Рабочая программа секции «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2017-2018 учебный год.
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта
Рабочая программа секции дополнительного образования «Волейбол» относится к программе спортивно-оздоровительного направления.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся два раза в неделю, всего 70 занятий в год
поэтапное обучение техническим приемам игры и тактическим действиям, постепенный переход к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей учащихся;
повышение игровой культуры на основе изучения правил игры в волейбол и игрового опыта
обучение практическим навыкам организации и судейства соревнований по волейболу;
развитие игрового мышления на основе расширения вариативности игровых приемов, взаимодействия партнеров;
воспитание игровой дисциплины, самостоятельности, ответственности и инициативности в выборе и принятии решений;
формирование потребности в регулярных занятиях спортом, навыков самоконтроля, гигиенических навыков, воспитание трудолюбия, выдержки, воспитание волевых качеств.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий 2 раза в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия – семинары по судейству, где подробно развивается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
По окончании обучения программы по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» обучающиеся
№ занятия | Темы занятий | Ко-ли-чество ча-сов | Учебные действия | Дата проведения | Коррек ция |
по плану | по факту |
1 | История развития волейбола Инструктаж по технике безопасности | 1 | Изучают cтановление волейбола как вида спорта последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола | | | |
2-3 | Правила игры и методика судейства | 2 | Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. | | | |
4-5 | Техническая подготовка волейболиста | 2 | Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки. Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка - необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения. Определения и исправления ошибок. Задачи тренировочного процесса. Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость) Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовка | | | |
6-7 | Техника игры в волейбол | 2 | Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке. Ознакомление с техникой игры. Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры. Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков. Нормативные требования и испытания по технической подготовке. "Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. Терминология. Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты. | | | |
8-9 | Физическая подготовка | 2 | Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений. Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке. Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования. | | | |
10-11 | Методика тренировки волейболистов | 2 | Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств. Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам. Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике. | | | |
12-13 | Стартовые стойки | 2 | Устойчивая, основная; статическая стартовая стойка; динамическая стартовая стойка. | | | |
14-15 | Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и защите | 2 | Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места). | | | |
| | Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. | | | |
16-17 | Обучение технике нижней прямой подачи Обучение технике нижней боковой подачи | 2 | Подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче; специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче; подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче; специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче; | | | |
18-19 | Обучение технике верхней прямой подачи | 2 | подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче; специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче: | | | |
20-21 | Обучение техники верхней боковой подаче | 2 | подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче; | | | |
22-23 | Обучение техники верхней боковой подаче | 2 | подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче; специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче; | | | |
24-25 | Обучение укороченной подачи Обучение технике передач снизу | 2 | специальные упражнения для обучения укороченной подаче подача на точность; подводящие упражнения с набивными мячами; имитационные упражнения с волейбольными мячами; специальные упражнения индивидуально у стены; специальные упражнения в группах через сетку; упражнения для обучения передаче одной снизу | | | |
26-27 | Обучения технике верхних передач Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки). | 2 | Техника передачи двумя сверху Техника передачи в прыжке над собой, назад подводящие упражнения для обучения: с набивными мячами, с баскетбольными мячами; специальные упражнения в парах на месте; специальные упражнения в парах с перемещением; | | | |
28-29 | Обучение технике нападающих ударов | 2 | подводящие упражнения с набивным мячом; упражнения для обучения напрыгиванию; упражнения с теннисным мячом; упражнения для обучения замаху и удару по мячу; специальные упражнения у стены в опорном положении; специальные упражнения у стены. | | | |
30-31 | Обучение технике приема подач | 2 | упражнения для обучения перемещению игрока; имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения); специальные упражнения в парах без сетки; | | | |
32-33 | Обучение технике приема мяча с падением | 2 | - на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки - грудь | | | |
34-35 | Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное) | 2 | упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков; имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения); имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре); специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре); упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные) | | | |
36-37 | Обучение и совершенствование индивидуальных действий | 2 | Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом (короткие, средние, длинные), двумя с поворотом, без поворота одной рукой. | | | |
38-39 | Обучение индивидуальным тактическим действиям | 2 | При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений | | | |
40-41 | Обучение и совершенствование индивидуальных действий | 2 | Групповые взаимодействия. Характеристика командных действий. Взаимодействие игроков. Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом. | | | |
42-43 | Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар | 2 | Обучение технике передачи в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабления и растяжения. Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке. Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока. Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП. Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости. | | | |
44-45 | Обучения тактике нападающих ударов | 2 | Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы. | | | |
46-47 | Обучение индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока | 2 | Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Учебная игра. | | | |
48-49 | Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе | 2 | Упражнения для развития гибкости. Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений. | | | |
50-51 | Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями | 2 | Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра. | | | |
52-53 | Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов | 2 | Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны Учебная игра. | | | |
54-56 | Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего | 3 | Обучение приему мяча от сетки. Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов Развитие координации. Учебная игра. Передача мяча одной рукой в прыжке Учебная игра. | | | |
57-59 | Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии | 3 | Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. | | | |
60-61 | Обучение командным действиям в нападении | 2 | Учебная игра с заданием. | | | |
62-63 | Взаимодействие игроков задней и передней линий в нападении и при приёме подачи. Игра | 2 | | | | |
64-65 | Обучение командным действиям в защите | 2 | Учебная игра с заданием. | | | |
66-67 | Нападающие действия игроков передней линии при второй передачи | | Учебная игра с заданием | | | |
68-69 | Система игры в защите. | 2 | Учебная игра | | | |
70 | Техника безопасности на учебно- тренировочных занятиях и соревнованиях | 1 | | | | |