного средства на пешехода
Формы работы: проблемный разговор, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, контрольные задания.
Что такое ДТП (2ч)
Дорожно- транспортное происшествие – неожиданное и часто трагическое событие, которое возникает в процессе движения транспортных средств и с их участием.
Участники ДТП – водители, пассажиры и пешеходы.
Формы работы: проблемный разговор с инспектором ГИБДД, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, контрольные задания.
Виды транспорта (5ч)
Какие виды транспорта известны детям
Какие виды автомобильного транспорта существуют и для каких целей они предназначены?
Почему автомобили оборудуют специальными- световыми маячками, звуковыми сигналами?
Виды автомобилей со специальными сигналами.
Практическая часть занятия – изобразить на рисунках виды автомобилей и вместе составить альбом «Автомобильный транспорт»
Формы работы: проблемный разговор , интерактивный конструктор дорожных ситуаций, КТД «Автомобиль- друг, автомобиль – враг».
Какой транспорт служит людям (9ч)
Грузовой транспорт.
Виды перевозимых грузов.
Особенности грузового транспорта
Пассажирский транспорт.
Личный и общественный
Маршрутный пассажирский транспорт
Легковые автомобили
Правила поведения пассажиров в маршрутном транспорте
Правила перевозки в легковых транспортных средствах детей в возрасте до 12 лет при помощи специальных детских кресел и удерживающих устройств
Формы работы: проблемно-ценностная дискуссия, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, социальная проба (инициативное участие обучающихся в социальном деле, акции «Берегись автомобиля», контрольные вопросы.
Какие бывают дороги? (5ч)
Дороги загородные и в пределах населённых пунктов.
Дороги с односторонним и многосторонним движением
Дороги с разделительными полосами
Дороги с различным дорожным покрытием
Основные элементы дорог
Формы работы: проблемно-ценностная дискуссия, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, тестирование
Знаем ли мы правила дорожного движения?(2ч)
Знание и соблюдение правил дорожного движения – основа безопасности и порядка в дорожном движении
Связь нарушений правил дорожного движения и дорожно – транспортных происшествий
Формы работы: проблемно-ценностная дискуссия, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, дидактическая игра «Если случилась беда», контрольные вопросы.
Дорожное движение (1ч)
Что такое дорожное движение?
Формы работы: проблемно-ценностная дискуссия, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, дидактическая игра «Алло, знатоки!»
Какие дорожные знаки должен знать пешеход? (1ч)
Дорожные знаки, относящиеся к движению пешеходов.
Формы работы: защита проектов «Сказка о дорожных знаках»
Железнодорожный переезд (2ч)
Опасности, связанные с железной дорогой.
Правила перехода пешеходов через железнодорожный переезд.
Форма работы: проблемно-ценностная дискуссия, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, контрольные вопросы.
Экстренная остановка автомобиля (1ч)
Как торможение автомобиля зависит от скорости его движения?
Формы работы: проблемно-ценностная дискуссия, интерактивный конструктор дорожных ситуаций, контрольные вопросы.
Практическое занятие (1ч)
Итоговое занятие (1ч)
Просмотр слайдов по ППД
Подведение итогов (тестирование)
Формы работы: тестирование
Календарно- тематическое планирование
4 класс
№ | Перечень разделов | Содержание темы | Всего часов | Теорети- ческие занятия | Практичес- кие занятия |
| Лето в дороге | | 1 | | |
1 | | Общая беседа собучающимися о летних дорожных впечатлениях | 1 | | 1 |
| На дороге нужно быть осторожным | | 3 | | |
2. | | Опасности дорожного движения – дорожно – транспортные происшествия: столкновение автомобилей, наезд транспортного средства на пешехода | 3 | 2 | 1 |
| Что такое ДТП | | 2 | | |
3. | | Дорожно- транспортное происшествие – неожиданное и часто трагическое событие, которое возникает в процессе движения транспортных средств и с их участием. | 1 | 1 | |
4. | | Участники ДТП – водители, пассажиры и пешеходы. | 1 | | 1 |
| Виды транспорта | | 5 | | |
5. | | Какие виды транспорта известны детям | 1 | | 1 |
6. | | Какие виды автомобильного транспорта существуют и для каких целей они предназначены? | 1 | 1 | |
7. | | Почему автомобили оборудуют специальными- световыми маячками, звуковыми сигналами? | 1 | 1 | |
8. | | Виды автомобилей со специальными сигналами. | 1 | 1 | |
9. | | Практическая часть занятия – изобразить на рисунках виды автомобилей и вместе составить альбом «Автомобильный транспорт | 1 | | 1 |
| Какой транспорт служит людям | | 9 | | |
10. | | Грузовой транспорт. | 1 | | 1 |
11. | | Виды перевозимых грузов. | 1 | 1 | |
12. | | Особенности грузового транспорта | 1 | 1 | |
13. | | Пассажирский транспорт. | 1 | | 1 |
14. | | Личный и общественный | 1 | 1 | |
15. | | Маршрутный пассажирский транспорт | 1 | 1 | |
16. | | Легковые автомобили Тестирование | 1 | | 1 |
17. | | Правила поведения пассажиров в маршрутном транспорте | 1 | | 1 |
18. | | Правила перевозки в легковых транспортных средствах детей в возрасте до 12 лет при помощи специальных детских кресел и удерживающих устройств | 1 | | 1 |
| Какие бывают дороги? | | 5 | | |
19. | | Дороги загородные и в пределах населённых пунктов. | 1 | 1 | |
20. | | Дороги с односторонним и многосторонним движением | 1 | 1 | |
21. | | Дороги с разделительными полосами | 1 | | 1 |
22. | | Дороги с различным дорожным покрытием | 1 | 1 | |
23. | | Основные элементы дорог | 1 | | 1 |
| Знаем ли мы правила дорожного движения? | | 2 | | |
24. | | Знание и соблюдение правил дорожного движения – основа безопасности и порядка в дорожном движении. Тестирование | 1 | | 1 |
25. | | Связь нарушений правил дорожного движения и дорожно – транспортных происшествий | 1 | 1 | |
| Дорожное движение | | 1 | | |
26. | | Что такое дорожное движение? | 1 | 1 | |
| Какие дорожные знаки должен знать пешеход? | | 1 | | |
27. | | Дорожные знаки, относящиеся к движению пешеходов. | 1 | | 1 |
| Железнодорожный переезд | | 2 | | |
28. | | Опасности, связанные с железной дорогой. | 1 | 1 | |
29. | | Правила перехода пешеходов через железнодорожный переезд. | 1 | | 1 |
| Экстренная остановка автомобиля | | 1 | | |
30. | | Как торможение автомобиля зависит от скорости его движения? | 1 | 1 | |
| Практическое занятие (итоговое) | | 2 | | |
31. | | Практическое занятие по демонстрации навыков безопасного участия в дорожном движении | 1 | | 1 |
32. | | Просмотр слайдов по ППД Подведение итогов (тестирование) | 1 | | 1 |
| Итого: | | 34 | 17 | 17 |
Методическое обеспечение:
«Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»,2012
Дидактические материалы курса по обучению безопасному участию в дорожном движении (таблицы по правилам дорожного движения) – М.: Интелин, 2011
Дидактические материалы курса по обучению безопасному участию в дорожном движении (таблицы «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного движения для малышей») – М.: ГНОМ, 2011
Методические рекомендации по организации изучения курса по обучению безопасному участию в дорожном движении 1-4 класс – М.: Интелин,2011
«Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски», 2012
Электронное специализированное программное обеспечение по обучению учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.-М.: Интелин 2011
Ноутбук для учителя
Ноутбуки для обучающихся-12шт.
Мультимедийный проектор
Документ- камера с русифицированным программным обеспечением МIMIOView
Принтер Хeroх Phaser
Магнитно – маркерная доска с антибликовым покрытием
Интерактивная приставка с русифицированным программным обеспечением
Литература
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников. – М.: Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО. – 64 с.
2. Безопасность на дорогах. Методическое пособие по использованию в образовательном процессе учебно-методического комплекта для обучающихся в 1-4 классах общеобразовательных школ.М.:Интелин,2011.-280с.
3. Безопасность на дорогах: учебное пособие - рабочая тетрадь. М .: Интелин, 2011, 128с.
4. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / {Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др.}. – М.: Просвещение, 2013.
5. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2013.– 63 с.
6. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе / Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство «Перспектива», 2011.
7. Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». – 44 с.
8. Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
9. Программа курса по обучению безопасному участию в дорожном движении 1-4 класс-М.: Интелин, 2011, с.95-136
10.Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: методическое пособие /О.А. Шаталова; под ред.С.А.Болотовой. – М.: «Русское слово – учебник», 2012. – 168с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа.)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Мониторинговая карта личностных и метапредметных результатов освоения программы внеурочной деятельности
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Частота проведения мониторинга |
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению | Прогнозируемый воспитательный результат: понимание нравственной сущности культуры безопасного поведения на дорогах (1 уровень)_- 1 класс | Методика «Что мы ценим в людях» | По полугодиям |
| Ориентация в вопросах личной безопасности и безопасности окружающих (2 уровень)-2-3класс | Методика оценки усвоения нормы взаимопомощи | По полугодиям |
| Овладение формами и методами самовоспитания (3 уровень)-4класс | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенционных и моральных норм по Э.Туриелю модификация Е.А. Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) | По полугодиям |
| Прогнозируемый воспитательный эффект: адекватная позитивная Я- концепция | Методика «Кто Я» (модификация методики М.Куна) | По полугодиям |
Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | Прогнозируемый воспитательный результат: познавательная активность обучающихся (1 уровень)_- 1 класс_ | Методика «Шкала выраженности учебно- познавательного интереса» ( по Г.Ю.Ксензовой) | По полугодиям |
| Фиксирование параметров роста мотивации и развития познавательных процессов личности (2 уровень)-2-3класс | Методика «Мотивационная готовность» (А.Л.Венгер) | По полугодиям |
| Высокая динамика целенаправленной познавательной деятельности обучающихся с социальными субъектами в открытой общественной среде (3 уровень)-4класс | Методика «Таинственное письмо» | По полугодиям |
| Прогнозируемый воспитательный эффект: сформированность познавательного потенциала личности и динамика роста мотивации | Методика «Мой личностный рост» (С.С.Кункевич) | По полугодиям |
Сформированность ценностно- смысловых установок, отражающих их индивидуально- личностные позиции, компетенции, личностные качества (основная ценность – сохранность жизни и здоровья) | Прогнозируемый воспитательный результат: знают различные транспортные средства, основные дорожные знаки, социальную модель безопасного поведения на дороге, элементы здоровье сберегающих технологий (1 уровень) 1 класс | Методика «Букет настроения» (М.А. Александрова) | |
| умение выделять ценность соблюдения безопасного поведения на дорогах как целевой приоритет организации своей жизнедеятельности (2 уровень) 2-3класс | Методика «Ценностные ориентации» (Ф.П. Чернаусов» | |
| получение личного опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме (3 уровень) 4 класс___ | Методика «Пословицы» (С.М.Петров) | |
| Прогнозируемый воспитательный эффект: формирование этической компетентности, устойчивой личностно ориентированной позиции в вопросах профилактики дорожно- транспортных происшествий | Методика «Диагностика изучения уровня воспитанности» (Н.П.Капустин) | По полугодиям |
Метапредметные результаты | | | |
Регулятивные универсальные учебные действия | Обучающийся научится: определять цель деятельности; обнаруживать и формулировать проблемы; ( 1класс ) | Методика «Цепочка действий» | По полугодиям |
| Обучающийся научится: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи (2-3 класс) | Методика «Шаблон» (2 класс) Методика «Сокращение алфавита» (Г.А. Цукерман) (3 класс) | По полугодиям |
| Обучающийся научится: устанавливать причинно-следственные связи; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; (4 класс) | Методика «Аппликация» | По полугодиям |
Прогнозируемый эффект | Обучающийся получит возможность научиться: -обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов познавательных задач; Самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; Составлять план решения проблемы (выполнения проекта) | Методика «Как поступить» (Л.И.Аршавина) | По полугодиям |
Познавательные универсальные учебные действия | Обучающийся научится: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации ( 1класс ) | Проба на познавательную инициативу «Незавершённая Сказка» | По полугодиям |
| Обучающийся научится: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результатесовместной деятельности; ( 2-3 класс) | Методика «Определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова) (2 класс) Методика «Выделение существенных признаков» (3 класс) ? | По полугодиям |
| Обучающийся научится: перерабатывать полученную информацию, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; ( 4 класс) | Методика «Сравни слова» | По полугодиям |
Прогнозируемый эффект | Обучающийся получит возможность научиться: -ставить проблему, аргументировать её актуальность. | Диагностика развития способностей анализировать «Методы развития интеллектуальных способностей у детей» | По полугодиям |
Коммуникативные универсальные учебные действия | Обучающийся научится: -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; работать в паре, учитывать мнения товарищей (1 класс) | Методика «Рукавичка» (Г.А.Цукерман) | По полугодиям |
| Обучающийся научится: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, слушать собеседника; предлагать помощь и сотрудничество; договориться и приходить к общему решению (2-3 класс) | Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) (2 класс) Методика «Кто прав» (Г.А.Цукерман) (3 класс) | По полугодиям |
| Обучающийся научится: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (4 класс) | Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор- строитель») | По полугодиям |
Прогнозируемыйэффект | Обучающийся получит возможность научиться: участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию, определять задачу коммуникации и отбирать речевые средства; -высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога; -выявлять и называть причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ. | Методика «Ковёр» (Овчарова Р) | По полугодиям |
Приложение № 4
Методическое обеспечение:
«Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»,2012
Безопасность на дорогах. Методическое пособие по использованию в образовательном процессе учебно-методического комплекта для обучающихся в 1-4 классах общеобразовательных школ.М.:Интелин,2011.-280с.
Безопасность на дорогах: учебное пособие - рабочая тетрадь. М .: Интелин, 2011, 128с. (цв. илл., табл.)
Дидактические материалы курса по обучению безопасному участию в дорожном движении (таблицы по правилам дорожного движения) – М.: Интелин, 2011
Дидактические материалы курса по обучению безопасному участию в дорожном движении (таблицы «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного движения для малышей») – М.: ГНОМ, 2011
Методические рекомендации по организации изучения курса по обучению безопасному участию в дорожном движении 1-4 класс – М.: Интелин,2011
Программа курса по обучению безопасному участию в дорожном движении 1-4 класс-М.: Интелин, 2011, с.95-136
«Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски», 2012
Электронное специализированное программное обеспечение по обучению учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.-М.: Интелин 2011
Ноутбук для учителя
Ноутбуки для обучающихся-12шт.
Мультимедийный проектор
Документ- камера с русифицированным программным обеспечением МIMIOView
Принтер Хeroх Phaser
Магнитно – маркерная доска с антибликовым покрытием
Интерактивная приставка с русифицированным программным обеспечением
Литература:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников. – М.: Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО. – 64 с.
2. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / {Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др.}. – М.: Просвещение, 2013.
3. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2013.– 63 с.
4. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе / Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство «Перспектива», 2011.
5. Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». – 44 с.
6. Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
7. Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 / 15)).
9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 / 15)).
10.Рабинович П.Д., Баграмян Э.Р. Практикум по интерактивным технологиям. М.: Бином, 2011.
11. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
12.Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: методическое пособие /О.А. Шаталова; под ред.С.А.Болотовой. – М.: «Русское слово – учебник», 2012. – 168с. – (ФГОС.Начальная инновационная школа.)