Пояснительная записка
«Сказка – это зёрнышко,
Из которого прорастает
Эмоциональная оценка
Жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский
Программа по внеурочной деятельности «Сказка за сказкой» для обучающихся 1-х классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования и на основе планирования, представленного в пособии комплексных занятий А.А. Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок».
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть общеобразовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований Федерального образовательного стандарта основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы удовлетворить потребности обучающихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности.
Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности обучающихся. Познавательная деятельность может быть организована, например, в форме кружков.
Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашёл подтверждение в разделе основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса, предусматривающее, в частности, нравственное воспитание. Оно должно «пронизывать» не только учебный, но и коррекционно-развивающий процесс, входя во внеурочную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребёнка».
Курс «Сказка за сказкой» не только формирует у обучающихся связную монологическую речь, но и возрождает лучшие традиции народной педагогики, что является основой нравственного воспитания. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у обучающихся начальных классов обусловлены недоразвитием у них основных компонентов речевой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения. Основоположник российской педагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в
формировании личности ребёнка, пишет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет ещё более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Актуальность программы: связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, грамматическим строем, умением связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребёнка в школе, т. к., только обладая ею, он может давать развёрнутые ответы на вопросы школьной программы.
Общая характеристика курса
Являясь предметом коррекционно-развивающего и гуманитарного циклов, курс «Сказка за сказкой» даёт возможность младшему школьнику сформировать у него монологическую речь, познакомиться с закономерностями мира общения, осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви, счастья, доброты, человечности и оптимизма.
Цель курса: способствовать формированию монологической речи у обучающихся младшего школьного возраста, их коммуникативных способностей.
Задачи курса:
развивать связную монологическую речь;
совершенствовать у обучающихся такие виды речевой деятельности, как говорение, слушание, чтение;
формирование умения правильно, содержательно и убедительно высказывать свои мысли;
развивать творческие способности и творческое воображение;
расширять кругозор обучающихся и их представления о мире;
уметь использовать при пересказе сказок разные его виды (подробный, краткий, выборочный, по данному началу, по картинному плану, по сюжетным картинкам, по опорным словам);
донести в доступной форме до сознания обучающихся общие для всех народов ценности: добра, любви, духовности.
уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Описание места предмета в учебном плане.
Объём учебного времени, отведённого на изучение данного курса для 1-го класса – 1 час в неделю, 34 часа для него, общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Требования к результатам освоения обучающимися программы по внеурочной деятельности «Сказка за сказкой».
Личностные: с помощью развитой устной речи адаптироваться в динамично развивающемся мире, развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе полученных представлений о нравственных нормах и социальной справедливости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные: овладеть навыками смыслового чтения сказок; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации; овладеть действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам; быть готовым слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Предметные: усвоить нравственно-этический словарь, словарь антонимов и синонимов, уметь подбирать родственные слова; уметь излагать последовательность событий в сказке, пересказывать по сюжетным картинкам, уметь анализировать поступки героев; уметь выразительно рассказывать сказку, эмоционально передавать диалоги героев сказок; уметь сопереживать героям сказок, передавать их эмоциональное состояние; уметь развивать мимику, пантомимику, общую моторику и мелкую моторику рук.
Таким образом, курс «Сказка за сказкой» как предмет коррекционно-развивающего и филологического циклов, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при коррекции речевых нарушений, обучении русскому языку и литературному чтению.
Результаты изучения предмета «Сказка за сказкой» достигаются обучающимися постепенно, при освоении ими этой программы в течение года.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции коррекционно-развивающих занятий, уроков русского языка и литературного чтения. Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих обучающихся. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками устных и практических заданий.
Специфика изучения курса связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, которые указаны в списке литературы и которые в определённой степени помогут учителю и ученику в осмыслении предложенного материала.
Направленность курса практическая, развивающая. Форма учебной работы – факультативная.
Таким образом, кружок «Сказка за сказкой», как предмет коррекционно-развивающего и филологического циклов, направлен на развитие познавательной, речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи обучающихся, практическое овладение нормами речи.
Список использованной литературы
1.Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А.А. Гуськова. Волгоград: Учитель, 2012. – 151 с.
2.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.
3.Е.В. Мазанова «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов».