СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Сказка за сказкой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Сказка за сказкой"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Сказка за сказкой"»

Пояснительная записка

«Сказка – это зёрнышко,

Из которого прорастает

Эмоциональная оценка

Жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский

Программа по внеурочной деятельности «Сказка за сказкой» для обучающихся 1-х классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования и на основе планирования, представленного в пособии комплексных занятий А.А. Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок».

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть общеобразовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований Федерального образовательного стандарта основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы удовлетворить потребности обучающихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности.

Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности обучающихся. Познавательная деятельность может быть организована, например, в форме кружков.

Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашёл подтверждение в разделе основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса, предусматривающее, в частности, нравственное воспитание. Оно должно «пронизывать» не только учебный, но и коррекционно-развивающий процесс, входя во внеурочную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребёнка».

Курс «Сказка за сказкой» не только формирует у обучающихся связную монологическую речь, но и возрождает лучшие традиции народной педагогики, что является основой нравственного воспитания. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у обучающихся начальных классов обусловлены недоразвитием у них основных компонентов речевой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения. Основоположник российской педагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в

формировании личности ребёнка, пишет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет ещё более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Актуальность программы: связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, грамматическим строем, умением связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребёнка в школе, т. к., только обладая ею, он может давать развёрнутые ответы на вопросы школьной программы.

Общая характеристика курса

Являясь предметом коррекционно-развивающего и гуманитарного циклов, курс «Сказка за сказкой» даёт возможность младшему школьнику сформировать у него монологическую речь, познакомиться с закономерностями мира общения, осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви, счастья, доброты, человечности и оптимизма.

Цель курса: способствовать формированию монологической речи у обучающихся младшего школьного возраста, их коммуникативных способностей.

Задачи курса:

  • развивать связную монологическую речь;

  • совершенствовать у обучающихся такие виды речевой деятельности, как говорение, слушание, чтение;

  • формирование умения правильно, содержательно и убедительно высказывать свои мысли;

  • развивать творческие способности и творческое воображение;

  • расширять кругозор обучающихся и их представления о мире;

  • уметь использовать при пересказе сказок разные его виды (подробный, краткий, выборочный, по данному началу, по картинному плану, по сюжетным картинкам, по опорным словам);

  • донести в доступной форме до сознания обучающихся общие для всех народов ценности: добра, любви, духовности.

  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Описание места предмета в учебном плане.

Объём учебного времени, отведённого на изучение данного курса для 1-го класса – 1 час в неделю, 34 часа для него, общий объём учебного времени составляет 34 часа.

Требования к результатам освоения обучающимися программы по внеурочной деятельности «Сказка за сказкой».

Личностные: с помощью развитой устной речи адаптироваться в динамично развивающемся мире, развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе полученных представлений о нравственных нормах и социальной справедливости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные: овладеть навыками смыслового чтения сказок; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами

коммуникации; овладеть действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам; быть готовым слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные: усвоить нравственно-этический словарь, словарь антонимов и синонимов, уметь подбирать родственные слова; уметь излагать последовательность событий в сказке, пересказывать по сюжетным картинкам, уметь анализировать поступки героев; уметь выразительно рассказывать сказку, эмоционально передавать диалоги героев сказок; уметь сопереживать героям сказок, передавать их эмоциональное состояние; уметь развивать мимику, пантомимику, общую моторику и мелкую моторику рук.

Таким образом, курс «Сказка за сказкой» как предмет коррекционно-развивающего и филологического циклов, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при коррекции речевых нарушений, обучении русскому языку и литературному чтению.

Результаты изучения предмета «Сказка за сказкой» достигаются обучающимися постепенно, при освоении ими этой программы в течение года.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции коррекционно-развивающих занятий, уроков русского языка и литературного чтения. Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих обучающихся. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками устных и практических заданий.

Специфика изучения курса связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, которые указаны в списке литературы и которые в определённой степени помогут учителю и ученику в осмыслении предложенного материала.

Направленность курса практическая, развивающая. Форма учебной работы – факультативная.

Таким образом, кружок «Сказка за сказкой», как предмет коррекционно-развивающего и филологического циклов, направлен на развитие познавательной, речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи обучающихся, практическое овладение нормами речи.

Список использованной литературы

1.Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А.А. Гуськова. Волгоград: Учитель, 2012. – 151 с.

2.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.

3.Е.В. Мазанова «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов».