СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Синтезатор" 1 класс Фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Синтезатор" 1 класс Фортепиано»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ






Рассмотрено

на заседании МС

протокол № ___

от «___» _________2022 г.

Принято

на педсовете

протокол №___ от«___»________2022 г


Утверждаю

Директор

МБУ ДО Озерненская ДШИ.

___________Е.В. Андреева Приказ № __

от «___» ________2022 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Фортепиано 1 класс

(предмет, класс)

Синтезатор

(ДОП)


Морозова Марина Николаевна

(ФИО)


преподаватель

(должность)













2022 – 2023 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Фортепиано» 1 год обучения разработана на основе следующих нормативных документов:

*Конституция Российской Федерации 12.12.1993г.

*Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании В РФ»:

- п.1 ч.2 ст.28

-ч.5 ст.12

-ч.21 ст.83

* Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. №1559-1

*ДОП «Фортепиано»

* Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации о т 19.11. 2013 №191-01-39/06-ГИ

* Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»


* Устава МБУ ДО Озерненской ДШИ.

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Цель программыразвитие творческих и специальных музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры воспитанников посредством освоения основ музыкальной грамоты и овладения исполнительскими навыками на фортепиано.


Задачи обучения включают в себя:

- изучить основы теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоить средства музыкальной выразительности, знакомить с музыкальной терминологией).

- овладеть основами исполнительского мастерства (освоить двигательные навыки, развить беглость пальцев, овладеть различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями).

- обучить навыкам работы с нотной литературой, разбора музыкальных произведений и чтению с листа.


Цели и задачи программы 1 класса реализуется на уроках Фортепиано (1 академический час в неделю), в мероприятиях промежуточного контроля, в концертных выступлениях. Количество учебных часов – 35 в год, в том числе 4часа контрольных уроков (из расчета 35 недель в год).


Учебно-тематический план по предмету «Фортепиано», 1 класс

раздела

Название разделов

Количество часов

1 класс

1.

Работа над постановкой игрового аппарата

5

2.

Формирование основных навыков игры на инструменте

6

3.

Работа над инструктивным материалом

3

4.

Работа над полифоническими произведениями

3

5.

Работа над произведениями малой формы

4

6.

Работа над произведениями крупной формы.

3

7.

Работа над ансамблевыми произведениями.

4

8.

Работа над подготовкой к публичному выступлению

3


Контрольные уроки

4


Итого


35


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Работа над постановкой игрового аппарата (5ч.)

Посадка исполнителя за инструментом. Организация начальных постановочных и двигательно-игровых навыков. Знакомство с клавиатурой. Преодоление мышечных напряжений. Постановка правой и левой руки, координация обеих рук. Постепенное овладение элементами постановки и отдельными игровыми движениями.

Формирование основных навыков игры на инструменте (6ч.):

Формирование хорошего ориентирования на клавиатуре. Формирование первоначальных навыков звукоизвлечения. Освоение приемов игры (легато, нон легато, стаккато).

Работа над инструктивным материалом.(3ч.):

В первом классе у учащихся должны быть сформированы следующие технические навыки; удобство исполнения, звуковая ровность, основы беглости пальцев. Этому способствуют различные пятипальцевые упражнения по белым клавишам, упражнения на развитие гибкости кисти.

Работа над полифоническими произведениями (3ч.):

Знакомство с полифоническими произведениями, с образцами старинной клавирной музыки. Воспитание у учащихся элементарных основ полифонического слышания. Исполнение несложных пьес с элементами полифонии.

Работа над произведениями крупной формы (4ч.):

Изучение произведений крупной формы: легкие сонатины и вариации. Формирование четкий представлений о структуре произведений. Воспитание навыков исполнения аккомпанемента различного вида, навыков игры легато.

Работа над произведениями малой формы (3ч):

Работа над произведениями кантиленного и подвижного характера. Программные произведения. Народные песни (обработки). Пьесы песенного и танцевального характера. Большое внимание уделяется образности исполнения, умению играть мягко, без форсирования звука. В работе используются такие методы, как подтекстовка, рисунки, сочетание сказочной истории.

Работа над ансамблевыми произведениями.(4ч.)

Формирование основных приемов ансамблевой техники: общее эмоциональное состояние, отражающее настроение пьесы.

Работа над подготовкой к публичному выступлению (3ч.):

Воспитание исполнительских навыков. Работа над созданием художественного образа произведения: формирование конкретного исполнительского замысла с учетом программных названий, образных и эмоциональных ремарок. Преодоление эстрадного волнения.

.

Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);

- традиционный урок;

- комбинированное практическое занятие;

- урок-игра;

-открытый урок с присутствием родителей,

- дистанционный урок.

Технологии обучения:

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;

- игровая технология;

- проблемно-поисковая технология;

- системно-деятельностная технология;

- здоровьесберегающая технология;

- технология эффективных уроков.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- предметная компетенция;

- метапредметная компетенция;

- коммуникативная компетенция;

- личностная компетенция.


Виды и формы контроля:

- контрольный урок;

- академический концерт;




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ



Здоровьесбережение ребенка в учебном заведении – процесс сложный, многокомпонентный, многоуровневый. Обеспечением его занимаются все работники школы – технический, педагогический персонал, администрация. Но наибольшая нагрузка и ответственность ложится на педагога.

Дети в современном мире подвержены большим нагрузкам, и объем их все увеличивается.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования.

Контролируя здоровье учащихся:

учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;

работать над искоренением вредных привычек;

учитывать физические недостатки (зрение, заикание, тики);

создавать оптимальный режим занятий;

учитывать социальное благополучие или неблагополучие ребенка;

уделять внимание физическому здоровью школьника;

следить за эмоциональным состоянием ребенка на уроке;

проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

Игровые формы обучения являются важнейшим компонентом процесса здоровьесбережения.

Игра сама по себе является элементом здоровьесберегающей технологии. А музыкальная игра или игра с музыкальным сопровождением способствуют созданию комфортной эмоциональной атмосферы, улучшающей настроение ученика, мотивацию к музыке, ритмическим движения, изобразительному искусству.


Требования к результатам изучения программы

Результатом освоения программы по учебному предмету «Фортепиано» 1 класс является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

знаний основ музыкальной грамоты;

знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

навыков публичных выступлений;

навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации

Примерный репертуарный список:


1. Пьесы

Русская н.п. «На речушке, на Дунае»

Русская н.п. «Ой да ты, калинушка»

Любарский Н. Сборник легких пьес на темы украинских песен

Барток Б. Французская песенка

Лазаренко А. Колобок

Русская н.п. «Во поле березонька стояла»

Грузинская н.п. Светлячок

Волков В. Солнечный зайчик

Старинный танец Контрданс – Экосез

Швейцарская н.п. Кукушка


2.Этюды

Гедике А. Соч.32. 40 мелодических этюдов для начинающих №№ 2,3-7

Гнесина Е. "Фортепианная азбука", "Маленькие этюды для начинающих"

Шитте Л. Соч. 108, "25 маленьких этюдов"

Николаев А. Этюды (по выбору)


3. Ансамбли

Украинская н.п. «Ехал козак за Дунай»

Украинская н.п. «Ой, под вишнею»

Русская н.п. «Исходила младешенька»

Русская н.п. «Зеленое мое ты, виноградье»

Русская н.п. «Как под яблонью зеленою»






КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАНО



Предмет

Оценка

Показатели оценки


Фортепиано








5

(«отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4

(«хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3

(«удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2,1 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы.




Литература:

Учебная:

  1. Адажио [Ноты]: сборник ансамблей, этюдов, пьес для фортепиано: 1 класс ДМШ: учебно-методическое пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014.

  2. Фортепианная игра под общей редакцией А.Николаева.

  3. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано.1-й класс ДМШ



Дополнительная:

  1. Артоболевская, А. Хрестоматия маленького пианиста [Ноты]: учеб.пособие / А. Артоболевская. – М.: Интро-вэйв, 2003.

  2. Августинов Ю. «Учитесь играть на рояле» ч.1,Ленинград-«Музыка»-1989

  3. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих.

Составители: С. Ляховицкая и Л.Баренбойм, Ленинград – «Музыка» - 1990

  1. Симонова, Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста [Ноты]: учеб.пособие / Т. Симонова. – СПб.: Композитор, 2013.

  2. Фортепиано [Ноты]: 1 класс ДМШ: учеб.пособие / сост. Б.Е. Милич. – М.: Кифара, 2006.

  3. Юный пианист.Вып.1.Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона.





Электронные ресурсы

  1. http://nlib.org.ua/

  2. http://www.free-scores.com

  3. http://igraj-poj.narod.ru/

  4. http://piano-notes.net/index.html








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!