СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Социокультурные истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана  на основе  примерной  типовой  программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования,  на основе авторской программы И.А.Кузьмина, 2020г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Социокультурные истоки"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по ВВВР Директор МБОУСОШ №29

В.Н.Симаков ___________ ___________ М.Б.Светлова «______»_____2021 г. «______»__________ 2021 г.


                                              








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

на 2021-2022 учебный год

в 1 Е классе








Возраст обучающихся 6-8 лет (м. – 17, д. – 13)

Количество учащихся: 30

Количество часов в неделю: 1 ч.

Количество часов в год: 33ч.




Педагог, реализующий программу:

Запруднова Ирина Александровна








СУРГУТ

2021



Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный уровень:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

  • Приказ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года № 196 «Об осуществлении Порядка деятельности по дополнительным общеобразовательным программам дополнительного образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 29.11.2018 г. рег. №52831

Региональный уровень:

  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 № 378-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;

  • Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2014 г. № 17-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы;

  • Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года

Муниципальный уровень:

  • Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;

  • постановление Администрации города от 22.01.2019г. № 5089 «О календарном плане мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2019-2021 годы»;

  • Информационно-методическое письмо Департамента образования Администрации г,Сургута «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в учреждениях, подведомственных департаменту образования Администрации города, в 2020-2021 учебном году»

Уровень ОО:

  • Порядок приема в ДО МБОУ СОШ №29

  • Положение о порядке ведения журнала ДО









ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(общеразвивающей) ПРОГРАММЫ

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБОУ СОШ№29


Название программы


Социокультурные истоки

Направленность программы

Духовно- нравственная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Запруднова Ирина Александровна

Год разработки


Разработана на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина, 2020г

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Заседание методического совета

протокол № 1 от 31.08.2021

Информация о наличии рецензии

Имеется

Уровень программы

Стартовый

Цель


освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни и целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.

Задачи


1.Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;

2.Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);

3.Развивать образное и логическое мышление;

4.Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.

5.Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего целостного восприятия русского языка как языка великого народа и великой литературы.

6.Познакомить с лучшими образцами русской духовной культуры.

7.Обеспечить взаимодействие с родителями на основе традиционных семейных ценностей.

Ожидаемые результаты освоения программы

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;

  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;

  • расширение кругозора и словарного запаса.

  • освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.


Срок реализации программы


1 года

Количество часов в неделю / год


1 час в неделю

33 часа в год

Возраст обучающихся


6-8лет

Формы занятий


Работа в парах;

Работа в четверках;

Работа в микрогруппах;

Работа в ресурсном круге;

Социокультурный тренинг.


Методическое обеспечение


1. Учебник «Истоки» для первого класса под редакцией А.В.Камкина, М.: Издательский дом «Истоки».

2. Методическое пособие для учителя «Истоковедение», Том 2, под редакцией И.А.Кузьмина, М.: Технологическая Школа Бизнеса.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Магнитная доска

Мультимедийный проектор

Компьютер с программным обеспечением


Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2021 – 2022 учебный год


Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Социокультурные истоки», разработанной на основе примерной типовой программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И.А.Кузьмина 2015г и рекомендованной к реализации методическим советом МБОУ СОШ№29 от 31.08.2021г.


Направленность дополнительной общеобразовательной программы – духовно – нравственная

Вид образовательной деятельности - познавательная

Цель: освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни и целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.


Задачи:

Развивающие:

  • Развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);

  • Развитие образного и логического мышления;

Обучающие:

  • Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;

  • Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего целостного восприятия русского языка как языка великого народа и великой литературы.

  • Познакомить с лучшими образцами русской духовной культуры.

Воспитательные:

  • Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.

  • Обеспечить взаимодействие с родителями на основе традиционных семейных ценностей.


Информационная справка об особенностях реализации УТП

в 2021 - 2022 учебном году:


Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1 год

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст обучающихся

6-8 лет

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

30

Количество часов в неделю

1 час

Общее количество часов в год

33 часа






Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;

  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;

  • расширение кругозора и словарного запаса.

  • освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.

Система знаний, ориентированных на формирование УУД.

Личностные результаты:

Обучающиеся получат возможность для формирования:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

Метапредметных результаты:

Обучающиеся получат возможность для формирования регулятивных УУД

определять и формулировать цель деятельности

проговаривать последовательность действий .

учиться работать по предложенному учителем плану.

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Обучающиеся получат возможность для формирования познавательных УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Обучающиеся получат возможность для формирования коммуникативных УУД:

оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

слушать и понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром (соседом по парте).




Учебно – тематический план

на 2021 – 2022 учебный год


№п/п

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

Введение (1 час)

1

Введение в предмет. Солнышко, мама и папа.

1

06.09


Мир ( 8 часов)

2

Мир и лад (Поле, школа и семья)

1

13.09


3

Истоки и школа

1

20.09


4

Истоки и радуга

1

27.09


5

Сказки А.С. Пушкин

1

04.10


6

Родной край

1

11.10


7

Щит и герб

1

18.10


8

Илья Муромец

1

25.10


9

Обобщающее занятие по теме «Мир»

1

08.11


Слово (8 часов)19.11

10

Слово

1

15.11


11

Весна и слово

1

22.11


12

Золотое сердечко

1

29.11


13

Серебряное копытце

1

06.12


14

Добрыня Никитич

1

13.12


15

Слово о родителях

1

20.12


16

Святое слово. Алеша Попович

1

10.01


17

Чаша жизни

1

17.01


Образ (8 часов)

18,19

Родник

2

24.01

31.01


20,21

Образ Родины

2

07.02

14.02


22,23

Образ защитника Отечества

2

28.02

07.03


24,25

Образ праздника (День Победы)

2

14.03

21.03


26

Обобщающее занятие по теме «Образ»

1

04.04


Книга (7 часов)

27,28

Книга

2

11.04

18.04


29

Книга книг

1

25.04


30,31

Живое слово книги

2

02.05

09.05


32

Первая книга. Мир книги

1

16.05


33

Обобщающее занятие « Мир, Слово, Образ, Книга»

1

23.05



Рецензия

на образовательную программу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», руководитель Запруднова Ирина Александровна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 города Сургута.

В основу программы положена идея духовно – нравственного развития учащихся. Поэтому содержание данной программы направленно на популяризацию духовно – нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка, норм и правил.

Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся 6 -8 лет. Срок реализации программы – 1 год.

Представленная программа имеет целью введение духовно – нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно – нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Направленность программы – духовно – нравственная.

Автором успешно предпринята попытка создания программы по решению следующих задач:

1.Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;

2.Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);

3.Развивать образное и логическое мышление;

4.Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.

5.Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего целостного восприятия русского языка как языка великого народа и великой литературы.

6.Познакомить с лучшими образцами русской духовной культуры.

7.Обеспечить взаимодействие с родителями на основе традиционных семейных ценностей.

Программа «Социокультурные истоки» соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ внеурочной деятельности.

Содержит:

  1. Пояснительную записку.

  2. Структуру организации занятий.

  3. Тематическое планирование.

  4. Список литературы.

В программе выделены системы педагогических средств, обеспечивающих реализацию целей деятельности педагога, работающего по данной программе. Автор пытается осуществить взаимосвязь и преемственность общего образования и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и целостности образования.

В программе выделены все структурные части, количество часов указано в учебно – тематическом плане. Программа соответствует основным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.


Заместитель директора по ВВВР __________ В.Н.Симаков


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!