Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по ВВВР Директор МБОУСОШ №29
В.Н.Симаков ___________ ___________ М.Б.Светлова «______»_____2021 г. «______»__________ 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
на 2021-2022 учебный год
в 1 Е классе
Возраст обучающихся 6-8 лет (м. – 17, д. – 13)
Количество учащихся: 30
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество часов в год: 33ч.
Педагог, реализующий программу:
Запруднова Ирина Александровна
СУРГУТ
2021
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный уровень:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года № 196 «Об осуществлении Порядка деятельности по дополнительным общеобразовательным программам дополнительного образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 29.11.2018 г. рег. №52831
Региональный уровень:
Постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 № 378-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;
Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2014 г. № 17-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы;
Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года
Муниципальный уровень:
Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;
постановление Администрации города от 22.01.2019г. № 5089 «О календарном плане мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2019-2021 годы»;
Информационно-методическое письмо Департамента образования Администрации г,Сургута «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в учреждениях, подведомственных департаменту образования Администрации города, в 2020-2021 учебном году»
Уровень ОО:
Порядок приема в ДО МБОУ СОШ №29
Положение о порядке ведения журнала ДО
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(общеразвивающей) ПРОГРАММЫ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБОУ СОШ№29
Название программы | Социокультурные истоки |
Направленность программы | Духовно- нравственная |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Запруднова Ирина Александровна |
Год разработки | Разработана на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина, 2020г |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | Заседание методического совета протокол № 1 от 31.08.2021 |
Информация о наличии рецензии | Имеется |
Уровень программы | Стартовый |
Цель | освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни и целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу. |
Задачи | 1.Подвести учащихся к пониманию сути Истоков; 2.Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного); 3.Развивать образное и логическое мышление; 4.Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества. 5.Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего целостного восприятия русского языка как языка великого народа и великой литературы. 6.Познакомить с лучшими образцами русской духовной культуры. 7.Обеспечить взаимодействие с родителями на основе традиционных семейных ценностей. |
Ожидаемые результаты освоения программы | формирование системы духовно-нравственных ценностей; развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка; приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; умение вести продуктивный диалог и сотрудничать; расширение кругозора и словарного запаса. освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги. |
Срок реализации программы | 1 года |
Количество часов в неделю / год | 1 час в неделю 33 часа в год |
Возраст обучающихся | 6-8лет |
Формы занятий | Работа в парах; Работа в четверках; Работа в микрогруппах; Работа в ресурсном круге; Социокультурный тренинг. |
Методическое обеспечение | 1. Учебник «Истоки» для первого класса под редакцией А.В.Камкина, М.: Издательский дом «Истоки». 2. Методическое пособие для учителя «Истоковедение», Том 2, под редакцией И.А.Кузьмина, М.: Технологическая Школа Бизнеса. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Магнитная доска Мультимедийный проектор Компьютер с программным обеспечением |
Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана
на 2021 – 2022 учебный год
Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Социокультурные истоки», разработанной на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина 2015г и рекомендованной к реализации методическим советом МБОУ СОШ№29 от 31.08.2021г.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – духовно – нравственная
Вид образовательной деятельности - познавательная
Цель: освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни и целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
Задачи:
Развивающие:
Развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
Развитие образного и логического мышления;
Обучающие:
Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего целостного восприятия русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Познакомить с лучшими образцами русской духовной культуры.
Воспитательные:
Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
Обеспечить взаимодействие с родителями на основе традиционных семейных ценностей.
Информационная справка об особенностях реализации УТП
в 2021 - 2022 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 1 год |
Год обучения (первый, второй и т.д.) | первый |
Возраст обучающихся | 6-8 лет |
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году | 30 |
Количество часов в неделю | 1 час |
Общее количество часов в год | 33 часа |
Ожидаемые результаты на текущий учебный год:
формирование системы духовно-нравственных ценностей;
развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
расширение кругозора и словарного запаса.
освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.
Система знаний, ориентированных на формирование УУД.
Личностные результаты:
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
Метапредметных результаты:
Обучающиеся получат возможность для формирования регулятивных УУД
определять и формулировать цель деятельности
проговаривать последовательность действий .
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Обучающиеся получат возможность для формирования познавательных УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Обучающиеся получат возможность для формирования коммуникативных УУД:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром (соседом по парте).
Учебно – тематический план
на 2021 – 2022 учебный год
№п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения занятий (план) | Дата проведения занятий (факт) |
Введение (1 час) |
1 | Введение в предмет. Солнышко, мама и папа. | 1 | 06.09 | |
Мир ( 8 часов) |
2 | Мир и лад (Поле, школа и семья) | 1 | 13.09 | |
3 | Истоки и школа | 1 | 20.09 | |
4 | Истоки и радуга | 1 | 27.09 | |
5 | Сказки А.С. Пушкин | 1 | 04.10 | |
6 | Родной край | 1 | 11.10 | |
7 | Щит и герб | 1 | 18.10 | |
8 | Илья Муромец | 1 | 25.10 | |
9 | Обобщающее занятие по теме «Мир» | 1 | 08.11 | |
Слово (8 часов)19.11 |
10 | Слово | 1 | 15.11 | |
11 | Весна и слово | 1 | 22.11 | |
12 | Золотое сердечко | 1 | 29.11 | |
13 | Серебряное копытце | 1 | 06.12 | |
14 | Добрыня Никитич | 1 | 13.12 | |
15 | Слово о родителях | 1 | 20.12 | |
16 | Святое слово. Алеша Попович | 1 | 10.01 | |
17 | Чаша жизни | 1 | 17.01 | |
Образ (8 часов) |
18,19 | Родник | 2 | 24.01 31.01 | |
20,21 | Образ Родины | 2 | 07.02 14.02 | |
22,23 | Образ защитника Отечества | 2 | 28.02 07.03 | |
24,25 | Образ праздника (День Победы) | 2 | 14.03 21.03 | |
26 | Обобщающее занятие по теме «Образ» | 1 | 04.04 | |
Книга (7 часов) |
27,28 | Книга | 2 | 11.04 18.04 | |
29 | Книга книг | 1 | 25.04 | |
30,31 | Живое слово книги | 2 | 02.05 09.05 | |
32 | Первая книга. Мир книги | 1 | 16.05 | |
33 | Обобщающее занятие « Мир, Слово, Образ, Книга» | 1 | 23.05 | |
Рецензия
на образовательную программу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», руководитель Запруднова Ирина Александровна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 города Сургута.
В основу программы положена идея духовно – нравственного развития учащихся. Поэтому содержание данной программы направленно на популяризацию духовно – нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка, норм и правил.
Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся 6 -8 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Представленная программа имеет целью введение духовно – нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно – нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Направленность программы – духовно – нравственная.
Автором успешно предпринята попытка создания программы по решению следующих задач:
1.Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
2.Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
3.Развивать образное и логическое мышление;
4.Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
5.Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего целостного восприятия русского языка как языка великого народа и великой литературы.
6.Познакомить с лучшими образцами русской духовной культуры.
7.Обеспечить взаимодействие с родителями на основе традиционных семейных ценностей.
Программа «Социокультурные истоки» соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ внеурочной деятельности.
Содержит:
Пояснительную записку.
Структуру организации занятий.
Тематическое планирование.
Список литературы.
В программе выделены системы педагогических средств, обеспечивающих реализацию целей деятельности педагога, работающего по данной программе. Автор пытается осуществить взаимосвязь и преемственность общего образования и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и целостности образования.
В программе выделены все структурные части, количество часов указано в учебно – тематическом плане. Программа соответствует основным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.
Заместитель директора по ВВВР __________ В.Н.Симаков
10