Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО истории МБОУ«Кардымовская СШ» Протокол №1 от 27.08.2018 года Руководитель МО _______О.В.Горбачёва | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______ Н.В.Морковина 28.08.2018 года | ПРИНЯТО Педсоветом МБОУ«Кардымовская СШ» Протокол №1 от 28.08.2018 года |
Рабочая программа учебного предмета Социокультурные истоки
6 класс
2018-2019 учебный год
Аношенкова Светлана Сергеевна,
учитель истории и обществознания
Первая квалификационная категория
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», 6 класс составлена для учащихся 6 «а, б» класса на 2018 -2019 учебный год на основании
1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(2010г.)
3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
4.Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2018-2019 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебник:
Камкин А. В. Истоки. Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
На изучение данного предмета отводится 34 часа.
Форма промежуточной (годовой) аттестации – контрольная работа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
У учащегося могут быть сформированы:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия)
У учащегося будут сформированы:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
У учащегося могут быть сформированы:
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты
У учащегося будут сформированы:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
Учащийся получит возможность научиться:
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Содержание учебного курса «Истоки» для 5 -9 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.
«Слово и образ России».
Слово и образ Отечества
Отечество
Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества – единство разнообразия. Признаки единства – вера, язык, культура, образ жизни, общая история, столица, иепархия земель и городов, святые и памятные места. Образы земледельца и ремесленника, князя и воина, мудреца и монаха.
Святая Русь как обобщённый идеал земного устроения.
Святая Русь – хранительница Православной веры.
Цвета Родины - белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли
Стольный град Москва. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва - «третий Рим». Москва – слово в камне.
Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский.
Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Лен и прялка. Кружево. Тихие протяжные песни Севера. Северное сияние. Полярная ночь.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России.
Сибирь «златокипящая государева вотчина». Путь «встреч Солнцу». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Остроги. Сибирские морозы и сибирский характер.
Поволжье: многоликое и разноязыкое. Волга – матушка. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), людей, Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин).
Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы
Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.
Образы северных рубежей. Белое море. Город Архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.
Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству.
Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встречь Солнцу». Огнедышащая Камчатка. Русская Америка.
Легенды о запредельном - о «тридевятом царстве», «тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы Беловодья в памяти народной.
Слово и образ малой Родины
Город
Семья русских городов.
Не стоит город без праведника. Небесные покровители городов.
Назначение города - торгово – ремесленный, оборонный, промышленный, информационный и коммуникационный центр, творец и хранитель отечественной культуры., хранитель веры.
Городская среда.
Кремль: крепостные укрепления, Золотые и Святые врата, символика стен и башен, общественное значение Кремля.
Посад: концы и слободы, малые миры большого города.
Собор: собор людей, святых и святынь, Соборная горка и «Иордань».
Площади: Соборная, Торговая, Сенная, Парадная.
Храмы: приходские, домовые, всеградские, обетные и др.
Православная топонимия русского народа.
Улица: правила застройки, названия улиц, мир улицы, соседи. Переулки и дворы, дворовое братство.
Памятные места: набережная, мосты, сады, Поклонная гора и др.
Города легендарные – град Китеж.
Деревня
Образы деревни, села, починка, погоста, Торжка, слободы, хутора. Поселения приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные.
Деревенские угодья. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.
Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам.
Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.
Образы сельского храма и часовни.
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста.
Мир – триединство волости – общины – прихода. Мир – «демократия малых пространств».
Памятные и приметные места
Гора. Горы в Библии и истории. Гора как место молитвы и духовного прозрения. Горы – памятники.
Дерево. Древо жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре, искусстве. Священные рощи.
Камень. Камни – следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем.
Родник. Легенды о родниках. Святой источник.
Остров. Остров как знак иного мира. Острова мёртвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри.
Озеро. Великие озёра. Святое озеро.
Излучина. Лука. Лукоморье.
Слово и образ времени
Жизненный круг времени
Век вечность. Век - жизнь. Жизненный круг.
Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крестные родители. Любовь и нежность близких. Колыбельные песни. Познание родного очага.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Покаяние и чаша.
Участие в делах семьи. Обязанности по дому. Дружба. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение трудовыми навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка, родительское благословение и венчание. Свадьба.
Семилетия зрелости. Новая родня и новые заботы. Отцовство и материнство. Мастерство. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Забота о ближнем.
Пожилые и старые. Завет о почитании родителей. Хранители устоев и семейного очага. Сила духа в немощи совершается. Наказы стариков.
Годичный круг времени
Год и лето. Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста; центральный образ – Образ Христа – Спасителя. Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения; центральный образ – Образ Богородицы – Заступницы. Год мартовский от весны до весны, центральный образ – образ Земли – Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов.
Зима: «умирание» природы. Рождество как символ выхода из тьмы «застывшего» мира, Рождественская ёлка; Новый год, святки – детский характер праздников; Крещение и великое водосвятие – время духовного очищения и внутренней сосредоточенности.
Весна: пробуждение природы и Масленица; распускающаяся верба; Великий пост и великое обновление; Пасха и ликование весны духовной.
Лето: полнота возрождённой природы; молодая берёзка; Троица и полнота жизни духовной; три Спаса как знак преображения природы и человека.
Осень: угасание природы. Рождество Богородицы и Воздвижение Креста - знаки надежды на новое возрождение; Покров как символ защиты и покровительства.
Всему своё время. У Бога живы все – дни поминовения предков. Каждому времени своя пища: будничная и праздничная, постная и скоромная, ритуальная.
Малые круги: седмица и день
Символика седмичного круга: воскресенье и будни, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.
День и час. День красный, чёрный, белый, пёстрый. Полдень и полночь. Час и мгновенье.
Обобщающее повторение «Наше Отечество» ( 3часа)
Тематическое планирование
№/№ | Тема | Количество часов (всего) | Контрольные работы, проектные работы, лабораторные работы, практические работы, экскурсии(количество) |
1 | Слово и образ отечества | 10 | Практическая работа – 2 Тест -1 |
2 | Слово и образ малой родины | 12 | Тест - 1 |
3 | Слово и образ времени | 9 | Практическая работа -1 |
4 | Обобщающее повторение «Наше Отечество» | 3 | Контрольная работа -1 |
Календарно-тематический план
№ урока | Название раздела и тема урока | Количество часов | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
1 | Слово и образ отечества Отечество (Вводный урок) | 1 | 07.09 | |
2 | Святая Русь | 1 | 17.09 | |
3 | Столица. Стольный град Москва | 1 | 21.09 | |
4-5 | Ядро земли Русской (Золотое кольцо России) | 2 | 28.09 05.10 | |
6 | Северная Фиваида | 1 | 12.10 | |
7 | Поморье. Земля Новгородская | 1 | 19.10 | |
8 | Поволжье. Сибирь. Края и земли. | 1 | 26.10 | |
9 | Рубежи и пределы | 1 | 09.11 | |
10 | Повторительно-обобщающий урок «Образ Отечества» | 1 | 16.11 | |
11 | Слово и образ малой родины. Город. Семейство русских городов | 1 | 23.11 | |
12 | С чего начинается город? Кремль. Посад. | 1 | 30.11 | |
13-14 | Духовная жизнь города. Собор. Площадь. | 2 | 07.12 14.12 | |
15 | Храмы города | 1 | 21.12 | |
16 | Образ города | 1 | 28.12 | |
17 | Улицы, дворы. Поклонная гора. Жизнь и быт горожан | 1 | 18.01 | |
18 | Деревня | 1 | 25.01 | |
19 | «Памятные и приметные места. Гора. | 1 | 01.02 | |
20 | Камень. Родник. Дерево. | 1 | 08.02 | |
21 | Остров. Озеро. Образ деревни | 1 | 15.02 | |
22 | Обобщающий урок «Слово и образ малой родины» | 1 | 22.02 | |
23 | Слово и образ времени Младенчество и детство | 1 | 01.03 | |
24-25 | Отрочество и юность | 2 | 15.03 29.03 | |
26 | Зрелость. Пожилые и старые» | 1 | 05.04 | |
27-28 | Жизненный круг | 2 | 12.04 | |
29-31 | Год и Лето. Годичный круг. | 3 | 19.04 26.04 03.05 | О3.05 –праздничный день, тема с 3 часов сокращена до 2 часов |
32 | Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 1 | 10.05 | |
33-34 | Обобщающее повторение «Наше Отечество». | 2 | 17.05 24.05 | |